СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по русскому языку на уроках в 4 классе по теме "Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактический материал поможет учащимся 4 класса повысить познавательный интерес к изучению русского языка по теме "Имя существительное",развивать сообразительность, интеллектуальные способности.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку на уроках в 4 классе по теме "Имя существительное"»

Мордовцева Татьяна Владимировна - учитель начальных классов Песковской средней школы с. Пески , Новопсковского района

Дидактический материал по русскому языку на уроках в 4 классе по теме «Имя существительное»

Дидактический материал поможет учителю повысить познавательный интерес у учащихся к изучению русского языка ; прививать любовь к русскому языку ; развивать сообразительность, интеллектуальные способ-ности ,внимание ; формировать навыки творчески применять имеющие знания по теме «Имя существительное».

  1. « Единственное- множественное»

- К словам единственного числа допишите слова во множественном числе и наоборот.

Ведро - Ножницы-

Метро - Концы-

Пень - Кони-

Сахар- Очки-

Лень- Щипцы-

- Что заметили?

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Некоторые имена существительные имеют только одно число : или единственное , или множественное.

2. Запомни!

Имена существительные, имеющие только множественное число .

Брюки, весы, деньги, ножницы , дети , очки , ворота , люди , сани.

Имена существительные ,имеющие только единственное число .

Масло, небо, крапива , мясо , молоко , одежда , обувь , посуда , пение, поэзия , творчество , лирика , юмор , погода , кукуруза , крыжовник , морковь, здоровье , верность, любовь.

3.Определяем род имён существительных

Женский род запомню я

И скажу :» Она моя».

И запомню род мужской

И опять скажу «Он мой».

Средний род – «Оно моё!»

Это правило твоё!

Вечер- /м.р./ , беседа-… горизонт- … озеро - … костёр- … свобода - … шоссе - …. экскурсия - … аллея - … завтрак - … земляника - …

яблоко - … лестница - … помидор - … решение - …

  1. Игра « Узнай род имён существительных»

Учитель называет имена существительные , учащиеся показывают соответствующую сигнальную карточку.

Фамилия , имя , картофель , вагон , портфель , морковь , овощ , семья , пальто , туфли , шампунь , ботинки , города , сёла, посёлки , расстояние.

  1. Определяем род имён существительных

Отгадайте загадки и определите род имён существительных.

- Прыгает ловко, любит морковку. / Заяц/

- Если ей работу дашь – зря трудился карандаш./ Резинка/

- Межи деревянные, а поля стеклянные. / Окно/

- Над домом, над дорожкой висит пол – лепёшки. / Месяц/

- Без рук, без топорёнка построена избёнка./ Гнездо/

- Где упрётся хвостом, станет дырка потом./Шило/

-Дождь от солнышка привёз малым детям калачи,

И остались от колёс семицветные лучи. /Радуга/

  1. Составь «кластер» «Род имён существительных» и распредели слова по родам.

Чемодан, почта, масса, дно, облако , век , огурец, очарование , вишня , повесть , изложение , ласточка , повидло.

В каждую группу допиши по два новых слова.

  1. Определяем падеж имён существительных

- Укажите падеж выделенных имён существительных.

Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Дыма без огня не бывает.

Зайца ноги носят , волка зубы кормят. Живём , хлеб жуём. По работе и мастера знать. От добра добра не ищут.

  1. Определяем предложный падеж имён существительных.

- Подчеркните имена существительные в предложном падеже.

С давних времён люди мечтали о полётах в космос. В сказках ,в песнях, в мечтах человек давно побывал и на Луне, и на Солнце , и на далёких звёздах. И вот в 1961 году Юрий Гагарин на корабле « Восток» впервые побывал в космосе.

  1. Определяем склонение имён существительных

- Отгадайте загадки и определите склонение имён существительных.

- Ходит вдоль каравая , его разрезая. /Нож/

- Утка в море, хвост – на заборе. /Ковш/

- Зимой дрова ест , а летом спит. /Печь/

- Мала , а никому не мила. /Мышь/

- По небу лебедь чёрный рассыпал чудо – зёрна. /Ночь/

- Хвост пушистый, мех золотистый , в лесу живёт , кур крадёт. /Лиса/

- Быстрый прыжок , тёплый пушок , ясный глазок. /Заяц/

- Сама пёстрая, ест зелёное , даёт белое./Корова/

- Берега зелёные , вода красная , рыбки чёрные./ Арбуз/

- Зимой – белый , весной – чёрный , летом – зелёный , осенью – жёлтый. /Лес/

- Красная корова всю солому поела. /Огонь/

10. Определяем склонение имён существительных

Замените высказывание одним словом – именем существительным и определите склонение.

- Близкий приятель, друг. /Товарищ/

- Человек, лечащий больных. /Врач/

- Помещение для стоянки и ремонта автомобилей ./Гараж/

- Разменная мелкая монета. /Мелочь/

- Часть суток от вечера до утра./Ночь/

- Середина ночи , время , соответствующее 24 часам. /Полночь/

- Сила , могущество. /Мощь/

- Поддержка в трудные минуты. /Помощь/

- Молодые люди./ Молодёжь/

- Дождевик. /Плащ/

- Речь , способность говорить./Язык/

- Крупный населённый пункт . /Город/

- То, что одевают на тело./Одежда/

- Крупный оранжевый плод оранжевого цвета./Апельсин/

- Инструмент для вскапывания земли./Лопата/

- Огородное растение с корнеплодом оранжевого цвета./Морковь/

- Холод ,стужа./Мороз/

- Футляр для хранения ручек./ Пенал/

11. Определяем имена существительные первого склонения

- Учитель читает группы слов , близких по значению, учащиеся выписывают существительные первого склонения.

- Сторона , бок , поверхность.

- Осадок , гуща , муть.

-Печаль , тоска , горе.

- Ограда , забор , изгородь.

- Веселье , радость , потеха.

- Бой , сражение , баталия.

-Ошибка , недочёт , оплошность.

- Миг , секунда , мгновение.

- Встреча , приём , свидание.

- Отвага , храбрость , бесстрашие.

- Юноша , мальчик , парень.

12. Говорите правильно!

- Соедините пары. Определите , в каком падеже употреблены слова каждой пары.


лоб рта

рот льда

пень мха

лёд льна

мох пня

лён лба

И.п. Р.п.

13. Работаем над фразеологизмами

- Раскройте смысл фразеологизмов .Выделите окончания и укажите склонение имён существительных.

- Втирать очки - /обман/.

-Рука об руку -/ единство/.

-Общий язык -/согласие/.

-Длинный язык -/болтун/.

-Задирать нос -/хвастовство/.

- Плевать в потолок -/безделье/.

-Жить своим умом -/самостоятельность/.

- Ловить на лету -/ум/.

- В поте лица -/упорство/.

- Как две капли воды -/сходство/.

- Тьма тьмущая -/множество/.

- От слова до слова -/полностью/.

- Синяя птица -/мечта/.

- Час в час -/точно/.

14. Разбор имени существительного как часть речи

Он раскрашивает красивую картинку.

1.Имя существительное – / картинка/.

2. Собственное ,не собственное-/не собственное/.

3.Род- /ж.р./

4.Число- /ед./

5. Склонение- /1 скл./

6.Падеж- /В.п./

7. Каким членом в предложении является- /второст. чл. пр./

15. Составь «кластер» «Склонение имён существительных» и распредели слова по склонениям.

Вещь, огонь, счастье , Ваня , предмет , природа ,мышь , женщина ,

поле , мелочь , кирпич , Серёжа.

В каждую группу допиши по два своих слова.

16. Весенние падежи

Всё пробудилось ото сна: по миру шествует весна.

Как будто расцветаем мы , почувствовав приход весны.

И захотелось выйти мне навстречу молодой весне.

В листве зелёной утону и в этом обвиню весну.

Природа дышит лишь одной неповторимою весной.

Скворец , присевший на сосне, горланит песни о весне.

Другим об этом расскажи и повторишь ты падежи.

Н. Ключкина

- Какое слово изменяется в стихотворении? /Весна/

- Как изменяется слово весна ? / По падежам./

17. Определите падеж существительных

Определите падеж выделенных существительных и отметьте ответ в таблице.

  1. Разноцветное коромысло над рекой повисло.

  2. Длинной шеей я верчу , груз тяжёлый подхвачу.

  3. Над избушкой висит хлеба краюшка.

  4. Вьётся верёвка , на конце – головка.

  5. Бегут по дорожке доски да ножки.

  6. Чёрный конь скачет в огонь.

  7. На пяти проводах отдыхает стая птах.

  8. В тесной избушке ткут холсты старушки.

  9. В воде купался , а сух остался.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

И.п.








+


Р.п.



+




+



Д.п.





+





В.п.


+




+




Т.п.

+









П.п.




+












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!