СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал "Лабиринты" к урокам русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал "Лабиринты" предназначен для самостоятельной работы учащихся . Лабиринт - это тест, состоящий из 20 вопросов по изученной теме. Двигаясь от вопроса к вопросу ученик должен прийти к заключительному 20 вопросу, выстроив  цепочку верных утверждений

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал "Лабиринты" к урокам русского языка»


Дидактический материал «Лабиринты» к урокам русского языка в 5 классе

Пояснительная записка

Учителю

Дидактический материал предназначен для самостоятельной работы учащихся. «Лабиринты» - это тесты, содержащие 20 тезисов по изучаемой теме. Принцип работы с лабиринтом несложен. Каждый тезис записан в прямоугольнике, которому присвоен порядковый номер (от 1 до 20) или буква. От прямоугольников отходят стрелки «Да» и «Нет». Тезисы могут быть верными и неверными.

Как работать с лабиринтами

1. Прочитайте тезис №1 и решите, согласны вы с ним или нет. Если вы согласны с предложенным тезисом, то двигайтесь по стрелке «Да», если нет – то по стрелке «Нет» к следующему тезису. Последовательность прохождения тезисов и их количество будут зависеть от правильности ответов.

2. Задание считается выполненным, если учащийся попал на последний тезис. При этом не обязательно прохождение всех тезисов по пути к тезису.

Существует только одно правильное решение, которое включает около 10-15 тезисов.

3. Особенность лабиринта состоит в том, что если ученик отвечает неправильно, то он отклоняется от верного направления движения, но, ответив на следующий тезис верно, вновь возвращается на правильный путь. Если ученик делает две- три ошибки подряд, то он попадает в тупик. В этом случае ему придется пройти весь путь сначала.

4. По мере продвижения по лабиринту учащийся записывает порядковые номера тезисов. Напрмер,1-2-6-8…-20. Главное условие – начать с цифры 1 и закончить на цифре 20. Движение по лабиринту между этими номерами произвольное.

5. Выполнив работу, учащийся сдает ее на поверку учителю.

6. Более сложный вариант – лабиринт с буквами: учащийся записывает не цифры, а буквы. В результате он получит ключевое слово. При чем в некоторых случаях полученное слово нужно читать с права налево. При этом учитель должен заранее подсказать, что нужно делать. Такой подход затрудняет общение детей друг с другом при выполнении задания и практически исключает возможность списывания.

Используя пособие, учащиеся могут выполнить следующие задания:

1.Внимательно читая утверждения, пройдите путь от 1 до 20 и запишите номера пройденных тезисов.

2.Пройдя лабиринт, выпишите отдельно номера верных и неверных ответов.



Опыт работы с лабиринтом показывает, что:

1. Для решения теста необходимо 10-12 минут.

2. Тесты позволяют быстро определить уровень знаний учащихся и внести необходимые коррективы.

3. Пособие можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе в парах.

4. При фронтальных опросах лабиринты позволяют каждому ученику работать самостоятельно в собственном темпе.

5. Ученики, не обладающие хорошими коммуникативными способностями, работая с лабиринтами, успешно справляться с заданиями.

6. Работа с лабиринтами эффективна в любом классе, даже в начальной школе.

В процессе работы с лабиринтами у ребят развивается алгоритмическое мышление, способность правильно и самостоятельно ориентироваться в разнокачественной информации, вырабатываются навыки работы в парах, появляется потребность самостоятельно привлекать учебную и справочную литературу. Лабиринты помогут разнообразить уроки и внеурочную деятельность школьников, сводя к минимуму руководящую роль учителя и развивая самостоятельность учащихся.

«Лабиринты» чаще используются для текущей проверки знаний и умений и итогового контроля.

«Лабиринт» обеспечивает:

- валидность проверки, полноту охвата контролируемого объекта, раздела или курса;

- демократичность процедуры: все ученики находятся в равных условиях, выполняя одни и те же (аналогичные) задания;

- чистоту результата, т.к. : рядом сидящие учащиеся выполняют разные варианты одного и того же «Лабиринта»;

- объективность оценки и существенную экономию времени, затрачиваемого на проверку, особенно в том случае, если для обработки результатов используются компьютеры;













Синтаксис и пунктуация (1)

1

Подлежащее и сказу- емое –это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения

2

Подлежащее-глав- ный член предло- жения, который называет того кто действует, обладает опред. признакомзнакомпризнаком определенным притзнаком

Предложения, 4 которые состоят только из главных членов называются нераспространен-

ными

3

Подлежащее обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже

5

Предл-я,,имеющие кроме главных членов, хотя бы один второстеп-ный член называются распространенными


да нет да нет


8

Определение-

второстепенный член предложения,

который отвечает на вопросы

Какой? Чей?

9

Обстоятельство - второстепенный член предлож-я, который отвечает на вопросы где? когда? куда? откуда?почему?как?

10

Обстоятельства обозначают место, время, способ действия

6

Сказуемое- главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего

7

Сказуемое обычно выражается глаголом: оно м.б. выражено также и существительным и прилагательным

нет да нет да да да нет


нет нет нет да



да да нет да да нет нет нет

15

Обстоятельства обычно выражаются наречиями или существительными в косвенных падежах

13

Дополнения обычно выражаются именем существительным или местоимением в косвенном падеже

14

Однородные члены предлож-я отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения

11

Сказуемое отвечает на вопросы Что делает предмет? Каков предмет?

Что такое предмет?

Кто таков?

12

Дополнение –второстеп. член пред ложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет

нет

нет да нет

да

да да нет нет да да да

20

Обращение-это славо(или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью


18

Однородные члены произносятся с интонацией перечисления

19

Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения

16

Подлежащее отвечает на вопросы:

КТО? или ЧТО?


17

Определения обычно выражаются прилагательными



нет да нет



Синтаксис и пунктуация (2)

1

Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения

2

Словосочетание единица синтаксиса. Слосвосоч. состоит из 2 или нескольких связанных по смыслу и грамматич. слов

Сказуемое 4

отвечает на вопросы Что делает предмет? Каков предмет?

Что такое предмет?

Кто таков?


3

Словосочетание состоит из 2 частей: главной и зависимой. Зависимое слово связывается с главн. по смыслу и граммат граммат.граммат. грамматически


5

Предложения, которые состоят только из главных членов называются нераспространен-

ными








да нет нет нет


нет нет нет да да да да нет нет

Смысловая свзязь 8

в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому

9

Сказуемое- главный член предложения, который называет действие, состояние или признак подлежащего


10

Определения обычно выражаются прилагательными



6

Второстепенные члены предложения поясняют главные или другие второстепенные члены

Пунктуация - 7

раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки 7


да нет да нет



да да да нет нет да да

Предложения, 15 имеющие кроме главных членов, хотя бы один второстепенный называются распространенными


13

Подлежащее-глав- ный член предло- жения, который называет того кто действует, обладает опред. признаком

14

Подлежащее отвечает на вопросы:

КТО? или ЧТО?



11

По цели высказы- вания различаются повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения

12

Подлежащее и сказуемое-это глав- ные члены пред- ложения. Они состав ляют грамматичес- кую основу предлож. предложпредложеничя предложения


нет нет да нет


да да да да да нет да

20

Дополнения обычно выражаются именем существительным или местоимением в косвенном падеже


18

Определение-

второстепенный член предложения,

который отвечает на вопросы

Какой? Чей?


19

Обстоятельства обозначают место, время, способ действия


16

Дополнение –второстеп. член пред ложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет


17

Обстоятельство - второстепенный член предлож-я, который отвечает навопросы где? когда? куда? откуда?почему?как?


нет нет нет да


Фонетика

1

Звуки речи изучает фонетика

2

Гласные звуки состоят только из голоса

Слог – это один 4 гласный звук или несколько звуков в слове, которые произносят одним толчком воздуха


Слог –это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые произносят одним толчком воздуха

3

Слово правильно разделено для переноса?

Объ- яв- ля- ть

5

Отражаются ли на письме позиционные чередования гласных и согласных?

да

да нет нет

нет


Оофоэпия- 8

раздел науки о языке, в котором содержатся правила произношения звуков и ударения в словах

9

Графика изучает начертания букв и их виды

10

В слове ЛОДКА

произношение расходится с написание

6

О букве говорят, что она обозначает звук

7

При образовании гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот свободно

нет да нет да да нет нет да


нет да нет да



да нет да нет нет нет

15

Каллиграфия учит соблюдать принятые начертания букв

13 Звуки, состоящие из голоса и шума или только из шума, называются согласными

14

Согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие

11

В сонорных (звучных) согласных голос преобладает над шумом

12

В русском языке 33 буквы


нет да нет нет


да да да да да нет да да да

20

Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложением


18

В слове ЮГ буква Ю - обозначает два звука

19

Алфавит - это буквы, расположенные в определенном, обязательном для всех порядке

16

Буквы Е, Е, Ю, Я могут обозначать сочетания двух звуков

17 Ударение – это выделение одного из слогов с большей силой при произношении слова



нет нет да нет


Морфемика

1

Морфемы - как части слова изучаются в особенном разделе науки о языке - морфемике

2

Морфема – наименьшая значимая часть слова

Корень- главная 4

значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значе- ние однокоренных слов

3

Окончание – значимая часть слова, которая образует формы слова

5

Окончание выражает грамматическое значение слова

нет

да да нет да


8

При образовании однокоренных слов получаются слова с различным лексическим значением

9

Основа – это часть изменяемого слова без окончания

10

Суффикс значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов

6

Слово состоит из основы и окончания


7

Каждая морфема имеет свое смысловое значение

нет нет да нет да да да


да нет нет нет



нет да да да да нет

15

Приставка- значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов

13

При изменении слова получаются формы этого же слова

14

В основе слова заключено его лексическое значение

11

В приставках на

–з (-с) перед звонкими

согласными пишется з, а перед глухими - с

12

В основу входят: приставка, корень, суффикс


нет да нет да


да да нет да да нет нет да нет

20

В корне – раст-; -рос-

безударная а пишется перед

ст; щ

18

В корне после шипящих под ударением

пишется е , а не о

19

Неизменяемые слова состоят только из основы


16

В корне – лаг -;

-лож- в безударном положении А пишется, если за корнем стоит суффикс

17

Среди окончаний м.б. нулевое окончание т.е. такое, которое звуками не выражено.



нет нет нет да


И м

Имя

существительное

- часть речи, которая обозначает предмет.

я существительное

2

Имена существительные отвечают на вопрос КТО? или ЧТО?

Среди имен 4 существительных есть такие, которые имеют форму только множественного числа

3

К каждому падежу относится два падежных вопроса

5

Правильно ли указана форма МН.Ч. имен существи- тельных без чулок;

нет мест;

много помидоров


нет нет да нет


8

К 1 склонению относятся существительные муж. и женск.рода с

окончаниями – а;-я


9

Склонение существительных определяется по именительному падежу единственного числа

10

Существительные: рояль, лосось, кофе, янтарь – мужского рода

6

Существительные собственные являются названиями единичных предметов и пишутся с большой буквы

7

Одушевленные имена существительные

отвечают на вопрос КТО?

да да да нет да нет да да


нет нет нет нет



да да нет да да нет да

15

Большинство существительных в русском языке изменяются по падежам, т. е. склоняются

13

Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду

14

В предложении имена существитель- ные чаще всего бывают подлежащи- ми, дополнениям или обстоятельствами

11

После шипящих и Ц вٱ существительных под ударением пишется О, без ударения – буква Е

12

Имена существительные изменяются по падежам и числам


нет да нет нет


нет да нет нет да нет да да

20

Ь знак после шипящих на конце слова пишется у существительных

3 склонения

Чтобы определить18 падеж сущ-го нужно: 1.Найти слово, к котор. относится сущ-е. 2.Поставить от этого слова к су-

ществит. вопрос

19

Ко 2 склонению относятся существи- тельные мужского и среднего рода с окончанием –О;-Е и

ٱ

16

Среди имен существительных

есть такие, которые имеют форму только множественного числа

17

Существительные: леса, дочка, врачи, вещь- 1склонения.



да да нет да

Г лагол

Имя прилагательное

1

Имя прилагательное часть речи, которая обозначает признак предмета

2

Имена прилагательные отвечают на вопросы:

Какой? Чей?

4

У кратких прилагательных с основой на шипящую Ь знак на конце не пишется

3

Имена прилагат-е согласуются с сущ. , т. е. стоят в том же роде, числе и падеже, что и сущест-е, от которых они зависят зависят

5

Предложение правильно разобрано синтаксически

Свежая сирень пахуча.

нет нет нет да


8

Имена прилагательные бывают в полной и краткой форме.


9

В предложении краткое прилагательное обычно является подлежащим

10

Краткие имена прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в ед. ч. по родам

6

Имена прилагательные изменяются по числам, родам

(в ед. ч.), падежам

7

Правильно поставлены ударения в прилагательных большого, хорошего, колючего, чужого

да да да да нет да нет


нет нет нет да



нет нет да да нет да нет

15

Краткие имена прилагательные отвечают на вопросы:

Каков? Какова? Каково? Каковы?

13

Начальная форма имен прилагат-х

именительный падеж в единствен. числе, мужского рода.

14

В предложении имена прилагательные являются определениями или сказуемыми

11

С помощью вопроса нельзяопределить написание безударного окончания у прилагательного


12

Правильно ли согласовано прилагательные в словосочетании:

в теплую весеннюю пору



да нет да нет


18

В окончаниях прилагательных после шипящих под ударением пишется О, без ударения Е

да да да да нет да да да

20

Падеж и число являются изменяемыми признаками имени прилагательного

19

Все слова прилагательные:

синий, синь, синеть, надежный.

16

Есть ли среди словосочетаний прилагат., которое является «лишним» молодой юноша; красивая девушка

17

Прилагательные: пахуч, свеж, хорош, пишутся без Ь

нет

нет да нет

да


Глагол

1

Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета

2

Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением


4

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы: Что делать? или Что сделать?

3

Личные окончания глаголов 1 спр.:

-ешь

-ет -ут(ют)

-ем

-ете


5

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: Что сделать? Что сделал? Что сделаю?


да да нет да


8

Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, будущего и прошедшего времени

9

Глаголы несовер- шенного вида отвечают на вопросы: Что делать? Что делал?

Что делаю?

10

В прошедшем времени глаголы изменяются по родам (в ед. ч.) и числам

6

Неопределенная форма глаг. – это начальн. форма глаг. она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода

7

В прошедшем времени перед ^ -л- пишется та же гласная, что и в неопределенной форме

нет нет да да нет да нет

а нет

нет нет да



да нет да да нет да да

15

В глаголах во 2-м лице, ед.ч., настоящем и будущем времени после шипящих пишется Ь

13

Если глагол отвечает на вопросы ЧТО делать? Что сделать? то это глаг. в неопр. форме и в нем перед – ся пишется Ь пишется

14

В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим

11

Не пишется с глаголами раздельно, за исключением тех глаголов, которые не употребляются без НЕ.

12

Глаголы несов вида отвечают на вопросы:

Что делать?

Что делал?

Что делаю?


да нет нет нет


да нет да нет да нет да нет

20

Глагол СМОГУ совершенного вида


18

Личные окончания глаголов 2 спряж.

-ишь; -им

-ит

-ите -ат(-ят)

19

В корнях с чередованием Е-И пишется буква И, если после корня стоит суффикс –А-

16

Будущее время глагола имеет две формы простую и сложную


17

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам



нет да нет да


КЛЮЧИ К ЛАБИРИНТАМ


1 СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ 1, 2, 8, 4, 9, 13, 7, 6, 11, 17, 18, 14, 15, 20


2 СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ 1, 2, 8, 12, 17, 13, 14, 10, 15, 20


ФОНЕТИКА 1, 2, 7, 8, 4, 5, 10, 9, 13, 18, 19, 15, 20


МОРФЕМИКА 1, 2, 3, 8, 4, 5, 10, 14, 15, 19,20


ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ 1, 6,11, 7, 3, 4, 8, 13, 12, 16, 17, 18, 14, 9, 5, 10, 15, 19, 20


ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ 1, 6, 2, 8, 13, 14, 18, 19, 20


ГЛАГОЛ 1, 2, 3, 8, 12, 17, 18, 14, 10, 15, 19, 20














Список использованной литературы

  1. Ладыженская Т.А., Барано М. Т., Тростенцова Л.А. Русский язык 5 класс в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2019.

  2. Елькина А.М., П.Е. Старцев П.Е. Биологические лабиринты. – М.: Дрофа, 2001.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!