Тема: « Имя существительное. Несклоняемые и разносклоняемые существительные»
Отгадай загадку:
Знаю я теперь отныне-
Есть одно такое имя -
Назовет любой предмет
И на все нам даст ответ.
Это главная часть речи,
Обозначает все на свете,
Без нее никак нельзя.
____________________ ура!
1.Вставить в предложения на месте пропусков слово ПАЛЬТО в нужном падеже, указать падеж.
В магазине продаются разные __________ . Мне купили новое зимнее ________ . У ___________ меховой воротник. К _________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в___________. Я доволен своим _________.
2.Определите род несклоняемых имен существительных
Кафе – ___________________ Радио – ____________________
Кино – __________________ Атташе – ___________________
Жюри - __________________ Пальто – ___________________
Мадам – __________________ Пианино – __________________
Онтарио – ________________ Шоссе – ___________________
Меню – ___________________ Боа – _____________________
3.Вставь в тексте подходящие по смыслу несклоняемые существительные.
Мы зашли в кафе. Из разнообразного ....... я выбрал картофельное ........ и чашку крепкого ....... . Мой товарищ заказал булочку и ...... .
( меню, пюре, кофе, чай, печенье, эскимо)
4.Напишите окончания имен прилагательных.
Интересн… интервью, представительн… жюри, безупречн… алиби, картофельн.. пюре, больш.. фойе, вкусн.. салями, свеж., иваси, чёрн.. кофе, четырёхместн.. купе, светов.. табло, солен.. рагу, вкусн.. кольраби, нов.. пианино, лёгк.. сафари, важн.. атташе, английск.. денди, забит… пенальти, больш.. авеню.
5.Перечислите разносклоняемые имена существительные:
БВВЗИПППССТ
________________________________________________________________________
6.Поставьте разносклоняемые существительныё в родительном, дательном и предложном падежах.
Бремя —_______________________________________________________________
Племя —_______________________________________________________________
Вымя —________________________________________________________________
Имя — _________________________________________________________________
Семя — ________________________________________________________________
Стремя — ______________________________________________________________
Путь — ________________________________________________________________
Тест по теме «Имя существительное»
1. Укажите ряд разносклоняемых имен существительных:
А) время, пламя, путь; В) вуз, завхоз, районо; С) такси, село, знамя;
Д) имя, пианино, армия; E) кино, метро, кенгуру
2. Найдите ряд существительных, которые пишутся через дефис:
А) (пол)света, (пол) города, (пол) пути;
В) (полу) круг, (полу) знание, (полу) шубок;
С) (пол) мандарина, (пол) жизни, (пол) шага;
Д) (пол) неба, (пол) тайны, (пол) дороги;
Е) (пол) огурца, (пол) апельсина, (пол) лимона.
3. Укажите ряд существительных в окончании, которых пишется - и:
А) служить в арми.., грустить о матер.., нога в стремен..;
В) испугаться мышк.., подойти к берез.., спросить у Ван..;
С) объявить на линейк.., прочитать в книжк.., взять в библиотек..;
Д) писать в тетрад..., сидеть на диван.., гулять по рощ..;
Е) расти на грядк.., жить в город.., сказать дочер…
4. Укажите слова, в которых нужно писать суффикс –чик:
А) фрезеров..ик, регулиров..ик, жестян..ик;
В) паркет..ик, разнос..ик, смаз..ик;
С) гардероб..ик, арматор..ик, пиль..ик;
Д) барабан..ик, бакен..ик, чекан..ик;
Е) проектиров..ик, экскаватор..ик, бан..ик.
5. Найдите «лишнее»:
А) подлежащее; В) сказуемое; С) существительное; Д) дополнение; Е) определение.
6. Определите, где нужно писать -Ь:
А) из-за туч.., много дач..; В) роскош.., брош..; С) грач.., плащ..;
Д) камыш.., калач..; Е) задач.., пожарищ…
7. Найдите ряд существительных, которые пишутся раздельно с -не:
А) (не)ряха, не(вежа);
В) (не) погода, (не) настье;
С) (не) счастье, (не) решительность;
Д) (не) правда, (не) друг;
Е) (не) друг, а враг; (не)трио, а дуэт.
8. Укажите существительное 1-склонения:
А) сердце, счастье; В) мать, любовь; С) тетрадка, площадка;
Д) тетрадь, площадь; Е) племя, пламя.
9. Укажите слова, в которых нужно писать суффикс -ик:
А) кусоч..к, камеш..к; В) мяч..к, зонт..к; С) сыноч..к, пенеч..к;
Д) плато..к, уголеч..к; Е) краеш..к, уголоч..к;
10. Укажите слова в суффиксы, которых нужно писать гласную -О:
А) руч..нка, нож..ка; В) бараш..к, ореш..к; С) горош..к, цветоч..к;
Д) ящеч..к, лареч..к; Е) жуч..к, девч..нка.
11. Укажите слова, в которых нужно писать соединительную букву -О:
А) стал..вар, земл..коп; В) каш..вар, пеш..ход; С) сам..лет, рыб..лов;
Д) дожд..мер, пол..вод; Е) овц..вод, солнц..пек.
12. Укажите сложные имена существительных:
А) литература, макулатура; В) газификация, квалификация;
С) вуз, завхоз; Д) подберезовик, подосиновик; Е) перебежчик, перезвон.
13 . Укажите слово, которое пишется слитно:
А) диван (кровать); В) киловатт (час); С) вице (премьер);
Д) газо (обмен); Е) северо (запад).
14. Укажите существительное мужского рода:
А) Тбилиси; В) такси; С) пальто; Д) СМУ; Е) ГЭС.
15. Укажите каким членом предложения является выделенное слово:
Пирожок лишь разломила да кусочек прикусила.
А) подлежащим; В) сказуемым; С) дополнением; Д) определением; Е) обстоятельством.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
| | | | | | | | | | | | | | |
8.Готовимся к ЕНТ!
Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже.
Музей живой природы
В шестидесяти километрах на северо-восток от Бреста находится большой лесной массив. Это знаменитая Беловежская пуща. По своим размерам, богатству растительного и животного мира, по живописности пейзажей Беловежской пуще принадлежит одно из первых мест среди лесов Европы. Это настоящий музей живой природы.
Сосновые и еловые боры с высокими стройными и гибкими соснами, с темными мрачными елями-великанами перемежаются с дубравами, где вместе растут дуб и ясень, липа и клен, граб и ольха.
Летом и осенью в пуще вызревает бесчисленное множество полезных ягод: черники, земляники, брусники, клюквы. Боровики, рыжики, подосиновики, подберезовики, лисички, опята встречаются на каждом шагу.
В Беловежской пуще живет на свободе зубр – дикий первобытный лесной бык. Из крупных животных радует взор красивый олень и легкая пугливая косуля. Из других промысловых пород лесных зверей водятся в пуще куница, выдра, хорек, горностай, белка, ласка, лисица. Из крупных хищников встречаются рысь и волк, из птиц – глухарь, тетерев, рябчик, куропатка, черный аист и многие другие.
1.Утверждения, НЕ соответствующие тексту
1) хвойные деревья соседствуют с горами
2) зубры живут только в питомниках
3) флора и фауна пущи богаты и разнообразны
4) Беловежская пуща находится недалеко от Бреста
5) в сосновом лесу живёт реликтовый бык – бизон
1, 2, 5
2, 4, 5
2, 3, 4
1, 4, 5
1, 3, 4
2.В Беловежской пуще, согласно источнику, встречаются разные виды животных, среди которых не упоминается о
млекопитающих
промысловых породах
хищниках
птицах
пресмыкающихся
3.Тип текста
описание
повествование с элементами рассуждения
рассуждение
повествование
рассуждение с элементами описания
4.Идея текста – рассказать о(об)
разнообразии и уникальности животного мира Беловежской пущи
разнообразии и неповторимости растительного мира и мира насекомых уникального леса
уникальном лесном массиве и его неповторимом растительном и животном мире
красоте и величавости стройных сосен и тёмных елей
живописном лесном пейзаже и многообразии лесных птиц
Ответ:__________________________________

1.К данным прилагательным подберите антонимы:
Правый берег- __________________здоровый ребенок - _________________
сильный человек - _______________, трудная задача - ___________________
плохой ден - ____________________, холодная зима - ____________________, быстрый ручей - ___________________, горький напиток-_________________, облачное небо-____________________, высокое дерево_____________________
2.Просклоняйте следующие словосочетания «прилагательное + существительное».
Счастливое событие, чудесный день, ранняя весна, светлые комнаты.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Образуйте краткие имена прилагательные:
Актуальный - _________________крепкий - _______________, энергичный________________, стройный_________________, способный________________, молодой____________________, питательный_______________, верный_______________,хороший______________
интересный_________________, умный_______________, ответственный____________________, дорогой_______________.
4.Распределительный диктант. Допишите, где это необходимо, мягкий знак.
Краткие прилагательные | Имена существительные | Глаголы |
| | |
| | |
| | |
Хорош…, свеж.., мяч.., стереч.., горяч.., шалаш.., ночь…, похож…, пахуч… мощ.., могуч.., стрич.., плащ.., кипуч.., береч.., певуч….
Разминка!
Разгадайте ребус и узнайте, какая пословица здесь зашифрована.
____________________________________________________________________________
5.Перед вами словосочетания. Распределите имена прилагательные по разрядам.
Веселые ребята, огромная вселенная, водяные брызги, звериные тропы, трудное путешествие, стальные двери, обитаемая планета, жемчужные украшения, прибрежные скалы, рыбий жир, лебединый пух, птичьи гнезда.
6.Запишите прилагательные, объясните свой выбор.
Сон..ый, соколи..ый, середи..ый, оси..ый, ути..ый, были..ый, соболи..ый, витами..ый, земля..ой, маши..ый, стари..ый, дровя..ой, мыши..ый, беспричи..ый, дли..ый, кожа..ый, мысле..ый, песча..ый, стекля..ый, серебря..ый ,соломе..ый.
7.Контрольная работа по теме «Имя прилагательное»
I вариант
1. Спишите. Определите разряд прилагательных.
Синий, стеклянный, лисий, бродячий, правдивый, кленовый, молчаливый, речевой.
2. Спишите. Сделайте разбор по составу.
Часовой, сестрин, лимонный.
3. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму графически.
Морж…вый, ключ…вой, сургуч…вый, реч…вой, парч…вый, ситц…вый, еж…вый.
4. Образуйте от существительных прилагательные, выделяя корни и суффиксы.
Мужество, дерево, лошадь, длина, искусство, стекло, утро.
5. Запишите прилагательные в два столбика:
а) с одной Н; б) с двумя Н. Выделите суффиксы.
Весе(н, нн)ий, экстре(н, нн)ый, анте(н, нн)ый, письме(н, нн)ый, гуси(н, нн)ый, серебря(н, нн)ый, жизне(н, нн)ый, ястреби(н, нн)ый, оловя(н, нн)ый.
6. Спишите, раскрывая скобки. Объясните орфограмму “НЕ с прилагательными”.
(Не)злой человек; (не)лепый поступок; (не)вежливый ученик; (не)высокий, а низкий берег; (не)богатая коллекция.
7. Спишите, раскрывая скобки. Объясните орфограмму.
(Красно)щекий, (светло)синий, (средне)европейский, (юго)западный, (южно)русский, (железно)дорожный.
8. Синтаксический разбор предложения и морфологический разбор прилагательных.
У границы вечных3 снегов только тощий мох напоминает о полярных3 странах.
II вариант
1. Спишите. Определите разряд прилагательных.
Красный, деревянный, медвежий, воздушный, скоростной, счастливый, центральный, словарный.
2. Спишите. Сделайте разбор по составу.
Визгливый, отцов (галстук), конный.
3. Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму графически.
Кварц…вый, образц…вый, ключ…вой, лиц…вой, кумач…вый, холщ…вый, сторож…вой.
4. Образуйте от существительных прилагательные, выделяя корни и суффиксы.
Революция, туман, серебро, глина, карман, станция, осень.
5. Запишите прилагательные в два столбика:
а) с одной Н; б) с двумя Н. Выделите суффиксы.
Ран(н, нн)ий, песе(н, нн)ый, баше(н, нн)ый, увере(н, нн)ый, кожа(н, нн)ый, журавли(н, нн)ый, многочисле(н, нн)ый, соколи(н, нн)ый, стекля(н, нн)ый.
6. Спишите, раскрывая скобки. Объясните орфограмму “НЕ с прилагательными”.
(Не)верный путь; (не)настный день; (не)вежественный ученик; (не)радостное, а печальное событие; (не)серьезное отношение.
7. Спишите, раскрывая скобки. Объясните орфограмму.
(Шахматно)шашечный, (средне)азиатский, (сине)зеленый, (северо)восточный, (ярко)зеленый, (машино)строительный.
8. Синтаксический разбор предложения и морфологический разбор прилагательных.
Молодые3 отпрыски окружали своими тонкими3 стебельками почерневшие пни.
Поделиться…
Тест по теме «Имя прилагательное»
Инструкция: «Вам предлагаются задания, в которых могут быть один или несколько правильных ответов.
1. Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает
1. предмет 2. признак 3. действие
2. Синтаксическая роль прилагательного:
а) определение, сказуемое; б) определение; в) подлежащее.
3. Полными и краткими бывают прилагательные
а) притяжательные; б) качественные; в) относительные; г) все.
4. На что указывают суффиксы -ейш-, -айш-?
а) сравнительная степень; б) простая превосходная; в) сложная превосходная.
5. В прилагательных: соломенный, безветренный пишется НН, потому что:
а) одно Н в корне, другое в суффиксе ; б) слова исключения; в) суффикс -енн-.
6..Укажи прилагательные краткой формы.
а) обруч; б) пригож; в) дач; г) схож; д) крыш; е) луч; ж) нищ.
7.Укажи прилагательные с -н-
а) исти..ый; б) соловьи..ый; в) мгнове..ый.
8. В каком предложении сказуемое выражено прилагательным
а) Ставрополь – главный город края;
б) Деревянные постройки пришли в негодность;
в) Кавказские горы выше Крымских гор.
9. В каких прилагательных допущены ошибки
а) лимонный, б) балконный; в) стариный; г) неразборчевый; д) не вредный, е) кожанный.
10.В каких словосочетаниях прилагательное является качественным
а) собачий холод; б) собачья конура; в) собачья шерсть.
11.В какой строке все прилагательные являются качественными?
а)Чистый, сельский, волчий, золотой, умный;
б)Глубокий, старый, горячий, острый, резкий;
в)Комариный, богатырский, белый, московский, аккуратный;
г)Большой, лисий, подземный, красивый, синий.
12.В какой строке все прилагательные являются относительными?
а)Серебряный, маленький, медвежий, якутский;
б)Кожаный, мышиный, высокий, шерстяной;
в)Прохладный, европейский, волчий, жёлтый;
г)Верхний, московский, вчерашний, глиняный.
13. Притяжательные прилагательные обозначают:
а)Признак предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени;
б)Принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечает на вопросы чей? чья? чьё?
в)Материал, из которого сделан предмет.
14. Все слова в строке пишутся с суффиксом –ск-:
а)Кавказ…кий, кузнец…кий, богатыр…кий, матрос…кий;
б)Журналист…кий, француз…кий, одес…кий, киргиз…кий.
в)Ткац…кий, древнерус…кий, рез…кий, белорус…кий;
г)Тбилис…кий, кузнец…кий, февраль…кий, немец…кий.
15.Частица НЕ пишется раздельно в предложении:
а)Каменный уголь для домны (не) чёрный, а светло-серый.
б)Для (не) внимательного взора природа севера бедна.
в)Комендант отвечал (не) брежным кивком головы.
г)Впереди показалась (не) большая деревушка.
16. В какой строке все прилагательные пишутся через дефис?
а)(Древне)русский, (тёмно)каштановый, (железно)дорожный, (северо)восточный;
б)(светло)коричневый, (юго)западный, (взлётно)посадочный, (русско)немецкий;
в)(двух)комнатный, (ярко)жёлтый, (мясо)молочный.
17. В каком слове пишется две –НН-:
1) ветре..ый 2) песча..ый 3) оловя..ый 4) лебеди..ный
18. В каком слове пишется -Н-:
1) песча..ый 2) стекля..ый 3) каме..ый 4) тыкве..ый
19. Какова синтаксическая роль прилагательного в предложении Волга шире Днепра?
а) определение;
б) обстоятельство;
в) сказуемое.
20.Найдите имя прилагательное.
а) морозный; б) морозит; в) мороз; г) подмораживает; д) мороженое.
21.Найдите прилагательные в простой форме сравнительной степени:
А) сильнее; б) более сильный; в) наиболее добрый; г) тоньше; д) тише всех.
22. Найдите прилагательные, которые пишутся через дефис:
А) (железно) дорожный; б) (северо) западный; в) (чёрно) синий;
г) (плодово) ягодный; д) (древне) русский.
23. Имя прилагательное – это часть речи, которая
А) не изменяется Б) спрягается В) изменяется по числам, родам и падежам
24.Сложные прилагательные пишутся через дефис, если (найдите неправильное утверждение):
а) образованы на основе словосочетания;
б) обозначают оттенки цветов;
в) образованы от сложных сущ, которые пишутся через дефис;
г) образованы путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и.
25.Прилагательные могут иметь степени сравнения (найдите неверное утверждение):
а) сопоставительную; б) сравнительную; в) превосходную.
Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нормы оценивания:
25-22+ - «5»
21-16+ - «4»
15-8+ - «3»
КРОССВОРД «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»
Ключевое слово: Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание и предложение, правила их построения.
По горизонтали:
Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный.
Разговор двух или нескольких лиц.
Члены предложения, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же члену предложения.
Предложения, в которых мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим.
Слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью.
Главный член предложения.
Предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений.
Знак препинания, которым выделяется прямая речь.
Второстепенный член предложения.
Готовимся к ЕНТ!
Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже.
Он, пескарь-сын, отлично запомнил поучения пескаря-отца, да и на ус себе намотал. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, – сказал он себе, – а не то как раз пропадешь!» – и стал устраиваться. Первым делом нору для себя такую придумал, чтоб ему забраться в нее было можно, а никому другому – не влезть! Долбил он носом эту нору целый год, и сколько страху в это время принял, ночуя то в иле, то под водяным лопухом. Вторым делом, насчет житья своего решил так: ночью, когда люди, звери, птицы и рыбы спят – он будет моцион делать, а днем – станет в норе сидеть и дрожать. Но так как пить-есть все-таки нужно, а жалованья он не получает и прислуги не держит, то будет он выбегать из норы около полден, когда вся рыба уже сыта, и, бог даст, может быть, козявку-другую и промыслит. Задремлет, грешным делом, а во сне ему снится, что у него выигрышный билет и он на него двести тысяч выиграл. Не помня себя от восторга, перевернется на другой бок – глядь, а у него целых полрыла из норы высунулось... Что, если б в это время щученок поблизости был! ведь он бы его из норы-то вытащил!
Однажды проснулся он и видит: прямо против его норы стоит рак. Стоит неподвижно, словно околдованный, вытаращив на него костяные глаза. Вот когда он страху набрался! И целых полдня, покуда совсем не стемнело, этот рак его поджидал, а он тем временем все дрожал, все дрожал.
В другой раз, только что успел он перед зорькой в нору воротиться, только что сладко зевнул, в предвкушении сна, – глядит, откуда ни возьмись, у самой норы щука стоит и зубами хлопает. И тоже целый день его стерегла, словно видом его одним сыта была. А он и щуку надул: не вышел из норы, да и шабаш.
Но этого мало: он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья. Он рассуждал так: «Отцу шутя можно было прожить! В то время и щуки были добрее, и окуни на нас, мелюзгу, не зарились. А хотя однажды он и попал было в уху, так и тут нашелся старичок, который его вызволил! А нынче, как рыба-то в реках повывелась, и пескари в честь попали. Так уж тут не до семьи, а как бы только самому прожить!»
И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто.
(М. Е. Салтыков-Щедрин, «Премудрый пескарь»)
1. Укажите, что решил делать пескарь насчет житья
A) выходить днем за пропитанием
B) днем и ночью сидеть у себя в норе
C) выходить только ночью, чтобы моцион сделать
D) получать жалованье
E) прятаться от жары в норе
2. Однажды когда проснулся пескарь, он увидел...
A) у самой норы стоит большой окунь
B) прямо против его норы стоит рак
C) все рыбы в реке исчезли
D) щуки и окуни стали добрее
E) его нора стала шире и длиннее
3. Укажите, как пескарь рассуждал о жизни
A) надо жизнь прожить, чтобы была большая семья, как у отца
B) надо жизнь прожить, чтобы и семья, и дети были
C) надо жизнь прожить, никого не обижая
D) надо жизнь прожить, чтобы никто не заметил
E) надо жизнь прожить, чтобы пескари в честь попали
4. Однажды пескарю приснился сон, в котором...
A) он завел много друзей, общался со своими родными
B) у него выигрышный билет и он на него двести тысяч выиграл
C) он завел свою семью и были у него дети
D) он попал в уху и его спас один старичок
E) он прожил более 1000 лет
5. Укажите вариант с верным утверждением о пескаре
A) пескарь боялся остаться один
B) у пескаря была большая семья
C) пескарь весь день сидел в норе и дрожал
D) у пескаря было много друзей и родных
E) пескарь построил себе просторную нору
Ответ:________________________________
Разгадайте ребус:
___________________________________________
1.Укажите вид глагола.
Молчать, шуметь, замолчать, нашуметь, вылететь, высказать, считать, сберечь, стоять, заплакать, вспомнить, светить, сидеть, прибежать, бегать.
2.Переписать, указать переходные и непереходные глаголы.
Не уча..твовал в эксп..диции, (не)увидел оши..ки, не построили жилищ.., не пр..сутствовал на с..брании, не п..сеяли с..мена, созд..вал произв..дение, не чувствовал (не)приязни, не было пр..пятствий, ненастье не пр..кращалось, ребенку (не)здоровилось, не преследовал непр..ятеля.
3.Определить падеж, указать переходность.
Защитить землю, защищаться от врага, отстоять город, стать героем, выполнить долг, гордиться победой, поздравить ветеранов, заботиться о ветеранах, встречать гостя, мириться с другом, считать минуты, белить потолок.
4.Распределительный диктант:
Переходные глаголы | Непереходные глаголы |
| |
Изложить рассказ Списать предложение Излагать мысли Подчеркнуть суффикс
Сделать сложение цифр Прикасаться к печке Запереть квартиру Расстилать скатерть Коснуться вопроса Приложить старания Загораем на пляже Загорелась зарница Соберём друзей Располагать временем.
5.Терминологический диктант.
Я реально существую, в отличие от моих братьев, существую попеременно в каждом из времен – в настоящем, прошедшем и будущем. Речь идет о _____________________________
Я могло бы произойти, но только при определенных условиях. Меня легко узнать, со мной, как верный паж, всегда частица БЫ. Речь идет о_____________________________
Глаголы, имеющие суффикс СЯ-СЬ называются _________________________________
Глаголы, которые требуют возле себя существительные в В.п. без предлога, называются ____________________________
Глаголы, которые отвечают на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ? называются_________________
В предложении глаголы чаще всего являются____________________________
Изменение глагола по лицам и числам называется __________________________
6.Спишите, подчеркните разноспрягаемы глаголы. Надпишите сверху в каком лице и числе они находятся.
Чт(я)т ветераны этот грустный праздник. Коль хоч(е)шь радости Отчизне, трудись не покладая рук. Облака пробега(ю)т над морем. Вода беж(и)т из крана тонкой струйкой. Почита(е)шь ли ты заветы стариков? Я бегу по лугу.
7.Составьте словосочетание «гл.+сущ.», используя приведенные ниже глаголы в форме 3-го лица ед.ч. настоящего времени
Сообщать (что?)…, уведомить (о чем?)…
Хвалить (кого?)…, восхищаться (кем?)…
Обвинять (в чем?)…, осуждать (за что?)
Понять (что?)…, вникнуть (во что?)
Додуматься (до чего?)…, хотеть (чего?)…
Стремиться (к чему?)…, добиваться (чего?)…
8.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Подчеркните гл., определите их спряжение, вид.
Ее выт…щили сетью тихим сентябрьским утром.
Мал…нькая белу…ка л…жала на дне баркаса, р…зевая мал…нький кр..вой рот.
Ей пов..зло. баркас пр…надл..жал би..логической станц..и.
Белу..ка попала в больш..й ба(с, сс)ейн. Ба(с, сс)ейн был круглый, в самой сер..дине зала. Стены зала были стекля(н, нн)ые.
- Белу..ка! – сказала тон..нькая девушка в ватн..ке, которая пер..саж..вала рыб. – Тебя-то нам и (не)хв..тало. Белу…ка. Лушка-бе!
Девушка была очень мол..да, любила выдум..вать новые слова и прозв..ща.
Так мал..нькая белуга стала Лушкой.
9.Распределительный диктант:
1спр. | 2 спр. | разноспрягаемые |
| | |
Иметь, прибыть, прибывать, пить, держать, задержаться, радовать, ценить, радоваться, дать, баловать, есть, желать, жалить, прибежать, хотеть, создавать, создать, нестись, наесться, бегать, бежать, брать, отдать, отдавать, притерпеться.
10.Самостоятельная работа по теме «Глагол»
А) Объяснительный диктант.
Записать, выделить окончания глаголов, определить спряжение и вид.
В синем небе звезды блещут,_______________________________
В синем море волны хлещут;_______________________________
Туча по небу идет, __________________________________
Бочка по морю плывет.____________________________________
Словно горькая вдовица,___________________________________
Плачет, бьется в ней царица;______________________________
И растет ребенок там____________________________________
Не по дням, а по часам.____________________________________
В)Определите наклонения данных глаголов:
Похвалил бы___________________
Говорят_______________________
Давай_________________________
Дышат_______________________
Предъявил_____________________
Объявите_____________________
Сказал бы_____________________
Научат_______________________
С)Вставить пропущенные буквы, выделить суффиксы:
Воспит…вать - __________________________
Организов…вать -- _______________________
Выращ…вать - ___________________________
Досад…вать - ____________________________
Команд…вать -____________________________
Успока…вать - ____________________________
Совет…вать - ____________________________
Поскрип…вать - ___________________________
Пережев…вать - ___________________________
Оценка:___________
1.Запишите номера, в которых указаны имена числительные.
1. десяток 6. пятерка 11. две пятых
2. двойной 7. тройной 12. трехсотый
3. удесятерить 8. полтора 13. пятеро
4. десять 9. единственный 14. тройка
5. удваивать 10. первый 15. шестнадцать
16. семидесятый
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
«Разминка» Отгадайте ребусы:
7я, 40а, 100л, е2, о5, с3ж. : смор1а, по2л, элек3к, 100л, 100рона,40а, пи100лет, о5.: ви3на, па3от, о5, 100янка,100п, е2, с3ж, во7.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Запишите числительные словами:
15, 7, 70,700, 59 пушек,11 гектаров, 46 языками, около 900 лодок.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Просклоняйте числительные:
324 утенка, 15 стульев, 128 собак, 40 одеял.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Распределите числительные в два столбика (поставьте цифры над числительными)
1-количественное
2-порядковое
Пять десятых, двадцать пятый, пятеро, тысяча шестнадцатый, одна вторая, четверо, две тысячи восемнадцатый, двадцать второй, шесть седьмых, семеро, седьмой, первый, двое, одна вторая, сорок пятый.
5.Вставьте пропущенные буквы, найдите порядковые числительные и подчеркните их как члены предложения.
В пятнадцатом ряду с..деть не совсем удобно.
Сохр..нившаяся листва теперь будет в..сеть на дерев..ях уже до первых морозов.
Но вот нач..нают крапать первые капли.
6. Впишите в данные предложения имена числительные (словами).
У нас не хватает(555) рублей. Российские спортсмены встречаются со спортсменами (5) континентов по (34) видам спорта. Царь-колокол, стоящий в Московском Кремле, весит свыше (1200) пудов, т.е.(200) тонн.
7.Вставьте числительные оба, обе
По___________сторонам дороги тянулся густой лес.
Малышка держала куклу ___________руками.
Склоны __________оврагов размыты дождями.
___________ братьев приняли в спортивную школу.
Мальчик вырезал звезды из______________листов бумаги.
В___________ случаях ответ был неверным.
Игра «Верно-неверно»
Утверждение | +/- |
1.Числительное – это член предложения, который отвечает на вопросы: сколько? и какой? | |
2.Количественные числительные указывают на порядок предметов при счете. | |
3.Порядковые числительные очень похожи на имена прилагательные. | |
4.В предложении нет ошибки в употреблении числительного. На обеих деревьях лопнули почки. | |
5.В предложении допущена ошибка в употреблении числительного. В ураган ветер достигал сорок метров в минуту. | |
6.В предложении нет ошибки в употреблении числительного. К тридцать второму дому подъехала машина. | |
7.При изменении составного количественного числительного меняется каждое слово. | |
8.В предложении нет ошибки в употреблении числительного. Двое друзей шли в кино, а двое подруг – на дискотеку. | |
9.При склонении составного порядкового числительного изменяется только последнее слово. | |
10.В дробном числительном числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как прилагательное. | |
9.Контрольная работа по теме: «Имя числительное».
1.Прочитайте. В числительных обозначьте разряд
А)В нашей спортивной делегации было двадцать пять человек.
Б)В лодке было пятеро мальчиков.
В)Весна наступила на полторы недели раньше.
2.Образуйте сл/сл собирательное числительное +существительное, поставив числительное и данное в скобках существительное в нужной форме.
А)Шесть (корова)_____________________________________________________
Б)Семь (козлёнок)_____________________________________________________
В)Восемь (женщина)___________________________________________________
Г)Девять (овца)________________________________________________________
Д)Три (сутки)__________________________________________________________
Е)Десять (девушка-спортсменка)__________________________________________
3.Просклоняйте числительное 600
И.п.____________________________________________________
Р.п.____________________________________________________
Д.п.____________________________________________________
В.п.____________________________________________________
Т.п.____________________________________________________
П.п.____________________________________________________
4.Отредактируйте предложения.
А)На обеих деревьях лопнули почки. Б)В нашем заповеднике обитают около двести лосей и примерно около девяносто кабанов. В)Во время урагана ветер достигал около сорок метров в секунду.
6.Спишите, записывая цифры словами.
170 сантиметров, 50 метров, 600 пуговиц, 387 рублей, 249 домов.
7.Спишите. Обозначьте орфограмму «Ь в числительных».
пят(?)надцат(?), шест(?)десят, восем(?)десят, сем(?)надцать, девят(?)надцать, пят(?)сот.
Готовимся к ЕНТ!
Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже.
Особенная страна с необычной природой
Австралия, образующая вместе с близлежащим островом Тасмания Австралийский Союз, всегда манила любителей экзотики. А ее здесь более чем достаточно. Континент имеет довольно выразительную флору, характерную только для него: из 22000 видов растений Австралии 90 процентов встречается только здесь. Большинство из них вечнозеленые. В южных лесах встречаются эвкалипты, достигающие высоты 90 метров. Страна усыпана дикими цветами необыкновенных расцветок и форм. Цветок золотой австралийской акации является национальным символом государства и украшает его герб. Не менее уникальна и фауна Австралии: семь семейств млекопитающих и четыре семейства птиц не встречаются ни на одном другом материке. Вместе с тем здесь не увидишь животных, представленных на других континентах.
Большинство местных млекопитающих – сумчатые. Самыми известными из них являются кенгуру, опоссум и коала. На острове Тасмания живет редчайший в мире хищник – сумчатый дьявол. Также типично австралийским животным является дикая собака динго.
Прибрежные воды Австралии буквально кишат опасными животными, нигде более не встречающимися. Здесь водится около 70 видов акул, медуза австралийская, одно прикосновение которой смертельно, ядовитая морская змея, достигающая трех метров в длину, бородавчатая рыба и голубой осьминог.
Местным насекомым свойствен «гигантизм»: только здесь можно встретить гигантских термитов, а гигантские безобидные земляные черви в штате Виктория длиной от 1 до 3,5 метра устрашают своим видом больше, чем ядовитые змеи.
По «странности» и великолепию не отстают и птицы: громадный страус эму, казуар и кукабарра, пугающая даже местных жителей своим жутким смехом.
1. Укажите вариант с неверным утверждением о флоре и фауне Австралии
A) динго – австралийская дикая собака
B) большинство растений Австралии вечнозеленые
C) самыми известными животными являются кенгуру, коала
D) только в Австралии можно встретить гигантских термитов
E) 2 семейства птиц не встречаются ни на одном другом материке
2. О чем говорится в тексте?
A) о необычных достопримечательностях Австралии
B) о традициях и обычаях жителей Австралии
C) о необычной фауне и флоре Австралии
D) о близлежащем острове Тасмания
E) о диких необыкновенных расцветок цветах
3. Укажите, что не относится к природным особенностям Австралии
A) можно встретить гигантских термитов
B) семь семейств млекопитающих не встречаются ни на одном другом материке
C) 90% растений Австралии встречаются только здесь
D) в водах Австралии много опасных животных
E) на острове Тасмания живет сумчатый дьявол
4. Укажите, что украшает герб Австралии и является национальным символом государства
A) цветок красной акации
B) цветок золотой акации
C) цветок круглоглазой акации
D) цветок блистательной акации
E) цветок серебристой акации
5. Птица кукабарра считается «странной», потому что
A) пугает людей своим жутким смехом
B) устрашает своим видом
C) имеет гигантский размер от 1 до 3 метров
D) имеет необычную окраску и форму
E) нигде больше не встречается
Ответ:_______________________________________
Отгадай загадку!
Зовут его крылатым словом,
Его значенье всем знакомо,
Название звучно с афоризмом.
Его зовем... _______________________________
1.Замените данные выражения подходящими по смыслу устойчивыми сочетаниями, в состав которых входят местоимения:
Потерять самообладание – _________________________________________________
Нечто неопределенное - ___________________________________________________
Смотреть внимательно-____________________________________________________
Искусный мастер – _______________________________________________________
Спешить – ______________________________________________________________
Скучать от безделья – _____________________________________________________
Чувствовать себя неловко – ________________________________________________
Оглядываться беспрестанно – ______________________________________________
Для справки: быть не в своей тарелке; смотреть во все глаза; выйти из себя; нестись на всех парусах; скучать от нечего делать; ни то ни сё; оглядываться на каждом шагу; на все руки мастер.
2.Составьте пары, подобрав к слову подходящий по смыслу фразеологический оборот:
1. Молчать 2. Хвалить 3. Обманывать 4. Бить 5. Исчезать | А. Как снег на голову Б. Держать язык за зубами В. Намять бока Г. Хоть глаз выколи Д. Не в бровь, а в глаз Е. Яблоку негде упасть Ж. Возносить до небес З. Стреляный воробей И. Водить вокруг пальца К. Рассеиваться как дым |
______________________________________________________________________________
3.Выделите фразеологизм.
Оставшийся овес хранили к началу весенних работ как зеницу ока.
У моей бабушки золотые руки, золотое сердце и золотой характер.
После приезда барина жизнь в доме стала бить ключом.
Еще одно белое пятно было стерто с карты Южной Америки.
Иванушка отпил молока из кувшина, заморил червячка.
Выполните тестовое задание:
1 Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами.
1) ГОРЯЧИЙ пирожок — ЖАРКИЙ день 2) ТЁПЛЫЙ чай — ХОЛОДНЫЙ вечер
3) ИГОЛКА ели — ИГОЛКА для шитья
2. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами.
1) ГРОМАДНЫЙ дом — БОЛЬШОЙ зверь 2) зелёный ЛУК — ЛУК для стрельбы
3) ТРУД к радости — БЕЗДЕЛЬЕ к несчастью
3. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами.
1) родниковый КЛЮЧ — КЛЮЧ от замка
2) РАЗГОВОРЧИВЫЙ человек — МОЛЧАЛИВЫЙ юноша
3) давай СМЕЯТЬСЯ — стали ХОХОТАТЬ
4. Укажите словосочетание, в котором прилагательное употреблено в переносном значении.
1) железный гвоздь 2) железная воля 3) железная труба
5. Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово.
1)Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им.
2) Пожухла трава на полях.
3) Яков в шапке, в замашной рубахе сидел на телеге
6. Укажите предложение, в котором есть профессионализм.
1) Шкатулку принесли в комнату и осторожно вытерли с неё пыль.
2) В сарае то стучал молоток, то визжала пила.
3) Эспланада — это широкая улица с аллеями.
7. Укажите верное утверждение.
1) Диалектизмы — слова, одинаковые по звучанию.
2) Диалектизмы — слова, употребляемые жителями той или иной местности.
3) Диалектизмы — слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии.
8. Укажите предложение, в котором есть историзм.
1) Русские толковые словари имеют многовековую историю.
2) На юноше был надет праздничный кафтан.
3) Лексика нашего языка с течением времени быстро меняется.
9. Укажите предложение, в котором есть архаизм.
1) Леса стоят в жемчужном инее. 2) Шуми, шуми, послушное ветрило.
3) Принцесса отвернулась и заплакала.
10. Укажите предложение, в котором есть неологизм.
1) По радио передали штормовое предупреждение.
2) Наш класс оснащён компьютерами последнего поколения.
3) Лодка всплыла у самого берега.
11. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) Во поле берёзонька стояла. 2) Туристы зашли в дремучий бор.
3) Бригада работала засучив рукава.
12. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются синонимами.
1) резвый КОНЬ — ломовая ЛОШАДЬ 2) БЛИЗКИЙ человек — ДАЛЁКИЙ звук
3) КЛЮЧ от замка — родниковый КЛЮЧ
13. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются антонимами.
1) пришло ТЕПЛО — сильный ХОЛОД 2) ГРУША (плод) — ГРУША (боксёрская)
3) добрый БЕГЕМОТ — огромный ГИППОПОТАМ
14. Укажите ряд, в котором выделенные слова являются омонимами.
1) сосновый БОР — зубоврачебный БОР
2) УГРЮМЫЙ человек — РАДОСТНЫЙ день
3) КРАСНЫЙ платок — АЛЫЙ стяг
15. Укажите словосочетания, в которых прилагательное употреблено в переносном значении.
1) твёрдое решение 2) твёрдое яблоко 3) твёрдая земля
16. Укажите предложение, в котором есть необщеупотребительное слово.
1) Я долго смотрел вслед уезжающей карете.
2) Валяную обувь в Сибири называют пимами.
3) Употребление синонимов делает нашу речь более точной, яркой и выразительной.
17. Укажите предложение, в котором есть профессионализм.
1) Старый шкаф стоял на своём месте — в углу террасы.
2) Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
3) Дом был деревянный.
18. Укажите верное утверждение.
1) Жаргонизмы — это слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой.
2) Жаргонизмы — слова, употребляемые жителями той или местности.
3) Жаргонизмы — слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности,
19. Укажите предложение, в котором есть историзм.
1) Шестого числа каждого месяца он получал небольшое жалованье.
2) Некоторые термины употребляются только специалистами какой-то одно области.
3) Няне его была крепостная крестьянка.
20. Укажите предложение, в котором есть архаизм.
1) Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы.
2) Рыцари были в кольчугах.
3) Князь оказался человеком великодушным.
21. Укажите предложение, в котором есть неологизм.
1) Вдоль берега плавали парусники.
2) Этот доклад я прочитал в Интернете.
3) В доме зажглись огни.
22. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) Цыплят по осени считают. 2) Над лесом взошла луна. 3) Еды было с гулькин нос.
23. Какие пары слов не являются антонимами?
1) угрюмый – весёлый 2) гигант – карлик 3) робкий – смелый 4) скромный – хитрый
24. В каком ряду верно указаны антонимы к фразеологизму?
1) рукой подать – быстро, хорошо 2) язык проглотить – вредно, тихо 3) под шумок – громко, открыто 4) вавилонское столпотворение – суета, беспорядок
25. Укажите фразеологизм со значением «большое количество чего-либо».
1) между двух огней 2) ни два ни полтора 3) как звёзд на небе 4) лежать мёртвым грузом
26. В каком ряду в обоих предложениях есть фразеологические обороты?
1) Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днём, ни ночью.
2) За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.
3) Он во все глаза смотрел вдаль. Маша открыла глаза кукле. 4) Подруги перемывали косточки знакомым. За это я намылил голову кому следует
27. В каком примере выделенное слово имеет прямое значение?
1) мягкий свет 2) мягкий знак 3) мягкий мох 4) мягкий климат
28. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову «смелость».
1) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость
2) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный
3) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие
4) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость
29. В каком ряду верно указаны синонимы к фразеологизму?
1) кот наплакал – вредно, глупо
2) с горем пополам – еле-еле, кое-как
3) поставить крест – креститься, унижать
4) водить за нос – заглушить, мешать
30. Определите, где неверно указано значение фразеологизма.
1) стреляный воробей – опытный
2) обводить вокруг пальца – обманывать
3) с гулькин нос – много
4) яблоку негде упасть – тесно
Ответ:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.Выпишите только те номера суждений, которые вы считаете правильными.
1. Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы. признаки и количество, но не называет их.
2.В предложении местоимение обычно бывает подлежащим или определением.
3.Местоимения делятся на десять разрядов.
4.Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа.
5.Вопроительные местоимения служат для связи частей сложного предложения.
6.Неопределённые местоимения с суффиксами -то-,-либо-, -нибудь- и приставкой кое- пишутся через дефис.
__________________________
2.Заполнить таблицу:
3.Определить падеж местоимений:
| И.п. | Р.п. | Д.п | В.п. | Т.п. | П.п. |
Впечатление о нем | | | | | | |
Интерес к кому(то) | | | | | | |
Интересоваться чем(либо) | | | | | | |
Рад им | | | | | | |
Радоваться за неё | | | | | | |
Беспокоиться за что(то) | | | | | | |
Стремиться к вашему | | | | | | |
4.Определите синтаксическую роль и падеж местоимений:
1) Я уселся на камень и стал наблюдать.
2) Передо мной простиралось море.
3) Высоко надо мной шумели крыльями птицы.
4) Мне захотелось остаться одному.
5) Над тобой голубым ковром раскинулось бескрайнее небо.
6) Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня.
5.Раскройте скобки:
Кое(кто), кое(кого), кое(у)кого, (ни)кто, (нм)кем, ни(у)кого, ни(с)кем, кое(о)чем, кое(к)чему, с кем(нибудь).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Вставьте пропущенные буквы:
Н…чего не получалось,
Н…чего терять
Н…какие варианты не подходили
Н…что не помогало,
Н…кому было помочь,
Н…кому не удалось решить
Н…кого винить
Н…чему поучиться
Н…чьих советов не слушали
Н…кем восхищаться
7.Запишите рассказ школьника, вставляя подходящие по смыслу пропущенные определительные местоимения, укажите их грамматические признаки.
В походе
В прошлое воскресенье мы вместе ... классом ходили в поход. Накануне ... волновались: вдруг пойдет дождь? Но учитель сказал, что поход состоится при ... погоде. И вот мы в пути. У ... из нас за плечами рюкзак с вещами и продуктами. А у меня в рюкзаки ещё и ... спортивное снаряжение, поэтому мой рюкзак оказался ... тяжёлым. Ребята вызвались мне помочь, но я решил, что справлюсь... .
Когда мы остановились на привал, то ... нашлось дело. Одни ставили палатки, .... разжигали костёр и варили кашу с тушёнкой. ... знает, что в походе нет ничего вкуснее такой каши. Вечером ... сидели у костра и пели песни. Хорошо в походе!
8. «Дополни правило»
Местоимение – это…
В предложении местоимения бывают____________и ______________
Перечисли личные местоимения________________________________
Себя – это _______________местоимение.
У местоимения _____разрядов.
9.Составьте с данными глаголами словосочетания “глагол + личное местоимение я в косвенном падеже”. Укажите падеж местоимения.
Образец: беспокоишься обо___ мне (о ком?)
Приблизился (к кому?), соревновался (с кем?), не смейся (над кем?), приготовить (для кого?).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Самостоятельная работа
1.Вставь в текст подходящие по смыслу и форме местоимения.
Обезьяны бывают разные. Есть совсем маленькие, ____ на ладошке умещаются. Есть обезьяны огромные и сильные, ____ боятся даже леопарды. У обезьян сильные хвосты. Хвосты помогают ____ перескакивать с дерева на дерево. У толстохвостки хвост большой и пушистый. ____ похож на хвост лисы. Шёрстка у обезьян тоже разная. У одних ____ гладкая и плотная. У других обезьян ____ густая. У некоторых обезьян во рту есть специальные защёчные мешочки. ____ в ___ прячут орехи, ягоды, и плоды. Проголодается обезьянка, а за едой ____ ходить не надо. Живут обезьяны в Африке и тропических лесах Южной Америки.
2.Спишите словосочетания. Обозначьте условия выбора изученной орфограммы.
Что(нибудь) увидеть, с кем(то) встретиться, сказать (не)сколько слов, (не)что серьезное, какие(то) люди, чем(то) отвлечься, кое(где) спрятать, думать о ком(то);
3. Просклоняйте местоимения
кто - то, какой – либо;
Тест по теме «Местоимение»
1.Укажите, какое определение местоимения как части речи является более точным.
Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая:
А) обозначает предмет, лицо, признак, количество;
Б) обозначает лицо;
В) указывает на предмет, признаки;
Г) обозначает лицо, а также указывает на предметы, признаки, количества, не называя их конкретно.
2. Укажите строку, в которой даны только личные местоимения?
А) меня, тобой, мной, их (заметили);
Б) сам, самый, каждый, иной;
В) ему, сама, который, она;
Г) мы, ваш, всякий, он.
3. Возвратное местоимение изменяется:
А) не изменяется; Б) по падежам; В) по числам; Г) по родам.
4. Притяжательные местоимения изменяются:
А) по падежам; Б) по числам, родам и падежам; В) не изменяются; Г) по числам и родам.
5. В чем особенность притяжательных местоимений ее, его, их?
А) не изменяются; Б) изменяются только по числам;
В) изменяются только по родам; Г) изменяются только по падежам.
6. Укажите строку, в которой даны только указательные местоимения?
А) таков, столько, та, этакий; Б) сам, каждый, сколько, всех;
В) им, весь, свой, она; Г) мы, то, иной, другой.
7. Укажите строку, в которой даны только определительные местоимения.
А) сама, себя, мне, ими; Б) к ней, каждый, всякого, иным;
В) всякому, никакому, ни о чем, к нему; Г) всему, каждым, сами, самый.
8. Укажите строку, в которой даны только отрицательные местоимения.
А) никто, ничто, некто, нечто; Б) никакой, нисколько, ни о ком, никому;
В) нисколько, несколько, некем, никем; Г) некого, нечего, кое-что, чего-то.
9. Укажите строку, в которой даны только неопределенные местоимения.
А) кое с кем, кое у кого, ничем, никем; Б) кое-чем, сколько-то, ни о ком, какой-нибудь;
В) нечто, некоторый, никто, кто-то; Г) кое-чему, несколько, нечто, некто.
10. Укажите строку, в которой даны только относительные местоимения.
А) мой, каков, свой, ваш; Б) никто, сколько, что, весь;
В) кто, что, какой, который; Г) каждый, любой, который, ваш
11.В каком ряду все местоимения – неопределённые?
А) некто, некоторый, некого, кое-кто
Б) кто-нибудь, кого-то, несколько, нечего
В) что-либо, некоторый, кое-кто, что-нибудь
12.В каком ряду все местоимения – отрицательные?
А)никто, никакой, ничей, некого
Б) никакой, нечего, никто, некто
В) ничей, некого, несколько, нечего
13.В каком ряду все местоимения пишутся через дефис?
А) кто(нибудь), что(либо), (кое)чем, кое(с)кем
Б) что(то), (кое)кем, кто(нибудь), чем(то)
В) кто(либо), чей(то), кое(о)ком, (кое)чем
14.В каком ряду все местоимения пишутся слитно?
А) (ни)какой, (ни)чей, ни(от)кого
Б) (не)кем, не(у)кого. (не)чего
В) (ни)что, (не)сколько, (ни)какой
15.В каком ряду все местоимения пишутся раздельно?
А) ни(с)кем, ни(у)кого, не(о)чем
Б) (кое)кого, (не)кто, (ни)чей
В) не(о)ком, (ни)чем, (не)который
16.Укажите несклоняемое местоимение.
А) ничто Б) нечто В) что
17.Какое местоимение не имеет рода и числа?
А) себя Б) тот В) каждый
18.Укажите личное местоимение.
А) её портфель Б) люблю его В) её платок
19.Определите синтаксическую роль местоимения в предложении: «Случилось соловью на шум их прилететь».
А) дополнение Б) определение В) подлежащее
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Готовимся к ЕНТ!
Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже.
Шла война, на которую мы, шестнадцатилетние мальчишки, пока еще не попали. Время было голодное. По студенческим карточкам давали всего по четыреста граммов хлеба. А между тем даже сливочное масло, яйца, сметана существовали в общежитии – в тумбочке Мишки Елисеева, отец которого работал на складе. На Мишкиной тумбочке висел замок. Как-то зимой у нас получилось два выходных дня, и я решил, что пойду к себе в деревню и принесу каравай черного хлеба. Утром, несмотря на разыгравшуюся метель, я добрался до родительского дома. Положив каравай в заплечный мешок, я отправился обратно к своим друзьям. Я простудился и меня охватила невероятная слабость. Я поднял руку проходящему грузовику. Я достал из мешка большой каравай в надежде, что шофер отрежет часть и за это довезет до Владимира. Но весь каравай исчез в кабине грузовика. Придя в общежитие, я залез в ледяное нутро постели и рассказал им, как было дело.
- А не был ли похож тот шофер на нашего Мишку Елисеева? – спросил Володька Пономарев.
– Был. А ты как узнал?
– Да все хапуги и жадюги должны же быть похожи друг на друга!
Тут в комнате появился Мишка, и ребята, впервые обратились к нему с просьбой.
– Видишь, захворал человек. Дал бы ему хоть чего-нибудь поесть.
Никто не ждал, что Мишку взорвет таким образом: он вдруг начал орать, наступая то на одного, то на другого.
– Ишь, какие ловкие – в чужую суму-то глядеть! Нет у меня ничего в тумбочке, можете проверить.
Говорили мне потом, что я спокойно взял клюшку, которой мы крушили списанные тумбочки, чтобы сжечь их в печке и согреться, и двинулся к тумбочке с замком. Я поднял клюшку и раз, и два, и вот уже обнажилось сокровенное нутро амбара: покатилась банка со сливочным маслом, кусочками рассыпался сахар.
– Все это съесть, а тумбочку сжечь в печке, – будто бы распорядился я, прежде чем лег в постель. Мишка никому не пожаловался, но жить в нашей комнате больше не стал.
1. Как отреагировал Мишка на просьбу мальчиков?
A) Он выполнил их просьбу B) Он сделал вид, что не услышал
C) Он стал орать и возмущаться D) Он пожаловался коменданту
E) Он спрятал все свои продукты
2. На кого был похож шофер грузовика?
A) На Мишку Елисеева B) На Володю Пономарева C) На Владимира Алексеевича
D) На Витьку Агафонова E) На Сашку Воробьева
3. Что произошло с автором на обратном пути в общежитие?
A) Он заблудился в лесу B) Он не вернулся обратно C) Он заболел по дороге
D) Он потерял каравай E) Он благополучно вернулся
4. Автор поехал в родную деревню, чтобы
A) Встретиться с родителями B) Привезти каравай C) Починить тумбочку
D) Привезти сметану, яйца E) Помочь родителям с хозяйством
5. Мальчикам по студенческим карточкам давали
A) Свежую сметану B) Вареные яйца C) 400 грамм хлеба
D) Питьевую воду E) Плитку шоколада
Ответ:_______________________________________________
![]()
1.КРОССВОРД
1-слова, близкие по лексическому значению
2-словарный состав языка
3-слова, одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению
4-сборник слов, обычно расположенных в алфавитном порядке
5-новые слова
2.Загадки
Я- синоним - осьминога, а без с- в метле нас много ___________________________
Я то же, что и ураган, но только гость восточных стран. На море я гроза для шхун, а называюсь я...______________________
Простое слово промежуток: в театре несколько минуток; пока начнется новый акт, мы называем все... _____________________
На время что - то прекратив, мы объявляем ..._____________________________
В борьбе, в труде устали слишком - дают уставшим..._____________________
После урока непременно нужна ребятам... _________________________________
3.Вставьте нужное слово (несколько слов).
Все слова языка образуют его …….
Слова, которые известны и понятны всему народу, называются ………..
Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии, называются ………
Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются ……
Слова, вышедшие из активного повседневного употребления, называются …….
Слова, ограниченные в своем употреблении той или иной социальной или возрастной средой, называются …….
Новые слова, возникающие в языке, называются ……..
Устойчивые сочетания слов называются ………
4.Замени устаревшие слова синонимами, расположенными в правом столбике.
очи, чело, ланиты, уста, перст, баталия, глаголет, брадобрей | щеки, глаза, губы, лоб, говорит, палец, битва, парикмахер |
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Определи слово по его лексическому значению.
Цвет фиалки и сирени - ____________________________________________________
заранее намеченный путь следования - _______________________________________
мысленно представить себе что-нибудь -______________________________________
очень большой -__________________________________________________________
желтый с красноватым оттенком -___________________________________________
знаки для обозначения звуков -_____________________________________________
слова, употребляемые жителями одной местности, - ___________________________
часть слова без окончания - _______________________________________________
6.Выписать фразеологизмы – синонимы (парами)
Во что бы то ни стало - себе дороже
ни слуху ни духу - хоть караул кричи
хоть волком вой - как в воду канул
игра не стоит свеч - кровь из носу
7.Выписать фразеологизмы – антонимы (в два столбика)
Бить баклуши без задних ног спать
откладывать в долгий ящик собственным горбом
волоком не затянешь горит в руках
ждать возле моря погоды дыхнуть некогда
за уши тянуть дело мастера боится
Выполните тестовое задание по разделу «Лексика»
1.Общеупотребительные слова – это
а) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии;
б) слова, употребляемые жителями той или иной местности;
в) слова, вошедшие в русский язык из других языков;
г) все слова языка;
д) многие слова языка, известные всему народу.
2.Диалектные слова – это
а) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии;
б) слова, употребляемые жителями той или иной местности;
в) слова, вошедшие в русский язык из других языков;
г) все слова языка;
д) многие слова языка, известные всему народу.
3.Профессионализмы – это
а) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной профессии;
б) слова, употребляемые жителями той или иной местности;
в) слова, вошедшие в русский язык из других языков;
г) все слова языка;
д) многие слова языка, известные всему народу.
4.Какое устаревшее слово является синонимом слова «битва»?
а) ланиты б) перст в) чело г) баталия
5. Какое слово является устаревшим?
а) плащ б) пальто в) кафтан г) шуба
6. Какое слово в предложении употреблено в переносном значении?
В саду горит костер рябины красной.
а) в саду б) костер в) рябины г) красный
7. Укажите предложение, в котором есть неологизм.
А. По радио передали штормовое предупреждение.
Б. Школа оснащена компьютерами последнего поколения.
В. Лодка всплыла у самого берега.
8. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
А. Во поле березонька стояла.
Б. Туристы зашли в дремучий бор.
В. Бригада работала засучив рукава.
9. Что такое лексика?
А) Основная единица языка В) сочетание звуков С) словарный состав языка
10. Укажите строчку антонимов:
А) Большой – немалый В) гневный – яростный С) гнилой – прелый Д) плохой – нехороший
Е) Общий – частный
11. Назовите антоним фразеологизму «спустя рукава»:
А) далеко пойти В) не шутя С) не покладая рук Д) сложа руки Е) положа руку на сердце
12. Какие слова использованы в предложении: Это была не просто ТИШИНА, а БЕЗМОЛВИЕ вокруг.
А) синонимы ; Б) антонимы ; в) омонимы.
13. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
а) черное платье б) черная душа в) черный вторник г) черные мысли
Ответ:
Готовимся к ЕНТ!
Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже.
В суровые военные годы во время бомбежки моя бабушка всегда стояла на посту с винтовкой за плечами и со свистком в руке. Зинаиду Ильиничну соседи любили за доброту и умение советом или нужным словом подбодрить человека. Весь подъезд помнил историю с Иваном, тринадцатилетним подростком, переехавшим в наш дом с больной матерью и полуслепой бабушкой. Бабушка взялась устроить Ивана на подработку в театр юного зрителя. Полгода она буквально за руку водила его на спектакли, горячо обсуждала с ним полученные впечатления, просила описать свои ощущения и эмоции. Потом, шаг за шагом, научила работать над собой с помощью дневника. Результат превзошел все ожидания. Ванечка, обладая замечательной памятью и абсолютным слухом, оказался одарен и артистическим талантом. В течение года он выучил все роли и с легкостью подменял отсутствующих актеров. Закончив после войны режиссерское и сценарное отделение ВГИКа, Иван впоследствии стал заслуженным артистом и режиссером. Будучи учительницей начальных классов, бабушка умела создать на уроках атмосферу игры, в то же время не давая ученикам уйти от главной цели – получения новых знаний. Уроки радости – таков был стиль ее преподавания. И дети буквально боготворили свою Зинаиду Ильиничну. Рядом с ней даже бомбежка была не так страшна. Бабушка вселяла в окружающих уверенность в близкой победе, надежду на добрые вести от родных, из горнила передовой – а иначе и быть не могло...
1. Укажите высказывание, которое не соответствует содержанию текста.
A) Подростки нуждаются в поддержке со стороны взрослых
B) Светлый оптимизм помогает людям жить
C) Бабушка долгое время работала в театре юного зрителя
D) В тексте описаны события Великой Отечественной войны
E) В тексте рассказывается история о тринадцатилетнем мальчике Иване
2. Зинаиду Ильиничну соседи любили...
A) За помощь по хозяйству
B) За то, что она учила их детей
C) За умение одним словом подбодрить человека
D) За то, что учила радоваться жизни
E) За уважительное отношение к людям
3. После войны Иван стал...
A) Известным певцом и актером
B) Известным артистом и режиссером
C) Известным архитектором
D) Заниматься своим делом
E) Преподавать в школе
4. Каков был стиль преподавания Зинаиды Ильиничны?
A) Уроки щедрости
B) Уроки радости
C) Уроки доброты
D) Уроки уважения
E) Уроки мужества
5. Зинаида Ильинична работала...
A) Учителем старших классов
B) Директором
C) Завучем учебной части
D) Учителем начальных классов
E) Учителем средних классов
Ответ: _____________________________________
Итоговое тестирование за курс 6 класса
1.Неологизм:
А) сканер В) багаж С) радио Д) сундук Е) пальто
2.Укажите слово с одной –Н-:
А) деревя…ый В) соломе…ый С) лет…ий Д) тыкве…ый Е) листве…ый
3.Глагол настоящего времени:
А) решит В) пишет С) прочитает Д) ходил Е) ответит
4.Укажите правильный вариант пропущенных окончаний числительных в предложении:
Книга была иллюстрирована пят..десят… четыр… рисунками и тридцат… шест… чертежами.
А) ь-ьмя-ь-и В) ь-ь-ьмя-ью-ью С) ь-ь-е-ь-ь Д) ью-ью-ьмя-ью-ью Е) и-и-ьмя-ью-и
5.После Ц пишется гласная И в слове:
А) пальц… В) сестриц…н С) ц..рк Д) ц..ган Е) спиц…
6.Укажите глаголы с буквой А:
А) пол..жил, сл..гал В) сл…жились, пол..гаюсь С) дог..рал, пол..жл
Д) к…салоссь, дог..рал Е) пол..гаюсь, к..салось
7.Укажите профессиональное слово:
А) солнце В) стамеска С) свет Д) лес Е) море
8.Укажите ряд относительных прилагательных:
А) прочный материал, ароматный запах, оглушительный звук
В) знакомый человек, длинная речь, серьезный поступок
С) глиняный горшок, волчий тулуп, гусиный крик
Д) прошлогодний план, приморский порт, степной ветер
Е) волчий взгляд, лисья речь, московский житель
9.Собирательное числительное:
А) два В) двойка С) двойной Д) двое Е) удвоить
10.Укажите возвратный глагол:
А) восхищать В) учиться С) убегать Д) солнце Е) мирный
11.Укажите сложное слово, которое пишется через дефис:
А) телефон(автомат) В) птице(лов) С) авто(база) Д) фото(модель) Е) стен(газета)
12.Укажите возвратное местоимение:
А) его В) меня С) тебя Д) самого Е) себя
13.Укажите глаголы на -ться:
А) просыпае….ся, сыпле..ся В) дыши…ся, смотри..ся С) полоще..ся, разовье…ся
Д) загоре…ся, отчита…ся Е) купае…ся, верти..ся
14.Укажите соединительные гласные к словам: электр…станция, птиц…лов, верт..лет
А) о-е-о В) е-и-а С) а-и-о Д) е-е-а Е) и-е-а
15. Укажите форму слова цветок.
A) Цветка. B) Цветы.C) Цветение.D) Цвести.E) Расцвести.
16.Глагол повелительного наклонения:
А) знает В) знал С) знайте Д) узнает Е) знать
17.Укажите числительное с мягким знаком на конце:
А) 90 семей В) 80 кусков С) 40 стульев Д) 300 деревьев Е) 11 садов
18.Укажите несклоняемое существительное:
А) кенгуру В) гололедица С) небо Д) время Е) ветер
19.Укажите слово с приставкой ПРИ:
А) пр..бежать В) пр…граждать С) пр..вышать Д) пр..восходить Е) пр..одолеть
20.Разносклоняемое существительное:
А) путь В) дочь С) книга Д) окно Е) облако
21.Слово с пропущенной буквой –И-:
А) без…мянный В) пред…дущий С) небез…нтересный Д) сверх…зысканный
Е) с..гранный
22.Значение фразеологизма КАПЛЯ В МОРЕ:
А) много В) ничтожно малое количество С) некоторое количество
Д) нисколько Е) огромное количество
23.Укажите ряд глаголов с суффиксами ЫВА(ИВА)
А) заигр…вать, запазд..вать, завал..вать В) вскрик…вать, обмен..вать, проповед…вать
С) нап…вать, оправд…вать, нал..вать Д) обмен…вать, ослаб…вать, приб..вать
Е) увелич…вать, салют…вать, моделир…вать
24.Суффикс ЧИК пишется:
А) пиль…ик, стеколь..ик, камен..ик, буриль..ик В) кровель..ик, уголь..ик, бакен..ик, извоз..ик
С) регулиров…ик, литей…ик, бензоправ…ик, фрезеров…ик
Д) добыт..ик, обид..ик, смаз..ик, объезд..ик Е) бетон…ик, табун..ик, заправ..ик, сортиров..ик
25. Раздел языкознания, изучающий части речи:
А) фонетика В) лексика С) морфология Д) синтаксис Е) орфография
Нормы оценивания:
25-22+ - «5»
21 – 17+ - «4»
16 – 10+ - «3»
Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Готовимся к ЕНТ!
Ознакомьтесь с содержимым текста и выполните задание ниже.
Казахстан времен моего детства был местом ссылки, беженства и военной эвакуации многих народностей империи. Огромные просторы Казахии советская имперская власть предопределила как тюрьму для разных народов. В этой тюрьме находились ссыльные нации: немцы, чеченцы, крымские татары, корейцы и другие. Корейцы стали первыми, кого заключили в казахский “лагерь народов”. И я родился уже несвободным — мои родители считались ссыльными, и в паспортах у них проставили особые пометки. За пределы Казахстана выезжать им запрещалось. Это положение сохранялось больше десяти лет.
Во время войны с Германией Казахстан оказался убежищем для бесчисленных беженцев, уходивших от нашествия немцев, и местом ссылки двух миллионов “русских немцев” с Поволжья. Когда мне исполнилось лет пять-шесть, моими друзьями были Роман и Эльза, рыжеволосые немецкие дети. Их мать Клара, миловидная полная женщина, работала уборщицей в школе, где устроился мой отец после переезда из Сергиевки.
Как-то отец привез мне из города новые тапочки из мягкой, желтой чудно пахнущей кожи. Это было время послевоенной разрухи, когда дети все лето и до холодов бегали босиком и не знали никакой обуви. В первый же день, когда я пошел гулять в обновке, случилась беда. Мне захотелось пить, и я, подойдя к реке, снял с ног тапочки и вошел в воду, где было поглубже, почище, и стал пить. Затем вышел из реки и, забыв о тапочках, ушел восвояси. Спохватился я лишь к вечеру и с плачем побежал к реке. На том месте теперь расположилось на водопой стадо коров и стоял пастух. Он сказал, что здесь днем был Бобыль-Горшечник, который набирал в бочку воды. Уже в сумерки я подошел к жилищу Бобыля-Горшечника — оно было на самом дальнем краю деревни, у изрытого глиняного оврага. Я очень боялся, потому что этого человека считали не совсем нормальным: он жил один, без семьи, ни с кем не общался и был всегда угрюмым и злым на вид.
Но при встрече он оказался вовсе не таким. На мой громкий плач он вышел из своей хибарки, участливо расспросил меня, в чем дело, и живо вернул мне утерянное, сбегав за тапочками в дом. Он проводил меня и на прощание погладил по голове.
Это был пожилой кореец с седой головою, с глубокими морщинами на лице. Я полагаю, что с этой встречи во мне и возникло доверие к человеческой доброте.
1. Мальчик родился несвободным, потому что...
A) его отец был военнослужащим
B) его семья жила в этой стране на протяжении 20 лет
C) они живут на бедной земле
D) его родители считались ссыльными
E) его дом находится у изрытого глиняного оврага
2. У мальчика после встречи с Бобылем-Горшечником...
A) исчезло доверие к человеческой доброте
B) появилось доверие к человеческой доброте
C) появился страх перед этим человеком
D) затаилась обида на этого человека
E) появилось уважительное отношение к нему
3. Мальчик боялся идти к Бобылю-Горшечнику, потому что...
A) он жил на самом дальнем краю деревни
B) этого человека считали не совсем нормальным
C) он ни с кем не общался
D) он был высокого роста
E) он очень громко и грубо разговаривал
4. Мальчик боялся идти к Бобылю-Горшечнику, потому что...
A) он жил на самом дальнем краю деревни
B) этого человека считали не совсем нормальным
C) он ни с кем не общался
D) он был высокого роста
E) он очень громко и грубо разговаривал
5. Чеченцам, корейцам, немцам запрещалось...
A) общаться с казахским народом
B) выезжать за пределы Казахстана
C) работать в государственных учреждениях
D) отдавать детей в школу
E) подходить к жилищу Бобыля-Горшечника
Ответ:______________________________________________________
КРОССВОРД «СИНТАКСИС»
(6класс)
Вопросы к кроссворду.
Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы косвенных падежей.
Второстепенный член предложения, обозначающий место, время и способ действия.
Члены предложения, относящиеся к одному члену предложения и отвечающие на один вопрос.
Главный член предложения, который чаще всего выражен глаголом, а может быть выражен прилагательным и существительным.
Слово, которое является общим по значению для стоящих при них однородных членов.
Второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей?
Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и правила их постановки.
Раздел науки о языке, изучающий строение словосочетаний и предложений.
Главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? что?