СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по истории. Памятки по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моможет учителю оформить стенды в классе. План-схемы, алгоритмы использовать на уроках

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по истории. Памятки по истории»

ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА О ВОЙНАХ

1. Причина и характер войны:

- основные противоречия, приведшие к войне;

- подготовка к войне;

- планы сторон.

2. Ход войны (основные этапы):

- повод к войне и ее начало;

- основные этапы и главные сражения;

- окончание войны, условия мира, итоги.

3. Значение войны. Экономические, социальные, политиче­ские и другие последствия войны.

ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

1. Исторические условия, в которых происходит деятель­ность личности.

2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

3. Интересы какого класса выражает исторический деятель?

4. Значение его личных качеств.

5. Оценка результатов деятельности исторической личности.

ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА ПО РЕВОЛЮЦИИ

1. Причины революции.

2. Задачи революции («зеркально» причинам).

3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).

4. Класс-гегемон (класс-руководитель данной революции).

5. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).

6. Ход революции (основные этапы, их краткая характери­стика).

7. Итоги революции.

8. Значение:

а) международное;

б) внутреннее.


ПАМЯТКИ - АЛГОРИТМЫ

ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА О ВОЙНАХ

1. Причина и характер войны:

- основные противоречия, приведшие к войне;

- подготовка к войне;

- планы сторон.

2. Ход войны (основные этапы):

- повод к войне и ее начало;

- основные этапы и главные сражения;

- окончание войны, условия мира, итоги.

3. Значение войны. Экономические, социальные, политиче­ские и другие последствия войны.


ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

1. Исторические условия, в которых происходит деятель­ность личности.

2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

3. Интересы какого класса выражает исторический деятель?

4. Значение его личных качеств.

5. Оценка результатов деятельности исторической личности.


ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА ПО РЕВОЛЮЦИИ

1. Причины революции.

2. Задачи революции («зеркально» причинам).

3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).

4. Класс-гегемон (класс-руководитель данной революции).

5. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).

6. Ход революции (основные этапы, их краткая характери­стика).

7. Итоги революции.

8. Значение:

а) международное;

б) внутреннее.


Памятка- алгоритм по составлению плана восстания, войны

1 . Название. Дата.

2. Причины восстания.

3. Место действия.

4. Повод к восстанию.

5 . Состав восставших.

Руководитель.

6. Основные события.

7. Результаты.



Памятка- алгоритм

1 . Название. Дата.

2. Причины восстания.

3. Место действия.

4. Повод к восстанию.

5 . Состав восставших.

Руководитель.

6. Основные события.

7. Результаты.



Памятка- алгоритм

1 . Название. Дата.

2. Причины восстания.

3. Место действия.

4. Повод к восстанию.

5 . Состав восставших.

Руководитель.

6. Основные события.

7. Результаты.




Памятка-алгоритм к изучению материала о войнах

1. Причины и характер войны:

- основные противоречия, приведшие к войне;

- подготовка к войне;

- планы сторон.

2. Ход войны (основные этапы)

- повод к войне и её начало;

-основные этапы и главные сражения;

- окончание войны, условия мира, итоги.

3. Значение войны.

Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.

Памятка-алгоритм к изучению материала о войнах

1. Причины и характер войны:

- основные противоречия, приведшие к войне;

- подготовка к войне;

- планы сторон.

2. Ход войны (основные этапы)

- повод к войне и её начало;

-основные этапы и главные сражения;

- окончание войны, условия мира, итоги.

3. Значение войны.

Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.

Памятка-алгоритм к изучению материала о войнах

1. Причины и характер войны:

- основные противоречия, приведшие к войне;

- подготовка к войне;

- планы сторон.

2. Ход войны (основные этапы)

- повод к войне и её начало;

-основные этапы и главные сражения;

- окончание войны, условия мира, итоги.

3. Значение войны.

Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.





Памятка-алгоритм для характеристики исторической личности

1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель и методы их решения.

3. Интересы какого класса выражает исторический деятель?

4. Значение его личных качеств.

5. Оценка результатов деятельности исторической личности.


Памятка-алгоритм для характеристики исторической личности

1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель и методы их решения.

3. Интересы какого класса выражает исторический деятель?

4. Значение его личных качеств.

5. Оценка результатов деятельности исторической личности.

Памятка-алгоритм для характеристики исторической личности

1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель и методы их решения.

3. Интересы какого класса выражает исторический деятель?

4. Значение его личных качеств.

5. Оценка результатов деятельности исторической личности.

Памятка-алгоритм для характеристики исторической личности

1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель и методы их решения.

3. Интересы какого класса выражает исторический деятель?

4. Значение его личных качеств.

5. Оценка результатов деятельности исторической личности.

Памятка-алгоритм для характеристики исторической личности

1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель и методы их решения.

3. Интересы какого класса выражает исторический деятель?

4. Значение его личных качеств.

5. Оценка результатов деятельности исторической личности.



Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля 5 - 6 кл


1. Найди, выясни, вспомни, где и в какое время жил;

- к какому сословию (группе в обществе), классу относился;

- какова была главная цель его жизни, планы.

2. Кратко опиши его внешность, характер.

3. Перечисли, в каких крупных исторических событиях он участвовал;

- решающие дела и поступки.

4.Найди в учебнике оценку дел, поступков этого человека.

5. Выскажи своё мнение (подтверждая его фактами), как он носился к угнетённым и угнетателям, в чьих интересах действовал;

- кому полезны его дела;

- что тебе нравиться в нём, что ты одобряешь в поступках, действиях, характере? Почему?


Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля 5 - 6 кл


1. Найди, выясни, вспомни, где и в какое время жил;

- к какому сословию (группе в обществе), классу относился;

- какова была главная цель его жизни, планы.

2. Кратко опиши его внешность, характер.

3. Перечисли, в каких крупных исторических событиях он участвовал;

- решающие дела и поступки.

4.Найди в учебнике оценку дел, поступков этого человека.

5. Выскажи своё мнение (подтверждая его фактами), как он носился к угнетённым и угнетателям, в чьих интересах действовал;

- кому полезны его дела;

- что тебе нравиться в нём, что ты одобряешь в поступках, действиях, характере? Почему?





Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля 5 - 6 кл


1. Найди, выясни, вспомни, где и в какое время жил;

- к какому сословию (группе в обществе), классу относился;

- какова была главная цель его жизни, планы.

2. Кратко опиши его внешность, характер.

3. Перечисли, в каких крупных исторических событиях он участвовал;

- решающие дела и поступки.

4.Найди в учебнике оценку дел, поступков этого человека.

5. Выскажи своё мнение (подтверждая его фактами), как он носился к угнетённым и угнетателям, в чьих интересах действовал;

- кому полезны его дела;

- что тебе нравиться в нём, что ты одобряешь в поступках, действиях, характере? Почему?



Требования к характеристике и оценке выдающегося исторического деятеля (7-11 кл)

  1. Определите исторические условия и общественную среду, в которой формировались взгляды, жизненные цели человека; по­кажите влияние этих условий.

  2. Раскройте черты характера человека в зависимости от его воспитания, от общественной среды, идеалов его класса.

Определите, какие качества личности человека помогали ему в достижении поставленных им целей и в решении исторических задач, объективно стоявших перед страной и народом, опреде­ленным классом общества.

  1. Раскройте связи и противоречия между целями и мотивами деятельности выдающегося человека; между его целями и средст­вами достижения.

  2. Выразите свое личное отношение к характеризуемому исто­рическому деятелю: к его гражданским и жизненным позициям, целям и средствам их достижения, его решающим поступкам, дей­ствиям, исходя при этом из понимания конкретных исторических условий, классового подхода и социалистической морали.

  3. Оцените значение и роль выдающейся личности, пользуясь следующими показателями:

  • результаты деятельности; ее значимость для определенного класса, народа, страны;

  • ее влияние на последующий ход событий;

  • воздействие ее примера на других людей, на новые поко­ления.


Требования к характеристике и оценке выдающегося исторического деятеля

Требования к характеристике и оценке выдающегося исторического деятеля (7 - 11 кл)

1 Определите исторические условия и общественную среду, в которой формировались взгляды, жизненные цели человека; по­кажите влияние этих условий.

2 Раскройте черты характера человека в зависимости от его воспитания, от общественной среды, идеалов его класса.

Определите, какие качества личности человека помогали ему в достижении поставленных им целей и в решении исторических задач, объективно стоявших перед страной и народом, опреде­ленным классом общества.

3 Раскройте связи и противоречия между целями и мотивами деятельности выдающегося человека; между его целями и средст­вами достижения.

4 Выразите свое личное отношение к характеризуемому исто­рическому деятелю: к его гражданским и жизненным позициям, целям и средствам их достижения, его решающим поступкам, дей­ствиям, исходя при этом из понимания конкретных исторических условий, классового подхода и социалистической морали.

5 Оцените значение и роль выдающейся личности, пользуясь следующими показателями:

  • результаты деятельности; ее значимость для определенного класса, народа, страны;

  • ее влияние на последующий ход событий;

  • воздействие ее примера на других людей, на новые поко­ления.



Требования к характеристике и оценке выдающегося исторического деятеля (7 - 11 кл)

1. Определите исторические условия и общественную среду, в которой формировались взгляды, жизненные цели человека; по­кажите влияние этих условий.

2. Раскройте черты характера человека в зависимости от его воспитания, от общественной среды, идеалов его класса.

Определите, какие качества личности человека помогали ему в достижении поставленных им целей и в решении исторических задач, объективно стоявших перед страной и народом, опреде­ленным классом общества.

3. Раскройте связи и противоречия между целями и мотивами деятельности выдающегося человека; между его целями и средст­вами достижения.

4. Выразите свое личное отношение к характеризуемому исто­рическому деятелю: к его гражданским и жизненным позициям, целям и средствам их достижения, его решающим поступкам, дей­ствиям, исходя при этом из понимания конкретных исторических условий, классового подхода и социалистической морали.

5. Оцените значение и роль выдающейся личности, пользуясь следующими показателями:

  • результаты деятельности; ее значимость для определенного класса, народа, страны;

  • ее влияние на последующий ход событий;

  • воздействие ее примера на других людей, на новые поко­ления.



Памятка - алгоритм по составлению плана восстания, войны

1 . Название. Дата.

2. Причины восстания.

3. Место действия.

4. Повод к восстанию.

5 . Состав восставших.

Руководитель.

6. Основные события.

7. Результаты.

Памятка-алгоритм к изучению материала о войнах

1. Причины и характер войны:

- основные противоречия, приведшие к войне;

- подготовка к войне;

- планы сторон.

2. Ход войны (основные этапы)

- повод к войне и её начало;

-основные этапы и главные сражения;

- окончание войны, условия мира, итоги.

3. Значение войны.

Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.


Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля 5 - 6 кл


1. Найди, выясни, вспомни, где и в какое время жил;

- к какому сословию (группе в обществе), классу относился;

- какова была главная цель его жизни, планы.

2. Кратко опиши его внешность, характер.

3. Перечисли, в каких крупных исторических событиях он участвовал;

- решающие дела и поступки.

4.Найди в учебнике оценку дел, поступков этого человека.

5. Выскажи своё мнение (подтверждая его фактами), как он носился к угнетённым и угнетателям, в чьих интересах действовал;

- кому полезны его дела;

- что тебе нравиться в нём, что ты одобряешь в поступках, действиях, характере? Почему?




Требования к характеристике и оценке выдающегося исторического деятеля (7-11 кл)

1) Определите исторические условия и общественную среду, в которой формировались взгляды, жизненные цели человека; по­кажите влияние этих условий.

2) Раскройте черты характера человека в зависимости от его воспитания, от общественной среды, идеалов его класса.

Определите, какие качества личности человека помогали ему в достижении поставленных им целей и в решении исторических задач, объективно стоявших перед страной и народом, опреде­ленным классом общества.

3) Раскройте связи и противоречия между целями и мотивами деятельности выдающегося человека; между его целями и средст­вами достижения.

4) Выразите свое личное отношение к характеризуемому исто­рическому деятелю: к его гражданским и жизненным позициям, целям и средствам их достижения, его решающим поступкам, дей­ствиям, исходя при этом из понимания конкретных исторических условий, классового подхода и социалистической морали.

5) Оцените значение и роль выдающейся личности, пользуясь следующими показателями:

  • результаты деятельности; ее значимость для определенного класса, народа, страны;

  • ее влияние на последующий ход событий;

  • воздействие ее примера на других людей, на новые поко­ления.



Памятка-алгоритм для характеристики исторической личности

1. Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

2. Задачи, которые стремится решить исторический деятель и методы их решения.

3. Интересы какого класса выражает исторический деятель?

4. Значение его личных качеств.

5. Оценка результатов деятельности исторической личности.


ПАМЯТКА-АЛГОРИТМ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕРИАЛА ПО РЕВОЛЮЦИИ

1. Причины революции.

2. Задачи революции («зеркально» причинам).

3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).

4. Класс-гегемон (класс-руководитель данной революции).

5. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил).

6. Ход революции (основные этапы, их краткая характери­стика).

7. Итоги революции.

8. Значение:

а) международное;

б) внутреннее.





















На основе характеристик двух современников-сподвижников Петра I разработайте план сравнительной характеристики.

Барон П.П. Шафиров.

«Из крещеных евреев, отличался умом, образованностью, зна­нием языков. Из низших служащих Посольского приказа поднял­ся на вершину служебной лестницы — стал вице-канцлером, баро­ном, богатым человеком. Он пользовался безусловным доверием Петра, осуществлял большую часть важнейших дипломатических акций России в годы Северной войны, был искусен и обворожи­телен в переговорах. Человек завистливый, честолюбивый и жадный, он не учился с Меншиковым и в 1723 г. пал жертвой придворных интриг — лишен должности и сослан. И хотя после смерти Петра ему удалось выбраться из ссылки, подняться на по­литический олимп ему уже не удалось».

А.Д. Меншиков.

«Сын дворцового служителя, с ранних лет он оказался возле Петра I. Расторопный, смышленый денщик, он сумел сделать бле­стящую карьеру благодаря особой привязанности к нему Петра,

административным талантам, отчаянной смелости в бою, рвению и усердию в исполнении воли царя. Богач, увешанный бриллиан­тами вельможа, он оставался до конца жизни жаден, вороват и безмерно честолюбив. При Петре II и он был сослан в Сибирь, где и умер, забытый всеми».

1) ДенщикиПетра I - офицеры его свиты,cолдаты, выполнявшие особые поручения. 
ДЕНЩИК,. (дореволюц.). Солдат, назначавшийся к офицеру в качестве прислуги. 



© Подготовьте краткую психологическую характеристику чело­века на основе его высказывания:

«Париж стоит мессы»,— Генрих Наваррский Бурбон.

«Государство — это я»,— Людовик XVI.

«Деньги не пахнут»,— Веспасиан.

«...»

© Подготовьте краткую оценочную характеристику деятельно­сти исторического лица, основываясь на его прозвище:

«Железный хромец» — Тамерлан; «Неподкупный» — Робес­пьер; «Колумб Замоскворечья» — А.Н.Островский; «Благословен­ный» — Александр I; «Булочник на троне» — Александр II; «Палкин» — Николай II; ...



Факт -  Действительное явление, событие, происшествие; то, что произошло на самом деле. 

Алгоритм - последовательность определенных действий или шагов для решения поставленной задачи.,инструкция, план

Меншиков

Русская энциклопедия

Меншиков Александр Данилович (1673-1729), сподвижник Петра I, светлейший князь (1707), генералиссимус (1727). Сын придворного конюха. С 1693 бомбардир Преображенского полка, сопровождал Петра I в Азовских походах 1695-96, Великом посольстве 1697-98. Во время Северной войны 1700-21 крупный военачальник. С 1703 губернатор Ингерманландии (позднее Санкт-Петербургской губернии), руководил строительством Санкт-Петербурга, Кроншлота (позднее Кронштадт). В 1718-24 и 1726-27 президент Военной коллегии. Оказал решающее влияние при возведении на престол Екатерины I; в годы её царствования был фактическим правителем государства. Императором Петром II сослан в Берёзов (ныне Берёзово Тюменской обл.). 2.

Генералиссимус (от лат. generalissimus — самый главный), высшее воинское звание в вооруженных силах ряда стран. Присваивалось полководцам, командовавшим во время войны несколькими, чаще союзными, армиями, а также иногда лицам из семей царствующих династий и государственным деятелям как почетное звание. Впервые звание генералиссимуса было присвоено в 1569 французским королем Карлом IX своему 18-летнему брату, впоследствии королю Польши и Франции Генриху III (1551–1589).

 

В России  звание генералиссимуса впервые встречается в Воинском уставе 1716 г. Петра I Великого, где сказано: «сей чин коронованным главам и великим владетельным принцам только надлежит, а наипаче тому, чье есть войско. В небытии же своем оный команду дает над всем войском своим генерал-фельдмаршалу». Между тем, в истории России генералиссимусами были не только особы царской крови, да и само звание стали присваивать еще до принятия названного выше Устава (1716 г.).

 

В СССР звание генералиссимуса Советского Союза было введено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1945 г.

 

В России и СССР звания генералиссимуса были удостоены 5 человек:

  • 28 июня 1696 г. воевода А.С. Шеин (1662–1700);

  • 12 мая 1727 г. князь А.Д. Меншиков (1673–1729);

  • 11 ноября 1740 г. принц Антон Ульрих Брауншвейгский (1714–1774), отец российского императора Ивана VI;

  • 28 октября 1799 г. полководец А.В. Суворов (1729–1800);

  • 27 июня 1945 г. Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин (1879–1953), Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами СССР в годы Великой Отечественной войны.

Кроме перечисленных, официально признанных в истории России генералиссимусов, титула «генералиссимуса потешных войск» Петром I Великим был удостоен князь Ф.Ю. Ромодановский (1640–1717).


Российские генералиссимусы

Несмотря на насыщенную военными событиями историю нашей страны, звание генералиссимус в России не получило распространение, почти каждое производство в него было крайне политизировано, что собственно и придает особое историческое значение и повышенный интерес к этому экстраординарному высшему почетному воинскому званию.

«Генералиссимус» в переводе с латинского — общий, наиглавнейший в армии. В словаре В.И. Даля это слово истолковывается как «главнокомандующий, начальник всей военной силы государства». 

Впервые звание генералиссимус было пожаловано французским королем Карлом IX в 1569г. его восемнадцатилетнему брату Анри (впоследствии король Генрих III). В присвоении высшего воинского звания не было единообразия: в одних случаях генералиссимусами становились пожизненно, а в других — только на период той или иной военной кампании. Венецианский полководец Морозини, к примеру, носил титул генералиссимуса четырежды — в 1678, 1681, 1684 и 1694гг., а эрцгерцог Карл Австрийский — дважды. В русский язык слово «генералиссимус» было привнесено иноземными начальниками во время правления царя Алексея Михайловича при их обращении к воеводе Большого полка.

В отечественной истории первым русским генералиссимусом стал в 1696г. соратник молодого царя Петра бояринАлексей Семенович Шеин, командовавший всеми войсками во втором Азовском походе.

Вторым российским генералиссимусом был ближайший сподвижник Петра I светлейший князь Александр Данилович Меншиков (1673–1729). С его именем связаны многие победы в русско-шведской Северной войне (1700–1721). На поле Полтавской победы в 1709г. торжествующий Петр произвел своего любимца и соратника в генерал-фельдмаршалы. Однако высшее звание А.Д. Меншиков получил только после смерти Петра Великого при следующих обстоятельствах. Внук последнего, император Петр II, 12 мая 1727г. заявил: «Я сегодня хочу уничтожить фельдмаршала!» Все присутствующие переглянулись в недоумении. Тогда император вручил Меншикову подписанный им патент на чин генералиссимуса. Но вскоре светлейший князь, замешанный в придворных интригах, был сослан в Сибирь в город Березов.

Звание генералиссимус в России наряду с крупнейшими полководцами имел и один из членов императорской династии. Анна Леопольдовна (мать не царствовавшего императора-младенца Иоанна VI) за время своего короткого правления 11 ноября 1740г. присвоила этот чин своему 26-летнему супругу принцу Антону-Ульриху Брауншвейгскому, практически не имевшему никаких военных заслуг.
    

28 октября 1799г. генералиссимусом российских сухопутных и морских сил стал великий русский полководец Александр Васильевич Суворов (1730–1800), победоносно завершивший свой легендарный Швейцарский поход в 1799г. Император Павел I, возводя А.В. Суворова в ранг генералиссимуса, писал: «Ныне, награждая Вас по мере признательности моей и ставя на вышний степень, чести и геройству предоставленный, уверен, что возвожу на оный знаменитейшего Полководца сего и других веков». Суворов участвовал в шести крупнейших войнах, был шесть раз ранен в боях, проделал 20 походов, дал 63 сражения и не проиграл ни одного, причем его войско только три раза численно превосходило неприятеля.

После Октябрьской революции звание генералиссимус было отменено вместе с другими воинскими званиями.

В СССР воинское звание Генералиссимус Советского Союза было введено после победоносного окончания Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1945г. За выдающиеся заслуги перед Советской Родиной в деле руководства всеми вооруженными силами государства во время Великой Отечественной войны это звание 27 июня 1945г. было присвоено Иосифу Виссарионовичу Сталину.

В 1993г. вместе с другими воинскими званиями Советской Армии звание Генералиссимус Советского Союза было формально упразднено.




 

Ингерманландия в Энциклопедическом словаре:
Ингерманландия - (от швед. Ingermanland) - одно из названий Ижорской земли, приневский край

Ингерманландия(Ингрия или Ижорская земля) — страна по берегам Невы и по побережью Финского залива, некогда сплошь населенная финскими народностями и входившая в состав Вотской, или Водской, пятины новгородской (VI, 806). Относительно происхождения названия В. Н. Татищевым были предложены два объяснения: или оно связано с именем князя Игоря (по Якимовской летописи, Ингорь), или с именем шведской царевны Ингегерды (Ingegerd, y финнов Ingeri, Inkeri, Inko), дочери Olof'a Sk ö tkonung'a и супруги Ярослава, согласно сагам, получившей во владение как свой удел Aldeigioborg (вероятно, область Старой Ладоги) с прилежащим к нему ярлством. Последнее мнение принял и развил академик Шёгрен. Из четырех ингерманландских племен финского происхождения, савакотов (Sawakot), эйремейзет (Äürämöíset, Äärämö iset), ингрикотов (Ingrikot) и ватьялайзет (Watialaiset, водь), последние были, по-видимому, первоначальным населением страны, а корельские ингрикоты (ингры, ижера), прежде называвшиеся просто корелами (Karjalaiset), первым из переселившихся сюда; к месту их поселения прежде всего и стало применяться название I n gerinmaa, которое Шёгрен толкует как "земля Ингерин", т. е. Ингегерды. Документально название И. может быть прослежено до XII в., когда в булле папы Александра III упоминаются, между прочим, Карелия, Ингрия и Лаппия. Генрих Латыш в своей хронике также говорит о стране Ингария, находящейся далеко за Нарвой. Слово Ижера (Ижора), встречающееся в летописи с 1240-41 гг., которым русские стали обозначать как народность, так и текущую здесь реку (по-финск. Ingerinjoki), произошло вследствие свойственного русскому языку смягчения г перед е. И. рано вошла в состав земель Великого Новгорода (здесь находились Ижорский и Спасский погосты Водской пятины) и быстро заселилась выходцами из русских областей; население здесь было сравнительно очень густое: в Ижорском погосте 1 селение на 6 в. (в 1862 г. 1 селение на 7, 6 в.); впрочем, сами размеры селения в XVI в. были значительно меньше, чем в настоящее время. Нападения шведов, начавшиеся в XIII в., вначале неудачные, потом — когда И. успела уже войти в состав Московского государства — привели 26 мая 1583 г. к уступке Швеции гг. Ямы, Копорья и Иван-города (основ. в 1492 г.), по перемирию, заключенному на р. Плюссе. Тявзинский договор, заключенный в царствование Феодора Иоанновича, возвратил эти гор. в 1595 г., но не надолго; Яков Делагарди, призванный в 1609 г. Шуйским, положил здесь основание крепости Ниеншанц и подчинил всю область шведам, которым И. и была формально уступлена по Столбовскому договору 1617 г. с гг. Иван-городом, Ямой, Копорьем и Орешком (Шлиссельбургом) и их уездами. Густав-Адольф хотел создать из И. надежный оплот для нераздельного владычества над Балтийским морем, но область эта как при нем, так и при его преемниках оказалась совершенно заброшенной. Поселившиеся в И. шведы деятельно пропагандировали лютеранство. В 1684 г. кн. Голицын заключил с шведскими послами в Москве договор, которым подтверждалась свобода греческого вероисповедания в Ижорской земле, но договор этот плохо применялся. В 1702 г. началось завоевание И. Петром Вел., которое в 1704 г. было уже закончено; одновременно И. стала формироваться в новую Ингерманландскую губ. Сначала лишь русский губернатор заменил шведского и в СПб. появилась приказная палата, в которую доставлялись старые сборы с И. и которая в свою очередь пересылала их в Ингерманландскую (главную) канцелярию (см.). Управление вновь приобретенной территорией сосредоточено было в руках Меншикова, который в 1703 г. назначен был шлиссельбургским и шлотбургским губернатором, потом губернатором СПб. и наконец и генеральным губернатором И. и Карелии. В 1706 г. к И. по управлению было присоединено старое ведомство Новгородского приказа, и она именуется уже губернацией, или губернией; под управление Меншикова отданы были еще Новгород, Старая Русса, Великие Луки, Торопец, Холм, Ржева Володимерова и гор. Олонецкой верфи: Олонец, Белоозеро, Пошехонье, Каргополь. С начала 1708 г. сюда присоединен был и Псков; центром управления пока оставалась канцелярия в Москве, в Семеновском. 17 января 1707 г. обнародован был указ о порядке управления Ингерманландской губ. (Полн. Собр. Зак., № 2135). Во главе администрации И. по-прежнему стоял Меншиков, в том же 1707 г. получивший звание князя Ижорской земли. По указу 1708 г. в состав ее входило громадное пространство, частью соответств. нынешним губерниям Эстляндской, Петербургской, Новгородской, Тверской, Псковской, Олонецкой и Ярославской. Для скорейшего заселения берегов Невы большая часть земель И. была роздана частным лицам, не считая громадных участков, подаренных царице Екатерине, Алексею Петровичу, царевне Наталии Алексеевне и Меншикову. Бравшие эти участки обязаны были на них и в СПб. строить дома, иначе их "дачи", или "мызы", отнимались обратно. Здесь селились рабочие, особенно каменщики, кирпичники, обжигальщики и т. п., которым давались наделы и платилось особое жалованье; крестьян переселяли целыми селениями: с 1715 по 1726 г. из Московского, Рязанского, Костромского и друг. уу. перенесено было в И. около 4000 дворов. В 1711 г. И. была первый раз размежевана; оказалось 1164313 дес. и 11554 крестьянских двора. Название Ингерманландская губ. продержалось недолго, и уже в первые годы по учреждении губерния стала именоваться С.-Петербургской, что окончательно утвердилось за ней росписью губерний 1719 г. По отношению к Петровской С.-Петербургской провинции название И. встречается в официальных бумагах весьма часто в течение всего XVIII в. См. Sj ögren, "Ueber die finnische Bevölkerung des St. Petersburger Gouvern. u. üb. den Ursprung des Namens Ingermanland" ("Mém. de l'Acad. VI Sér. Sciences polit., hist. e t philol.", т. II, стр. 101-256); Я. Грот, "Известия о Петербургском крае до завоевания его Петром Великим" ("Ж. M. Н. Пр.", 1853, ч. LXXVII); Ив. Пушкарев, "Описание С.-Петербурга и у. городов С.-Петербургской губ. (т. IV, 1842); "Полн. Собр. Зак." (т. I V, V, VI, и сл.); П. Милюков, "Государственное хозяйство в России и реформа Петра Вел." (СПб., 1892); Г. А. Немиров, "Опыт истории спб. биржи. Петербург до его основания" (I-V, 1888-91). Для шведского времени изданы "Писцовые книги Ижорской земли. Jordeb öck er ofver Ingermanland" (СПб., 1862). См. С.-Петербург и С.-Петербургская губ.
















Алгоритм последовательность 

определенных действий или шагов для решения поставленной задачи, инструкция, план.









Аргумент—довод, доказательство.


Факт -  действительное явление, событие, происшествие; то, что произошло на самом деле. 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!