Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 29» (МА ДОУ № 29) 624440, Свердловская область, г. Краснотурьинск, ул. Чапаева, 10 электронный адрес[email protected] телефон 834384 (32277) сайт https://29kt.tvoysadik.ru/
Дидактическое пособие «Речевой куб»
Составители: воспитатели
Пономарёва Юлия Анатольевна 1 квк,
Викулова Александра Александровна 1 квк
г. Краснотурьинск
2022
Дидактическое пособие «Речевой куб» со сменными картинками и комплекс дидактических игр по развитию речи.
Пособие «Речевой куб» дает возможность использовать в работе разные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи, активизацию словаря, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно - следственные и логические связи, развивать монологическую и диалогическую речь.
Цель: формирование и развитие речевой активности детей через игровую деятельность.
Задачи:
1.Упражнять в умении определять положения звука в слове.
2.Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
3.Формировать умения составлять сложные предложения и описательные рассказы.
4.Развивать связную речь.
5.Воспитывать интерес к дидактическим играм.
Описание
Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом особое значение имеет игровое общение детей. Этому условию соответствует разработанное игровое пособие «Речевой куб».
Это пособие представляет собой куб с шестью гранями. На каждой грани расположены прозрачные кармашки, в которые можно размещать различный речевой материал (картинки). Данное пособие можно использовать в непосредственно - образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности детей. Речевой куб многофункционален, прост в изготовлении, удобен в использовании. Является ярким элементом предметно - пространственной среды Дети дошкольного возраста могут помогать воспитателю в изготовлении такого пособия. Любой старший ребёнок дошкольного возраста способен аккуратно раскрасить картинку. В такой куб дети будут играть с большим удовольствием, потому что он изготовлен с их помощью. Можно использовать в разных возрастных группах.
Дети с удовольствием занимаются с данным пособием, оно вызывает у них интерес, развивает любознательность, память, внимание, а главное – речь. Таким образом, использование речевого куба способствует расширению речевой среды в группе, создает у детей желание участвовать в речевом общении со взрослым и с детьми, а также самостоятельно.
Примеры игр по развитию речи:
Грань № 1
Дидактическая игра «Сказки»
Цель: формирование и развитие связной речи, улучшение речевых навыков, способности сосредотачиваться и творчески мыслить.
Задачи: расширять фразовую речь, словарный запас, умение рассуждать и составлять рассказ по заданным картинкам; учиться оценивать поступки героев, выстраивать диалог; развивать внимание, мышление, воображение, фантазию.
Дидактический материал: иллюстрации с изображением сюжетных картинок из сказок. Одна сказка содержит три сюжетных картинки. Сказки: «Гуси - лебеди», «Двенадцать месяцев», «Репка», «Царевна – лягушка», «Кот в сапогах», «По - щучьему велению», «Золотая рыбка», «Маша и медведь».
Ход игры: игроки от 1 до 8. Вариант 1. Опиши героев по трем сюжетным картинкам из данной сказки, назови сказку, расскажи сказку. Вариант 2. Воспитатель перемешивает сюжетные картинки из сказок и задача воспитанника (воспитанников) сопоставить картинки с названием сказки, какую назовёт воспитатель (например, найди сказку «Маша и медведь» и так далее). Воспитанник рассказывает сказку по найденным картинкам. Вариант 3. Разложи данные три сюжетные картинки из сказки в правильном порядке и расскажи сказку. Вариант 4. Воспитатель раскладывает сюжетные картинки определённой сказки в неправильном порядке и задача воспитанника придумать сказку на свой лад. Вариант 5. Угадай сказку по загадкам воспитателя. Найди три сюжетных картинки из загадки и расскажи эту сказку. Вариант 6. Узнай по отрывку. Игра развивает восприятие на слух, концентрацию внимания. Воспитатель зачитывает детям отрывок из сказки, которую они наверняка знают. Задача участников - вспомнить из какого он произведения.
Грань № 2
Дидактическая игра по лексической теме «Домашние животные» (кто живёт у бабушки в деревне?)
Цель: формирование и развитие лексики и связной речи.
Задачи: расширять, обогащать активный словарь по теме; повысить уровень обобщения «Домашние животные»; упражнять в звукоподражании; развивать мышление, мелкую моторику; воспитывать любовь к домашним животным; учить детей различать животных по внешнему виду и называть их.
Дидактический материал: дом и домашние животные: кошка, собака, баран, свинья, индюк, петух, корова, осел, кролик, курица, цыпленок, лошадь, гусь, овца.
Ход игры:
Вариант 1. «Кого нет?». Давайте соберём семью домашних животных. Посмотрите, всё ли есть? Кого нет? Например: лошадь убежала, собака спряталась за домом и так далее. Вариант 2. «Накормим животных». Ребята, вчера мне позвонила бабушка и попросила приехать сегодня в деревню и покормить наших домашних животных. Сама она их покормит не может, так как будет занята. А я хочу вас пригласить с собой, чтобы вы мне помогли. Вы согласны? Тогда давайте нарисуем или слепим корм животным и пойдем кормит животных. Давайте сядем в автобус и поедем. Вот мы и приехали. Кто нас встречает? Как их назвать одним словом? (домашние животные). Давайте их накормим. Дети рисуют или лепят корм животным и рассказывают. Например: «Корову мы накормим сеном, травой. Кошку молоком или колбаской. Собаку косточкой или мясом и так далее. Вариант 3. Назови ласково. Образование сущ. с уменьшительно – ласкательными суффиксами: кошка – кошечка, собака – собачка, лошадь – лошадка и так далее. Вариант 4. «Мама потеряла своего детёныша. Назови его (нарисуй или слепи) и к маме приведи. Например: собака – щенок, кошка – котёнок, корова – телёнок, лошадь – жеребенок и так далее. Вариант 5. Кто больше назовёт действий. Знать , что могут делать животные. Например: что делает собака? – лает, кусает, рычит, сторожит, охраняет, охотится. Что делает корова? – жует, мычит, бодается, дает молоко. И так далее. Вариант 6. Кто и как кричит? Знать , как подают голос разные домашние животные. Например: корова – мычит, собака – лает, кошка – мяукает, свинья – хрюкает и так далее. Вариант 7. Посчитай сколько животных живут у бабушки, назови их и опиши внешний вид.
Грань № 3
Дидактическая игра «Национальности»
Цель: формирование активного словаря, связной речи.
Задачи: расширять фразовую речь, творческие способности, пополнять знания о других народах, познакомить с их национальной одеждой, национальными предметами быта, обычаями; развивать логическое мышление, способность классифицировать изображения по определённому принципу, речь, быстроту реакции; воспитывать толерантность и любовь к Родине, воспитывать патриотизм.
Дидактический материал: карточки с изображением национальностей (флаг, костюмы, обряды, музыкальные инструменты). На каждую национальность 4 карточки. Русские, ханты, башкиры, татары, немцы, узбеки.
Ход игры:
Вариант 1. Найди пару. Дети самостоятельно выбирают изображение мужчины или женщины в национальном костюме, подбирают для него «пару» (изображение противоположного пола этой же народности) и называют народ. Вариант 2. Воспитатель перемешивает все карточки с национальностями. Задача детей – найти 4 карточки на каждую национальность, описать данные карточки. Вариант 3. Определи народ по описанию. Воспитатель описывает народ (особенности проживания, внешнего вида, национальную одежду, инструменты и предметы быта). Дети отгадывают о каком народе идет речь.
Грань № 4
Дидактическая игра «ЗвукоЁлка»
Цель: развитие фонетико - фонематического восприятия, звукопроизношения.
Задачи: составить и дифференцировать слоги по твердости и мягкости, выделять согласный звук в слоге, развивать навыки чтения (тренажёр чтения) развивать речевую память и внимание.
Дидактический материал: звезды с согласными звуками твердыми (синие) и мягкими (зеленые) и круглые гласные звуки (красные). ЗвукоЁлка.
Ход игры: воспитатель раздает звезды и круги со звуками. Задача детей – определить, какие звуки гласные, а какие согласные. Потом делим согласные на твердые (синие) и мягкие (зеленые). Научить детей определять твердость и мягкость согласных от последующих гласных, тем самым составить слоги на заданный звук. Например: за-зо-зу-зы-зэ ([з] синий); зя-зё-зю-зи-зе ([з] зелёный). Из слогов составить слова по такой же аналогии. Посчитать количество слогов в слове. В словах определить заданный звук, где стоит звук (начало, середина и конец). С этим словом составить предложение из нескольких слов (3-5 слов).
Грань № 5
Дидактическая игра «Домашние животные» (где живет, что ест?)
Цель: развитие лексики, связной речи.
Задачи: обогащать словарный запас, учить строить фразы; расширять представления детей о домашних животных и их детёнышах, где живут, чем питаются; воспитывать бережное отношение к домашним животным.
Дидактический материал: дидактические карточки с изображением домашних животных и их детенышей (собака, кошка, свинья, корова, лошадь, курица, овца, кролик). На каждое домашнее животное по три карточки (мама – детеныш, где живут, что едят).
Ход игры:
Вариант 1. Воспитатель перемешивает на столе карточки. Задача детей – каждому домашнему животному найти карточку, где живет и что ест. И составить рассказ по опорным картинкам. Вариант 2. Узнай животного по описанию. Воспитатель предлагает детям найти карточку с изображением домашнего животного, которое он опишет. Например: это животное имеет голову, уши, острые зубы, туловище, ноги и хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости. Вариант 3. Назови ласково. Например: собака – собачка; щенок – щеночек и так далее. Вариант 4. Кто исчез? Воспитатель раскладывает домашних животных на стол в ряд. Дети запоминают домашних животных и закрывают глаза. Воспитатель убирает одну карточку с изображением домашнего животного. И дети отгадывают, кто исчез. И далее каждый ребенок составляет предложение про этого домашнего животного, не повторяясь. Вариант 5. Какая бывает собака? Можно попросить ребёнка представить себе собаку и рассказать о ней как можно больше: какая у нее шерсть, что она любит есть, какой формы у нее хвост и ушки, какой у нее характер и так далее. Дети называют предложения по очереди. Другие темы: «Какая бывает корова?» и т.п.
Грань № 6
Дидактическая игра «Профессии»
Цель: формирование связной речи, лексики.
Задачи: развивать фразовую речь, словарный запас; развивать навыки обобщения на лексическую тему «Профессии»; расширять и закреплять знания о профессиях, их особенностях и важности для общества; развивать умение логически мыслить.
Дидактический материал: дидактические карточки с изображением профессий (полицейский, пожарный, врач, учитель, строитель, шахтёр, художник, продавец). На каждую профессию по три карточки (изображение человека этой профессии, атрибуты каждой профессии).
Ход игры:
Вариант 1. Воспитатель перемешивает на столе карточки. Задача детей – каждой профессии найти карточки с атрибутикой этой профессии. И составить рассказ по опорным картинкам. Вариант 2. Образование слов. Кто работает в полиции? – полицейский. Кто работает на стройке? – строитель. И так далее. Вариант 3. Узнай профессию по описанию. Воспитатель раскладывает картинки перед детьми и описывает профессию. Задача детей – угадать о какой профессии идет речь. Вариант 4. Кто исчез? Воспитатель раскладывает картинки профессий на стол в ряд. Дети запоминают картинки с профессиями и закрывают глаза. Воспитатель убирает одну карточку с изображением профессии. И дети отгадывают, кто исчез. И далее каждый ребенок составляет предложение про эту профессию, не повторяясь.
Дополнительная сменная грань № 7
«МЕМО» (декоративное - прикладное искусство и народные промыслы)
Цель: формирование и развитие связной речи, творческих способностей.
Задачи: обогащать словарный запас, развивать память, мышление, внимание; собрать максимальное количество парных карточек.
Дидактический материал: парные карточки с изображением народных промыслов.
Ход игры: перемешайте карточки и разложите их картинками вверх. Запомните расположение парных карточек и переверните их картинкой вниз. Переверните любую пару карточек так, чтобы каждый игрок мог видеть картинки. Если картинки на карточках совпадают - заберите их и назовите какие народные промыслы изображены на карточках (роспись, какие цвета используют в данной росписи, игрушки, элементы росписи и так далее). Продолжайте игру до тех пор, пока находите одинаковые карточки. Если картинки на карточках не совпадают, то верните карточки обратно и передайте ход следующему игроку. Выигрывает игрок, набравший максимальное количество парных карточек.
Дополнительная сменная грань № 8
«Формирование предложения из нескольких слов»
Цель: формирование и развитие связной речи.
Задачи: расширять словарный запас, формировать фразовую речь, анализ и синтез (уметь определять количество и последовательность слов в предложении), если есть предлоги в предложениях и существительных. Можно использовать эти карточки как фразовый конструктор, не только, чтобы ребёнок учился составлять предложения, а ещё и на понимание речи. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления, учить составлять предложение по заданной карточке с определёнными картинками.
Дидактический материал: карточки с различными изображениями определённых действий.
Ход игры: дети и воспитатель садятся в круг. Воспитатель объясняет правила игры: перемешайте карточки и разложите их картинками вверх. Каждый возьмёт себе по карточке (2,3,4, в зависимости от количества игроков). Сегодня мы будем составлять предложения по карточкам. Я начну первая, чтобы всем было понятно задание. А далее каждый из вас составит предложение и так по очереди по кругу. Если дети затрудняются при составлении предложения, то воспитатель или другой ребёнок помогает им. Можно играть, как группой, так и индивидуально.
Дополнительная сменная грань № 9
«Стихи для развития речи»
Эти логоритмические упражнения замечательно тренируют произношение определённых звуков, закрепляют уже четко поставленные буквы и слоги.
Цель: формирование и развитие связной речи.
Задачи: обогащать словарь, развивать фонетико - фонематическое восприятие, звукопроизношение, ритм, темп речи, интонацию.
Дидактический материал: 54 карточки с картинками и стихами.
Ход игры: чтобы досталась определённая карточка ребёнку можно использовать любой вариант (считалочка, какая карточка понравится, перевернуть карточки картинками вниз и выбрать любую и так далее). Проговорить стихотворение, если понравится ребёнку, то можно выучить. Описать, кто изображен на карточке.