СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по русскому языку "Склонение имён существительных и имён прилагательных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Как легко запомнить падежи!?  Акростихи и приёмы.

 

АЛГОРИТМ определения падежа имени существительного.

Подробная Карточка-помощница падежей и падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения и имён прилагательных будет полезна для  учителей, учеников и родителей на всех этапах изучения темы "Падежи", а также в качестве обратной связи во время урока.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку "Склонение имён существительных и имён прилагательных"»

Памятка

Как легко запомнить падежи!?


Для лучшего запоминания падежей рекомендую использовать несколько полезных приёмов


Метод 1. Акростихи.

Существуют Акростихи - это стихотворения, в котором начальные буквы строк образуют какое-либо слово или фразу.

Рассмотрим пару таких стихов.

Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пелёнку.

Иван Рубил Дрова Варвара Топила Печку.

Метод 2. Создание образов.

Для каждого падежа нужно придумать свой образ, который созвучен с падежами , либо основан на личных ассоциациях.

Именительный – ИМЯ (какое либо имя в вашей жизни)
Родительный – РОД (род вашей деятельности)
Дательный – ДАТА (какая либо дата, например ваше день рожденья)
Винительный – ВИНО(какой либо сорт вина)
Творительный – ТВОРЕНИЕ (какое либо изобретение)
Предложный – ПРЕДЛОЖЕНИЕ (образ обручального кольца).

На какие вопросы отвечают падежи.

Именительный - Кто? Что?

Родительный - Кого? Чего?

Дательный - Кому? Чему?

Винительный - Кого? Что?

Творительный - Кем? Чем?

Предложный - О ком? О чем?



АЛГОРИТМ

определения падежа имени существительного

Чтобы правильно определить падеж имени существительного, надо:

1. Найти в предложении слово, к которому относится существительное, поставить от него вопрос.
2. По вопросу и предлогу (если он есть) узнать падеж.

Пример:

Над волнами кружили чайки. Кружили (над чем?) над волнами (Т. п.)

Есть такой прием, который позволяет точно определить падеж лишь по заданным вопросам. Формулируем оба вопроса. Если у нас имеется существительное неодушевленное, заменяем его в предложении на подходящее одушевленное и ставим вопрос. По двум вопросам безошибочно определяем падеж.

Пример:

Я поймал (кого?) кошку. Заменяем кошку на неодушевленный предмет: Я поймал (что?) пёрышко. Кого? Что? - Винительный падеж.

Я не мог дотянуться до (кого?) кошки. Заменяем на неодуш.: Я не мог дотянуться до (чего?) ветки. Кого? Чего? - Родительный падеж.

Чтобы правильно определить безударное падежное окончание имени существительного, нужно определить его падеж и склонение.











Подробная Карточка-помощница падежей и падежных окончаний существительных 1,2,3 склонения и имён прилагательных будет полезна для учителей, учеников и родителей.




И.п.



Кто?


Что?


Существительное

1 скл. – а, я

2 скл. – о, е, без оконч.

3 скл. – ь на конце

Мн. ч. – ы, и, а, я


Прилагательное

М.р. Какой? – ой, ый, ий

Ср. р. Какое? – ое, ёе

Ж.р. Какая? – ая, яя

Мн.ч. Какие? – ые, ие


есть

Р.п.


Кого?

Чего?

Отчего?

Где?

от, до, из, без, у, для, с, около

1 скл. – ы, и

2 скл. – а, я

3 скл. – и

Мн. ч. – ов, ев, ей, б/ок


М.р. Какого? – ого, его

Ср. р. Какого? – его, ого

Ж.р. Какой? – ой, ай

Мн.ч. Каких? – ых, их


нет

Д.п.


Кому?

Чему?

Куда?

Где?

к, по

1 скл. – е

2 скл. – у,ю

3 скл. – и

Мн. ч. – ам, ям


М.р. Какому? – ому, ему

Ср. р. Какому? – ому, ему

Ж.р. Какой? – ой, ей

Мн.ч. Каким? – ым, им

дам

В.п.


Кого?

Что?

Куда?

в, на, за, под, через, про

1 скл. – у, ю

2 скл. – а, я, о, е, б/ок.

3 скл. – ь на конце

Мн. ч. – ы, и, а, я


М.р. Какой? – ой, ый, ий

Ср. р. Какое? – ое, ее

Ж.р. Какую? – ую, юю

Мн.ч. Какие? – ые, ие

вижу

Т.п.


Кем?

Чем?

Где?

за, над, под, с, перед

1 скл. – ой, ей (ёй)

2 скл. – ом, ем (ём)

3 скл. – ью

Мн. ч. – ами, ями


М.р. Каким? – ым, им

Ср. р. Каким? – ым, им

Ж.р. Какой? – ой, ей

Мн.ч. Какими? – ыми, ими

творю

П.п.


О ком?

О чем?

Где?

в, во, о, об, на, при

1 скл. – е

2 скл. – е

3 скл. – и

Мн. ч. – ом, ем


М.р. Каком? – ом, ем

Ср. р. Каком? – ом, ем

Ж.р. Какой? – ой, ей

Мн.ч. Каких? – ых, их

думаю