Дидактическое пособие для уроков чтения и письма
Дидактическое пособие для уроков чтения и письма
для обучения детей с интеллектуальными нарушениями.
Пояснительная записка.
Последнее время стали больше внимания уделять коррекционному развитию детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью и их социализации и адаптации в обществе. Одним из необходимых предметов для коррекционного общего развития этих детей и для социализации и адаптации в обществе является чтение и письмо. Чтение и письмо являются такими предметами, которые дают возможность этому ребенку-подростку-взрослому:
-познавать окружающий мир
-ориентироваться внутри помещения, в котором он проживает (если есть надписи, светящиеся табло- вход, выход и др.)
-прочитать ценник в магазине,
-прочитать программу для просмотра телевизора
-почитать самому (небольшой рассказ, сказку),
- прочитать вывески в поликлинике, на почте и др.,
-пользоваться компьютером ,
-прочитать распространенные знаки безопасности и информации,
- прочитать фамилию в телефоне,
-прочитать инструкцию по выполнению определенного задания: прибором, рецепт кулинарии, лечения болезни и т.д.
Для детей с интеллектуальными нарушениями (умеренная и глубокая умственная отсталость) одним из методов при обучении чтению и письму является методика «Глобального чтения».
Использовать данную методику пришлось, т. к. ребёнок знал буквы (писал под диктовку, читал их, мог прочитать открытые слоги и ВСЁ). Начинали с самого необходимого. «Еда» - суп, каша и т. д. Учимся так уже 3 года, к чтению так и не перешли. Но знает названия всех магазинов и врачей в поликлинике, «читает» ценники в магазине и др.
Цель:
- активизация умственной деятельности детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью, через обучение.
Задачи:
- повышать уровень социализации и адаптации ребёнка
- повышать познавательную активность
- воспитывать положительные и сглаживать отрицательные черты характера.
Работа с дидактическим материалом.
По каждой теме ребёнку предлагается 10 слов. Например: тема «Школа». Слова: урок, мел, парта, учитель, ученик, учебник, пенал, школа, ранец, доска. В альбом для глобального чтения наклеиваются картинки (на картинках не должно быть надписей и дополнительных рисунков), под каждой картинкой наклеивается слово, напечатанное на компьютере печатными буквами. В конверт складываются карточки со словами (второй комплект). Ребёнка знакомят со словами, изучают новые слова в течении нескольких уроков. Затем можно предложить карточки с дидактическим материалом. С помощью учителя прочитать предложение, а затем записать его в тетрадь. (картинку заменить словом).
Ожидаемые результаты: у ребёнка повышается интерес к обучению, формируется социальный опыт, повышается уровень самооценки, самосознания.
№1
Открытая лежала на парте.
нужна чтобы писать.
Мама купила Алине яркий и удобный .
может быть деревянной или пластмассовой.
Кто альбом раскрасит ваш? Ну конечно .
Артём приготовил для урока рисования.
Алина дала Артёму свой .
Чтобы слепить колобка нам потребуется жёлтый .
часто требуется на уроке рисования.
Свои карандаши и ручки я положу в .
№2
Звонит звонок и начинается .
была чистой , её вымыл дежурный.
Денис взял и начал писать.
Мама купила Артёму новый .
выразительно читал стихи.
Новый математики был ярким и красивым.
готова к учебному году.
Вечером Алина положила книги в .
Сегодня не задал домашнее задание.
чтения у нас прошёл в библиотеке.
Моя стоит у окна.
__________________________________________________________
№3
чистят утром и вечером.
Шапка съехала на .
В попала соринка.
От удивления Вася открыл .
У Пети заболело .
Артём нахмурил .
Из-за больного зуба распухла .
расплылись в улыбке.
покраснел на морозе.
Нужно закапать капли в .
№ 4
У Васи заболел .
ловко перебирали счётные палочки.
От укуса пчелы покраснела .
Защищая ворота, вратарь повредил .
На солнце сильно загорела .
руки замёрзла без варежки.
Рукав у платья был по .
болела после прыжка.
завязла в грязи.
После каруселей кружилась .