Урок «Буквы О-А в корнях с чередованием» в 5 классе
Тип урока:
Цель: ознакомление учащихся с написанием корней с чередованием
развитие орфографической зоркости; умения использовать алгоритм орфографического правила.
Планируемые результаты: учащиеся научатся в ходе наблюдения делать выводы о правописании корней лаг/лож, кос/касс; познакомившись с орфограммой, научатся применять ее на письме; проявят умения в использовании новых знаний в творческой работе и оценивании работы своей и товарища.
Задачи:
- личностные
1. Воспитывать самостоятельность и внимание учащихся.
2. Воспитывать интерес к русскому языку.
- метапредметные
1.Способствовать развитию памяти, логического мышления.
2. Развивать способность осуществлять выбор из нескольких возможных вариантов.
- предметные
1. Познакомить с правилом выборе букв а-о в корне кос/кас , лаг/лож.
2.Уметь находить и правильно писать слова с данными корнями.
3.Повторить и систематизировать ранее изученный материал ( правописание корней с чередованием).
Тип: изучение нового материала
Вид: проблемно-исследовательский
Методы: объяснительно-иллюстративный с элементами эвристической беседы, с использованием фронтальной и индивидуальной работы.
Ход урока:
I. Оргмомент. Проверка домашнего задания (готовность)
Орфографический тренинг на с.100 с самопроверкой.
Критерии оценивания:
«5» - нет ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки.
Взаимопроверка правила «Чередование Е/И в корне».
-Назовите, пожалуйста, какие корни с чередованием вы знаете? (бир-бер, тир-тер, мир-мер, стил-стел, дир-дер, пир-пер,блест-блист,). Расскажите правило. Работа в паре.
Критерии оценивания: «5» - знает правило, привел свои примеры. «4» - знает правило, привел не свои примеры, те же , что в учебнике. «3» - знает правило, но не привел примеры. «2 » - не выучил правило.
Избирать, запирать, касаться, изберу, запереть, коснуться, полагаться, положиться
- Перед вами слова с орфограммами. Среди них есть знакомые и незнакомые. Выделите в данных словах корни.
- Все ли названные орфограммы вам знакомы? (Нет. Мы не знакомы с правописанием безударных гласных в корне слов касаться, коснуться, полагаться)
- Это корни с чередованием? (да, чередование О/А в корне»)
II. Постановка целей и задач урока. – О чем пойдет речь на уроке? Чему мы должны научиться?
III. Работа над темой урока.
Материал для наблюдения:
ЛАГ + А КАС + ?
ЛОЖ нет А КОС нет ?
- От чего зависит правописание гласных в данных корнях?
2.Углубление понятия о чередовании – изменении звука/буквы в корне. Теоретический материал на с. 100.
3. Материал для знатоков.
*.Объясните, что общего и в чем различие между корнями слова?
Ложь, положить. Косой, коснуться.
*Сделайте выводы.
1. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- , -КОС-/-КАС- пишется А, если после корня есть суффикс А, пишется О, если после корня нет суффикса А.
ИСКЛЮЧЕНИЕ: ПОЛОГ
Запомните! Корни -лож- и -лаг- являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные: О – в корне -лож-, А – в корне –лаг-.
2.Не путать корни с чередованием с проверяемыми гласными в корне слова.
IV. Развитие орфографической зоркости.
1)Упр.222,223. Самостоятельная работа.Самопроверка.
2) Физминутка. Если в корне “а” - хлопаем в ладоши, если в корне “о” - встаем.
Прил…гать усилия.
Сл…жить вещи.
Отл…жить празднование.
Возл…гать надежды.
Предл…жить блины.
Безотл…гательное дело.
Радостное предпол…жение
Распол…житься у костра.
3) Распределительный диктант. Распределите слова в 2 колонки: А / О в корнях.
Взаимопроверка. Критерии оценивания те же.
Если класс слабый, первую часть выполняют на доске, вторую – самостоятельно.
Пол_жить, распол_жение, предпол_гать, изл_гать, предл_жить, пол_гать, изл_жить, прил_гательное, предпол_жение, сл…гаемое, разл_жить, возл…гать. Сосл…гательное, прил…жение, прил…гать, пол…житься, пол…гаться, пол…жение, пол…жу, пол…гание, предпол…жить, предпол…гать, сл..жение, слагаемое, разл..жить, изл..гать, кас..тельная, прик..снуться.
4) Третье лишнее:
1. Кас..тельная, к..снуться, к..са
2.К..сой (взгляд), к..саемся, прик..сновение
3.К..сичка, к..соглазие, соприк..саться
V. Рефлексия.
- Чему учились на уроке?
- От чего зависит написание букв О–А в корнях -лаг-/-лож-, кос/кас?
Прием «Вопросник». Каждый отвечает на один из 4 вопросов: «Что нового вы сегодня узнали?», «Какая информация была наиболее интересной?», «Что было трудным?», «Что мешало работе и почему?»
Д.з. 1)упр.225, выучить правило на с.100.2) придумать задание «Третье лишнее» или подготовить примеры «Хлопаем в ладоши».
Дидактический материал
ЧЕРЕДОВАНИЕ О И А В КОРНЯХ – ЛАГ- /- ЛОЖ, –КАС-/ -КОС-
Избирать, запирать, касаться, изберу, запереть, коснуться, полагаться, положиться.
- Перед вами слова с орфограммами. Среди них есть знакомые и незнакомые. Выделите в данных словах корни..
- Все ли названные орфограммы вам знакомы? (Нет. Мы не знакомы с правописанием безударных гласных в корне слов касаться, коснуться)
Чередование –а-, -о- в корнях –кас-, -кос- - Запишите тему нашего урока.
Попробуйте сформулировать тему урока сами.
Касается, коснется, коснулась, коса, касание.
- Прочитайте их, выделите корни и назовите лишнее слово. - Как называются остальные слова? (Однокоренные) - Какую особенность в корне вы видите? (Если после корня есть суффикс –а-, то в корне пишем –а-, если нет суффикса –а-, то пишем –о-) – Запишем правило схематично.
К…снуться, соприк…саться, прик…сновение, к…сание, к…снулись. К…сательная, к…саться, к…снешься, к…снулась, прик…снись, Предл…гать маршрут, ул…житься в срок, разл…жить костер, распол…житься у речки, прил…гать усилия, высказать предпол…жение. Нечаянно к…снуться, попутно к…саться, прик…снуться к дереву, к…сательная линия, робкое прик…сновение.
ДИКТАНТ «НАОБОРОТ».
Сначала записывается диктуемое слово, объясняется орфограмма, затем учащиеся самостоятельно записывают слово с той же орфограммой, но с другим вариантом написания.
Изл…гать, предпол…жить, распол…житься, разбираться, расстелить, приберу, выдернуть, замереть.
ВСПОМНИТЕ, РЕБЯТА, ЧТО ТАКОЕ СУФФИКС.
От данных глаголов с помощью суффикса –ени - образуйте существительные.
излагать – (изложение)
предлагать – (предложение)
предполагать – (предположение)
располагать – (расположение)
слагать – (сложение)
прилагать – (приложение)
Разобрать слова по составу: сл…гать, распол…житься.
Безотлагательный, безотложный, благорасположение, вложение, возлагаемый, возложить, доложить, заложенный, излагать, изложение, местоположение, налагать, наложиться, неотлагательность, неотложный, низложенный, облагаться, обложение, обложной, отлагать, переложение, подложить, полагать, полог, положение, предлагать, предложение, предполагаемый, предрасположенный, прилагательное, пролог, проложить, разлагаться, разложение, расположенный, слагаемое, сложенный, сослагательное, усложненность, усложняться.
Распределить по колонкам слов: 1. с буквой А в корне; 2. с буквой И в корне; 3. с буквой О в корне; 4. с буквой Е в корне.
Коснуться, прикоснуться, прикосновение, положил, предположил, выберут, замереть, вычесть, стирать, растереть, касаться, полагаю, предлагаю, предложение, прилагательное, изложение, предположение, блистает, сжимает, выбирает, замирает, рассчитывает, вычитает