СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры для уроков обучения грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка дидактических игр для уроков обучения грамоте в 1 классе

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры для уроков обучения грамоте»

Подборка дидактических игр для уроков обучения грамоте


Стихи о буквах

Гласные тянутся к песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать

И в колыбельке Алёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.


А согласные согласны,

Шелестеть ,шептать , скрипеть ,

Даже фыркать и шипеть ,

Но не хочется им петь .

« Ш - ш - ш» - шуршит опавший лист .

« Ж - ж - ж» - шмели в саду жужжат.

« Р- р - р» - моторы тарахтят .

Игра: « Делим слова на слоги».

- Буду я сейчас водить,

Буду я произносить

Какое - нибудь слово.

Вам нужно повторить,

Потом на части разделить.

- Под мяч начинаем! Мама (ма- ма), сады ( са - ды ) ,Родина (Ро- ди на), сливы ( сли- вы ).

Игра: « Составляем слова из слогов»

Буду я сейчас водить

Буду я произносить

Только части слов сначала

Части нужно так составить ,

Чтобы слово зазвучало.(ды , са, вы,сли, ки, ру- сады , сливы , руки)


Игра: « Живые слова»

У доски 5 учеников. Каждый из них обозначает определенное слово .Задача детей - составить предложение (т.е. расставить детей в нужном порядке)

На ветке сидит маленькая птица. (Можно изменить порядок слов.)

Маленькая птица сидит на ветке.


Игра «Найди лишнего».

На доске неправильно составленная схема предложения. Детям предлагается найти лишнее слово или недостающее.

Коза пасется на лугу.


Игра «Укрась предложение».
Учитель произносит предложение:

Девочка поет песню.

Учитель показывает на схеме предложения место, где дети должны вставить слова.

Маленькая девочка поет песню. Маленькая девочка поет веселую песню.

В процессе работы дети могут составить схемы новых предложений.


Игра «Закончи предложение».

Детям предлагается закончить предложения:

Книга лежит на ... .

Человек находится в ....

Мы играли на ....

Дети пошли утром ....


Игра «Найди помощника».

Учитель читает предложения с предлогом. Дети при повторном чтении

хлопают в том месте, где есть предлог.

Лена едет в трамвае . На ветке сидят снегири. Над лесом летит самолет . Ира спряталась в шкаф. Андрей вышел из класса .

Игра: «Вылечи предложение».

Вариант 1.

... гнезде пищат птенцы.

Платок лежит ... кармане.

Вазу поставили ... стол.

Чайник кипит ... плите.

Рыба живет ... реке.

Задание сопровождается составлением схем предложения.

Вариант 2. Исправьте ошибки.

В стене висит портрет. Суп варят на кастрюле. Молоко налили на чашку. Сорока села на дерево. Мальчик стоит в мосту. Дети пошли на лес. Из дерева опадают листья. Ира пришла в магазин.

Игра «Помоги другу».

Учитель произносит предложение и просит детей выбрать подходящую

схему предложения, если таковая есть.

Игра «Наоборот».

Учитель произносит слова. Дети должны произнести эти слова наоборот.

Сон, раб, ноль , лоб , ком .( Нос , пар , лен , пол , мок .) Игра сопровождается составлением схем слов.

Игра «Нужный работник».

Дети должны назвать одинаковый звук в каждой паре слов.

Книга гора
Бокс гуси

Веник пол
Свет клумба

Игра «Разложи по кирпичикам дома».

(звуковой анализ)

Учитель предлагает предложение, с которым дети должны работать

такой последовательности:

- составление схемы целого предложения;

- составление слоговых схем;

- выделение гласных звуков точками;


Игра « Какое слово длиннее»

Дети отвечают на вопрос: какое слово длиннее, предварительно состав

схему слов.

Сом Сомик

Слова для предъявления: час, минута ; ручей, река ; червяк, змея ; ключ ключик.


Игра «Какой звук лишний».

Вадик спит и видит сЛон ,

Что летит в ракете он.

В нашем доме на окошке,

Сидят серенькие кРошки.


Игра «Замени звук».

Утром Кости к нам пришли,

И подарки принесли.

Прилетел из леса Лук,

И залез под толстый сук.

Тащит мышонок в норку,

Огромную хлебную Горку.

Не учил уроки, а играл в футбол,

Оттого в тетради появился Гол.

Русская красавица

Своей коЗою славится.

На поляне весной

Вырос Зуб молодой.

У Печки с удочкой сижу,

От рыбы глаз не отвожу.

Усатый кИт сидит на печке

Выбрав теплое местечко.

Посмотрите на лужайку, вот так - так,

Распустился тонконогий красный Рак.

Под березами, где тень,

Притаился старый День.

Загремел весенний гНом

Тучи на небе кругом.

Кто, ребята, смелый

И при этом ловкий,

Может у Ужонка, Посчитать иголки.

Игра «Каждому предмету свое место»

Детям раздаются предметные картинки, в названиях которых есть опреде­ленные звуки, например, п или г .На наборное полотно выставляются буквы П,Г. Каждый ученик должен поставить свою картинку к соответствующе­му звуку.

Игра «Кто лучше слушает»

Учитель дает установку: поднимать руку только тогда, когда услышите ... звук.

Игра «Цепочка»

Учитель называет любое слово, а ученик называет другое слово с той буквы на которую оканчивается слово, названное учителем и т. д. Например, яблоко, ольха, астра...

Игра «Кто больше»

Учитель показывает сюжетную картинку и просит назвать те слова, которые начинаются (в которых есть) определенный звук. За каждое слово уче­ник получает кружок. Выигрывает тот, кто получил больше всех кружков.

Игра «Мы — писатели»

Учит и активизирует словарный запас детей, учит правильно строить предложения. Учитель дает задание: составить рассказ, чтобы в нем было как можно больше слов с заданным звуком.

Папа пришел домой и принес покупки. Потом прибежал Павлик. Папа с Павликом пошли гулять по проспекту Победы. По проезжей части проноси­лись машины.

Игра «Полубуковка»

Даны элементы букв, нужно найти недостающие элементы.

Игра «Найди букву»

На таблице даны слова и предложения, нужно найти букву. Н-р, букву м.

Игра «Поставь буквы правильно» Буквы стоят боком, «вниз головой».


Игра «Поймай рыбку»

В небольшом аквариуме «рыбки», к хвостам которых привязаны маленькие карточки с печатными буквами. Вызванный ученик «ловит» рыбку и называет букву, дети, пользуясь кассой букв, выставляют на наборное полотно такую же букву. Когда все «рыбки пойманы», дети составляют слово (н-р, к,о, у ,ъ ,н-окунъ)


«Курочка с цыплятами»

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать

А за ней цыплятки — малые ребятки.

- Цып - цып - цып

-Сюда,сюда! Я вам буковку нашла!

Прибежал веселый А, прочитали дети ...(на). Прибежал задорный О, прочитали дети ...(но). Прибежал упрямый У, прочитали дети ...(ну). Прибежал зазнайка Е, прочитали дети ...(не).


« Дупло»

Вот это дуб, а в нем дупло,

Где поселилась буква О.

Буква эта гласная , но дружна с согласными .

Жёлудь «эль» упал в дупло , прочитали дети ...(ло).

Жёлудь «эн»упал в дупло, прочитали дети ...(но)..

Подари игрушку.

На наборном полотне слоги, изъятые из таблицы - кассы, например: са, ку, на, но. На полочке игрушки: лиса, кукла, машина, кошка. Выбрав слог (например, на), ученик подносит его к той игрушке, в названии которой ест этот слог (ма — ши — на), и получает право «подарить» игрушку товарищу


 «Животные заблудились».

Учитель:

-Заблудились в лесу домашние жи­вотные: осёл, петух, лошадь, кошка, собака, свинья, курица, корова. Катя будет их созывать, а Коля пусть внима­тельно слушает и рисует на доске сло­говую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Катя звала животных. Если они верно выполнят эту работу, животные выбе­рутся из леса.

  

«Рассеянный поэт и доверчивый художник».

Учитель:

-    Ребята, посмотрите, какой рисунок получился у доверчивого художника

(показывает иллюстра­цию). Он утверждает, что нарисо­вал эту картину к такому стихотво­рению:

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом!

Как вы думаете, что нужно было на­рисовать? Какие слова спутал худож­ник? Чем они похожи? Какой звук у них разный? Какой первый звук в сло­ве сом? Давайте протянем этот звук и внимательно его послушаем.

 

 «От бочки до точки».

- Повстречалась бочка с почкой и говорит: «Ой, как мы похожи! Только первые звуки у нас разные». Какие это звуки? Назовите их. Какое еще слово получится, если первый звук в слове бочка заменить на звук [д]? На звук [к], [н], [м], [т]?

 

  «Рыбалка».

Дается установка: «Поймать слова со звуком [л]» (и другими звуками).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нуж­ные картинки со скрепками. Пойман­ную «рыбку» ребенок показывает дру­гим ученикам, которые хлопком отме­чают правильный выбор.

 

«Телевизор».

На экране телевизора прячется сло­во. На доске или наборном полотне ве­дущий вывешивает картинки на каж­дую букву спрятанного слова по поряд­ку. Ребёнок (дети) должен из первых звуков слов сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора откры­вается.

Например: спрятанное слово - ме­сяц. Картинки: медведь, ель, сирень, яблоко, цапля.


 «Рассели животных».

Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех из них, в названии кото­рых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поместить в окошки с прорезями.

Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кош­ка, щенок.

Предварительно все слова прогова­риваются.

 

 «Цепочка слов».

Кладется картинка, к ней в виде це­почки прикладывается следующая, изображающая предмет, название ко­торого начинается с того звука, кото­рым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

  

 «Собери цветок».

На столе лежит серединка цветка. На ней написана буква (например, С).

Рядом выкладываются цветочные ле­пестки, на них нарисованы предметы, в названиях которых есть звуки [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих лепестков с картинками выбрать те, где есть звук [с].

  

«Найди ошибку».

Детям раздаются карточки с че­тырьмя картинками, изображающими предметы, названия которых начина­ются на одну и ту же букву. Ученики определяют, какая это буква, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сде­ланы ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схемах, если они есть.

 

«Собери букет».

Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ре­бенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую - со звуком [р]». (Розо­вая - [р], голубая - [л].) Рядом лежат цветы: зеленый, синий, черный, жел­тый, коричневый, фиолетовый, оран­жевый, малиновый и т.д. Ребенок рас­ставляет цветы по вазам. Синий цве­ток должен остаться.

 

 «Речевое лото».

Детям раздаются карты с изображе­нием шести картинок (вместе со слова­ми под картинками). Ребенок опреде­ляет, какой звук есть во всех словах, Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто пер­вым закроет все картинки на большой карте без ошибок.

 

«Буква заблудилась»

На магнитной доске расставлен буквы, которые перепутал Незнайка.

Гласные: О С Е М У

Согласные: Н К ИАТ

Дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих слов, ставят  буквы на место.

 

 «Назови букву».

Эту игру можно проводить почти на каждом уроке. Игра способствует лучшему запоминанию изученных букв.

Учитель (или ученик) показывает буквы, а дети по цепочке называют их. Если буква названа неправильно, учащиеся хлопком рук по­дают сигнал (каждый ребенок — участник игры).

 

 «Покажи букву».

Один  ученик стоит с указкой у «ленты букв» и показывает те буквы, которые по цепочке называют сами дети. Можно усложнить игру, если показывать только согласные или гласные.

 

«Узнай букву»

Учитель предлагает детям буквы, вырезанные из плотного картона, затем одному ребенку завязывают  глаза и просят его ощупать букву и назвать ее. После того как назовут все буквы, они составляют из букв р с а у к лслова: рука, сук, мак, рак, лук, русак. Игра помогает шестилеткам не только усвоить начертания печатных букв, но и развить уме­ние составлять из букв слова.

 

 «Найди слова в слове».

На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и читают его).

Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте из них слова и запишите их».

  

«Допиши словечко».

На карточке написан рифмованный текст или стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

  Воробей взлетел повыше:

  Видно все с высокой         (крыши).

 

 Игра «Лишний звук»

Из каждого слова «вынь­те» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получи­лось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть - гость (всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран).

 

Игра «Добавь звук »

До­бавьте один звук в слова, записанные на доске, чтобы получилось совершенно новое слово.

роза - гроза (стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар). 


Игра «Замени и прочитай»

В данных словах замените один согласный звук.

корж - морж (ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка).


 «Лучший грибник»

У учителя две корзины: в одну складываются гри­бы-слова, в которых есть  буква , а в другую — буква п. В какой корзине слов больше?

Слова : шампиньон, боровик, опята, мухомор, поганка, лисичка и т.д. 


«Лучший капитан»

На доске отмечаются берега: берег Е и берег И. К какому берегу пристанут лодки-слова ? слова подбираются на любую тему «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т.д.


«Поставь цветок в вазу»

Поставь цветы-слова в вазы. В одной ва­зе — слова с ь, в другой — без мягкого знака. В какой вазе больше цветов-слов?

Используемые слова: ландыш, колокольчик, мак, роза, пион, тюльпан, сирень…

 

 «Угадай слово»

Вставьте пропущенные буквы и составь­те из них новое слово.

Какое слово получилось?

Сколь..кий, ск.мья, ло..кий, ..сенний, сла..кий     (завод).

Здра..ствуй, д..кабръ, курор..  +..ка    (ветка).

Ги..кий, т.щил, лё..кий, пл..тил, мор...   (багаж).

Ло..кий, д..рога, ло..ка, ш..рокий, ве..ка,вет..р  +ль    (водитель).

Пло.., с..рока, л..сной, у..кий, гла..кий   (поезд). 

 

Игра «Живые буквы».

Учитель раздает карточки: двое учеников получают синюю и зеленую карточки (они «хозяева» домиков), другие дети («буквы») получают карточки с буквами – а, я, о, ё, у, ю.

– Была хорошая погода, все гласные вышли погулять.

Дети-«буквы» выходят из-за парт и гуляют по классу.

– Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь. «Буквы» увидели домики и устремились к ним, но «хозяин» мог пустить в них только своих. Распределитесь, «буквы», каждый в свой домик. (В синий – а, о, у; в зеленый – я, ю, ё.)

Учитель приглашает другую группу детей, раздает им те же карточки.

– Вот опять выглянуло солнышко, буква А постучала в зеленый домик. Учитель обращается к «букве» А.

– Какую букву пригласишь на прогулку? Почему? (Букву Я, так как буквы А и Я обозначают звук а после согласных. Букву А пишем после твердых согласных звуков, букву Я – после мягких.)

Аналогичная работа проводится с остальными буквами, после чего учитель приглашает третью группу детей, раздает им те же карточки.

– Буквы стали играть в прятки. Сначала спрятались гласные, которые пишутся после твердого согласного.

Ученики-«буквы» (О, А, У) присели.

– Назовите эти гласные.

– Потом спрятались гласные буквы, которые пишутся после мягкого согласного. Назовите эти гласные. Чем они знамениты?