СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Буквы О-А в корнях с чередованием»  в 5 классе      

Цель: развитие орфографической зоркости; умения использовать алгоритм орфографического правила.

Планируемые результаты: учащиеся научатся в ходе наблюдения делать выводы о правописании корней лаг/лож, кос/касс; познакомившись с орфограммой, научатся применять ее на письме; проявят умения в использовании новых знаний в творческой работе и оценивании работы своей и товарища.

Ход урока:

I. Оргмомент.  Проверка  домашнего задания (готовность)

  1. Орфографический тренинг на с.100 с самопроверкой.

Критерии оценивания:

«5» - нет ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки.

  1. Взаимопроверка правила «Чередование Е/И в корне».

-Назовите, пожалуйста, какие корни с чередованием вы знаете? (бир-бер, тир-тер, мир-мер, стил-стел, дир-дер, пир-пер,блест-блист,). Расскажите правило. Работа в паре.

Критерии оценивания: «5» - знает правило, привел свои примеры. «4» - знает правило, привел не свои примеры, те же , что в учебнике. «3» - знает правило, но не привел примеры. «2 » - не выучил правило.

  1. Избирать, запирать, касаться, изберу, запереть, коснуться, полагаться, положиться

- Перед вами слова с орфограммами. Среди них есть знакомые и незнакомые. Выделите в данных словах корни.

 - Все ли названные орфограммы вам знакомы? (Нет. Мы не знакомы с правописанием безударных гласных в корне слов касаться, коснуться, полагаться)

-   Это корни с чередованием? (да,  чередование О/А в корне»)

II. Постановка целей и задач урока. – О чем пойдет речь на уроке? Чему мы должны научиться?

III. Работа над темой урока.

  1. Материал для наблюдения:  

ЛАГ  +   А                               КАС   +   ?

ЛОЖ     нет А                          КОС    нет ?

- От чего зависит правописание гласных в данных корнях?

        2.Углубление понятия о чередовании – изменении звука/буквы в корне. Теоретический материал на с. 100.

        3. Материал для знатоков.

*.Объясните, что общего и в чем различие между корнями слова?

Ложь, положить. Косой, коснуться.

*Сделайте выводы.

  1. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- , -КОС-/-КАС- пишется  А,   если после корня есть суффикс А, пишется О, если после корня нет суффикса А.

ИСКЛЮЧЕНИЕ: ПОЛОГ

Запомните! Корни -лож- и -лаг- являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные: О – в корне -лож-, А – в корне –лаг-.

2.Не путать корни с чередованием с проверяемыми гласными в корне слова.

 

IV. Развитие орфографической зоркости.

1)Упр.222,223. Самопроверка.

2) Физминутка.  Если в корне “а” - хлопаем в ладоши, если в корне “о” - встаем.

  • Прил…гать усилия.
  • Сл…жить вещи.
  • Отл…жить празднование.
  • Возл…гать надежды.
  • Предл…жить блины.
  • Безотл…гательное дело.
  • Радостное предпол…жение
  • Распол…житься у костра.

 

3) Распределительный диктант. Распределите слова в 2 колонки: А / О в корнях.

Взаимопроверка. Критерии оценивания те же.

Если класс слабый, первую часть выполняют на доске, вторую – самостоятельно.

 Пол_жить, распол_жение, предпол_гать, изл_гать, предл_жить, пол_гать, изл_жить, прил_гательное,  предпол_жение, сл…гаемое, разл_жить, возл…гать. Сосл…гательное, прил…жение, прил…гать, пол…житься, пол…гаться, пол…жение, пол…жу, пол…гание, предпол…жить,  предпол…гать,  сл..жение, слагаемое, разл..жить, изл..гать, кас..тельная, прик..снуться.

 

4) Третье лишнее:

1. Кас..тельная, к..снуться, к..са

2.К..сой (взгляд), к..саемся, прик..сновение

3.К..сичка, к..соглазие, соприк..саться

V.  Рефлексия.

- Чему учились на уроке?

- От чего зависит написание букв О–А в корнях -лаг-/-лож-, кос/кас?

Прием «Вопросник». Каждый отвечает на один из 4 вопросов: «Что нового вы сегодня узнали?», «Какая информация была наиболее интересной?», «Что было трудным?», «Что мешало работе и почему?»

Д.з. 1)упр.225, выучить правило на с.100.2) придумать задание «Третье лишнее» или подготовить примеры «Хлопаем в ладоши».

 

Дидактический материал

ЧЕРЕДОВАНИЕ  О И А В КОРНЯХ – ЛАГ- /- ЛОЖ, –КАС-/ -КОС-

Избирать, запирать, касаться, изберу, запереть, коснуться, полагаться, положиться.

- Перед вами слова с орфограммами. Среди них есть знакомые и незнакомые. Выделите в данных словах корни..

- Все ли названные орфограммы вам знакомы? (Нет. Мы не знакомы с правописанием безударных гласных в корне слов касаться, коснуться)

Чередование –а-, -о- в корнях –кас-, -кос- - Запишите тему нашего урока.

Попробуйте сформулировать тему урока сами.

Касается, коснется, коснулась, коса, касание.

 - Прочитайте их, выделите корни и назовите лишнее слово. - Как называются остальные слова? (Однокоренные) - Какую особенность в корне вы видите? (Если после корня есть суффикс –а-, то в корне пишем –а-, если нет суффикса –а-, то пишем –о-) – Запишем правило схематично.

 К…снуться, соприк…саться, прик…сновение, к…сание, к…снулись.  К…сательная, к…саться, к…снешься, к…снулась, прик…снись, Предл…гать маршрут, ул…житься в срок, разл…жить костер, распол…житься у речки, прил…гать усилия, высказать предпол…жение. Нечаянно к…снуться, попутно к…саться, прик…снуться к дереву, к…сательная линия, робкое  прик…сновение.

ДИКТАНТ «НАОБОРОТ».

Сначала записывается диктуемое слово, объясняется орфограмма, затем учащиеся самостоятельно записывают слово с той же орфограммой, но с другим вариантом написания.

Изл…гать, предпол…жить, распол…житься, разбираться, расстелить, приберу, выдернуть, замереть.

ВСПОМНИТЕ, РЕБЯТА, ЧТО ТАКОЕ СУФФИКС.

От данных глаголов с помощью суффикса –ени - образуйте существительные.

излагать – (изложение)

предлагать – (предложение)

предполагать – (предположение)

располагать – (расположение)

слагать – (сложение)

прилагать – (приложение)

Разобрать слова по составу: сл…гать, распол…житься.

  Безотлагательный, безотложный, благорасположение, вложение, возлагаемый, возложить, доложить, заложенный, излагать, изложение, местоположение, налагать, наложиться, неотлагательность, неотложный, низложенный, облагаться, обложение, обложной, отлагать, переложение, подложить, полагать, полог, положение, предлагать, предложение, предполагаемый, предрасположенный, прилагательное, пролог, проложить, разлагаться, разложение, расположенный, слагаемое, сложенный, сослагательное, усложненность, усложняться.

  1. Распределить по колонкам слов: 1. с буквой  А в корне; 2. с буквой И в корне; 3. с буквой О в корне; 4. с буквой Е в корне.

  Коснуться, прикоснуться, прикосновение, положил, предположил, выберут, замереть, вычесть, стирать, растереть, касаться, полагаю, предлагаю, предложение, прилагательное, изложение, предположение, блистает, сжимает, выбирает, замирает, рассчитывает, вычитает

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку 5 класс»

Урок «Буквы О-А в корнях с чередованием» в 5 классе

Тип урока:

Цель: ознакомление учащихся с написанием корней с чередованием

развитие орфографической зоркости; умения использовать алгоритм орфографического правила.

Планируемые результаты: учащиеся научатся в ходе наблюдения делать выводы о правописании корней лаг/лож, кос/касс; познакомившись с орфограммой, научатся применять ее на письме; проявят умения в использовании новых знаний в творческой работе и оценивании работы своей и товарища.

Задачи:

личностные

1. Воспитывать самостоятельность и внимание учащихся.

2. Воспитывать интерес к русскому языку.

метапредметные

1.Способствовать развитию памяти, логического мышления.

2. Развивать способность осуществлять выбор из нескольких возможных вариантов.

предметные

1. Познакомить с правилом выборе букв а-о в корне кос/кас , лаг/лож.

2.Уметь находить и правильно писать слова с данными корнями.

3.Повторить и систематизировать ранее изученный материал ( правописание корней с чередованием).

Тип: изучение нового материала

Вид: проблемно-исследовательский

Методы: объяснительно-иллюстративный с элементами эвристической беседы, с использованием фронтальной и индивидуальной работы.

Ход урока:

I. Оргмомент. Проверка домашнего задания (готовность)

  1. Орфографический тренинг на с.100 с самопроверкой.

Критерии оценивания:

«5» - нет ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» - 3-4 ошибки.

  1. Взаимопроверка правила «Чередование Е/И в корне».

-Назовите, пожалуйста, какие корни с чередованием вы знаете? (бир-бер, тир-тер, мир-мер, стил-стел, дир-дер, пир-пер,блест-блист,). Расскажите правило. Работа в паре.

Критерии оценивания: «5» - знает правило, привел свои примеры. «4» - знает правило, привел не свои примеры, те же , что в учебнике. «3» - знает правило, но не привел примеры. «2 » - не выучил правило.

  1. Избирать, запирать, касаться, изберу, запереть, коснуться, полагаться, положиться

- Перед вами слова с орфограммами. Среди них есть знакомые и незнакомые. Выделите в данных словах корни.

- Все ли названные орфограммы вам знакомы? (Нет. Мы не знакомы с правописанием безударных гласных в корне слов касаться, коснуться, полагаться)

- Это корни с чередованием? (да, чередование О/А в корне»)

II. Постановка целей и задач урока. – О чем пойдет речь на уроке? Чему мы должны научиться?

III. Работа над темой урока.

  1. Материал для наблюдения:

ЛАГ + А КАС + ?

ЛОЖ нет А КОС нет ?

- От чего зависит правописание гласных в данных корнях?

2.Углубление понятия о чередовании – изменении звука/буквы в корне. Теоретический материал на с. 100.

3. Материал для знатоков.

*.Объясните, что общего и в чем различие между корнями слова?

Ложь, положить. Косой, коснуться.

*Сделайте выводы.

 1. В корнях -ЛАГ-//-ЛОЖ- , -КОС-/-КАС- пишется  А, если после корня есть суффикс А, пишется О, если после корня нет суффикса А.

ИСКЛЮЧЕНИЕ: ПОЛОГ

Запомните! Корни -лож- и -лаг- являются чередующимися вариантами одного и того же корня. Безударный гласный в этих корнях произносится одинаково, а буквы пишутся разные: О – в корне -лож-, А – в корне –лаг-.

2.Не путать корни с чередованием с проверяемыми гласными в корне слова.


IV. Развитие орфографической зоркости.

1)Упр.222,223. Самостоятельная работа.Самопроверка.

2) Физминутка. Если в корне “а” - хлопаем в ладоши, если в корне “о” - встаем.

  • Прил…гать усилия.

  • Сл…жить вещи.

  • Отл…жить празднование.

  • Возл…гать надежды.

  • Предл…жить блины.

  • Безотл…гательное дело.

  • Радостное предпол…жение

  • Распол…житься у костра.



3) Распределительный диктант. Распределите слова в 2 колонки: А / О в корнях.

Взаимопроверка. Критерии оценивания те же.

Если класс слабый, первую часть выполняют на доске, вторую – самостоятельно.

Пол_жить, распол_жение, предпол_гать, изл_гать, предл_жить, пол_гать, изл_жить, прил_гательное,  предпол_жение, сл…гаемое, разл_жить, возл…гать. Сосл…гательное, прил…жение, прил…гать, пол…житься, пол…гаться, пол…жение, пол…жу, пол…гание, предпол…жить,  предпол…гать, сл..жение, слагаемое, разл..жить, изл..гать, кас..тельная, прик..снуться.



4) Третье лишнее:

1. Кас..тельная, к..снуться, к..са

2.К..сой (взгляд), к..саемся, прик..сновение

3.К..сичка, к..соглазие, соприк..саться

V. Рефлексия.

- Чему учились на уроке?

- От чего зависит написание букв О–А в корнях -лаг-/-лож-, кос/кас?

Прием «Вопросник». Каждый отвечает на один из 4 вопросов: «Что нового вы сегодня узнали?», «Какая информация была наиболее интересной?», «Что было трудным?», «Что мешало работе и почему?»

Д.з. 1)упр.225, выучить правило на с.100.2) придумать задание «Третье лишнее» или подготовить примеры «Хлопаем в ладоши».



Дидактический материал

ЧЕРЕДОВАНИЕ О И А В КОРНЯХ – ЛАГ- /- ЛОЖ, –КАС-/ -КОС-

Избирать, запирать, касаться, изберу, запереть, коснуться, полагаться, положиться.

- Перед вами слова с орфограммами. Среди них есть знакомые и незнакомые. Выделите в данных словах корни..

- Все ли названные орфограммы вам знакомы? (Нет. Мы не знакомы с правописанием безударных гласных в корне слов касаться, коснуться)

Чередование –а-, -о- в корнях –кас-, -кос- - Запишите тему нашего урока.

Попробуйте сформулировать тему урока сами.

Касается, коснется, коснулась, коса, касание.

- Прочитайте их, выделите корни и назовите лишнее слово. - Как называются остальные слова? (Однокоренные) - Какую особенность в корне вы видите? (Если после корня есть суффикс –а-, то в корне пишем –а-, если нет суффикса –а-, то пишем –о-) – Запишем правило схематично.

К…снуться, соприк…саться, прик…сновение, к…сание, к…снулись. К…сательная, к…саться, к…снешься, к…снулась, прик…снись, Предл…гать маршрут, ул…житься в срок, разл…жить костер, распол…житься у речки, прил…гать усилия, высказать предпол…жение. Нечаянно к…снуться, попутно к…саться, прик…снуться к дереву, к…сательная линия, робкое  прик…сновение.

ДИКТАНТ «НАОБОРОТ».

Сначала записывается диктуемое слово, объясняется орфограмма, затем учащиеся самостоятельно записывают слово с той же орфограммой, но с другим вариантом написания.

Изл…гать, предпол…жить, распол…житься, разбираться, расстелить, приберу, выдернуть, замереть.

ВСПОМНИТЕ, РЕБЯТА, ЧТО ТАКОЕ СУФФИКС.

От данных глаголов с помощью суффикса –ени - образуйте существительные.

излагать – (изложение)

предлагать – (предложение)

предполагать – (предположение)

располагать – (расположение)

слагать – (сложение)

прилагать – (приложение)

Разобрать слова по составу: сл…гать, распол…житься.

Безотлагательный, безотложный, благорасположение, вложение, возлагаемый, возложить, доложить, заложенный, излагать, изложение, местоположение, налагать, наложиться, неотлагательность, неотложный, низложенный, облагаться, обложение, обложной, отлагать, переложение, подложить, полагать, полог, положение, предлагать, предложение, предполагаемый, предрасположенный, прилагательное, пролог, проложить, разлагаться, разложение, расположенный, слагаемое, сложенный, сослагательное, усложненность, усложняться.

  1. Распределить по колонкам слов: 1. с буквой  А в корне; 2. с буквой И в корне; 3. с буквой О в корне; 4. с буквой Е в корне.

Коснуться, прикоснуться, прикосновение, положил, предположил, выберут, замереть, вычесть, стирать, растереть, касаться, полагаю, предлагаю, предложение, прилагательное, изложение, предположение, блистает, сжимает, выбирает, замирает, рассчитывает, вычитает


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!