СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по развитию речи и логического мышления на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Дидиктический материал включает в себя  творческие задания на развитие речи,  сравнение, обобщение, задания по словообразованию и многое другое полезное для развития логического мышления младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по развитию речи и логического мышления на уроках русского языка»

Дидактический материал по развитию речи и логического мышления на уроках русского языка


  1. Творческие задания на развитие речи.


1) Восстановление деформированного текста.

Из данных предложений составь рассказ, запиши его.


Она собрала тонкие веточки. Настя шла из школы домой. В школьном саду обрезали деревья. Скоро заблестели зелёные листочки. Дома девочка поставила их в воду.


2) Составление предложений из данных слов с добавлением любых других слов:


снегурочка сочинение писать


3) Сочинение на тему "Что бы я рассказал африканскому мальчику о зиме".


4) Составление аннотации художественного произведения или научно-популярной статьи.


5) Составление конспекта научно-популярной статьи.


6) Письмо по памяти


На красных лапках гусь тяжёлый, 
Задумав плыть по лону вод, 
Ступает бережно на лёд, 
Скользит и падает; весёлый
Мелькает, вьётся первый снег, 
Звездами падая на брег.
             А. Пушкин.


7) Редактирование текста
Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами. Запишите текст.


Самая умная из моих собак -это Жалька. Жалька всё ученье прошла, как будто её родители всему Жальку научили. Жалька играла со льдинкой. Вдруг Жальке что-то показалось и Жалька эту льдинку не подбросила, а лизнула. Так Жалька поняла, что вода бывает в жидком и твёрдом состоянии.


8)Раскрой тему


Прочитайте сочинения. Определите, раскрыта ли тема. Если нет, то раскройте её.


  Зимние забавы.


Наступила зима. Река покрылась толстым льдом. Все дети на реке. Они катаются на коньках. Пернатое царство затихло. Резкий ветер больно бьёт гибкие веточки рябины. Белые шапки надели старые пни. Ель накинула снежную шаль. Весело зимой!


9) Определение границ предложений.


Прочитайте. Определите границы предложений. Запишите.


    1. По реке плывёт лодка. И плот.
    2. Когда деревья качали ветвями. Они тихо поскрипывали.
    3. Бобры перегородили протоку среди леса появилось красивое озеро.


10) Составьте рассказ по его началу.


      1) Охотник в густой траве наткнулся на маленького зайчика. Охотник позвал своих друзей посмотреть находку...


      2) Сережа и Коля гуляли в лесу. На дереве мальчики увидели гнездо. Они решили взять птенчиков…


  1. Задания на сравнение


Задание 1. Существительное, корень, прилагательное, окончание, глагол, приставка, предлог, суффикс, местоимение.


 На одной строчке выпиши слова, которые обозначают части речи, на другой строчке - слова, которые обозначают части слова.

Задание 2. Чем похожи слова в каждой паре и чем отличаются:

Тапка – шапка Мишка – шишка

Порох – шорох губа – шуба

Задание 3. Назовите как можно больше слов, имеющих одинаковое написание, но, в зависимости от ударения, приобретающих разный смысл. Это омографы.

Например: На по'лку ставил я варенье,

В полку' участвовал в сраженьи.


Задание 4. Постарайтесь отгадать, о чём идёт речь, и запишите.


Если первый слог ударный,

Мы – посуда для питья.

Переставьте ударенье –

И рисуйте нас, друзья. (Кру'жки – кружки')


Задание 5. Превращение слов во многом способствует развитию у детей умения сравнивать, т.к. при выполнении этого упражнения каждое последующее слово отличается от предыдущего только одной буквой. Во всём остальном соседние слова похожи. А в результате мы получаем слово, совершенно отличающееся от первоначального.

- Превратите ночь в день.

(Ответ: ночь-ноль-соль-соло-село-сено-сень-день).

Задание 6. Развитию умения сравнивать во многом способствуют метаграммы. В них слова различаются только одной буквой. В метаграмме зашифровано определённое слово, которое нужно отгадать. Затем указанную букву надо заменить другой и назвать другое слово. Эти задания не только учат сравнивать, но также развивают мыслительные операции анализа и синтеза.

Например: С Б – я плачу,

С Р – играю,

С С – я пищу посыпаю.

(Ответ: боль – роль – соль)


Задание 7. Для развития умения сравнивать и для обогащения словарного запаса детей знакомим детей с родственными словами. Предлагая пары слов, интересуюсь, чем они похожи, что в них общего?


- Похожи ли пары слов? Попробуйте объяснить их родство.

Диктор – диктант

Перчатка – напёрсток

Пятница – пятёрка

Цирк - циркуль

Город - огород


  1. Группировка


 Задание. Сгруппируйте слова по нескольким признакам одновременно.
Мякиш_, плач_, молодеж_, приемыш_, теч_, малыш_, брош_, кирпич_, царевич_, экипаж_, суш_, роскош_.


Варианты выполнения задания, в которых ученики предлагают сгруппировать слова по трем признакам одновременно:
а) по написанию (существительные с ь и без ь);
б)по родам (существительные мужского и женского рода);
в) по склонениям (существительные 2-го и 3-го склонения).


Таким образом, группировка протекает как процесс анализа, абстрагирования (отвлечения) и обобщения, что развивает творческие способности школьников. По тому, как осуществляются группировки, можно судить не только о характере мыслительных процессов ученика (анализирующее наблюдение, обобщающее мышление и практические действия), но и о тех знаниях, которыми он оперирует.


        4.Задания на обобщение


Задание 1. Как бы вы сказали одним словом о человеке: необщительный, скрытный, трудно сближающийся с другими людьми. (Замкнутый)


Задание 2. Замените одним словом: порицать, считать кого-либо неправым, несправедливым, виновным в чем-либо. ( Осуждать.)


Упражнения такого характера обогащают словарный запас учащихся, конкретизируют абстрактное категориальное значение части речи, помогают ученикам осмыслить понятие «предмет» уже не на уровне бытовом, житейском, а на более высоком – грамматическом уровне.


5.Задания на исключение лишнего
Задание. Исключите из цепочки лишние слова по какому-либо признаку так, чтобы в ней осталось только одно слово. Причину исключения каждого слова обоснуйте.


Колонны, костюм, рожь, объединить, какао, школа.


Варианты ответов учеников:
• Объединить – это глагол, остальные – существительные.
• Какао – несклоняемое существительное среди существительных, другие – склоняемые.
• Колонны – существительное мн. ч., остальные – ед. ч.
• Костюм – существительное мужского рода, остальные – женского.
• Рожь – существительное 3-го склонения, школа – существительное 1-го склонения.


Эти задания служат как успешному усвоению знаний, так и развитию монологической речи и мышления учащихся. Они создают благоприятные условия для выявления учеником связей грамматического и орфографического материала в процессе применения знаний в новых условиях: в условиях непривычной формулировки задания, оперирования новым языковым материалом, на который должен быть осуществлен перенос знаний, в условиях, требующих сделать самостоятельный вывод, обобщение.


       6. Задания по аналогии

 
Такие задания основываются на сравнении. При этом ученики выделяют признаки объектов и устанавливают сходства и различия между ними.


Цель выполнения этого вида заданий – в получении прочных знаний по изучаемой теме, совершенствовании умения систематизировать их, в развитии логического мышления, творческой и познавательной активности учеников.


Задание 1. Дополните начатые цепочки до 4–5 слов по трем признакам одновременно. Признаки подбора слов определите самостоятельно. Запишите слова, выделяя окончания.
Лесников, грибников, ... .
Вокзалы, салюты, ... .
Объяснение, объединение, ...
.


Ученики самостоятельно подбирают слова по трем признакам, учитывая
• наличие определенных орфограмм;
• категорию числа имен существительных;
• падежные формы существительных.


7. Задания по словообразованию.


Задание 1. Выдели группы слов с одинаковым корнем.

 Гора, горький, горьковатый, гористый, горчинка, горный, пригорок.

Задание 2. Найди слова с одинаковыми приставками и без приставок и запиши их группами.

 Оборка, обогатить, обогреть, обогнать, ободок, ободрить.


Задание 3. Найди слова с одинаковыми суффиксами.


Точка (знак препинания), почка, кофточка, кисточка, строчка, розочка, звёздочка, молочко.
Цель этого задания заключается не только в проверке умения учащимися определять слова одного словообразовательного гнезда, но и в выяснении того, насколько осознается школьниками семантика слова, его связи с другими однокоренными словами. С точки зрения приемов мыслительной деятельности проверялось умение в ходе словообразовательного анализа сопоставлять, осуществлять операции анализа-синтеза, классифицировать.


Задание 4. Соедини слова левого и правого столбиков так, чтобы получилось новое слово.
Сено овод зал глас
Банк рот свет ода
Стол ежи воз очки


Задание 5. Как бы ты объяснил следующие слова?


Голубоватый, бельчонок, арбузище, выключатель, стаканчик, подосиновик, соусник, болтливость.


Цель задания в том, чтобы выяснить, как учащиеся преимущественно толкуют производные слова, как часто они используют при этом описание значения производного слова через производящее (на основе смыслового сопоставления). Следовательно, перед учащимися стояла задача не только описать значение производного слова, но и оп-ределить, от какого слова образовано каждое из них.


Задание 6. Догадайтесь, какое слово задумано.


1) В нем приставка такая же, как в слове подруга, корень, как в слове игрушка. Суффиксы такие же, как в слове читал.


2) Это однокоренное слово со словом летчик. Приставка такая же, как в глаголе перепрыгнул. Суффиксы одинаковые с глаголом слышать.


Ключ к выполнению задания: Поиграл. Перелетать.



Орфоэпия. Фонетика.

1. Даны слова: жир, цирк, щипчики, шип, починка, дорожит. В каких из них под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?

2. Сколько общих звуков в словах серп и перс?

3. Даны пары слов: код – кот, нос – нёс, был – бил, пуд – путь. В каких парах произношение слов различается лишь одним звуком?

4. Даны слова: банка, катится, плач, полёт, сели. В какие из них можно добавить мягкий знак так, чтобы снова получились правильные слова.

5. Сколько звуков в словах сшить и лётчик?

6. Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях.

[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
[а] Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал.
[а] Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.
[с] Через поле и лесок подаётся голосок.

7. В каких словах количество букв и звуков совпадает?

Семь, ёж, прелестный, сеют, боюсь, мать, беречь, веешь.

8. В каком слове есть только твёрдые согласные?

Мел, лось, тема, можешь, матч.

9. Какие слова переданы фонетической транскрипцией [прут], [сйэст], [йэст], [байукат'].

10. Запишите слова в фонетической транскрипции: ток, дог, араб, сон, яр, люк, юг, лён, сад, лог, парк, пол, альт, шёл. Прочитайте в обратном порядке звуки, из которых записаны слова. Запишите их.

11. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

Мать, беречь, вернёшься, ясли, боюсь.

12. В каком слове ударение падает на первый слог?

Удить, цемент, хвоя, ворота, щавель.

13. Расставьте ударения в словах:

Статуя, инструмент, шофёр, положил, документ, километр, случай, хозяева, баловать, квартал, украинский, прожил, столяр, разбаловаться, атлас, пуловер, звонит, тефтели, пихта, торты, красивее, творог.

14. Произношение какого слова не совпадает с написанием:

мак, стол, грустно, вить, лить.

15. Произношение какого слова не совпадает с написанием:

бак, слон, грустно, пять, весь.

16. Определите, сколько букв и звуков в каждом слове:

Рояль, пою, подъезд, якорь, еда, местность, газета, лагерь.

17. Какие слова имеют ударение на окончании:

свекла, брюква, скоба, скула, ампула.

18. В каком слове неправильно названы буквы? Исправьте ошибки.

Поле – пэ, о, эль, е.
Солнце – эс, о, эль, эн, цэ, е.
Человек – ча, е, эль, о, вэ, е, кэ.

19. Добавьте к каждому из данных слов одну фонему, чтобы получилось новое слово:

Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, укус, верста, вата, ужи, зал, лак, лев, кол, луг, лень, мех, метр, мало, мыл, оса, овал, очки, пачка, пуд, пар, рак, село, урок, ура, ухо, уха.

20. Уберите одну фонему в каждом слове, чтобы получилось новое слово:

Брак, бусы, воля, ветер, волк, вдруг, гроза, кобра, краска, скот, корм, кочки, кров, краны, клён, экран, мрак, муха, тигр, выдох, рыбак, якорь.

21. Какие из приведенных ниже слов произносятся с [шн]?

Скучно, нарочно, конечно, коричневый, гречневый, помощник, булочная.

22. Вот такая сатира на безграмотные стихи была опубликована однажды в студенческой стенгазете.

Гра'вер за гра'вюру гро'ша досто'ин.
Несём из мага'зина в по'ртфеле медь.
Мо'жет быть, сти'хи писа'ть не сто'ит,
А лу'чше в библио'теке со сло'варем посиде'ть?

Назовите слова, где ударение поставлено неверно.

23. Каким фонетическим признаком объединены слова?

Голубь, сыроежка, морковь, берег.

Сборы, молотьба, отдать.

24. В каком слове все согласные звуки глухие?

Чеснок, салат, капуста, картофель.



Лексика. Фразеология.

1. Замените данные словосочетания одним словом – синонимом.

Внутренняя сторона кисти руки - ... .
Изображение человека на картине или фотографии - ... .
Обозначение, название места, где кто-либо живёт и надпись на конверте - ... .
Тот, кто работает в шахте - ... .
Место на реке, где её можно перейти - ... .
Асфальтированная дорога - ... .

2. Сравните по смыслу глаголы в каждой строке, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки.

Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит.

3. Что означает устойчивое выражение хоть шаром покати?

4. В каком случае перенос ударения не меняет значения слова?

И'рис – ири'с; кле'щи - клещи'; а'тлас - атла'с; мо'лодец - молоде'ц; тво'рог - творо'г.

5. Редактор газеты отчего-то очень не любит слово пытаться. Подскажите репортёру, каким из пяти слов он может заменить в своей заметке это слово, чтобы смысл сказанного не изменился: пробовать, изощряться, надеяться, усердствовать, надрываться.

6. У какого из пяти приведённых ниже словосочетаний нет переносного смысла.

Обвести вокруг пальца, смотреть сквозь пальцы, пальцем не шевельнуть, согнуть палец, высосать из пальца.

7. Выделите третье «лишнее» в каждой из приведенных групп слов, имея в виду, что их объединение во всех группах связано с одним и тем же явлением лексики (каким?).

а) огонь, осень, пламя;
б) алфавит, чистописание, азбука;
в) шалун, конница, кавалерия;
г) бросать, кидать, прыгать;
д) буран, дождь, пурга.

8. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, прямой будут употреблены в переносном значении.

9. Замените одним словом фразеологизмы.

Мозолить глаза, точить лясы, клевать носом, бить баклуши, прикусить язык, как снег на голову, вешать нос, витать в облаках, задать головоломку, зарубить на носу, ждать у моря погоды, дать слово, дрожать как осиновый лист, писать как курица лапой, ходить на голове, считать ворон, держать в голове, наговорить с три короба, держать язык за зубами, задать баню, после дождика в четверг.

10. Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду:

Всадник, наездник, человек, верховой, ездок, конный.
Красный, багряный, фиолетовый, алый, огненый.
Томительный, утомительный, томный, пятитомный.
Собака, Бобик, животное, Барбос.

11. Вам даны несколько фразеологических оборотов с одинаковыми словами, заменёнными точками. Отгадайте их.

... об ... , из ... вон плохо, мастер на все ..., сидеть сложа ..., золотые ... .



Состав слова. Словообразование.

1. Выпишите из ряда слов родственные слова и формы одного и того же слова.

Лес, лесник, прелесть, лесной, перелесок, лесники, лесенка, лесничий, лесником, лесничество, слесарь.

2. Выпишите слова с приставками.

Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил.
Забрызгать, зал, завитушка, загадка, зайчик.
Посёлок, посмотрел, подарки, полевые, полка.

3. Отгадайте слова.

а)
Его корень в слове писать
Приставка в слове рассказать,
Суффикс в слове книжка,
Окончание в слове вода.

б)
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба.

в)

Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове подъехал,
Суффикс в слове лесник,
Окончание в слове ученики.

4. Каков состав слов?

Приду, раскопка, сапожок, шалун, удивительный, пятачок, писарь, налево.

5. Одинаковы ли по составу слова? Каково их значение?

Слепить глаза – слепить игрушку, скупить книги – скупой на ласку.

6. Какие из этих слов происходят от того же корня, что и слово стол: столовая, столица, столяр, столько, столешница, столетник, престол, застолье?

7. В каких словах пишется е: в...сеть, на в...су, зав...сать, занав..с, в...сячий?

8. Какое из данных слов является родственным слову нос?

Носильщик, поднос, переносица, подношение, занос.

9. Найдите «лишнее» слово:

гореть, угореть, гора;
рисунок, рис, рисовать, рисование;
пот, потолок, потливый, море, морщины, морской;
боль, большой, больница;
пища, пищевой, пищать;
лес, леска, лесник, лесной;
зеленый, позеленел, зелье, зеленка, зелень.

10. Все ли приведённые пары слов являются однокоренными? Докажите.

Носатый – носильщик;
Смешивать – смешить;
Конец – кончаться;
Виноватый – извиняться.

11. Составьте и запишите сложные слова.

Мух, ловит; овец, разводит, варит кашу; волны режет; хранит воду; звезды падают.

12. Каждое словосочетание замените одним словом с нужным суффиксом.

Тот, кто любит шутить.
Житель Москвы.
Свойство доброго человека.
Тот, кто богат на выдумки.
Женщина – повар.
Музыкант, играющий на скрипке.
Специалист по химии.
Смелый человек.
Любящий мечтать.
Жадная девочка.
Участник игры.

13. Определите к каким частям слова относятся двойные согласные:

Подделка, восстание, ссора, воссоединение, ссылка, конный.

14. Разберите по составу слова:

Статей, гор, степей, судей, попрыгуний, кукол, домов, коров, воробьёв.

15. Эти слова оканчиваются одинаково, но по составу одно из них отличается от остальных. Найдите его.

Рыбак, дурак, простак, чужак, казак.

16. Выпишите имена существительные с суффиксом –ок: замок, теремок, лесок, песок, ветерок, мирок, приток, листок.

17. Найдите окончания в словах: доброта, плохо, зелень, пальто, зеленый.



Морфология.

1. Какие слова можно отнести к разным частям речи:

рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой.

2. Почти из всех этих существительных можно убрать по одной букве так, что получатся числительные. Только из одного числительное так не получается. Из какого?

Сорока, семя, сито, шерсть, дева.

3. У каких имен существительных нет формы единственного числа?

Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.

4. Выпишите подчеркнутые слова, определив, какой частью речи они являются:

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

Больной плохо переносил лекарства.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

5. Превратите глаголы в другую часть речи, не изменяя орфографического написания: мели', окуни', пряди'.

6. Какими частями речи могут быть эти слова: дали, пила, соли, простой, мели, окуни, пряди, гнет, пила, правил, попугаю, жгут. Составь с ними словосочетания.

7. Укажи имя существительное, которое не имеет формы множественного числа: пузырь, родня, степь, инженер, дочь.

8. Укажите имя существительное женского рода: профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь, рельс.

9. Образуй множественное число от данных имён существительных: профессор, доктор, пастбище, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофёр, стакан, полотенце.

10. Укажите имя существительное мужского рода: авеню, кашне, депо, шоссе, кофе.

11. К какой части речи относятся выделенные слова?

На то и печь, чтобы хлебы печь.Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
Снежное покрывало все поле покрывало.
Простой трактора произошёл по простой причине: водовоз не подвез воды.

12. Спиши, укажи части речи.

Бабка Дарья холст чернила,
Внучка пролила чернила.
Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.

13. Определите род имен существительных.

Мебель, тюль, такси, рояль, шампунь, пони, хрусталь, кенгуру, вермишель, бюро, кафе, кино, купе, жюри, пальто, радио, торт, алоэ, ателье, домино, драже, эскимо, интервью, какаду, какао, конфетти, лото, метро, фойе, пюре, табло, фламинго, кашне.

14. Почему все эти слова объединили в одну группу?

Онтарио, пальто, какао, пенсне.

15. Выпишите имена существительные множественного числа, которые не обязательно обозначают количество предметов «больше одного».

Палатки, брюки, рубашки, глаза, дрожжи, бублики, игрушки, волосы, очки, заводы, плоскогубцы, ворота.

16. Объясни, в каком падеже стоят существительные, докажи примерами.

Береза, руки, человека.

17. Определите части речи в предложении.

Вероокая трышь грузло обкисляля закорявку.





Орфография.

1. В какие слова вместо многоточия нужно вставить букву ы (а не и):

Камыш..., ж...раф, ножниц..., верш...на, мотоц...кл.

2. В каких из этих слов пишется два р: ко...идор, ко...еспондент, ко...алл?

3. Сколько орфографических ошибок сделал Вовочка в предложении.

Циган купил красовки?

4. Укажите все сочетания слов, составленный неправильно: пара носок, без чулок, нет солдат, группа грузинов.

5. В какое из слов нужно вставить букву –т-?

Прекрас...ный, искус...ный, чудес...ный, извес...ный, ужас...ный.

6. Измените словосочетания так, чтобы в них появились слова с непроизносимыми согласными.

Поступок чести - ...;
Ответ из уст - ...;
Счастье жизни - ... .

7. Замените высказывания одним словом – именем прилагательным женского рода. Выделите окончания.

Растения, которые находятся в комнате - ...; работа, которая выполняется дома - ...; машина, которая встретилась на пути - ...; дорога, которая пролегает далеко - ...; почта, которую мы получаем утром - ...; путешествие, которое было летним - ... .

8. Напишите ответы с шипящей на конце.

Суп со свеклой и другими овощами - ... .
Дикие птицы и животные как предмет охоты - ... .
Женское украшение, прикалываемое на груди, на воротнике - ... .
Сооружение для отопления помещения и приготовления пищи - ... .
Способность говорить - ... .

9. Запишите ответы, используя слова с удвоенными согласными.

Прибор, техническое устройство.
Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани.
Большое желание есть.
Острое вирусное заболевание.
Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями.
Дорога с твердым покрытием.
Укротитель хищных животных.
Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку.
Выходной день.

10. В каких сказочных словах /по правилам русской грамматики/ нужно поставить мягкий знак после шипящих?

Пятлая куж... .
Бурявый пупалош... .
Мяувая дуч... .

11. Составь и запиши словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе.

У новых (скатерти), около речных (пристани), пуговицы от (наволочки), ветки (черешни), герои (басни), пять (простыни), продажа (полотенца), шесть (килограммы) (апельсины).

12. Поставь существительные в форму родительного падежа множественного числа.

Яблоко, помидор, теленок, килограмм, чулки, носки, облака, места, туфли, сапоги, ботинки, валенки, лужа, круча, Даша, встреча.



13. Распредели слова в два столбика: слева – с буквой о в корне, справа – с е или ё.

Сч...ты, ж...лтый, крыж...вник, ш...колад, больш...й, рубаш...нка, щ...чка, галч...нок, ш...в.



14. Образуй множественное число от данных имён существительных: вещество, сердце, весло, время, окно, сапоги, весы, небо.



15. Распредели слова в два столбика: слева – Ь знак пишется после шипящих, справа – не пишется.

Подстереч..., у дач..., луч..., пять тысяч..., богач..., сбереч..., без встреч..., тягач..., ткач..., пострич..., усач..., лихач..., меч...,
запряч..., бич..., у круч... .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!