СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ В ГРУППЕ И НА ПРОГУЛКЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательно - образовательной работой занимается взрослый,поэтому. рпежде всего от него зависит результат продвижения детей  по пути обретения экологической культуры.

Просмотр содержимого документа
«ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ В ГРУППЕ И НА ПРОГУЛКЕ»



ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ


ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ К ПРОВЕДЕНИЮ


ЗАНЯТИЙ В ГРУППЕ И НА ПРОГУЛКЕ




















Охрана природы

Воспитатель. Земля, вода, лес - наше богатство, наше бла­госостояние, наше здоровье.

Вспомним слова М. Пришвина: «Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи - горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».

Но люди наносят природе большие и маленькие раны: загряз­няют воздух и воду, исчезают навсегда животные и растения. По­этому всем надо знать:

  1. Какие правила поведения нужно соблюдать в природе, чтобы
    не причинять ей вреда?

  1. Что записано в документах об охране природы?

  1. Какое участие в работе по охране природы принимает каж­дый из вас?

Поговорим о маленьких ранах природы.

• Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, срывать цветы,
ловить бабочек, стрекоз и других насекомых, уничтожать лягушек
и жаб.

  • Не будет ли природе хуже, если ты, собирая орехи, сломаешь
    несколько веток, или сорвешь три-четыре цветка, или поймаешь
    одну-единственную бабочку?

  • Да, природе будет хуже!

• Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок,
каждая пойманная бабочка - это маленькая рана, нанесенная при­
роде. И если одну такую рану нанесешь ты, другую - твой това­рищ, третью, четвертую, пятую кто-то еще - что же станет с при­родой? А ведь природе сейчас очень трудно залечить даже самые
маленькие раны. Почему? (Ответы и рассуждения детей.)

Большая беда грозит природе от ран больших.

Воспитатель. С давних пор люди на Земле занимаются хо­зяйством: строят города и села, шоссейные и железные дороги, возделывают поля. Все это необходимо для жизни. Но часто, чтобы построить город, проложить дорогу или создать новое поле, прихо­дится уничтожать леса: вырубают деревья ради древесины, которой людям требуется очень много. Вот почему на Земле остается все меньше лесов.

Зато все больше загрязняется воздух, вода. Ты знаешь, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заво­дов и фабрик в воздух попадают дым, пыль, а в реки и озера -сточные воды с различными вредными веществами.

Из-за того что лесов становится меньше, а воздух и вода за­грязняются, страдают многие растения и животные. Впрочем, им приходится трудно и по другой причине. Кто может назвать эту причину?

Люди часто рвут красивые растения, а животных порой жесто­ко истребляют ради меха или мяса, а иногда и просто так, ради раз­влечения.

Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет - сигнал опасности. Растениям и животным, которые внесены в Красную книгу, угро­жает огромная опасность: они могут навсегда исчезнуть с лица Земли, как исчезли морская корова и странствующий голубь.

...Это было примерно 250 лет тому назад. Один путешествен­ник обнаружил в море, у самого берега, невиданных животных. Огромные, неповоротливые, они мирно жевали подводные расте­ния. Назвали этих животных морскими коровами. Вскоре люди стали на них охотиться. Доверчивые животные не боялись людей, подплывали близко к их лодкам. И люди безжалостно убивали зве­рей... Прошло несколько лет, и морских коров стало гораздо меньше. А еще через несколько лет их не осталось совсем. Так морские коровы исчезли. Исчезли навсегда. Никто и никогда уже ,не увидит этих удивительных животных...

В одной стране жили обыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Называли их странствующими голубями. И было этих голубей так много, что люди ради вкусного мяса убивали их без счета. С каждым годом Воспитатель. Используя природу, люди приносят ей вред Поэтому в нашей стране и в других странах проводится большая работа по охране природы. Использовать природу люди должны бережно, по-хозяйски.

Задания.

1. Заведите в группе Красную книгу - альбом, альбомы-
заповедники.

2. Запасайте с детьми и родителями для зимней подкормки
птиц семена арбузов, дыни, тыквы, кабачков, семечки подсолнеч­ника. Не забывайте промывать их водой и просушивать.

  1. С детьми и родителями придумайте плакат «Природа в опас­ности».

  2. Постарайтесь, чтобы дети ответили на вопросы:

  • Какое значение для животных и человека имеют растения?

  • Почему природа в опасности?

  • Какие растения твоей местности нуждаются в особой охране?
    Как можно участвовать в их охране?

Охрана растений

Воспитатель. Как хорошо, что на Земле есть растения! Они выделяют в воздух кислород, необходимый для дыхания жи­вых существ. Для животных растения - это и «дом» и пища. Люди тоже питаются растениями и продуктами, полученными из них. Многие растения - лекарственные. Волокна хлопчатника и льна идут на изготовление тканей. Не могут обойтись люди без древе­сины.

А сколько радости доставляет нам красота растений!

К сожалению, хозяйственная деятельность людей изменяет ус­ловия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер. Много дикорастущих растений при этом погиба­ет. Так постепенно человек как бы наступает на природу.

Очень многие растения становятся редкими из-за того, что лю­ди рвут их совсем не жалея. Срывая растения ради красивых цвет­ков, мы лишаем их будущих плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а оставаясь в природе, они еще долго могли бы радовать людей.

Растения красочной красоты - лотос, башмачок настоящий -| занесены в Красную книгу. Редкими стали кувшинка белая, волчье [лыко, купальница, сон-трава. Мало осталось возле больших городов ландышей, колокольчиков. Все эти растения нуждаются в ох­ране.
























РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Важным аспектом в системе экологического образования в дет­ском саду является работа с родителями как постепенный и непре­рывный процесс.

Большое место должно уделяться совместной деятельности де­тей и их родителей:

  • проведение родительских собраний экологической направлен­
    ности («КВН», викторины, «Поле чудес», «Зов джунглей» и др.);

  • участие родителей в эколого-оздоровительных походах с це­
    лью охраны безопасности и жизнедеятельности детей, совместной
    игровой деятельности, общения с природой;

  • выезды с детьми на природу;

  • участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках
    экологической направленности;

  • совместное озеленение территории детского сада;

- тематические выставки поделок из природного материала,
рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми,
выпуск семейных экологических газет...

Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.

Экологическому просвещению родителей способствует оформ­ление экологического стенда в холле детского сада, включающего в себя несколько рубрик (экологические события в стране, регио­не..., эколого-оздоровительная работа с детьми, мероприятия, про­водимые в детском саду, музыка и природа...), материал в которых должен постоянно обновляться.

Можно организовать в детском саду выпуск экологической га­зеты для родителе , которая будет носить -нравственную, природоохранную функции.

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологи­ческого образования их детей, его реального осуществления в се­мье необходимо проводить анкетирование родителей, беседы. Ре­зультаты анкетирования необходимо выносить на родительские собрания для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми.

Такая работа с семьей способствует повышению педагогиче­ской культуры родителей, выработке правильных форм взаимодей­ствия детского сада и семьи, помогает создать для детей более бла­гоприятную обстановку в семье.







АНКЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Экологическое образование в семье»

Цель проведения анкетирования', выявить отноше­ние родителей к вопросам экологического образования дошколь­ников в детском саду и его реального осуществления в семье.

  1. Есть ли у вас дома животные? (Кошка, рыбки, собака, хомя­
    чок и др.)

  2. Есть ли комнатные растения? Какие?


  1. Кто ухаживает за животными или растениями?

  2. Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет,
    поливает или ничего не делает)? - Подчеркнуть или дописать.

  3. Бываете ли вы с ребенком на природе? Если да, то где?

  4. С какой целью?

  5. Где ребенок обычно проводит лето?

  6. Как вы относитесь к приобщению ребенка к природе в дет­
    ском саду?

  7. Ваши предложения по организации экологического образо­
    вания в детском саду.




«Экология и курение»

  1. Сколько членов вашей семьи курят?

  2. Бывает ли так, что ваш ребенок находится в прокуренной
    комнате?

  3. Если вы не курите, считаете ли опасным для себя присутст­
    вие рядом курящего человека?

Да Нет

4. Если вы не курите, предпочитаете покинуть помещение с ку­
рящими?

Да Нет

5. Считаю, что курение усугубляет влияние неблагоприятной
экологической обстановки на здоровье людей?

Да Нет









«Воздух в нашей квартире»

1. Определите состояние воздуха в вашей квартире:

а) чистый

б) грязный

в) не знаю

2. Вы удовлетворены качеством воздуха в вашей квартире?

Да Нет

  1. Назовите возможные источники загрязнения воздуха в вашем
    доме.

  2. Сколько у вас комнатных растений?

  3. Часто ли вы проветриваете помещение:

а) регулярно

б) изредка

в) не обращаю на это внимания

6. Как часто вы делаете влажную уборку:

а) каждый день

б) раз в неделю по выходным

в) другие варианты...

7. Учитывали ли вы экологическую безопасность материалов
при покупке:

а) мебели Да Нет

б) обоев Да Нет

в) ковров Да Нет

  1. Какими препаратами бытовой химии вы пользуетесь?

  2. Как очищаете воздух в квартире?