СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал. Русский язык 4 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Склонение имён существительных. Карточки с заданиями.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал. Русский язык 4 класс.»

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Карточка 1.

Запишите слова в три столбика.

Книжка, матрешка, братишка, берег, болезнь, остров, зверь, мысль, сынишка, свиристель, восход, дядя, сияние.



Карточка 2.

От данных имен существительных образуйте слова третьего склонения.



Вещица, мышка, брошка, морковочка, упряжка, ночка, печка, ёлочка, горсточка, кисточка, тетрадочка, дочка.



Карточка 3.

Выпишите из текста имена существительные 2-го склонения.



Витя и Илья учились в третьем классе. Мальчики дружили. В воскресенье Витя пригласил товарища в гости. Войдя в квартиру, Илья снял пальто и шапку. Он аккуратно повесил их на вешалку. Мальчик вежливо поздоровался с родными Вити. Поиграли друзья и пошли к Илье.

Дома Илья швырнул грязные ботинки под шкаф. Пальто и шапку бросил бабушке и приказал повесить. Витя удивлённо наблюдал странную перемену в поступках друга.





Карточка 4.

Д о п и ш и т е подходящие по смыслу имена существительные первого склонения.



Мама купила ... . Ласточки увидели ... . ... выследила вкусную добычу. Столяр сделал ... . Бабушка штопает ... . ... щиплет молодую травку.

– Определите падежи имён существительных, выделите окончания.



Карточка 5.

1 вариант.

С о с т а в ь т е и запишите словосочетания с именами существительными в родительном падеже единственного числа. Выделите окончания.



Чешуя (рыба), постройка (дача), письмо (сестра), край (земля), цветок (гвоздика), окраина (деревня).



Карточка 6.

Составьте предложения. Определите падеж существительных.



У, вдоль, в, клёны, дорожка, грядка, выстроились, ряд.

Я, кустов, услышал, чаща, голосок, из, иволга.

Тянулись, тени, берёза, до, длинные.

Тётя, стоял, дом, деревня, около.

Рыба, Серёжа, был, у, для, сачок, ловли.





Карточка 7.

Спишите, вставив пропущенные буквы. Определите падежи имён существительных. Выделите окончания

От деревн.. до речк.. д..рога шла через поле. У д..рог.. р..сла развесистая б..рёза. Около б..рё..ки скач..т в..р..бьи.



Карточка 8.

Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Обозначьте падежи и выделите окончания.

Выделенные слова разберите как часть речи.





Мы шли (по) д..рожк.. (к) рощ.. . (На) опу..к.. рощ.. было много л..сных яго.. . Вот (к) б..рё..к.. (п..д) л..тели с..роки. Дятел (з..) стуч..л клювом (по) осинк.. . Грачи важно расхаж..вали (по) пашн.. . Пчёлы (пере)л..тали (от) кашк.. (к) гвоздик.. , (от) фиалк.. (к) рома..к.. .

По В. Свереденкову.



Карточка 9.

Составьте и запишите словосочетания с именами существительными в предложном падеже единственного числа.



Дежурили (выставка), сказка (репка), сидит (ладошка), висят(груша), песни (Родина), купила (касса), поехали (машина).

– Выделите окончания.





Карточка 10.

Допишите пословицы.



1) Без труда жить – только ... коптить. 2) Дело на всякого найдётся, коли ... не подкрадётся. 3) Мир освещ..ется ... , а человек ... . 4) Слезами ... не поможешь. 5) Если человек любит ... , то все ... у него успешно идут. 6) Не сп..ши ... , а сп..ши ... .

– Определите склонение вставленных имён существительных. Выделите окончания.



Карточка 11.

Спишите . Слова, данные в скобках, употребите в нужном падеже.





1) Кошка любит (сметана, молоко, масло). 2) Я получил письма от (бабушка, брат, товарищ). 3) Дети видели в зоопарке (лиса, волк, слон, м..две..ь). 4) Сестра св..зала (шапка, шарф, плат..е, свитер).



Карточка 12.

Подберите к выделенным словам антонимы.



В конце лета, живём в деревне, в тишине леса, рассказ о враге, идти в конце, о трусоститоварища, жить в ссоре, на севере страны, в вопросе ученика, песня о войне.

– Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.



Карточка 13.

Просклоняйте имена существительные пропастьобласть, употребив указанные предлоги. Поставьте ударения, выделите окончания.



И. пропасть, область

Р. из ______________, ______________

Д. по ______________, ______________

В. в ______________, ______________

Т. над ______________, ______________

П. в ______________, _______________



Карточка 14.

Спишите, вставив пропущенные буквы.



На лошад.. ,на лошадк.. , на постельк.. , на постел.. , в колыбельк.. , в колыбел.. , о медальк.. , о медал.. , к ёлк.. , к ел.. , по тетрадк.. , по тетрад.. , в горсточк.. , в горст.. ,о косточк.. , о кост.. .

– Определите падежи и склонения всех имён существительных. Выделите окончания.



Карточка 15.

Спишите, вставив пропущенные буквы. Определите склонение и падеж существительных.



1) Летом мы отдыхали в Тул.. , Казан.. ,Омск.. . 2) Осенью убрали урожай морков.. , черешн.. ,петрушк.. . 3) В нашей мес..ност.. много сирен.. , гвоздик.. и черёмух.. . 4) В Казан.. на площад.. есть фабрика обув.. . 5) По Сибир.. мы ехали на машин.. и на лошад.. .

Укажи склонение им. сущест.

Магазин -…         моль-.

Горох-…              герой-…

Животное-…      город-…

Капуста-…          вихрь-…

Милиция-…       якорь-…

Ворона-…          рояль-…

Мебель-..        заря-….

Трамвай-…        память-…

Мозоль-…         ладонь-….

Дрожь-…          огонь-…

Зелень-….         Электричество-…

Билет-…             газета-….

Пассажир-…     инженер-…

Дорога-…           дверь-…

Карточка № 1.

Спиши, добавляя окончания. Обозначь склонение, падеж, выдели окончание.

Пусто зимой в степ….. Дети играют в снежки на школьной площадк….. Снег л…жит на в…рхушк…. ел….

Пчелы и зимой живут в уль….. Узкая тропинка вела из рощ…. к железнодорожной насып….

Путники остановились на отдых недалеко от рек…. По расчищенной дорожк…. сада ребята дошли до

опушк….. леса. Лесной сторож шел от сторожк… по лесной опушк….



Карточка № 1.

Спиши, добавляя окончания. Обозначь склонение, падеж, выдели окончание.

Пусто зимой в степ….. Дети играют в снежки на школьной площадк….. Снег л…жит на в…рхушк…. ел….

Пчелы и зимой живут в уль….. Узкая тропинка вела из рощ…. к железнодорожной насып….

Путники остановились на отдых недалеко от рек…. По расчищенной дорожк…. сада ребята дошли до

опушк….. леса. Лесной сторож шел от сторожк… по лесной опушк….



Карточка № 1.

Спиши, добавляя окончания. Обозначь склонение, падеж, выдели окончание.

Пусто зимой в степ….. Дети играют в снежки на школьной площадк….. Снег л…жит на в…рхушк…. ел….

Пчелы и зимой живут в уль….. Узкая тропинка вела из рощ…. к железнодорожной насып….

Путники остановились на отдых недалеко от рек…. По расчищенной дорожк…. сада ребята дошли до

опушк….. леса. Лесной сторож шел от сторожк… по лесной опушк….



Карточка № 1.

Спиши, добавляя окончания. Обозначь склонение, падеж, выдели окончание.

Пусто зимой в степ….. Дети играют в снежки на школьной площадк….. Снег л…жит на в…рхушк…. ел….

Пчелы и зимой живут в уль….. Узкая тропинка вела из рощ…. к железнодорожной насып….

Путники остановились на отдых недалеко от рек…. По расчищенной дорожк…. сада ребята дошли до

опушк….. леса. Лесной сторож шел от сторожк… по лесной опушк….











Карточка № 2.

Спиши, ставьте существительные из скобок в нужном падеже, обозначьте склонение и падеж.

Мне приходилось ездить на ( автомобиль)______________________, на (трамвай)_____________________,

на ( лошадь)_____________________. В ( портфель)______________________ лежат книги и тетради.

В ( сумка) ________________, на ( диван)__________________ лежат игрушки. Мы вспоминаем о летнем

(отдых)_______________. Была глубокая ночь, когда мы добрались до ( деревня) _________________.

В (деревня) _________________ было уже темно. Из (деревня) _____________________ доносился лай

(собака)_________________. На новогодней ( елка) _______________ висело много игрушек.

Карточка № 2.

Спиши, ставьте существительные из скобок в нужном падеже, обозначьте склонение и падеж.

Мне приходилось ездить на ( автомобиль)______________________, на (трамвай)_____________________,

на ( лошадь)_____________________. В ( портфель)______________________ лежат книги и тетради.

В ( сумка) ________________, на ( диван)__________________ лежат игрушки. Мы вспоминаем о летнем

(отдых)_______________. Была глубокая ночь, когда мы добрались до ( деревня) _________________.

В (деревня) _________________ было уже темно. Из (деревня) _____________________ доносился лай

(собака)_________________. На новогодней ( елка) _______________ висело много игрушек

Карточка № 2.

Спиши, ставьте существительные из скобок в нужном падеже, обозначьте склонение и падеж.

Мне приходилось ездить на ( автомобиль)______________________, на (трамвай)_____________________,

на ( лошадь)_____________________. В ( портфель)______________________ лежат книги и тетради.

В ( сумка) ________________, на ( диван)__________________ лежат игрушки. Мы вспоминаем о летнем

(отдых)_______________. Была глубокая ночь, когда мы добрались до ( деревня) _________________.

В (деревня) _________________ было уже темно. Из (деревня) _____________________ доносился лай

(собака)_________________. На новогодней ( елка) _______________ висело много игрушек

Карточка № 2.

Спиши, ставьте существительные из скобок в нужном падеже, обозначьте склонение и падеж.

Мне приходилось ездить на ( автомобиль)______________________, на (трамвай)_____________________,

на ( лошадь)_____________________. В ( портфель)______________________ лежат книги и тетради.

В ( сумка) ________________, на ( диван)__________________ лежат игрушки. Мы вспоминаем о летнем

(отдых)_______________. Была глубокая ночь, когда мы добрались до ( деревня) _________________.

В (деревня) _________________ было уже темно. Из (деревня) _____________________ доносился лай

(собака)_________________. На новогодней ( елка) _______________ висело много игрушек.

Карточка № 3.

  1. Спиши, ставьте существительные из скобок в нужном падеже, обозначьте склонение и падеж.

Говорить о ( книга, подруга, друг).

_____________________________________________________________________________________________

Рассказать о ( сказка, спектакль).

_____________________________________________________________________________________________-

Прочитать о (весна, сентябрь).

____________________________________________________________________________________________---

Быть на ( выставка, концерт, пристань).

_______________________________________________________________________________________________

Мечтать о (подарок, сирень, книга, лось).

_______________________________________________________________________________________________

  1. Обозначь склонение.

Сирень , пшеница, багаж , театр , палатка , соль , мебель , яблоня , рожь , овес , полотенце , базар , белка.



Карточка № 3.

  1. Спиши, ставьте существительные из скобок в нужном падеже, обозначьте склонение и падеж.

Говорить о ( книга, подруга, друг).

_____________________________________________________________________________________________

Рассказать о ( сказка, спектакль).

_____________________________________________________________________________________________-

Прочитать о (весна, сентябрь).

____________________________________________________________________________________________---

Быть на ( выставка, концерт, пристань).

_______________________________________________________________________________________________

Мечтать о (подарок, сирень, книга, лось).

_______________________________________________________________________________________________

  1. Обозначь склонение.

Сирень , пшеница, багаж , театр , палатка , соль , мебель , яблоня , рожь , овес , полотенце , базар , белка.







Падежные окончания имен существительных. 4 класс 2012г.

Карточка № 1.

Спиши, добавляя окончания. Обозначь склонение, падеж, выдели окончание.

Пусто зимой в степ….. Дети играют в снежки на школьной площадк….. Снег л…жит на в…рхушк…. ел….

Пчелы и зимой живут в уль….. Узкая тропинка вела из рощ…. к железнодорожной насып….

Путники остановились на отдых недалеко от рек…. По расчищенной дорожк…. сада ребята дошли до

опушк….. леса. Лесной сторож шел от сторожк… по лесной опушк….



Карточка № 2.

Спиши, ставьте существительные из скобок в нужном падеже, обозначьте склонение и падеж.

Мне приходилось ездить на ( автомобиль)______________________, на (трамвай)_____________________,

на ( лошадь)_____________________. В ( портфель)______________________ лежат книги и тетради.

В ( сумка) ________________, на ( диван)__________________ лежат игрушки. Мы вспоминаем о летнем

(отдых)_______________. Была глубокая ночь, когда мы добрались до ( деревня) _________________.

В (деревня) _________________ было уже темно. Из (деревня) _____________________ доносился лай

(собака)_________________. На новогодней ( елка) _______________ висело много игрушек.





Карточка № 3.

  1. Спиши, ставьте существительные из скобок в нужном падеже, обозначьте склонение и падеж.

Говорить о ( книга, подруга, друг).

_____________________________________________________________________________________________

Рассказать о ( сказка, спектакль).

_____________________________________________________________________________________________-

Прочитать о (весна, сентябрь).

____________________________________________________________________________________________---

Быть на ( выставка, концерт, пристань).

_______________________________________________________________________________________________

Мечтать о (подарок, сирень, книга, лось).

_______________________________________________________________________________________________

  1. Обозначь склонение.

Сирень , пшеница, багаж , театр , палатка , соль , мебель , яблоня , рожь , овес , полотенце , базар , белка.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!