СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактическая игра как средство формирования логических универсальных учебных действий

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактические игры определяют как один их видов с правилами, которые создаются для обучения и воспитания. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время позволяют решать и воспитательные и развивающие задачи.

Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра как средство формирования логических универсальных учебных действий»

 Дидактическая игра как средство формирования логических универсальных учебных действий

В младшем школьном возрасте ведущей формой деятельности становится учение. Но, несмотря на это, игра продолжает занимать важное место и оказывать положительное влияние на формирование личности младшего школьника и познавательное развитие, в частности. Многие исследователи, раскрывавшие важную роль игры в развитии детей, отмечали, что, воздействуя на учащихся эмоционально, игры активизируют мыслительную деятельность учащихся, благодаря играм учебный процесс становится более привлекательным и интересным.

По мнению Д. Б. Эльконина игра представляет собой деятельность, воссоздающую социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности. В структуре игры как деятельности исследователи выделяют целеполагание, планирование, реализацию цели, а также анализ результатов, в которых личность проявляет себя как субъект.

Игра является также одним из методов обучения и воспитания. Игра как метод представляет собой систему последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и учащихся, направленных на достижение определенных задач.

В настоящее время в методической литературе существует достаточно большое количество классификаций, систематизирующих виды учебных игр в соответствии с тем или иным классификационным критерием. Например, в зависимости от:

- целей и задач учебной игры;

- формы проведения;

- способа организации;

- степени сложности;

- количественного состава участников.

По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, шарады, викторины), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные).

По способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие и креативные и т.д.

По степени сложности выполняемых действий все учебные игры подразделяются на простые (моноситуационные) и сложные (полиситуационные), а по длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные.

По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные.

Большое распространение в педагогической практике имеют игровых технологии. Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности. Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

  • учебная деятельность подчиняется правилам игры;

  • учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Большое значение игры придается исследователями в формировании познавательного интереса как основы для развития познавательной деятельности в целом,  и логических УУД в частности.  Исследователь И.М. Дмитриева  в своей диссертации указывает, что в начале школьного обучения познавательная активность детей тесным образом связана с игрой. В этот период в ребенке доминируют два мотива, один из которых связан с желанием учиться, а другой связан с желанием играть. Установление равновесия между данными мотивами и согласование их является важнейшей задачей обучения и воспитания.  Развитие познавательных действий в основе своей опирается на познавательный интерес, который в свою очередь стимулирует познавательную активность  и подводит к познавательной деятельности в процессе которой все познавательные действия формируются.

Существуют различные виды игр, которые могут использоваться в работе с детьми младшего школьного возраста, но в то же время особое внимание в вопросах интеллектуального, познавательного развития детей, развития познавательных УУД  принадлежит дидактическим играм.

Как указывает Н.Б. Аникеева, именно дидактическая игра оказывает особое влияние на развитие познавательной деятельности. Это связано с тем, что усвоение школьниками знаний и умений происходит в практической деятельности при наличии непроизвольного внимания и непроизвольной памяти. Данное условие является основой систематического усвоения знаний и их прочности. Содержание дидактической игры создает условия для развития познавательных действий, так как для достижения результата в игре необходимо анализировать, сравнивать, выделять существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи и т.д.

Дидактические игры определяют как один их видов с правилами, которые создаются для обучения и воспитания. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач обучения, но в то же время позволяют решать и воспитательные и развивающие задачи. А.А. Смоленцева считает, что использование дидактических игр в процессе обучения младших школьников обусловлено следующими факторами.

Во-первых, игровая деятельность, являясь ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, не успевает утратить своего значения в первой половине младшего школьного возраста, и поэтому опора на игровую деятельность  является наиболее оптимальным путем включения детей в учебную деятельность.

Во-вторых, формирование учебной деятельности происходит медленно. В-третьих, возрастные особенности детей, проявляющиеся в недостаточной устойчивости произвольности внимания, преобладании наглядно-образного типа мышления, обуславливают необходимость применения дидактических игр, потому что они способствуют развитию психических процессов.

В-четвертых, у детей недостаточно сформирована познавательная мотивация, это проявляется в том, что мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, а дидактическая игра позволяет преодолевать указанные трудности.

 Основной целью дидактических игр, по мнению Е.С. Слепович, является облегчение перехода учащихся к учебным задачам. Поскольку дидактическая игра является игрой лишь для учащегося, для учителя она выступает как способ обучения. В рамках формирования познавательных УУД дидактическая игра позволяет  формировать способы познания, формулировать  проблемы, выдвигать гипотезы, осуществлять рефлексию своих действий, моделировать.

 Основное назначение дидактических игр раскрывается в их функциях, к которым относятся следующие: функция формирования устойчивого интереса к учению, функция формирования психических новообразований, функция формирования учебной деятельности, функция развития общеучебных умений и навыков, функция формирования самоконтроля и самооценки, функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Как отмечают в своей работе О.А. Степанова и  О.А. Рыдзе важнейшим условием результативности использования дидактических игр на уроках является наличие у учителя профессионально важных качеств в отношении игровой деятельности. К числу таких профессионально важных качеств для организации дидактической игры относят умение наблюдать и анализировать игру, умение планировать приемы, позволяющие развивать игру, умение обогащать впечатления детей, умение организовывать начало игры, умение создавать условия для перехода игры на более высокий уровень, умение устанавливать игровые отношения в процессе игры, умение оценивать игру, обсуждать ее результаты и владеть методикой проведения игровых упражнений.

Дидактическая игра характеризуется определенными характеристиками в младшем школьном возрасте. Прежде всего, условия игры должны быть изложены кратко, понятно и лаконично. С целью привлечения детей в игру может создаваться ситуация ожидания, загадочности. Успех проведения дидактической игры тесным образом связан с организацией самой игры. В игре, которая содержит несколько правил, целесообразно выделять составные части и реализовывать ее поэтапно. В большинство игр целесообразно включать элементы соревнования, поскольку это значительно повышает активность детей в процессе обучения.

Дидактическая игра может использоваться на различных этапах урока для достижения поставленных учителем целей. Исследователь В.И. Минскин считает, что слабых и пассивных учеников начальных классов в игре привлекает именно загадочность и необычность. Поэтому при работе с такими школьниками целесообразно использовать дидактическую игру, потому что именно она помогает им мобилизовать волевые усилия для самостоятельной интеллектуальной работы и позволяет развить и укрепить интерес к какому-либо предмету учения. На основе этого впоследствии осуществляется переход в развитии познавательных интересов учащихся от более ранней стадии просто ориентировки к ситуативной активности на стадию устойчивого познавательного отношения.

А.А. Смоленцева подчеркивает, что во многом ценность использования дидактических игр в учебном процессе определяется тем, насколько игра способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывает интерес к изучаемому учебному материалу и обеспечивает прочное и сознательное его усвоение. Наибольший интерес у детей в дидактической игре вызывает само игровое действие, именно оно помогает стимулировать активность, вызывает у детей чувство удовлетворения. Дидактическая задача, которая представлена в игровой форме, решается ребенком более успешно, потому что внимание направлено на развитие игрового действия и выполнение правил игры, что позволяет, не напрягаясь, без особых усилий выполнить дидактическую задачу. Благодаря наличию игровых действий дидактические игры делают учение более занимательным, способствуют развитию произвольного внимания детей, формируют предпосылки для более глубокого овладения определенными знаниями, умениями и навыками и формирования познавательных УУД.

В работах А.З. Зака, В.В. Лайло указывается, что дидактические игры способствуют формированию у детей таких психических процессов, как внимание, память, а также способствуют развитию наблюдательности, сообразительности, учат детей применять имеющиеся знания и доставляют радость. Важным аспектом использования дидактической игры в начальных классах является руководство игрой. Оно заключается в том, что учитель не только осуществляет подбор игр и определяет, какие программные задачи он будет с их помощью решать, но также и выделяет, соответствуют ли эти задачи программному содержанию. Педагог планирует игру, рассматривает ее с точки зрения структуры, выделяет в ней дидактическую задачу, содержание, правила игры, игровые действия. Затем педагог организует игру таким образом, чтобы игра позволяла достичь поставленных в ней задач, чтобы дети в игре уточняли и расширяли свои знания и умения, и обеспечивает участие всех детей в игре.

Современные исследования подчеркивают, что игра, с одной стороны, помогает развитию познавательных способностей и познавательных УУД  учащихся, с другой стороны, может служить эффективным средством преодоления трудностей в познавательном развитии и выступать как средство психолого-педагогической коррекции, что особенно важно в работе с учащимися, у которых отмечается низкий уровень познавательного развития и, соответственно,  низкий уровень сформированности познавательных универсальных учебных действий.

Исследователь В.А. Усова отмечает, что когда осуществлена правильная методическая подготовка игры, тогда она способна пробудить у учащихся «усилие мысли» легко и свободно и стимулировать их к познанию мира. Это является основой для формирования общеучебных познавательных действий, связанных с познанием окружающего мира, выбором способов действий, постановкой познавательной задачи.

В.И. Минскин выделяет разные виды игр, которые позволяют достичь этой цели и включает в них игры интеллектуальные, умственные, обучающие, дидактические, подчеркивая, что все они способны развивать познавательные универсальные учебные действия детей. По мнению автора, данные виды игр могут быть использованы как в учебной, так и в внеучебной деятельности на любом уроке на учебном и неучебном материале.

Кроме того, в работах ряда авторов (О.А. Степановой, Н.Б. Аникеевой) мы отмечаем, что большой потенциал для развития интеллектуальной активности, любознательности детей, познавательных интересов вызывают так называемые досуговые игры. Такого типа, как «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», КВН и т.д. Действенным средством совершенствования пространственной ориентировки, развития восприятия, внимания, зрительно-моторной координации, мыслительных операций выступают и развивающие компьютерные игры, но они практически не используются в учебном процессе.

Итак, подводя итоги теоретическому анализу данного вопроса, мы можем сделать вывод о том, что игра может выступать эффективным средством развития логических универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте. Этому способствует реализация следующих условий: подбор комплекса дидактических игр и систематическое их проведение на уроках; отбор содержания игр и четкое следование этапам проведения игры; использование в обучении игр, направленных на развитие познавательных учебных действий  учащихся.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!