Дидактическая система - одна из педагогических систем, характерным признаком которой является ее функция, а в частности, функция управления педагогическим процессом.
Когда человек что-либо делает, наиболее удобные способы действия вызывают у него чувство комфорта. Постепенно они осознаются и закрепляются в его работе. Для успешного решения профессиональных задач каждый педагог ищет и находит оптимальный способ деятельности, который лучше всего соответствует его природным данным. Данная система выражает индивидуальный стиль работы учителя, поэтому не может быть ошибочной.
Просмотр содержимого документа
«Дидактическая система учителя – дефектолога»
Дидактическая система учителя – дефектолога
Шаповаловой Любови Владимировны
Дидактическая система - одна из педагогических систем, характерным признаком которой является ее функция, а в частности, функция управления педагогическим процессом.
Когда человек что-либо делает, наиболее удобные способы действия вызывают у него чувство комфорта. Постепенно они осознаются и закрепляются в его работе. Для успешного решения профессиональных задач каждый педагог ищет и находит оптимальный способ деятельности, который лучше всего соответствует его природным данным. Данная система выражает индивидуальный стиль работы учителя, поэтому не может быть ошибочной.
Методическая работа педагога
а) планирование учебного материала
Как выглядит план урока?
План свёрнутый, схематичный, предполагается использование воспитательных процессов экспромтом;
план подробный, детализированный по шагам;
подробный план с указанием индивидуальных заданий.
Как создается план?
Использую готовое поурочное планирование;
следую методическим разработкам;
устанавливаю цели на год;
постоянно устанавливаю связи между данным уроком и общими целями обучения;
делаю перспективный план на год, на четверть, на месяц, только на ближайший урок;
трачу на работу, связанную с подготовкой к урокам в неделю ч. 5-10 ч. 10-20 ч.
Как акцентируется внимание на результат?
Фиксирую то, что должны дети сделать сами;
прогнозирую, как воспитанники усвоят материал после объяснения.
Как характеризуется объяснение?
Объяснение отличается образностью, наглядностью, описательностью, последовательностью;
объяснение лаконично, содержит только основные элементы нового материала;
объяснение доступно и интересно каждому воспитаннику, при объяснении учитывается уровень класса, его внутренняя психологическая структура.
б) построение урока
Как строится преподавание?
Использую стандартный набор хорошо отработанных приёмов;
экспериментирую с внедрением новаторских технологий;
осуществляю индивидуальный подход;
применяю дифференциацию воспитанников.
Какие виды деятельности предлагаются детям наиболее часто?
Выполнение упражнений по образцу;
дискуссии;
драматизация по ролям;
сочинения;
пересказ прочитанного текста;
имитационные игры (представьте что, вы…);
игры, конкурсы, состязания;
работа маленькими бригадами;
составление вопросов;
взаимообучение, взаимоконтроль;
экскурсии;
работа с раздаточным материалом;
самостоятельная работа.
Каким способом чаще всего проводится урок?
Рассказ;
беседа;
эвристическая беседа;
проблемное изложение;
использование наглядных пособий;
опора на знания детей;
использование поискового метода, самостоятельной работы, дополнительного материала.
С какой целью проводится контроль знаний детей?
Отслеживаю процесс развития учащегося;
мотивирую усилия и достижения учеников;
закрепляю знания и умения;
создаю группы обучения (дифференциация);
оцениваю результативность своей деятельности.
Каким способом проводится повторение знаний?
Беседа – повторение;
фронтальный опрос;
индивидуальный опрос;
использование схематической, реальной наглядности;
использование ИКТ;
составление таблиц, схем.
Как обычно завершается урок?
Подвожу итог для всех детей;
даю обзор пройденного материала;
связываю новые знания с уже полученными знаниями;
отвечаю на вопросы;
провожу релаксацию.
в) активизация детей на уроке
Какие методы используются для активизации детей на уроке?
Работа по группам;
высокая плотность урока;
доступность изложения материала;
дозирование объёма материала для усвоения;
игровые технологии;
ИКТ
смена видов деятельности;
опора на детский опыт.
Реакция педагога на нарушение дисциплины.
Взгляд;
устное замечание;
наказание (лишение привилегий);
приватный разговор с обидчиком;
вовлечение класса в решение проблемы;
замечание в шутливой форме;
акцент на положительные качества личности ученика.
Педагогическая деятельность по предупреждению правонарушений.
строю отношения с детьми на основе взаимного доверия и уважения;
воспитываю самодисциплину, самоконтроль, взаимное уважение, справедливость;
развиваю внутреннюю мотивацию ученика к обучению, правильному поведению в социуме путём формирования гражданско-правовых, нравственных основ.