Дидактический материал по теме
«Правописание чередующихся гласных в корне слова»
Выпишите слова с пропущенными буквами.
Обозначьте условия выбора орфограммы
1. Лестница ок_залась новой, прочно сбитой и не скр_пела. Он взялся за верхнюю ступень, осторожно подт_нулся и загл_нул в дверной проем. 2. Утро зан_малось над поселком, роса бл_стела, картошка цвела, и лес на склоне был тихий, чуть подсвеченный заревом из-за хребта. 3. П_тно света от лазерного луча лежало на самом верхнем г_ризонте туч и м_няло к_нф_гурацию. 4. На б_рдовой _тласной др_пировке стен в дорогих рамах в_сели картины. 5. День выд_лся солнечный, теплый, вокруг п_стрела листьями наб_рающая силу осень. П_йзаж в этом месте м_нялся в зависимости от осв_щения. 7. Но в_сящее перед ним полотно потр_сало вообр_жение размерами и каким-то ж_стким излучением тревоги. 8. Он вышел в полном см_тении.
Распределите слова в два столбика в зависимости от выбора гласной в корне. Обозначьте условия выбора орфограммы
а) е – и
Соб_раться, бл_стеть, соб_рать, заб_рать, зам_реть, зам_рать, расст_лать, расст_лить, выж_гать, бл_стящий, заж_гательный, ст_реть, бл_стать, прот_реть, выт_рать, выб_рать, заст_лить, зам_рло, зам_рало, ум_реть, ум_рать, раст_рать, забл_стать, выст_рали, выд_раю, заб_раю, прот_реть, соб_рающий, выч_сть, выч_тать, расст_лить, расст_латься, зап_реть, зап_рать, приб_рать, изб_ратели, соч_тать, соч_тание, бл_стательный, бл_снет, приб_рет, оп_реться.
б) о – а
К_сательная, прик_снуться, прик_сновение, предл_жить, предл_гать, предл_жение, изл_жение, изл_гать, прил_гательное, прил_жение, оз_рять, з_ренька, з_рница, з_ря, з_рька, подг_рать, подг_реть, заг_р, заг_релый, подг_реть, наг_реть, выг_реть, заг_реть, сл_гаемые, выр_сли, выр_стать, выр_щенный, возр_ст, ср_щение, р_стительность, г_рит, р_внина, р_вняйсь, м_кать в сметану, г_рели, р_вняется, р_сток, отр_сль, ур_вень, ср_внение, Р_стислав, выр_внять грядки, ср_внить с кем-то, распол_житься, составить ур_внение, р_стение, город Р_стов, непром_каемый плащ, водор_сли, з_ря разг_рается, к_сались, нар_щение, сл_жение, к_снуться, оз_рена, дог_рали.
Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения
Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль. отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.
«Восстанови таблицу»
Восстановить деформированную таблицу: установить соответствие между условиями написания гласной и корнями с чередованием
Условия написания гласной в корнях с чередованием | Корни с чередованием |
1. От ударения | 1. -кас-, -кос |
2. -раст-, -рос-, -ращ- |
2. От последующей буквы | 3. -зар-, -зор- |
4. -бер-, -бир- |
3. От наличия суффикса А после корня. | 5. -лаг-, -лож- |
6. -гар-, -гор- |
Вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор
Молодая пор…сль; полезные р…стения: р…скошные апартаменты; ск..кать на лошади; выск..чить из-за угла; распол..гать свободным временем; прежпол..жить лучшее; выт..реть посуду, уп..раться ногами; зам..рать от восторга; прим..рять платье; соб_раться в экспедицию; .легкое прик..сновение; к…сательная линия; подн..маться в гору; новая газонок..силка; разг...релся спор; несг..раемый шкаф; вечерняя з…ря; отважный пл_вец; накл..ниться в сторону; ур..вняться в правах; подр..внять клумбу.