СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактический материал по русскому языку для 2 класса по разделу "Состав слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит дидактический материал по русскому языку для 2 класса по разделу "Состав слова"

Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал по русскому языку для 2 класса по разделу "Состав слова"»

Прочитайте.

На ветви лежат крупной росой.

- Можно ли назвать данные слова предложением? ( Нет.) Почему?

- Эти слова не связаны между собой.

- Измените слова таким образом, чтобы слова были связаны между собой и получилось предложение.

На ветви лежат крупной росой.

- Выделите жирным курсивом ту часть слова, которую вы изменили.

- Изменяемая часть слова называется окончанием. Для чего служит окончание? ( Окончание служит для связи слов в предложении.)



Запомни!!!

Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.



Задание № 1. Подумай, что изменилось в данных словах?

Дом сосна мышь

Дома сосне мыши

Дому сосну о мышах

В доме сосны


Задание № 2. выдели курсивом окончания в словах.

Кошка, кошки, кошке, кошку, о кошке; книга, книги , книгу, о книге; школа, школы, школе; окно, окна, на окне; ручка, ручки, о ручке; кит, киты, кита, о ките;


Задание № 3. Измени в выделенных словах окончания так, чтобы слова в предложениях были связаны по смыслу.

Настала весны.

Теплые луча солнышки греют земля. Тают сугроба. Вот бежит быстрая ручей. Дети рада. Они пускают кораблика.


Задание № 4. Выдели окончания в выделенных словах, вставь пропущенные буквы.

Я гл…дела в озеро-

В г…лубой просвет,

В о…зере увидела

Свой живой портрет.

(М. Исаковский)


Задание № 5. Измени слова в скобках по образцу. Выдели курсивом окончания у имен существительных.

Образец: игривому (котенок) – игривому котенку.

Сильному (друг)-

Светлые (куртка) –

Красивые (цветок) –

Умелые (рука) –


Задание № 6. Выдели курсивом слова с нулевым окончанием. Вставь пропущенные буквы.

М..роз, в..рона, л…пата, кро.., м…л…ко, гри…, вор…н, дож…ь, тр…ва.


Задания повышенной сложности.

Задание № 1.Составьте и запишите словосочетания, соединяя по смыслу слова левого и правого столбиков, выделите курсивом окончания в существительных и глаголах.

Собирали под землей

Рисуют в окно

Читают картину

Смотрит грибы

Сияет в реке

Плавает на небе

Летают книгу

Образец: собирали грибы.


Задание № 2. К каждому слову из левого столбика, обозначающему целое понятие, подберите соответствующее ему слово из правого столбика, обозначающего его часть. В словах выделите окончания.

Лицо улица

Окунь берег

Растение январь

Неделя ручка

Платье лепестки

Дом стена

Цветок пуговица

Дверь корень

Река день

Зима плавник

Город глаз

Образец: лицо – глаз.


Задание № 3. Прочитайте слова. К каждому из них назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмету или явлению, обозначенному данным словом. В словах выделите окончания курсивом.

Лед – птица –

День - утро –

Дуб - рыба –

Весна - металл –

Жемчуг - бумага –

Образец: лед – вода.

Слова для справок : утро, желудь, зима, песчинка, яйцо, ночь, икринка, руда, дерево.


Задание № 4. Выберите правильный вариант написания слов, выделите окончания курсивом.

Т(я,и)желые грозд(ь,) я р(я,и)бины покрывают дер(е,и)вце.

По небу т(я,и)нулись птицы.

Жур(а,о)вли л(и,е)тели высоко в небе через п(о,а)ля, л(е,и)са, г(о,а)рода.

На вишнях, грушах, сливах по(я,е)вились белые цветы.


Задание № 5. Прочитайте. Придумайте название и концовку к тексту. Выделите окончания в однокоренных словах.


?

ночью ствол дер…ва ст..нал и скр..пел от сильного ветра. Утром ветер утих. Дер…во тихо ст…ло. И вдруг оно запело! Звуки н…слись изнутри ств…ла. Оказывается, в дер… было дупло, в дупле – гн…здо, а в гн…зде – д…ятлята.






Прочитайте данные слова:

Рыба, рыбка, рыбешка, рыбалка, рыбачить, рыбак.

Сравните их и скажите, что в них имеется общего? ( В этих словах есть общая часть рыб.)

Что можете сказать о значении данных слов? (данные слова сходны по значению.)

Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают, похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдается и в языке. Слова, с которыми вы сейчас познакомились, называются родственными.


Запомни!!!

Слова, которые имеют общую часть и сходны по значению, называются родственными.

Задание № 1. Прочитайте. Распределите слова по группам в столбики. Как называются слова каждой группы? Почему? Выделите курсивом в словах общую часть.

Гриб, гора, грибной, лес, лесной, горняк, садовый, горка, грибок, лесок, грибник, сад, садовый, горный, лесник.


1 2 3





задание № 2. Прочитайте, подчеркните в каждом ряду лишнее слово. Ответ обоснуйте.

  1. нос, носильщик, носик, носатый:

  2. час, часок, часть. Часовщик:

  3. гусь, гусята, гусеница, гусыня:

  4. циркуль, цирк, цирковой, циркач.


Задание № 3. Прочитайте. Из двух цепочек слов под каждой цифрой подчеркните ту, которая составлена из родственных слов.

  1. вода, водичка, водяной; гора, горевать, гористый:

  2. холод, морозный, холодный; свет, светлый, светить:

  3. лес, лесной, лестница; соль, солонка, солить.

Почему слова в оставшихся цепочках нельзя назвать родственными?


Задание № 4. Прочитайте. Сгруппируйте и отметьте цифрами предложения по темам. Подчеркните общую часть родственных слов.

Б(а,о)бры – трудолюбивые ж(ы,и)вотные.

Звездное небо очен(-,ь) красивое.

Все знают б(а,о)бровые домики и плотины.

Звезды находятся д(о,а)леко от нас.


Задание № 5. Самостоятельно подберите пропущенные слова в предложения- определения. Выделите орфограммы жирным курсивом.

Учитель – это ч…ловек, который учит.

Стр…итель – это…., который…. .

Б…ксер – это …. , который…. .

Сп…ртсмен - это … , который… .

Выделите курсивом общую часть родственных слов.


Задание № 6. Прочитать текст. Подберите к нему подходящее заглавие, вставьте пропущенные буквы.

?

У пеликанов особые клювы – сач(ь,-)ки. Это даже не клювы, а клювищи. Они длинные, а снизу у них кожаные сумки. Нашел пеликан рыб(ь,-)ю стайку, разинул клюв и подхв(о,а)тил сач(ь,-)ком добычу. Удобно л(а,о)вить и пеликанятам и в гн(е,и)здо рыбу н(а,о)сить. В сумку пом(и,е)щ(а,я)ется много рыбешек. Сумоч(ь,-)ка хорошо растягивается.


Подчеркните родственные слова.


Задание повышенной трудности.

Почитайте. Найдите в предложениях родственные слова. Заполните таблицу.

1.Прилетели зимовать птицы.

2. Зима вступила в свои права.

3. Здравствуй, зимушка – зима!

4. Пришло время зимних забот, морозного воздуха, веселых праздников.


Таблица.


Родственные слова.


Существительн. Прилагательное глагол

1


2


3


4








- Вспомните, что такое родственные слова?

(Родственными называются слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.)

- Подберем родственные слова к слову берёза.

Берёза, берёзонька, березняк, подберёзовик.

- Найдите общую часть данных слов – берёз.

Запомни !!!

Общую часть родственных слов называется –корнем.

- Выделите корень в словах нашей цепочки жирным курсивом.

Берёза, берёзонька, березняк, подберёзовик.


Задание № 1. Прочитайте данные слова. Можно ли их назвать родственными или однокоренными? Выделите корень курсивом.


Сад лес

Садовый лесной

Садовник лесник

Лесочек садик

Залесье садочек

Лесовик посадка

Перелесок


Задание № 2. Прочитайте, устраните в цепочках слов лишнее. Ответ обоснуйте. Выделите корень курсивом.


    1. поле, полочка, полевой, полюшко;

    2. печурка, печь, печка, печать;

    3. соринка, сорняк, сорвал, насорил;

    4. вода, водичка, водянка, водить.


Задание № 3. В данных словосочетаниях определи однокоренные слова, выдели в них корень.


Белые облака, белизна снега, молодой заяц – беляк, беленький козлёнок, побелить потолки, сделать побелку потолка, белеет вдали.


Задание № 4. По данному образуй однокоренные слова по принципу: существительное – прилагательное – глагол. Выдели корень курсивом.



Кто? Что? Какой? Что делать?

Старик старый стареть

Звон

Мир

Зимушка

Вредитель

Ночка

Обида


Задание № 5. Прочитай словосочетания. Замени их глаголом так, чтобы этот глагол являлся однокоренным словом существительному в словосочетании. Выдели корень в однокоренных словах курсивом.

Образец: одержать победу – победить.

Быть в гостях –

Натирать мылом –

Резать пилой –

Посыпать солью –

Приносить вред –

Срезать косой –


Задание № 6. Прочитайте словосочетания. Замените выделенные существительные однокоренным прилагательными.

Выделите корень в однокоренных словах курсивом.


Компот из клубники- клубничный компот

Кисель из молока

Сок из яблок

Рыба из реки

Цветок из бумаги


Задание № 7. От данных слов образуйте однокоренные. Выделите корень.


Дождь дом река свет


Задание № 8. Прочитай те текст. Озаглавьте его. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень в однокоренных словах курсивом.


?

В тайге растет кедр. Кедр – это хвойное вечнозеленое дерево. К…дровник – любимое место многих ж…вотных и птиц. Ос…н…ю в нем созр…вают кедровые ш…шки. Ими лакомятся м…дведи и к…баны, бурундуки белки. Прил…тает и к…дровка. Запасливая птичка собирает орехи и кл…дет их под язык. Под ним пом…щается до 160 орешков затем к…дровочка прячет св..е богатство в мох, в дупла, в л…сную подстилку. В…сной в тайге появляются м…лодые кедры.


Задание № 9. Прочитайте слова. К каждому из них назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмету или явлению. Выделите в словах корень курсивом.

Лед - птица –

День - утро –

Дуб - рыба –

Весна - металл –

Жемчуг - бумага –


Образец: лед - вода

Справка: утро, желудь, зима, песчинка, яйцо, ночь, икринка, руда, дерево.


Задание № 10. Прочитайте словосочетания. Вставьте слова по смыслу. Выделите курсивом корень в однокоренных словах.

Детей учит учитель, пищу варит …. , лес охраняет… , дом строит … , коров пасет … , за садом ухаживает… , сад сторожит ….





- Прочитайте данное предложение. Вставьте пропущенные буквы.

Л… сная тр…пинка м…слянисто т…мнела.

- Какое правило вы использовали при написании данных слов?

( При написании данных слов мы использовали правило о правописании безударной гласной.

- В какой части слова находится безударная гласная?

(Безударная гласная находится в корне слова.)

- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне?

(надо найти проверочное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным.

Лесная – лес

Тропинка – тропка

Маслянистый – масло

Темнела - темный



Запомни!!!

Чтобы проверить безударный гласный в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.


Задание № 1. Вставь пропущенную букву. Подбери к данным словам проверочное слово. Выдели курсивом корень.


Н…чевать –

Н…бесный –

П…левой –

С…сна -


Задание № 2. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. В скобках подбери проверочные слова. Выдели корень в однокоренных словах.

Проплясали по сн…гам ( )

Сн…жные ( ) метели.

Сн…гири ( ) сн…говикам ( )

Песню просв…стели ( ).

У засн…женной ( ) р…ки ( )

В сн…жном ( ) переулке

Звонко носятся сн…жинки ( ),

Режут лёд сн…гурки ( ).

( С. Погореловский).


Задание № 3. Отгадай загадку. Вставь пропущенные буквы, подбери в скобках проверочные слова.

Один г…ворит ( ): «Поб…жим ( ), поб…жим». Другой г…ворит: «Пост…им ( ), пост…им». Третий г…ворит: «Пошатаемся, пошатаемся».

( Ч…..ы).


Задание № 4. Подбери к данным словам проверочные. Выдели корень курсивом.

Кормить – кормит, ц…нить -… , п…сать - … , ух…дить - …, пос…дить - … , бр…саться - … .


Задание № 5. Заполни таблицу. Подбери проверочные слова по образцу.

Слово с безударной гласной в корне

Проверочные слова.


Однокоренное изменение того же

слово слова

шаги

Вышагивать шаг

Звезда


Пискливый


Гора


Тенистые


Ночевать


Дрожит


моря



Задание № 6 . Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова в скобках.

Зайчик.

Под …кном ( ) в с…ду ( ) по…вилась ( ) в…сенняя ( ) лужа. И солнечный зайчик вб…жал ( ) в комнату. Лужа др…мала ( ) в сн…говой ( ) колыбели, и зайчик др…жал ( ) на ст…не ( ).



Задание № 7. Прочитайте пословицы. Выберите правильный вариант ответа. Выделите корень курсивом.

У л(е, и)нивого и крыша т(е,и)чет, и печь не п(е,и)чет. Кто спит в(е, и)сною, плачет з(и,е)мою. Не на то гл( о,а)за, чтоб т(е,и)кла слеза. В(а, о)лков б(о,а)яться – в лес не х(о,а)дить. Л(о,а)ми дер(и,е)во, пока молодо.


Задание № 8 Прочитай слова. Подчеркни в данных словах проверяемые безударные гласные. Подбери к каждому слову подходящие по смыслу слова.

Слезали (слез), слизали (лижет), примерять, примирять, спешу, спишу, полоскать, поласкать.


Задание № 9. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова, Выдели корень.

Сп…щить, т…птать, св…тильник, м…лчаливый, х…лодильник, отд…вать, п…сать.


Задание № 10. Составь пары одинаково звучащих, но разных по значению и написанию слова, подчеркни ударные гласные.


Образец:

Запевать (петь) песню

Зап…вать

Запивать (пить) лекарство

Л…са

Отв…рить



Прим…рять

Задание № 11. Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

Сн…жок (…) лежит на крышах д…мов (…). Трещит мороз. Ветер качает верхушки д…ревьев (…). На п…ляне (…) видны сл…ды (…) зв…рей. Лошадь везет сани. Скр…пят (…) полозья саней.


Задание № 12. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Выдели корень.

Чудак Иван купил диван,

Чтоб с горки прок…титься.

Но тут же понял, что диван

На это не г…дится:

И вот остался во дворе

Диван на л…дяной г…ре.

(В. Лапин)


Задание № 13. Допиши пословицы, используя слова для справок. Выдели корень в данных словах.

  1. Нужда ум (…). 2. Не всяк умен, кто с (…). 3. Журавли за море летают, а все одно: (…)

Слова для справок: головою, родит, курлы.





















Объяснение материала.

Прочитайте слова:

Зубки березка

Травка городской

Ногти сторожка

-Как называются выделенные согласные? (парными)

- Как проверить написание парного согласного? (подобрать проверочное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный звук)


Зубки – зубы, березка – березовый

Травка – травы городской – города

Ногти – ноготки сторожка – сторожить


- Выделите корень в данных словах.

-В какой части слова находится парный согласный?

- Как вы подбирали проверочные слова?

- Сделайте вывод: как проверить парный согласный в корне слова?


Запомни!!!

Чтобы проверить парный согласный в корне слова надо изменить или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный.

Задание № 1. Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы.

  1. ло…ка, игру…ка, к…ту…ка, клю…ка;

  2. д…ро…ка, кры…ка, варе…ка, но…ка;

  3. л…ша…ка, лю…ской, л…па…ка, зага…ка;

  4. мину…ка, моне…ка, гря…ка, конфе…ка;

  5. оши…ка, ру…ка, тру…ка, ла…ка.

Какое слово является лишним во всем упражнении?


Задание № 2. Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочные слова. Выдели корень жирным шрифтом. Орфограмму подчеркни.

Образец: голубка – голуби.

Морко…ь - …. , прору…ь - … , сторо… - … , изгоро…ь - … , отря… - … , площа…ка - … , огоро… .


Задание № 3. Прочитай предложения вставь пропущенные буквы. Подбери в скобках проверочные слова. Выдели корень в родственных словах.

Все покрыл пушистый сне… (…). У дома намело большой сугро… (…). Словно в белой шубе стоит могучий ду… (…). Около дома замерз пру… (…) .


Задание № 4. Прочитай словосочетания. Вставь пропущенные буквы. Выдели в этих словах корень.

Мало дене… , букет ро… , стадо коро…, пара сапо…, двое брю…, пять берё…, много лу…, воз дро…, ящик ябло… и гру…, корзина сли…, стакан ягод…, группа сло… .


Задание № 5. подбери проверочные слова по образцу. Выдели корень.

1) Коляска – колясочка, блузка -… , грядка - … , зарядка - …, чашка - …, картошка - …, бумажка - …., площадка - …, подружка - …, головка -…, коровка - … .

2) Узкий – узок, лёгкий -…, робкий -…, близкий -…, низкий -…, гладкий -… .


Задание № 6. Подбери по два однокоренных проверочных слова, выдели корень Подчеркни парный согласный в корне слова.

Сладкий –

Скользко –

Крепкий –

Шляпка –

Грядка –

Готов-

Рубка –


Задание № 7. Какие звуки обозначаются подчеркнутыми буквами? Объясни правописание звонких и глухих согласных в корнях слов. Запиши по образцу.

Образец: сын рос – много роз.

Луг – лук, плот – плод, род – рот, везти – вести.


Задание № 8. Озаглавь текст. Подчеркни слова на изучаемое правило.

После оттепели подкрался резкий ветер и холод. Снег покрылся крепкой коркой. Трудно птицам найти пищу.

Куропатки спят в снежных подземных норах. Ночью грянул мороз. Проснулись они утром. Как выйти бедняжкам из ледяного плена? Часто они в кровь разбивают о лёд свои головки.


Задание № 9. Вставь пропущенные буквы. В подчеркнутых словах выдели корень.

Падал снег на поро… .

Кот сл…пил себе пиро… .

А пока л…пил и пёк,

Ручейком пиро… утёк.


Задание № 10. Из слов правого и левого столбиков составь предложения, запиши их. Вставь пропущенные буквы.

Дож…ь залил ведёт в са… .

На школьной выста…ке растут ду…ки.

У моего око…ка есть моя работа.

У…кая тропинка все гря…ки .


Задание № 11. Подчеркни слова на изучаемое правило.

Коробка, лента, рамка. Кнопки, канавки, песня, пирожки, тумбочки, бумажка, незабудки, кукла, зарядка, деревня.









- Прочитайте слова. Входит, выходит, проходит, обходит, доходит. Как они называются? (однокоренные)

- Почему вы так считаете? ( у этих слов один и тот же корень с одинаковым значением).

- Выделите корень курсивом.


Входит, выходит, проходит, обходит, доходит.


- какая еще известная вам часть слова имеется в данных словах?

( окончание)

- Выделите в словах окончаниях – подчеркните.

- Какую часть мы не выделили в данных словах? (мы не выделили часть слова, которая стоит перед корнем).

- часть слова, которая стоит перед корнем, называется приставкой. С изменением приставки изменяется значение слова ( образуется новое слово). Значит приставка служит для образования новых слов.

Запомни!

Приставка –это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.


Задание № 1. От данных слов образуй новые слова с приставками по-, при-, пере-,у- . Запиши их, выделив приставку, корень и окончание.

Бежать, лететь.



Задание №2. С данными словами составь предложение. В подчеркнутом слове выдели приставку.

Перешла, девочка, полянку, через, маленькая, цветов.


Задание № 3. К каждому слову подбери однокоренные слова, изменив приставку. Выдели корень приставку и окончание.

Вырубить –

Заход –

Отмерять –

Перебирать –

Обрастать –


Задание № 4. Выбери подходящие по смыслу слово из скобок, выдели в нем приставку.

1.Отряд туристов с трудом (влез, вскарабкался) на крутой холм. 2. На небе (занялась, вспыхнули) звёзды. 3. Неожиданно (прозвучал, раздался) выстрел из орудия.

Задание № 5. Прочитайте слова. Подчеркните слова, которых нет в правом столбике. Выделите в них приставку.

Уговорит убирает

Выпустит выдержит

Проплывёт пройдёт

Подчистит цветут

Наклонит напишет

Надломят надстроит

Замерзнет зачислит

Подумает посмотрит

Внесет уговорит


Задание № 6. Прочитайте. В каждой цепочке слов подчеркните лишнее. Ответ обоснуйте. Выделите приставку и корень.

  1. надел, покрыл, пошел, понес;

  2. прочитать, переиграть, посмотреть, пожить;

  3. догнал, доплыл, наследил, докатил;

  4. подпишет, подсыплет, надземный, подпилит;

  5. обрубит, обрежет, обстучит, свяжет;

  6. впорхнул, отпугнул, отдёрнул, оттолкнул.


Задание № 7. Прочитайте. Подберите подходящее к тексту название. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Выделите в словах приставки.

?

Крот –один из самых др…чливых зв….рей. Бол…шую ч…сть ж…зни он проводит (под)з…млей. Толстый и полуслепой, не знает пощ…ды. Если (в)подземных х…дах встр…ч..ются два кр…та, начинается см…ртельная битва.

(У) крота уд…вительный а…петит. (В)сутки он съедает столько, сколько весит сам. (Без) пищи этот прожорливый зверь мржет прож…ть не более 12 ч…сов.


Задание № 8. От данных слов, изменяя приставку образуйте слова с противоположным значением. Выделите приставку.

Образец: приплыл – уплыл.

Налил –

Открыл –

Отошёл –

Прибежал –

Отцвёл –


Задание № 9 . Прочитайте слова. Обратите внимание на двойные согласные. Выделите приставки и суффиксы.

Поддержка, рассказ, рассердился, оттепель, оттенить, оббежать, подделка, рассвет, рассада, рассольник, рассказчик, раззадорить.


Задание № 10. Прочитайте словосочетания. Выделите приставки. Сравните значение слов скобках и вне скобок.

Отплыть от берега, написать (вписать) в блокнот, нарезать колбасу, пожарить яичницу, поехать в город, пошёл (вошёл) в школу, проезжать мимо дома, написать (подписать) работу, закончить (окончить) дело, вклеить в альбом, подвязать платком.



















- Прочитайте слова.

Лес, лесной, лесовик, лесочек, лесничиха, лесок.

- Выделите в данных словах корень, окончание.

- какая часть слова осталась не выделенной? ( это суффикс)

- В каком месте стоит суффикс? (после корня)

- Обратите внимание как изменилось значение слов (образовались новые слова)

-Для чего служит суффикс? (для образования новых слов)

- Сделайте вывод: Что такое суффикс?

Запомни!!!

Суффикс – это часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. Он обозначается так: ^



Задание № 1. От каждого слова образуйте новое с помощью одного из данных суффиксов.

Суффиксы: - ник, - ышк, - ик, - очк, - н, - ечк, - ок, - ек, -ёк, - еньк, - к, -ушк, - ист, - ов, - ин, - чик, -ищ.


Слова: звезда, ёж, путь, слово, мёд, зима, окунь, замок, белый, игра, рябина, журавль, жара, берёза, груз, баян.


Образованные слова напишите ниже. Выделите в них суффиксы.



Задание № 2. Прочитайте. Распределите слова на три равные группы. Напишите их, выделяя в словах корень и суффикс.

Столбик, грибок, огонек, садик, уголек, листок, стебелек, голосок, топорик, холодок, денек, мостик, шарфик, колосок, котик, городок, конек, пенек.


1 группа

2 группа

3 группа











Задание № 3. подбери и запиши однокоренные слова с указанием суффикса.

-ист-

Заливать

Прерывать


Играть

- чат-

узор

Веснушка


Внук

- тель -

хранить

Мечтать


Метать

- еньк-

красный

Добро


Крепкий



Задание № 4. подбери к данным словам однокоренные с суффиксами – ик -, -ок-, -чик-, -еньк-. Запиши их. Выдели суффиксы.


Стол – столик, гвоздь - ,… , карандаш - …. .

Сын – сынок, голос - …. , глаз - ….

Диван – диванчик, костюм - …. , карман - ….

Алый – аленький, свежий - …. , жёлтый - …. .



Задание № 5. спишите без скобок. Предлоги подчеркните. Объясните написание приставок. Приставки выделите полужирным шрифтом.


Нина (от)бежала (от)дерева, (по)бежала (по)аллее, (до)бежала (до)поворота. Потом она (вз)бежала (на)холмик, (с)бежала (с)него и (под)бежала (к)беседке.


Задание №6. записать слова в таблицу по образцу.

приставка

корень

суффикс

Окончание

по

говор

к

А





















Прогулка, выходной, гористый, пригорок.