СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по русскому языку , 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку , 8 класс»

Дидактический материал по теме"Синтаксис. Пунктуация"

1. Расставьте и объясните знаки препинания

Встречая день на прибрежной иве снова заворковали горлинки.

Выбравшись на чистую воду старая утка поплыла вдоль залива испуганно оглядываясь и тревожными криками подзывая к себе утят.

Сердито бился дождь в окно и ветер печально выл.

Вскормленный в неволе орел молодой мой грустный товарищ махая крылом кровавую пищу клюет под окном.

Как весело обув железом острым ноги скользить по зеркалу стоячих ровных вод.


2. Расставьте и объясните знаки препинания

А через несколько минут будучи уже пленным повар очень охотно показывал где спит командир роты.

Очнувшись он осторожно развернул байковую портянку.

Лучина потрескивая горела воткнутая в стену у входа.

Она не смущаясь через всю залу шла прямо ко мне и я вскакивал не дожидаясь приглашения и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость.

Громадные гнедые кони обезумев рвались по вытоптанному хлебу среди людей и подвод вздымаясь на дыбы храпя и брызгая пеной.


3. Расставьте и объясните знаки препинания

Играючи расходится вдруг ветер верховой .

Сережка вцепился повыше и подпрыгнув повис на согнутых руках.

Сверкая быстро в вышине кружились искры.

Глубокой ночью прогрохотав на стрелках скорый поезд подкатил к небольшому полустанку и высадив единственного пассажира обдав белым паром невысокую кирпичную постройку важно покатил дальше.

Капельки бегут наперегонки и истекая ими светлеет делается прозрачной розовая на заре сосулька отливая радугой а свет пробившись сквозь неё разделяется на белом стволе березы семью цветами спектра.


4. Расставьте и объясните знаки препинания

Пробираясь к скале он услышал стрельбу и обогнав остальных разведчиков ринулся туда ломая кусты как медведь в смелой страшной ярости. Застигнутый кромешной тьмой ощущая невыносимую боль в разбитых натруженных ногах он не нашел в себе силы идти за топливом забрался в густую поросль молодого сосняка присел под деревом весь сжался в комок спрятал лицо в колени охваченные руками и обогреваясь своим дыханием замер жадно наслаждаясь наступившим покоем и неподвижностью.

Сорока вспорхнула и распустив хвост похожий на оперение стрелы по прямой полетела прочь.

Алексей вздохнул прощаясь с затухавшим костром и снова побрел по дороге скрипя палками по обледеневшему снегу кусая губы и порой теряя сознание.

Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату.


5. Расставьте и объясните знаки препинания

Он показал Натке дорогу постоял глядя ей в след и все еще продолжая чему-то улыбаться с шумом исчез за кустами.

Бледнея заря затихает.

Пуля ударилась о камень и взвизгнув отскочила рикошетом в канаву.

Степной ветер собрал за Доном с полевых дорог тонкую сеяную пыль и поднял в небо.

К полуночи горбушка луны покраснела от этой пыли и кусочек неба вокруг нас тоже высветился красным.


6. Расставьте и объясните знаки препинания

В такие минуты всегда ждешь чего- то необычного и оно случается.

А сова порхая в метре от земли не присматривается.

Услышав хоть какой-нибудь мышиный звук падает сова вытянув вперед растопыренные лапы и тут же взлетает с добычей.

Уши совы как пеленгатор определяют точку где копошится жертва.

Но ушастой её назвали не за настоящие уши а за два пучка перышек что торчат на лбу.


7. Расставьте и объясните знаки препинания

Как огромные ночные бабочки порхают совы над травой падают в неё и взлетают снова.

Бросился Тетерин к пролому в крыше спрыгнул на чердак.

Все ярче и ярче рассыпая в стороны огненные брызги разгоралась она.

Замер Тетерин глянул по сторонам.

Нужны песок лопата.


8. Расставьте и объясните знаки препинания

И вдруг навалился грудью упал на бомбу телом прижал солдатским.

Когда увозили солдата в госпиталь услышал Тетерин слова командира Не буду много товарищи говорить Наш Тетерин герой!

Да не служба солдата красит.

Звезды сверкали остро и холодно но небо на востоке стало светлеть.

Лес ожил зашумел.


9. Расставьте и объясните знаки препинания

Свистящим шёпотом перекликнулись между собой сосны и сухой иней с мягким шелестом полился с потревоженных ветвей.

Последние звезды тихо погасли в посветлевшем небе и лес окончательно стряхнувший с себя остатки мрака вставал во всем своем величии.

Из припудренной утренним инеем хвои высунулась длинная морда увенчанная тяжелыми ветвистыми рогами.

Испуганные глаза осмотрели огромную поляну.

Замшевые ноздри извергавшие горячий парок встревоженного дыхания судорожно задвигались.


10. Расставьте и объясните знаки препинания

Старый лось застыл в сосняке как изваяние.

Он весь напружинился готовый сделать прыжок в чащу.

Внимание зверя привлек звук послышавшийся сверху.

Будто несколько майских жуков в голубом морозном воздухе проносились самолеты- истребители.

Слышался частый короткий треск как скрип дергача на болоте.


11. Расставьте и объясните знаки препинания

Вдруг один из самолетов пронесся прямо к поляне.

Эхо загудело над деревьями опережая лося рванувшегося во весь дух в чащу.

Лето - припасиха заставляет думать о долгой и суровой зиме.

Изредка простучит, перепорхнет меж стволов деревьев неутомимый труженик - дятел.

Уходя на лежку, заяц - русак хитрит, петляет, сдваивает и страивает следы, делает хитрые сметки.


12. Расставьте и объясните знаки препинания

Из- за леса, леса темного, подымалась красна зорюшка, рассыпала ясной радугой огоньки - лучи багровые.

Плачет девушка -царевна у реки.

В Севастополе формировался отряд добровольцев - парашютистов.

Стрелок - радист дал врагу подойти ближе и, тщательно целясь, выпустил свои последние патроны.

Хорошо над Москвой - рекой услыхать соловья на рассвете.

13. Расставьте и объясните знаки препинания

Псков один из наиболее прославленных древних русских городов

город – воин не раз спасавший нашу отчизну от нашествия врагов.

Жизнь коротка искусство долговечно.

Изучение старинных песен сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка.

Мир без книг мир дикарей.

Красноречие при человеке великое дело.


14. Расставьте и объясните знаки препинания

Критика наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и культуры.

Знания в юности это мудрость в старости.

Говорить не думая стрелять не целясь.

Назначение каждого человека развивать в себе все человеческое общее и наслаждаться им.

Читать значит вырабатывать вкус постигая прекрасное.


15. Расставьте и объясните знаки препинания

Хорошая одежда украшение для тела хороший товарищ отрада для души. Сибирская тайга это семь десятых всех наших лесных богатств.

Лучшее наслаждение самая высокая радость в жизни чувствовать себя нужным и близким людям.

Любить свою родину значит пламенно желать видеть в ней осуществленные идеалы.

Точность и краткость вот первые достоинства прозы.


16. Расставьте и объясните знаки препинания

Клевета что уголь не обожжет так замарает.

Книга это волшебница.

Мир без книг мир дикарей.

Лес весь разукрашен в желтые красные золотистые краски осени.

Вдруг по вершинам их прошелся сильный свежий ветер.


17. Расставьте и объясните знаки препинания

Молодая сосна с розоватой мякотью древесины с ярко отгранившимися годичными кольцами казалась язл здоровой, сильной красивой девушкой.

Круглые низкие холм распаханные и засеянные доверху разбегаются широкими волнами.

Он преградил ее косыми островерхими сугробами.

Ноги вязли в пухлом еще не улежавшемся снегу.

Павка встретился с серыми спокойными глазами незнакомца внимательно изучавшими его.


18. Расставьте и объясните знаки препинания

Твердый немигающий взгляд несколько смутил Павку.

Серый пиджак застегнутый сверху донизу на широкой крепкой спине был сильно натянут.

 На тарелке лежал сыр нарезанный тонкими ломтиками.

Мальчик прочитавший эту книгу получил высокую отметку.

Сделанные из серебра статуэтки сразу привлекли моё внимание.


19. Расставьте и объясните знаки препинания

Листья ярко освещенные солнцем казались красными.

Мы сели в автобус подъехавший к нашей остановке.

Мы с удовольствием смотрели на хорошо вычищенную посуду.

Костёр разожженный мальчиками был виден издалека.

Катя одела новое пальто сшитое из плотной чёрной ткани.


20. Расставьте и объясните знаки препинания

В честь праздника мама поставила на стол салат приготовленный из экзотических фруктов.

Туго заплетенные косички торчали в разные стороны.

Экскурсия не удавшаяся из-за непогоды была перенесена на вторник.

Ученики не сдавшие экзамен получат возможность исправить свои отметки. Он смотрел на незасеянные поля и сердце его сжималось от боли.


Дидактический материал по теме «Главные члены предложения"


1.Спишите предложения. Подчеркните подлежащее и сказуемое

Ученики старательны и трудолюбивы. Спектакль окончен. Мы стали студентами. Ребята были рады каникулам. День оказался пасмурным.



2.Спишите предложения. Найдите подлежащее в записанных предложениях.

1) По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. (М. Пришвин.)

2) Ничто так не передает чистоты человеческих помыслов, как улыбка.

(К.Паустовский.)

3) Грамоте учиться - все пригодится. (Пословица.)

4) Входящие должны предъявить билеты.

3.Запишите предложения, определите в них, чем выражено подлежащее, затем сделайте морфологический разбор существительного и прилагательного в одном из этих предложений.

1) Только в то мятежное время пятнадцатилетний мог стать членом партии. (Н. Островский.) 2) Со школьных лет я чувствовал красоту русского языка, его силу и плотность. (К. Паустовский.) 3) Ничто нас в жизни не может вышибить из седла. (К. Симонов.) 4) По Северному пути в это лето сновало великое множество судов. (В. Горбатов.) 5) Встречать нас высыпало все население Тихого мыса. (Б. Горбатов.) 6) Семеро одного не ждут. (Пословица.) 7) Иных уж нет, а те далече… (А. Пушкин.) 8) Но - противительный союз. 9) Одиннадцать - нечетное число. 10) Некоторые из присутствующих возмутились.

4.Составьте с каждым из слов предложение так, чтобы в одном случае они выступали в роли подлежащего, а в другом - в роли второстепенного члена предложения или были частью сказуемого.

День, ожидающие, учить, смелый.

5.Найдите подлежащие в следующих предложениях.

1. Молчание было довольно продолжительное (Л. Толстой). 2. Домашние Настю к себе не требовали (Лесков). 3. Многое изменилось в хуторе (Шолохов). 4. Всё живое спряталось от зноя (Чехов). 5. На площади куча народа стояла (Лесков). 6. На ступеньках сидело двое незнакомых людей (Паустовский). 7. Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчишек (Тургенев). 8. Маша с лётчиком медленно пошли по росе (Паустовский). 9. Ещё много времени оставалось до первого лепета, до первых шорохов и шелестов утра, до первых росинок зари (Тургенев). 10. Уже более трёх часов протекло с тех пор (Тургенев). 11. Пусть другие и расхлёбывают эту кашу (Гончаров). 12. Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений, ни шаров огненных, ни внезапной темноты (Гончаров). 13. Подвод в обозе было около двадцати (Чехов). 14. Сорок лет ему будет ещё не скоро (Чехов). 15. А в раннем детстве всё представляется нам в розовом свете. 16. Днём Михайлов с несколькими товарищами был отправлен на практику в хирургическую клинику (Паустовский). 17. У нас в Липягах раздобыть наживку не такое уж лёгкое дело (Крутилин). 18. Это «если бы», отнесённое к прошлому, сбылось (Тургенев). 19. Уйти сейчас было бы глупо (А.Н. Толстой). 20. В решительности её взора было что-то страшное (Лермонтов). 21. Несколько пуль провизжало над моей головой (Лермонтов). 22. Княгиня с княжной сидели на скамейке (Лермонтов). 23. Княгиня с московским франтом сидела на лавке (Лермонтов). 24. Оживить рассказ не хватало фантазии (Вересаев). 25. «Гони в шею» звучало в его ушах сладкой мелодией (Чехов). 26. «Ура» прокатилось над судами флотилии (Паустовский). 27. Из двадцати четырёх человек собралось двадцать три (А.Н. Толстой). 28. Была середина марта (Куприн). 29. Смертью праведной и честной пали многие из них (Твардовский). 30. Слабые духом, побросав винтовки, пытались перебраться вплавь (Шолохов). 31. Кто-то погиб на войне. Кто-то умер. Иные пропали безвестно. А некоторые превратились в других людей (Трифонов).

6.Определите, чем выражены подлежащие в данных предложениях.

1. Крестьянский уклад жизни овеян своей поэзией: песни, сказки, легенды пронизывают всю атмосферу повествования о народе. (Ю.Лотман) 2. Зачем притворяешься ты то ветром, то камнем, то птицей? (А.Ахматова) 3. Мы с тобой бестолковые люди... (Н.Некрасов) 4. Вон еще пятьдесят рук вылезают, стирая плеснь. (С.Есенин) 5. Не каждый умеет петь. (С.Есенин) 6. Психология "лишнего человека" - это психология человека, все жизненное амплуа которого было нацелено на гибель и который тем не менее не погиб. (Ю.Лотман)

7.Найдите в данных предложениях подлежащие и укажите, чем они выражены.

1. В мире общественном, как и в великом мире, как и во всей Вселенной, борются космос и хаос. (Н.Бердяев) 2. Трагическое - это горе, страдание, гибель, ужасное в Жизни человека, а комическое - это веселье, радость и смех. (Б. Эренгросс) 3. Всеми путями мы приходим к одному выводу: Вселенная состоит из чего-то однообразного. (К.Циолковский) 4. Но что происходит? Кто мчится, кто скачет? (Б.Ахмадулина) 5. Никто тебя не встретит. (Д.Самойлов) 6. Пройдя около часа, они остановились перед оврагом, который тянулся вправо и влево, насколько хватало глаз. (А.Волков)

8.Вместо точек впишите подходящие по смыслу подлежащие.

1 .... летели на юг бесконечными стаями. 2. С пятиминутным опозданием этот давно нами ожидаемый ... начался. 3. Первой в комнату вошла... с дочкой. 4.... с братом появились следом. 5.... противостоит прекрасному. 6. Мне казалось, что по улице шло ... , а может быть, и больше. 7.... - значит познавать науки.
В каком предложении подлежащее могло бы стоять как в форме единственного числа, так и множественного числа?

9.Выделите подлежащие в данных предложениях. Каждое ли предложение содержит подлежащее?

На турбазе за холмом играла радиола. В ясном небе пролетали галки. Под горой над болотом стелился туман. На зеленой траве серыми комьями лежали овцы.

Я шел через поле к турбазе. На мокрых от росы ботинках желтел песок. Из рощи тянуло прохладой и дымом.

Под окнами экскурсионного бюро сидели туристы. На скамейке, укрывшись газетой, лежал Митрофанов. Даже во сне было заметно, как он ленив... (С.Довлатов)


Дидактический материал по теме "Двусоставное предложение"


1.Выпишите сначала двусоставное предложения, затем  определённо–личные предложения, потом  безличные предложения. Подчеркните грамматические основы.

1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)

2) Тихо бреду вдоль пушистых реш…ток канала (М.Дудин)

3) Красны, ясны и тихи ст…яли к…роткие зимние дни (С.Аксаков)

4) От её голоса п…веяло теплотой.

5) Вдыхаешь запах м…розной пр…хлады.

6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

7) В ту ночь никому не спалось. 

8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.

9) В воздухе пахнет сосновой см…лой.


2.Перепиши, вставляя пропущенные буквы. Расставь недостающие знаки препинания. Определи виды односоставных предложений, подчеркни однородные члены.

Забыли о свете вечерних окон задули теплый рыжий ..чаг. В Сибири (не)любят г..рячку и спешку. Забайкалье. Зарево з..ката. И вот в лицо п..хнуло земл..никой см..листым детством новгородским днем. Вижу высоко над г..л..вой сосны ..блака г..лубую синь. (Не)зря меня сюда м..нило пр..тягивало и вл..кло.


3.Выпишите сначала предложения с простым глагольным сказуемым, затем - с
составным глагольным сказуемым. Выделите грамматические основы в каждом
предложении.
1. В ответ на все упрёки в праздности он бил баклуши.
2. Наконец-то мы начали изучать синтаксис простого предложения!
3. Скоро будем сдавать экзамены.
4. Он попросил меня похлопотать об отъезде ( П.Чайковский).
5. Великий национальный поэт умеет заставить говорить и барина, и мужика их
языком (. В.Белинский).
6. И пусть развивается и процветает родная страна!
7. Ни при каких усилиях человек не сможет передать очарование этого дня ( К.Паустовский).
8. В Москве я не буду ни видеть вас, ни писать вам, ни звонить (К.Паустовский).
9. Чиновники несколько недель водили за нос просителя.
10. Долго будет моросить осенний дождь (К.Паустовский).
11. Там, где вечно дремлет тайна, есть нездешние поля (С.Есенин).
12. За калиткой сразу начинались густые, запущенные аллеи (К.Паустовский).
13. Стали носиться зловещие слухи о необходимости не только знания грамоты, но и других,
до тех пор неслыханных в том быту наук И.(Гончаров).
14. Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать (И.Гончаров).
15. А пурга, словно издеваясь, не хотела униматься (Б.Лавренев).

1

Дидактический материал 1 по теме "Второстепенные члены предложения"

1. Спиши. Выполни разбор по членам предложения.

Май

Наступил май. Стоят тёплые деньки. Светит ласковое солнышко. Шумит быстрый ручей. Лопнули душистые клейкие почки. На цветок села пчела. Она пьёт нектар.



2. Запиши предложения в таком порядке:

а)с обстоятельством времени;
б) с обстоятельством образа действия;

в) с обстоятельством места.

(Под) б..рёзой было гн..здо скв..рцов. командир самолёта х..рошо видел птицу. В мае уже (за) з..л..нела рож.. . С вокзала до пристани мы шли чере.. горо.. .



3.. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выполни разбор по членам предложения и по частям речи.

В л..су под д..ревьями рыщ..т звери. Бродят м..дведи. р..звятся в..сёлые белочки. В тёмной ч..щобе скрывается разбойница – рысь. (По И. Соколову-Микитову.)



4. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Разбери по членам предложения только те предложения, в которых есть обстоятельства.

Стоит холодная з..ма. всюду лежит глубокий сне.. . По н..чам тр..щат лютые морозы. Крепкий лё.. сковал реку. Ребята надели меховые шу..ки, тёплые сапо..ки и вышли кататься на санках.



5. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в каждом предложении подлежащее, сказуемое и определение.

Яркое солнышко припекало. Тёплый ветерок покачивал деревья. Липкие листочки на все голоса шелестели о том, как хорошо, как интересно жить и зеленеть. Густо и ярко синело небо. сверкало радостное солнце. (По А. Михайлову.)



6. Подумай, какие определения использовал Н. Сладков. Запиши получившийся текст. Подчеркни определения.

Идёт … осенний (сильный, нудный) дождь. Ле.. ст..ит (шумный, тихий). Вдру.. лесную т..ш..ну нарушает (яркое, ослепительное) бормотание тетерева. (Голосистый, певчий) дроз.. откликнулся – (про) св..стел св..ю песню. Затен..кала (маленькая, крохотная) пеноч..ка. (По Н. Сладкову.)


7. Подчеркни вставленные второстепенные члены предложения. Дай им характеристику.

Лето

а) Была (какая?) жара. Поле и лес ждали (какого?) дождя. Набежала (какая?) туча. Грянул (какой?) гром. Упали (какие?) капли.

б) Было (какое?) утро. Дул (какой?) ветер. В овраге журчал (какой?) ручей. В поле колыхалась (какая?) рожь. В воздухе звенела (какая?) песня жаворонка.

Слова для вставки: прекрасное, тёплый, прозрачный, золотистая, весёлая.



8.. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Выполни разбор по членам предложения и по частям речи предложения, в которых встречается определение.

В л..су под д..ревьями рыщ..т звери. Бродят м..дведи. р..звятся в..сёлые белочки. В тёмной ч..щобе скрывается разбойница – рысь. (По И. Соколову-Микитову.)

9.. Выделенные слова замени однородными членами предложения, разделив их запятыми. Какими членами предложения будут являться эти слова

1) Ребята посадили в саду фруктовые деревья. 2) В огороде они посадили овощи. 3) В школьном цветнике выращивают цветы.

2. Из каждой пары предложений составь одно предложение с однородными членами. Где нужно, используй подходящие по смыслу союзы и поставь запятые.

Образец. Не суди об арбузе по корке, а о человеке – по платью.

1) Не суди об арбузе по корке. Не суди о человеке по платью.
2) Не одежда красит человека. Человек красит труд. 3) Звание героя дают не за красоту. Звание героя дают за труд.

Найди в получившихся предложениях дополнение

Подчеркни союзы. Проверь, поставлены ли запятые.



10. Прочитай стихотворение. Спиши. Вставь пропущенные буквы. Найди однородные члены предложения. Укажи, какими членами предложения они являются.

Осторожно ветер

Из калитки выш..л,

Посм..трел в ..окошко,

Проб..жал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черёмух,

Пожурил за что-то

В..р..бьёв знакомых.

М. Исаковский



11.Напиши предложения, освободив их от повторяющихся слов. Определи, какими членами предложения являются однородные члены

1. Дети давали ёжику хлеб, давали молоко давали свежую травку. 2. Птицы живут в лесах, живут на озёрах, живут в болотах. 3. Много в нашей стране дремучих лесов, много бескрайних степей, много раздольных полей. 4. В нашей реке водятся окуни, водятся лещи, водятся ерши. 5. Ребята ходят летом на реку купаться, ходят ловить рыбу, ходят отдыхать

Карточка №1

Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне

Погл…щать кислород, заг…оать на пляже, насл…ждаться красотой, предпол…гать зан…чевать в ст…рожке, прс…гать на верность, густая р…стительность, пом…гать отцу в течение всего лета, сож…леть о случившемся, бл…снуть на солнце, д…леко в море, проб…раться сквозь зар…сли, зелёная д…лина, распол…житься на н…члег, прик…саться к стене, хорошее возн…граждение, знамя разв…вается.



Карточка №2 Спишите, вставляя пропущенные буквы, графически обозначая выбор гласной в корне

Сост…влять план, усм…рённый поток, гл…жу в книгу, обв…нять в недосмотре, прогн…зировать события, спр…вляться в словаре, вы…влять недостатки, костёр разг…рается, дост…вать с полки, распр…мившиеся ветки, глаза сл…паются, раздр…жать всех, препод…ватель математики, прик…сновение к цветку, разд…рать пополам, зам…рать от восторга, д…лёкий г…ризонт, предприн…мать усилия, взгр…моздиться на стол, возр…ждение из пепла, обл…гчить участь, пок…рить зверя.



Карточка №3


Вставьте пропущенные буквы

Пр…забавный случай, пр…бывать в плохом настроени…, пр…од…леть пр…пятствие, и…чезать в ночи, непр…ступные пр…грады, бе…конеч(?)ная вереница, пр…подняться над полом, во…двигнуто здание, …бегать домой, жил …десь бе…выездно.



Карточка №4


Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Подчеркните главные члены предложения. Определите, чем они выражены. Укажите вид сказуемого.

  1. Летний вечер тих и ясен. 2) Золотой метелью мчит…ся ж…лтый лист. 3) Мес…ность равни(н,нн)а, и река (с,з)десь широка и дли(н,нн)а. 4) Мы медле(н,нн)о стали пр…ближат…ся к вершине горы. 5) По Северному морскому пути в это лето сновал(о,и) великое множество судов.



Карточка №5


Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Подчеркните главные члены предложения. Определите, чем они выражены. Укажите вид сказуемого.

  1. Ещё и холоден и сыр февральский воздух, но над садом уж… смотр…т небо ясным взглядом. 2) Трое в солдатских бушлатах летел(и,о) укр…шать Ангару. 3) В этом году осень тёплая. 4) Девочка была огорче(н,нн)а происшедшим. 5) Всё население посёлка вышл(о,и) встречать рыбаков.



Карточка №6


Определите тип односоставных предложений

  1. Брожу по набережной снова. 2) Изба лесничего. Медвежье царство. 3) Последние шутки. Объятья. 4) Повеет полем, первой бороздой. 5) Загляну в глаза волжанки. 6) Забыли о свете вечерних окон, задули тёплый рыжий очаг. 7) В Сибири не любят горячку и спешку. 8) Весны без грозы не бывает.



Карточка №7


Определите тип односоставных предложений

  1. Всё грущу о шинели. 2) Десять суток нам дают на отдых! 3) Вхожу в родную квартиру по лестнице ледяной. 4) Её (черёмуху) ломают ветками огромными. 5) Забайкалье. Зарево заката. Запоздалый птичий перелёт. 6) Тянет холодом зимних дней. 7) Ожиданье парохода. Соловьи. Весна. 8) И вот в лицо пахнуло земляникой, смолистым детством, новгородским днём.



Карточка №8


Определите тип односоставных предложений

  1. Вижу высоко над головой сосны, облака. 2) Его везли из крепости, из Бреста. 3) Хлестало в окна дождиком косым. 4) Не зря меня сюда манило, притягивало и влекло. 5) Лес. Палатка. Плеск речной воды. 6) От далёких и близких почты жду новогодней. 7) Багровые горизонты. Оборванные провода. 8) У одержимых нет дороги вспять.


Карточка №9

1 вариант

Списать текст, расставив и графически объяснив недостающие знаки препинания и буквы.

Берёза милое русское дерево. Наблюдая в лесу я понял что берёза это поистине крестьянское дерево; в ней есть всё и бабий ситцевый платок и побеле(н,нн)ая хата и русская печ… и холщ…вая рубаха и даже молоко которое пьют на всей земле.

Всматр…ваясь в берёзовый лес в излома(н,нн)ые его стволы вспоминаеш… мозолистые крестьянские руки сноровисто делающие любую тяж…лую работу…

А молодые берёзки тоненькие пряменькие как бы на ц…почках пр…поднявшиеся к весеннему куполу неба напоминая девичью красоту стройную и статную с русыми косами светлоокую радуют глаз и душу.



Карточка №10

Списать текст, расставив и графически объяснив недостающие знаки препинания и буквы.

Сосновые боры настоящие ветроломы. Они сосны любую бурю встречают достойно сразу вступая в борьбу с разбуш…вавшейся стихией. Охмелев от шквального ветра напитав им все свои иголки сосна плавно раскач…вается некл…няясь всё ниже и ниже. Ср…жается до последнего. Весь бор ходит ходуном а верхушки то устр…мляясь (в)низ то взл…тая (в)верх ведут р…скова(н,нн)ую игру от которой захват…вает дух.

И часто случает…ся что сосна столь великолепная в отчая(н,нн)ой раскачке (не)устоит рухн…т (на)чисто вырвав себя из почвы до последнего. Дерево погибшее в схватке напоминает мне павшего в атаке солдата.



Карточка №11


  1. Расставьте недостающие знаки препинания, графически объясните выбор.

6 июня наша страна отмечает день рождения Пушкина. Самый большой праздник бывает на Псковщине в Пушкинских горах и Михайловском. Сюда на берега голубой Сороти приезжают тысячи люде.

Центр праздника огромная поляна рядом с домом (музеем) поэта. Все студенты и школьники писатели и художники приходят на поклон к Пушкину.

  1. Найдите в тексте предложение, соответствующее данной схеме:

Куда? Куда именно?

-.-.-.-.-. , -.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-. , ========= _______ -.-.-.-.-.-.-.-

  1. Используя содержание текста, составьте предложение, соответствующее схеме:

Когда? Когда именно?

-.-.-.-.-. , -.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.-.- , ________ ========= -.-.-.-.-.-.-.-




Карточка №12


Вставьте на месте многоточия уточняющее обстоятельство, потом однородное по отношению к предшествующему обстоятельство (без союзов), затем обстоятельство другого вида.

Образец. Над лугом … поднялся туман. – Над лугом, в низине, поднялся туман. Над лугом, над полем поднялся туман. Над лугом к вечеру поднялся туман.

  1. На нашем берегу … горело врассыпную несколько ярко-красных огней.

  2. По субботам … проходят занятия драматического кружка.



Карточка №13


Проанализируйте отрывок из рассказа А. П. Чехова «Письмо к учёному соседу» со слов Вы сочинили сочинение… до слов …помещаются в животе, чем в голове.

Анализируя текст, обратите внимание на то, какие слова и выражения, используемые автором, нарушают единство стиля; определите, чем вызвано это нарушение. Уместно ли здесь употребление обособлений?

Карточка №14


Сделайте данное описание более конкретным, введя в него обособленные определения и обстоятельства.

Весна наступила в этом году ранняя, дружная и – как всегда в Полесье – неожиданная. Побежали по улицам ручейки; в лужах воды отразилось небо с облаками; с крыш посыпались капли. Воробьи кричали так громко и возбуждённо, что ничего нельзя было расслышать за их криком. Везде слышалась тревога жизни.

Снег сошёл. Из-под него выглянула земля. Над нивами вился лёгкий парок. Мне показалось, что вместе с ароматом вливалась в мою душу весенняя грусть… - поэтическая грусть сожаления о прошлых вёснах. Ночи стали теплее; в их густом, влажном мраке чувствовалась незримая спешная творческая работа природы.

Карточка №15


К фотоэтюду, опубликованному в газете, составьте сопроводительный текст, употребите обособленные члены предложения.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!