СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по функциональной грамотности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит Дидактический материал - электронные кейсы по функциональной грамотности. Задания максимально приближены к ОГЭ по обществознанию. Развитие навыков у выпускников  самостоятельно составлять себе кейсы очень полезно для подготовки к успешной ГИА. 

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по функциональной грамотности»

З



ЗАДАНИЕ 1 ГРУППА 1




Текст ВИРТУАЛЬНЫЕ СОСЕДИ

Прочитайте введение.

Затем приступайте к выполнению заданий, нажав на кнопку с номером задания.


Введение


ВИРТУАЛЬНЫЕ СОСЕДИ


Многие современные жители городов проводят дома незначительную часть своего времени: работа; учёба; время, потраченное на поездки; встречи с друзьями – всё это не позволяет назвать «среднего горожанина» домоседом. Однако многие представления изменились во время пандемии, когда вводился локдаун, и работа и обучение переводились в дистанционный режим. Взаимодействие с соседями по дому всегда влияет на нашу жизнь, и от многих причин зависит, каким будет это влияние.












Виртуальные соседи


Прочитайте текст «Домовый чат», расположенный справа. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.


Какое из приведённых ниже суждений может лучше всего объяснить, почему папа назвал Наташу специалистом по общению в чатах?


Отметьте один верный вариант ответа.


А. Наташа нашла аргументы в поддержку намерения своей мамы.

Б. Используя чат, Наташа получает информацию от официальных организаций.

В. Наташа обладает навыками использования айфона.

Д. На основании информации чата Наташа перечислила просьбы и благодарности соседей.

Е. Наташа поработала с информацией чата и выбрала в ней самое существенное.





Ответ:

ДОМОВЫЙ ЧАТ


Мама восьмиклассницы Наташи вступила в домовый чат, созданный активными соседями. Вечером она поделилась с дочерью: «Знаешь, целый день приходили разные сообщения. Одно было о сроках ремонта лифта от управляющей кампании, а остальные – сто картинок, тысяча реплик, миллион каких-то претензий друг к другу. Наверное, надо выйти из чата. Это информационный шум, который мешает мне работать». Наташа посмотрела сообщения соседей на мамином айфоне и сказала: «На самом деле ты пропустила довольно важную информацию. Посмотри, вот просьба от соседки, которой не с кем оставить кошку на два дня. И благодарность от одинокого человека, которому помогли вызвать скорую и принесли из аптеки лекарства. А вот Олег из 3 подъезда нашёл возле лифта серёжку, и его родители ищут хозяйку. Наконец, все недовольны холодными батареями и договорились организованно отправлять свои жалобы в управляющую компанию. И это только за день! Ты ведь тоже всё время говоришь, что отопление работает плохо». Папа засмеялся: «Ну, кажется, у нас растёт специалист по общению в чатах!»


ЗАДАНИЕ 2 ГРУППА 1



Наташа живет с родителями и учится в 8 классе. Недавно они переехали в новый дом, где мама Наташи вступила в домовый чат, созданный активными соседями. Сравните 2 малые группы: семью и общество соседей.


Выберите и запишите в 1 колонку таблицы номера - сходства, а во вторую - номера черт отличия.

  1. наличие особых норм поведения

  2. отношение родства

  3. личные контакты членов группы

  4. общий быт






ЧЕРТЫ СХОДСТВА

ЧЕРТЫ РАЗЛИЧИЯ




















ЗАДАНИЕ 1 ГРУППА 2



Прочитайте текст «Как получить пользу от соседских чатов», расположенный справа. Запишите свой ответ на вопрос.

Наташа прочитала памятку «Как получить пользу от соседских чатов» и показала её маме. «Мне кажется, что специальные правила не нужны. Люди и так знакомы с правилами общения, знают о моральных и правовых нормах. Составлять правила – пустая трата времени», – сказала девочка. Мама не согласилась с ней: «Без этого совета обойтись нельзя».

Какие два аргумента в поддержку точки зрения мамы предложите вы?

Ответ:



КАК ПОЛУЧИТЬ ПОЛЬЗУ ОТ СОСЕДСКИХ ЧАТОВ


• Создать отдельные чаты для обсуждения вопросов по дому и общения по интересам: дети, спорт, автомобили.

• Узнать, кто живёт рядом с вами, и сообщить о своей специализации, если она может быть полезна для соседей.

• Просить помощи и предлагать её.

• Написать список правил для общения в группе.

• Соблюдать правила, общаться вежливо и поддерживать дружелюбную атмосферу.




ЗАДАНИЕ 2 ГРУППА 2


Социологи провели опрос жителей многоквартирного дома.

И задали вопрос: “Какой из способов разрешения социальных конфликтов наиболее эффективный?”

Результаты опроса представлены в виде графика.



Сформулируйте одно существенное сходство и одно различие в позициях групп опрошенных.

Обоснуйте причину.




СХОДСТВО

РАЗЛИЧИЕ



























ОБЩЕЕ ЗАДАНИЕ 1


Прочитайте текст «Плюсы и минусы виртуального общения», расположенный справа.

Наташа подумала, что домовый чат можно рассматривать как пример одного из видов общения в современном мире со всеми его достоинствами и недостатками. Она подготовила сообщение «Плюсы и минусы виртуального общения» и выступила перед одноклассниками на уроке обществознания. Одноклассники обсуждали выступление. Анатолию показалось, что некоторые утверждения Наташи были противоречивыми: «Ты утверждаешь, что виртуальное общение – это отличный способ для самовыражения, и тут же говоришь, что оно скрывает личность, помогает человеку быть «маской».


Ниже представлены различные суждения. Какие из них помогли бы Наташе объяснить противоречие, которое подметил Анатолий?


Отметьте все верные варианты ответа.

А. Общение в социальных сетях заменяет реальное непосредственное взаимодействие, поэтому в нём можно притворяться.

Б. Противоречивые суждения отражают противоречия, которые присущи виртуальному общению.

В. Виртуальное общение не подкрепляется мимикой, жестами, эмоциями.

Г. Участники виртуального общения теряют способность к сопереживанию и не скрывают это.

Д. Желание скрыть себя за «маской» может быть частью самовыражения, это как играть роль на сцене.


ОТВЕТ:


ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

Виртуальное общение между людьми является неотъемлемой частью повседневной жизни, и, конечно, у такого вида общения есть две стороны, свои плюсы и минусы. С одной стороны, в нашем распоряжении огромное количество источников информации о внешнем мире – СМИ, интернет. И часто мы лучше знаем подробности жизни знаменитых, но чужих нам людей, чем то, что волнует наших близких.

С другой стороны, виртуальное общение даёт нам бесценную возможность оставаться на связи с теми, кто живёт далеко от нас, и легко знакомиться с новыми людьми. Однако легко и прекратить любой виртуальный контакт.

Для многих социальные сети являются отличным способом для самоутверждения, самовыражения и повышения самооценки за счёт «выкладывания» фото или видео и зарабатывания «лайков» и одобрительных комментариев.

Виртуальное общение также даёт возможность скрывать свои истинные эмоции и даже выдавать себя за кого-то другого, прятаться за маской. Это порождает опасность столкнуться с мошенниками или психически нездоровыми людьми, которые могут причинить вред.

Любое виртуальное общение, какое бы оно замечательное ни было, никогда не заменит живого, где слова подкрепляются эмоциями, жестами и мимикой.

ОБЩЕЕ ЗАДАНИЕ 2


Рассмотрите рисунок. Какой вид деятельности соответствует заявленному выше тексту? В чём его плюсы и минусы? Назовите еще два вида деятельности, присущие человеку.


ПЛЮСЫ

МИНУСЫ

1 вид деятельности

2 вид деятельности






ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!