СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическое пособие у урокам чтения в 1 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном  сборнике  собраны упражнения  для  развития  навыков  чтения . Данные  задания начинаются  от  самого простого - составляющих  таблиц  и  видами работы  с ними, затем  упражнений  со  словами , и работы  с  деформированным текстами .

Просмотр содержимого документа
«Дидактическое пособие у урокам чтения в 1 классе»













Шейко А. И.
учитель начальных классов

МОУ « Профильная гимназия № 122

города Донецка»




Аннотация


Чтение – предмет, который одновременно является действенным средством обучения младшего школьника и инструментом для изучения любых предметов.


В данном сборнике собраны упражнения для развития навыка чтения с передовыми технологиями Зайцева В.Н., Федоренко И.Т. Он начинается от самого простого - составляющих таблиц и видами работы с ними, затем упражнений со словами, и наконец, работы с деформированными текстами.


Сборник предназначен для учителей начальных классов, учеников и их родителей.












1. Прочитайте, глядя на точку.





2. Быстро прочитайте слоги.



НА

НО

НУ

НИ

НЕ

НЮ

НЯ

ТА

ТО

ТУ

ТИ

ТЕ

ТЮ

ТЯ

КА

КО

КУ

КИ

КЕ

КЮ

КЯ

СА

СО

СУ

СИ

СЕ

СЮ

СЯ

ЛА

ЛО

ЛУ

ЛИ

ЛЕ

ЛЮ

ЛЯ

РА

РО

РУ

РИ

РЕ

РЮ

РЯ

ВА

ВО

ВУ

ВИ

ВЕ

ВЮ

ВЯ

ТА

ТО

ТУ

ТИ

ТЕ

ТЮ

ТЯ

МА

МО

МУ

МИ

МЕ

МЮ

МЯ

БА

БО

БУ

БИ

БЕ

БЮ

БЯ

ПА

ПО

ПУ

ПИ

ПЕ

ПЮ

ПЯ

ГА

ГО

ГУ

ГИ

ГЕ



ХА

ХО

ХУ

ХИ

ХЕ



ФА

ФО

ФУ

ФИ

ФЕ









3. Прочитайте буквосочетание. Составьте из них побольше слов.


АЛ АН АР ПА НА ЯК КИ СА

ЗА ФА НА ЛА МА ДО НО ЛО


УК ЕН РО НИ ВО МИ АВ ОН


БИ АП КО ИМ ОЛ ТИ УТ ЧА


ТЕ ВА НІ ФА ОТ АВ ЕМ ША


ЩУ ОН РУ ЯР ГА ЦИ КУ ЖА


БА КА НЯ МО МЕ ШИ РО СО


ЛИ АЦ СИ АС ЗА ЗУ ЦЯ ЗО


ЛЯ ЯЦ ХА РЕ ТА ДЕ ПО ГИ


а

о

у

е

И

б

ба

бо

бу

бе

би

аб

об

уб

еб

иб

аба

обо

убу

ебе

иби

в

ва

во

ву

ве

ви

ав

ов

ув

ев

ив

ава

ово

уву

еве

иви

г

га

го

гу

ге

ги

аг

ог

уг

ег

иг

ага

ого

угу

еге

иги

д

да

до

ду

дє

ди

ад

од

уд

ед

ид

ала

одо

уду

еде

иди

ж

жа

жо

жу

же

жи

аж

ож

уж

еж

иж

ажа

ожо

ужу

еже

ижи

з

за

зо

зу

зе

зи

аз

оз

уз

ез

из

аза

озо

узу

езе

изи

к

ка

ко

ку

ке

ки

ак

ок

ук

ек

ик

ака

око

уку

еке

ики

л

ла

ло

лу

ле

ли

ал

ол

ул

ел

ил

ала

оло

улу

еле

или

м

ма

мо

му

ме

ми

ам

ом

ум

ем

им

ама

омо

уму

еме

ими

н

на

но

ну

не

ни

ан

он

ун

єн

ин

ана

оно

уну

ене

ини


4. Игра «Читалочка-составлялочка».


АМ ОМ УМ ИМ


АН ОН УН ИН


НУ МУ МО НО


5. Прочитайте (быстро) по стрелкам.



бок

бок

бок




бок

бак

рак




бой

бук

сок




бор

бак

век






6. Лучевые таблицы.




8. «Буква потерялась»


В этих словах вместо черточек представляйте букву «а» и прочитайте их.


М-м-, б-б-, б-нк-, б-з-р, х-л-т, ч-б-н, ч-шка, ч-йк-, к-н-т, л-вк-, -кв-л-нг, б-кл-ж-н.


В этих словах вместо черточек представляйте букву «е» и прочитайте их.


Л-в, ф-н, ж-л-, б-р-г, с-кр-т, с-рдц-, ск-л-т, ф-рм-р, ч-р-п, м-ч, н-рв, н-р-ст,

ш-д-вр, С-м-н.


В этих словах вместо черточек представляйте букву «о» и прочитайте их.

М-л-к-, з-л-т-, -к-, г-р-д, б-л-т-, к-р-ль, с-м, л-б, с-н, п-т-п, р-т, г-л-с, с-л-.



9. Прочитайте слоги и слова сверху вниз и снизу вверх (ритмично, без остановок).








н


а









м




о








т






у






с








и




л










ы


р












а










На


та












лу




на










ку






ры








ли








са






са










ни




ко












сы


ла














па










Но


Ты














Ша




Лаш












Пли






Та










Ко








Мар








коти










Ки






Лап












Ки




Ту














Ман


кар
















тон



10. «Веселый старт»


В каждом слове читай только первую букву.

Тень, афиша, конь, асфальт, яблоко, утро, жито, егоист, улица, дно, атака, человек, арфа, село, омар, бант, апетит, курс, искра.



В каждом слове читай только вторую букву.

Агент, класс, сало, одежда, зяблик, утка, скач, борт, снег, бязь, устье, беда, гном, борода, тмин, сам, университет, берег, скач, дно, булка, старец, конь, эмаль.



11. Читалочки-анограмы




















12. «Замаскированное» слово. Отгадайте его.










13. «Расшифруйте» и прочитайте слова.




14. Упражнение «Волшебная цепочка»


Мак - рак - бак - лак - жак - так - сак.

Ток - сок - бок - рок - жок - шок - лок.

Мыло - шило - жило - ныло - пило - рыло.

Вата - хата - Ната - фата - дата.

Пить - шить - лить – бить - жить - вить.

Герка - Верка - мерка - Лерка - этажерка.

Лавка - лапка - ласка - латка - ватка - хатка.




15. «Испорченные буквы». Отгадай слово.






16. «Заколдованные карточки».









17. Вместо точек вставьте буквы так, чтобы они были окончаниями всех слов.

Див


∙∙


Бан


Капк


Сараф


Стак

Чис


∙∙


Се


Свет


Теп


Са

Деся


∙∙∙

Мину


Се


Ще


Креве


Ур


∙∙


Сад


Рын


Став


Сур


Лес


∙∙


Пас


Мас


Кас


Шиш


18. Книжный «червячок».


Дос – а


С – рока




Гус – к


П – рсик




В – лна


Кор – ва




Пш – но


Доро – а



19. Отыщите полиндромы.


Глаз

Дед

Вел

Вымыл

Жир

Нес

Вылил

Жар

Бег

Вышил

Боб

Лег

Выел

Кит

Выл

Вырыл

Кот

Сел

Выпил



20. Продолжите слог.


Ни.., ле.., ла.., си.., ос.., ви.., ки.., жу.., ма.., ли..,

ни.., мя.., си.., ду..


21. Игра «Составьте слова».


Лод


соко



Кра

чки



Вы

са



Сол

бечут



Небе

нце



Пти

са



Ще

чут



Чай

ка



Пла

ки




22. Игра «Попадите в цель».


Мыло


ьнок



Небо

йарк



Конь

лотс



Село

амам



Вера

арев



Край

обен



Стол

тсом



Мост

олым



мама

олес


23. Создайте слово с общей частью. Созданные слова введите в предложение.




ТОШКА




ТИНА



КАР

ЕТА




АВАН




ТОНКА


24. Быстро прочитайте слова:

- которые состоят из одного слога;

- которые состоят из двух слогов.


Лед, дуб, роса, зима, нога, лоза, год, газ, каша, город, другой, Ира, дом, сын, кора, зима, воз, лето, весна.


25. «Анаграммы».


Оск


Тсук


Овас

Лицаси


Ктор


Тикок


26. Игра-чтение «Отыщите пенек».


слова слива трава

слова слива трава

слова слива трава

слова слева трава

слива слива дрова

слова слива трава


27. Игра «Западня».


Глеб – хлеб


Клен – клин

Плод – плот


Гость – кость

Плач – плащ


Гром – грам

Град – грам


Сталь – стиль

Снег – смех


Балка – палка

Грач – врач


Слава – слова






28. Игра «Волшебные квадраты».


у

р

о

к

р

е

п

а

о

п

е

р

к

а

р

а


29. Игра «Зайчик». Прочитай слоги «прыгая», как зайчик, с одного бугорка на другой.



а


о


и


у



м


л


в


м


н


30. Подберите слова, которые отвечают на вопросы – кто или что?


Мяукает –

кот

Заметает –


Варит –


Прыгает –


Строит –


Спит –


Воет –


Бегает –


Каркает –


Строит –


Учит –


Ревет –


Лечит –


Рисует –



31. Упражнение «Отгадайте слова».


Бльшой тетр, всокая бшня, интресная кнга, тонкй ствл, тжелая рбота, шкльный урк, куцй хвст.



31. Прочитайте. Найдите лишнее слово. Объясните, почему оно лишнее.



1) Слон, тигр, курица, обезьяна, жираф.

2) Учитель, врач, продавец, директор, сестра.

3) Мужественный, смелый, опрятный, храбрый, сильный.

4) Веселый, сладкий, вкусный, умный, волшебный.

5) Кот, мышь, стол, сорока, рыба.

6) Поет, слушает, пение, идет, шагает.

7) Вишивает, рисует, играет, волнует, читает.

32. Игра «Украденные слова».


Звонко звенит

В школе з….. .

Идут ………ки

На первый …. .



33. Составьте предложения.


Воробей прилетел

Стоял ясный

солнечный день.

в воду и поплыли.

на шкафу

пели птички.

В лесу весело

к кормушке.

Утята прыгнули

Книжка лежала





34. Прочитайте рядки. Переставьте их так, чтобы получить стих.

У петушка-гребешка

Два крутые горбика.

А на спине у верблюдика

В шпорах два сапожка.


35. Упражнение «Бусинки».

В этих словах сложите большие буквы справа налево и найдите названия сказок.

1) Катя, Оля, Борис, Олег, Лида, Остап, Костя.

2) Андрей, Кирилл, Петр, Евгений,Руслан.

3) Ольга, Корней, Розалия, Игорь, Светлана.

4) Антон, Кузя, Чарльз, Олег, Лилия, Анна, Степан, Ульяна, Роман.

5) Алиса, Кондрат, Чук, Ольга, Володя, Оксана, Мария, Йосиф, Юлия, Диана.

6) Анна, Зоя, Евгения, Римма, Епифан, Дмитрий, Аркадий, Захар, Олег, Ксения.


36. Упражнение «Найди пару».


М едведь тихо себе спит


голова здоровенная.



Козочка все скок и скок

слово «мама» написала.



Стоит баба снежная

чтобы жито уродило.



О й мороз, какой мороз!

кто-то рядом тупотит.



Снегом девочка гуляла,

через речку на лужок.



Сейся жито и пшеница

нужно взять лопату.



Принесла я лето вам,

лишь солнце над городом встанет.



Чтоб вскопать нам огород

птичек пронимает дрожь.



Ты проснись рано-рано

и вредителей ним добывает.



Острым, крепким клювом обладает

будет детям паляница.


37. «Шифровальщик».

Разшифруйте и поясните значение пословиц.


о

Кто

тот

во

жит

ко

ет

мно

бе

дер

ред

сло

го

щает

4

1

8

12

14

10

7

2

5

13

9

11

3

6

Кто много обещает, тот редко слово держит.



По

до

гу

бо

то

сам

ка

ва

а

в

ло

ле

зы

ет

ет

ро

1

6

8

12

14

10

2

4

9

11

13

15

3

5

16

7


Показывает дорогу, а сам в болото лезет.



38. «Суцельные тексты».


Белка


МывиделивлесубелкукотораяпрыгаласветкинаветкуОнаживетвдуплестарогодубаОсеньюбелочкасобираетназимугрибыПрыгнетназемлюнайдетгрибсхватитегоинесетнадеревоСпешитделатьзапасыназиму.


Егор


ЕгорпервоклассникОнходитвшколуУЕгораєстьдругЕвгенийимоченьнравитсяурокрисованияЕгоррисуетенотааЕвгенийрисуетлетнеесолнышкосинеенебоимногоцветов.



39. Деформированные тексты.


ниСичка


дво На ре лобы нохолод, птикеч и хозателось грепоться, а точфорка в кнео лабы крыотта. верНаное, еещ и тьсе лахоте.


После таких упражнений необходимо проверить усвоение прочитанного, поставив несколько вопросов по содержанию.


Литература


1. Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению». Журнал «Начальная школа», №8, 1990год.

2. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. Метод. пособие для учителя.-М.: АРКТИ, 1999.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!