СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дидактические игры на уроках французского языка
|
Дидактические игры. Французский язык. Этап ознакомления: 1. Сложи картинку Вводимые лексические единицы: 2. Кто правильно соединит? Вводимые лексические единицы: Этап первичной активизации и тренировки: 1. Догадайся Наглядные средства: картинки, стол (учебная доска) 2. Угадай слово Ход игры: репетитор дает описание стадиона, бассейна, спортивной площадки, спортивной игры. Учащиеся должны догадаться, о чем он говорит и назвать слово. Игру можно провести с применением наглядности. 3. Домино Игра хорошо подойдет для репетиторских занятий в мини группах (2-3 человека). 4. Испорченный телефон Подходит для мини групп (от 3 человек), можно использовать на уроках в школе с небольшой наполняемостью группы (около десяти человек). 5. Снежный ком Наглядные средства: мягкая игрушка 6. Пантомима Ход игры: по мимике, пантомимическим действиям изображающего ученик догадывается и называет, какой вид спорта или действия тот любит. Играть можно на индивидуальном занятии, в этом случае изображать будет репетитор, а потом можно поменяться ролями. Игра отлично подойдет, если у репетитора в группе два ученика. 7. Хвастунишка Ход игры: два участника становятся напротив друг друга и хвастаются, во что они любят играть/могут играть, не повторяя друг друга. 8. Рассеянный Отлично подходит для индивидуальных репетиторских занятий. 9. Угадай Цель игры: активизация лексики и развитие навыка употребления вопросительной формы (общий вопрос). 10. Помоги слепому Для мини групп и школьных уроков. |
Захарова Таисия Герасимовна, учитель французского языка
1. Возрастные особенности подростков.
У школьников 5, 6, 7 классов наблюдается большая тяга к изучению иностранного языка.
Главная моя задача – добиться того, чтобы не пропадал у детей интерес к предмету, чтобы предлагаемый ученику материал был доступен по трудности.
Я стараюсь учитывать возрастные особенности подростков. Дети этого возраста - свободны, раскованны, с интересом относятся к игровым формам работы, любят использовать различные роли людей, которых видят вокруг себя, роли сказочных персонажей. Ведущей деятельностью у подростков является общение. Эти возрастные особенности учащихся позволяют наиболее успешно использовать игры на уроках.
2. Роль игры в обучении.
В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. В игре важно проявить находчивость и сообразительность. Игра развивает память, внимание, воображение, снимает утомляемость, повышает работоспособность. Игра помогает преодолеть психологический барьер и обрести веру в свои силы. Это благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковый материал. В ходе игры учащиеся приобретают опыт речевого общения.
3. Нестандартные приемы обучения.
К каждой теме я подбираю нестандартные приемы обучения, которые повышают эффективность урока. К ним относятся учебные ситуации; речевая зарядка; игры; физ. паузы; беседы на темы, связанные с интересами детей. С целью совершенствования произношения, предлагаю ребятам для заучивания стихи, которые дополняют и расширяют изученную тему. На уроках ученики 5, 6 классов поют песни. Учащиеся очень любят разгадывать ребусы, загадки, шарады, кроссворды.
В этой работе речь пойдет об играх, которые я применяю для развития навыков чтения, устной речи, для автоматизации грамматических структур и лексических единиц.
4. Игры с буквами и словами.
Предлагаю игры с буквами и словами.
“Ajoute les minuscules!”
Разложить на двух столах для двух команд не по порядку карточки с большими буквами алфавита. Два ученика из разных команд, соревнуясь на скорость, должны отыскать на столе и подставить к большим буквам маленькие или наоборот.
“L’ alphabet vivant.”
Для игры нужно заготовить два комплекта карточек с написанными на них буквами французского алфавита. Карточки в комплектах перемешать и каждый комплект положить на стол. По указанию ведущего команды подходят к столу, и каждый играющий берет по одной карточке- букве из своей стопки, после чего команды должны быстро построиться. Каждый должен стать на место, соответствующее данной букве алфавита. Построившись, играющие называют свои буквы, демонстрируя карточки.
“Changez ma tête.”
Играющие быстро заменяют первую букву данных слов, чтобы получить новое.
père (mère) |
|
|
| forte (porte) |
carte (tarte) |
|
|
| mettre (lettre) |
tour (cour) |
|
|
| miel (ciel) |
Qui porte “l’anse?”
Найти пошесть слов, которые заканчиваются на “ense”, “ance”, “anse”, “ence”.
Ex. | ence – affluence, conscience, référence… |
| anse – danse, ganse, panse, transe… |
| ance – chance… |
| ense – dépense, dispense, offense, récompense… |
“Le mot le plus long”
Надо написать самое длинное слово. Ученик1 пишет первую букву, ученик2 добавляет вторую, ученик3 – третью букву и т. д. Тот, кто заканчивает слово, проигрывает. Следующее слово начинается с последней буквы предыдущего слова.
“Les lettres en désordre”
Разложить на столе буквы наиболее длинного слова. Учащиеся должны составить слово. (Мои ученики в этом случае пользуются магнитной доской.)
Ex. | HUSRSESACU (chaussures) |
| LEFLAIM (famille) |
| MUEATNA (manteau) |
Французские коллеги предлагают такую игру со словами.
Написать на доске одну букву. Найти как можно больше слов, начинающихся на эту букву.
Ex. P:parapluie,poisson, pain, patisserie.
Составить маленькую, может быть даже нелепую историю с этими словами.
Ex. Un pauvre petit poisson passant près du pont…
Интересна игра “La foire aux lettres!”
Написать на доске слово. Из букв, которые входят в данное слово, составить как можно больше других слов за ограниченное время.
Ex.avec les lettres du mot “cartable” on peut former car, rat, сable, table, arbre…
Часто я предлагаю своим ученикам карточки с буквами для выполнения этого задания.
Для проведения другой игры надо начертить схему на доске.
pays | ville | prénom | animal | arbre | Fleur |
Как можно быстрее найти название страны, города, имя, животного, дерева, цветка на данную букву.
Например: A- Angleterre
Annecy
Anne …
Вот еще одна игра.
На доске написать три раза вертикально одно и тоже слово, состоящее из пяти, шести букв.
Ex. | c | c | c |
i | i | i | |
n | n | n | |
é | é | é | |
m | m | m | |
a | a | a |
При ученика пишут горизонтально новые слова из букв, входящих в данное.
c- contre
i- Italie
n- nez…
“Le sexe des mots”
Найти к данным словам синонимы другого рода.
Ex. | le pleur – la larme |
| le bois – la forêt |
| le miroir – la glace |
5. Лексически и грамматически направленные речевые игры.
Для автоматизации ЛЕ по разным темам провожу такие игры.
Игра “Je décore le sapin”.
На последних уроках второй четверти приношу в класс елку, сделанную из бархатной бумаги. Мои ученики наряжают елку. Небольшие картинки, на обратную сторону которых наклеиваю фланель, служат нам новогодними игрушками. Картинки подбираю таким образом, чтобы дети еще раз вспомнили всю изученную лексику.
Chat botté: “Bonjour mes enfants. Ce sont des jouets pour le sapin. Je décore le sapin avec une étoile.”…
“Une bête étrange”- эту игру можно проводить при изучении темы “части тела”. Для игры надо приготовить наглядное пособие, изображающее “странное животное”, отдельные части тела которого принадлежат разным животным. Играющие должны определить, кому принадлежат различные части тела.
Ex. | С’ est la tête et le cou de la girafe. |
| C’ est le dos (le corps) du zиbre. |
| Ce sont les pattes du singe… |
Игра “Ручеек” помогает автоматизировать МФ. В ручеек учащиеся играют при изучении тем: “Профессии”, “Семья”, “Знакомство”.
E1 Qui est ta mère (ta tante, ton oncle)?
E2 Ma mère est ouvrière.
“Сomment t’ appelles-tu? Qu’ est-сe que tu aimes faire?” В этой игре водящий бросает мяч одному из играющих. Ученик, получивший мяч, называет свое имя и говорит что – нибудь о себе. Затембросает мяч другому.
E1 Je m’ appelle Serge. J’ aime patiner.
E2 Je m’ appelle Nina. J’ aime dessiner.
В игре “L’ amnésique”, “Qui suis-je?” тренируются вопросительные конструкции. Каждому из игроков на спину прикрепляется листок бумаги с именем знаменитого человека, либо картинка с изображением животного, предмета. Задавая вопросы, водящий должен выяснить, кто он.
Вопросительные конструкции отрабатываю в следующих играх.
1. “Сherchez les questions”. Играющие подбирают вопросы к данным ответам.
…? - Il a treise ans.
…? - Il fait mauvais.
2. В игре “Qui donnera le plus de réponses а mes questions?” на вопрос ведущего следует дать как можно больше ответов. Выигрывает тот, кто ответит последним.
“La négation.” В этой игре отрабатываются фразы в отрицательной форме. Например: E1 Serge fait la vaisselle.
E2 Non, il ne fait pas la vaisselle mais il lave son linge.
E3 Non, il ne lave pas son linge il le repasse.
Следующие игры использую для автоматизации глаголов.
1. “Le miroir”.
Один из учеников изображает жестами и мимикой умывание, одевание, пробуждение. Второй разгадывает и комментирует эти действия по - французски. Так отрабатываются возвратные глаголы.
E1 (изображая сцену умывания) Qu’ est-ce que je fais? Devine!
E2 Tu te laves la figure, les oreilles, les mains.
E3 C’ est vrai je me lave la figure, les oreilles, les mains.
Если “зеркало” неправильно “отражает” действие, реплика меняется.
E1 Non ce n’ est pas vrai. Je ne m’ habille pas. Devine!
2. “Pigeon vole”.
E1 называет животных, насекомых, птиц. Учащиеся должны сказать, что они делают. (moustique- pique, сhat- mord). Выбывает из игры тот, кто неправильно ответит.
3. Игра “Фантазеры” - конкурс на лучшую небылицу. (Глаголы можно употреблять и в настоящем, и в прошедшем, и в будущем времени.)
E1 J’ ai 20 ans.
E2 Je vois une girafe dans la rue.
4. Игру “Кто больше” провожу при закреплении глагола “avoir”.
J’ ai un cahier, j’ ai un stylo, j’ ai un crayon…
5. В игре “Le jeu des métiers” тренируется будущее время глаголов “faire”, “être”, названия профессий в конструкции.
“Qu’ est- ce que tu feras quand tu seras grand?” Учащиеся отвечают: “Quand je serai grand je serai maоtre d’ école parce que…” Оценивается выбор профессии и его обоснование.
6. Условное и сослагательное наклонения тренируются в игре “Le jeu de l’ impatience”. Ведущий по очереди просит играющих выразить какое – либо желание и, услышав его, дает совет не спешить.
E1 Je voudrais rentrer а la maison.
E2 Pas si vite, jeune homme, il faut d’ abord que vous fassiez cet exercice.
“Les prépositions”. Эту игру провожу для автоматизации предлогов. Один из учеников выходит из класса. В это время второй ученик прячет предмет. Первый ученик возвращается. Он должен угадать, где спрятан предмет. Первый ученик задает вопросы:
“Il est près de…?
Il est а coté de…?”
Ролевые задания под названием “Помоги мне найти…” способствуют автоматизации предлогов. Например:
1. Тебе понадобилась белая блузка. Ты не можешь ее найти. Узнай, где она?
2. Ты – мама. Скажи, где может быть эта блузка.
Игра “Стоп”.Отрабатываются порядковые числительные. Учащиеся хором повторяют количественные числительные. По команде “стоп” одному из учеников предлагается преобразовать количественное числительное, которое только что было названо, в порядковое.
Игра “Quel вge a cet homme?”
На доске вывешивается рисунок, изображающий профиль мужчины. Отдельные детали профиля – это цифры 1, 2, 3, 4, 5, 8. Учащиеся должны определить возраст персонажа, сложив все цифры.
Например: Un et cinq font six.
Six et un font sept.
Sept et huit font quinze. т.д.
(38 лет).
6. Игры со связным высказыванием.
Предлагаю игры со связным высказыванием.
1. “Meublons notre appartement”.
Использую магнитную доску. Прикрепляю к доске рисунок, изображающий комнату. На столе лежат аппликации, изображающие мебель. Вызванный ученик “расставляет” мебель в комнате, комментирует, что и куда он ставит. – тема.мебель
2. “Nous faisons une soupe”.
Играющие должны рассказать, что они положат в суп (названия продуктов питания и овощей с соответствующим артиклем).
Например: Je mets dans la soupe de l’ eau (de la viande, du sel, des pommes de terre, des choux). Время от времени называются несъедобные вещества или предметы. (de la poussière, de la craie, un soulier.) Игроки, согласившиеся с ошибочным утверждением, выбывают. Побеждает команда, сохранившая больше участников.
Следующие игры предлагают нам французские коллеги.
1. “Récit collectif.”
Учитель произносит начало фразы. Один из элементов фразы показывает, что она должна быть продолжена. Ученик продолжает фразу и опять же обрывает ее и т.д.
Ex. E1 Hier je suis allée au marché et j’ étais en train de payer lorsque …
E2 lorsqu’ un enfant faisant de drôles de grimaces vient…
Рассказ может быть странным, но грамматически правильным.
2. “Les pages arrachées”.
Учитель читает какую-нибудь историю. Но вдруг он останавливается. В книге вырваны страницы. Учитель зачитывает конец истории. Учащиеся должны придумать середину рассказа. Потом надо сравнить рассказ учащихся с рассказом, который помещен на “вырванных страницах”.
3. “Histoires sans fins”.
Учитель дает начало рассказа. Конец должны придумать учащиеся. Причем первая группа придумывает трагический конец, вторая группа – комический и т. д. Каждая группа рассказывает конец истории.
4. “La modification”.
Учащиеся выбирают короткий рассказ. Пять учеников в это время отсутствуют. Сначала возвращается первый ученик. Он слушает рассказ. Появляется второй ученик. Первый ученик рассказывает историю второму. Появляется третий ученик. Второй ученик передает содержание третьему ученику и т. д. Когда пятый ученик расскажет историю, услышанную от четвертого ученика, то ее содержание сравнивается с первоначальным вариантом.
5. “Portraits”.
Из разных журналов вырезать портреты людей. По фотографиям учащиеся должны рассказать, кто эти люди, где они живут, чем занимаются, что любят, каков их характер.
7. Игры при обучении чтению.
1. Игра “Альпинист”.
Учащиеся должны “подняться на гору”, прочитав без остановки все упражнения. Альпинистом считается ученик, который прошел всю дистанцию без остановок. Более сильный ученик скорее пройдет дистанцию. Более слабым учащимся можно дать возможность отработать материал в процессе игры и предложить им это задание после того, как его выполнят более сильные.
2. “Кто первый”.
Скорость чтения фиксируется по часам с секундной стрелкой. Победителем становится тот, кто читает быстрее всех.
Работа по обучению чтению сопровождается играми:
1. Класс делится на две команды. Учитель в быстром темпе показывает поочередно представителям команд карточки со знакомыми словами. Выигрывает команда, члены которой быстро и правильно прочитали слова.
2. Игра организуется так же, но учащиеся читают незнакомые слова на изученные правила чтения.
3. Учащиеся получают карточки с написанными на них предложениями. У учителя – карточки со словами. Учитель показывает карточку со словом. Ученик, у которого данное слово встречается в предложении, сначала читает вслух это слово, а затемцелое предложение по своей карточке.
4. Игра “Кто правильно назовет пропавшее слово”.
На доске стоят 5 – 6 карточек с написанными на них трудными для чтения словами. Учащиеся должны быстро прочитать слова просебя, после чего учитель убирает 2-3 слова, а ученики называют недостающие слова. Можно убрать все слова после их быстрого прочтения учащимися про себя и предложить затем вспомнить их.
5. Игра “Кто быстрее составит предложение”.
На столе у учителя наборы карточек со словами, из которых можно составить предложения. Класс делится на команды. Учащиеся из каждой команды поочередно берут эти наборы, составляют предложение и читают его вслух. Затем учащиеся всей команды повторяют предложение хором. Выигрывает команда, ученики которой быстрее и правильнее выполнили задание.
8. Игры при обучении аудированию.
При аудировании я предлагаю учащимся игру “Самый внимательный”.
Для этой игры подбираю иллюстрации из книг, рисунки. Учащимся даю задание: “Определите, соответствует ли то, что изображено на рисунках содержанию прочитанного текста. В случае, если имеются несоответствия, назовите их.”
Игра “J’ écoute et je dessine”.
Дети слушают текст. Например: “Les meubles de ma chambre”.
Ученики должны нарисовать комнату, мебель, раскрасить мебель, прокомментировать свои рисунки.
Игра “Qu’ est-ce que c’ est?”
Учитель описывает предмет или животное, не называя его. Например:
C’ est un animal. Il est gris. Il aime les souris.
Учащиеся называют это животное.
9. Куклы на уроках иностранного языка.
На своих уроках я часто использую куклы – персонажи известных детских произведений. Эти куклы наделены ярко выраженными чертами. Это – Буратино, Незнайка, Кот в сапогах и т. д. Кот в сапогах исправляет ошибки, помогает ученикам. Буратино – деревянный мальчик, любознателен, может спросить о чем угодно. Учащиеся учат Незнайку правильно произносить звуки, говорить по-французски. Незнайка – рассеянный, все путает. Кукла - зверюшка имеет ясно выраженный характер. Упрямый ослик на любое побуждение ответит отказом, хитрая лиса переадресует приказ или просьбу другому. Жадная кукла утверждает, что все в классе принадлежит ей, а группа учеников восстанавливает справедливость.
10. Физ. паузы.
Необходимым моментом на уроках иностранного языка, снимающим утомляемость у учащихся, являются физ. паузы.
Levez-vous! Marchez! Sautez! Marchez! Asseyez-vous! Levez-vous! Les bras en haut! Les bras devant la poitrine! Au côté!
Или: L’ oiseau vole! Le poisson nage! Le singe saute! Le lapin court! L’ éléphant marche! Je danse! Je compte: “Un, deux, trois, quatre, cinq, six.On fait un exercice. Sept, huit, neuf, dix. On fait un exercice”.
11. Заключение.
Игровые моменты способствуют поддержанию интереса к изучаемому языку. Игра оживляет урок, вносит естественность в учебное общение на изучаемом иностранном языке, облегчает процесс усвоения языкового материала, делает учебный труд интересным.
Сегодня трудно найти человека, оспаривающего необходимость владения иностранным языком. Расширяется международное сотрудничество, улучшаются деловые контакты в области внешних экономических и культурных связей, значительно увеличивается возможность общения с нашими зарубежными друзьями. Поэтому значение иностранного языка для человека, мечтающего сделать успешную карьеру, бесспорно велико. И, наконец, владение иностранным языком становится все более неотъемлемым качеством культурного, образованного человека.
Каждому учителю иностранного языка, бесспорно, хочется сделать свое занятие интересным и увлекательным, заинтересовать детей языком, развивать их познавательный интерес и творческую мыслительную активность.
Цель моего доклада: поделиться опытом и методом проведения игровой технологии на уроках французского языка.
Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности, я выбрала игровую технологию, как ведущую в моей работе. Эту технологию, я использую 5 год. Игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать. Игры, которые я широко применяю на уроках французского языка, могут помочь решить, на мой взгляд, эти проблемы. Это мощный стимул к овладению языком. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка, предполагается принятие решения: как поступить, что сказать. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. В любой вид деятельности на уроке можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.
Игра позволяет поддерживать работоспособность каждого в течение урока, снимает утомляемость, восполняет дефицит общения на иностранном языке. Упражнения игрового характера обогащают учащихся новыми впечатлениями, придают оттенок эмоциональности их речи, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способом организации и проведения их, материальной оснащенности, количеству участников и т.д. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать лексические, грамматические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т.д.
Одни игры выполняются учащимися индивидуально и оцениваются самим учителем, другие – коллективно, когда итоги подводит специально выбранное жюри. Для организации и проведения отдельных игр требуется своеобразное материальное обеспечение (цветные фломастеры, мелки, разноцветные листы бумаги одноформатные или разных размеров, картины, таблицы, диапозитивы, транспаранты и т.д.)
Другие игры проводятся на основе устной установки учителя или соответствующего задания, написанного на карточке, в книге.
Одно и то же упражнение может использоваться на разных этапах обучения. При этом изменяется лингвистическая наполняемость упражнения-игры, способ ее организации и проведения.
Далее представлены игры, которые я провожу на начальном и среднем этапах обучения французскому языку.
Игра “Покупатели”Класс делится на 2 команды. Одна команда может “покупать” только слова, в которых буква “с” читается как (s), а другая – слова, в которых эта буква читается как (k). Учитель быстром темпе показывает детям карточки со словами une classe, une cerise, un ciel, une carotte, coq, cloche. задача команды – успеть озвучить слово (“купить” его).
Игра “В мире животных”Участникам игры раздается по одной большой карте с изображением животных или птиц. Маленькие карточки, которые находятся у ведущего, перемешиваются. Он вынимает одну карточку, показывает ее играющим и обращается с вопросом: Qu’esr-ce que c’est?
Знающий ответ участник игры поднимает руку и на французском языке называет изображенное животное или птицу. Если ответ правильный, ведущий отдает ему карточку. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки на своей большой карте.
Игра “Le dejeuner d’alphabet”Первый играющий говорит “Aujourd’hui j’ai mange....” и называет что-либо съедобное, начинающееся с буквы “А” (l’abricot). Второй ученик говорит: “Aujourd’hui j’ai mange l’abricot et la banane”, повторяя то, что сказал его товарищ и называя слово на букву “В”. И так далее, пока все ребята не выполнят условия игры. Тот, кто не смог повторить все слова, сказанные до него учащимися, и назвать свое слово, выбивает из игры.
Игра “Cherche le mot”Необходимо найти слова, спрятанные в клетках. Сетки следует сделать заранее. Координатная сетка содержит на первый взгляд беспорядочный набор букв. Играющим предлагается найти в сетке по горизонтали, вертикали, диагонали и т.д. спрятанные слова. Предпочтительнее использовать слова, относящиеся либо к одной теме, либо изучающиеся в рамках одной учебной единицы. Когда учащийся найдет слово, он должен отметить его на сетке (обвести или зачеркнуть все буквы одной линией).
Одной из наиболее широко распространенных игр являются “Анаграммы”. Учитель дает ребятам карточки с буквами с тем, чтобы они составили слова из них. Обычно слова выбираются по какой-либо определенной теме, например, “Животные”, “Цветы”, “Школьные принадлежности”. Учащимся сообщается название темы. Победителем становится ученик, который первым правильно составил слова из имеющихся у него букв, или тот играющий, который назвал наибольшее количество слов в течение заранее определенного времени: osytl, recaih, rilve, nyrcao.
Игра “Dis ecore un mot”Дети становятся друг за другом и начинают работать локтями, изображая паровоз, ведущий вагоны с грузом. Учитель называет букву “Р”. Ученик стоящий первым, говорит: “Nous avons des pommes dans le train”, т.е. употребляют в предложении слово, начинающееся с буквы “Р”. Далее учитель говорит: “t”. Второй ученик повторяет начало предложения и называет слово на букву “t”. Ученик, который не смог назвать слово, выбывает из игры.
Игра “La chasse”Один из детей выбирается охотником, остальные выступают в роли различных животных. Учитель тихонько говорит каждому из них по-французски название какого-либо животного. Одно и то же название может быть дано нескольким ученикам, т.е. будет несколько лисиц, зайцев и т.п. в двух противоположных углах зала отмечены мелом загоны. Животные собираются в одном загоне, охотник стоит недалеко от него. Он выкрикивает по-французски название какого-либо животного, например, лисица. Ученики получившее это название, должны перебежать из одного загона в другой. Задача охотника – поймать одного из них. Пойманный ученик становится охотником, и игра продолжается.
Можно привести множество таких игр. Я заметила, что самый ценный результат этих игр в том, что ребенок, играя, развивается, исчезает свойственный детям страх перед незнакомым языком, в азарте общей работы, в условиях ограниченного времени нет времени хныкать: “А я не умею…”. Помимо этих игр можно провести конкурсы на знание синонимов и антонимов, неправильных глаголов, словообразования и т.д.
Ниже привожу разработку урока-экскурсии “Au pays des mots” на игровой основе, который я провела в 4 классе.
Тема урока: Au pays des mots.
Вид урока: Урок-экскурсия
Технология: на игровой основе
Класс: 4 класс
Цели урока:
Учебные: обобщение и закрепление изученных лексических и грамматических материалов в II четверти.
Развивающие: развитие речи учащихся, активизация словесно-логического мышления, устойчивости внимания, интеллектуальное развитие за счет нового уровня инициативы и самостоятельности учащихся в организации учебного процесса.
Воспитательные: воспитание товарищества, взаимопомощи, повышение интереса и мотивацию детей к изучению французского языка.
Оборудование урока: план-схема экскурсии, автобус, флажки, карточки, наглядные картинки по теме “Les saisons de l’annee”, магнитофон, плакаты “Bon voyage!”, “Bonne chance!”, “Soyez les bienvenus!”, “Au pays des mot.”
План урока:
Организационный момент.
1 остановка “Le duel”.
2 остановка “L’article”.
3 остановка “L’antonyme”.
4 остановка “Faites une phrase”.
5 остановка “La description de l’image”.
6 остановка “L’intrus”.
7 остановка “Les anagrammes”
8 остановка “Les mots caches”.
9 остановка “L’interprete”.
10 остановка “Les detectives”.
Подведение итогов. Оценки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
-Bonjour mes eleves. Asseyez-vous. Comment ca va?
Aujourd’hui nous avons une lecon-excursion. Nous allons nous promener au pays des mots. Nous allons prendre le bus. (Учитель показывает автобус.) Voila notre bus. Et nous allons faire des excurcions par le pays des mots. Les decouvertes merveilleuses, les jeux differents nous attendent. Nous allons jouer en 2 equipes. Vous devez nommer votre equipe. Tout d’abord nous commencons notre excursion de notre ecole. Et nous avons 10 stations pour rentrer dans notre ecole. (На доске план-схема экскурсии и плакаты. Учитель показывает план экскурсии). Est-ce que vous etes prets? Alors nous commencons. Bon voyage! Bonne chance! Partons. (Включаю запись со звуком автобуса).
2. La premiere station s’appelle “Duel”.
-Vous aller nommer les animaux tour a tour. L’equipe qui termine, gagne. Vous avez compris? Et bien, commencons!
(Учащиеся по очереди должны назвать животных. Побеждает та команда, которая завершит конкурс. После каждой станции учитель дает фишки победившей команде и прикрепляет флажок на схеме.)
3. La deuxieme station s’appelle “L’article”.
- Maintenant vous allez lire le mot, et vous mettez l’article convenant un ou une. (Должны прочесть слова про себя и правильно поставить артикль перед существительными.)
1. chapeau | CCC | 6. cheval | CCC | 11. pantalon |
2. trousse |
| 7. maison |
| 12. chevre |
3. cochon |
| 8. Elephant |
| 13. armoire |
4. ours |
| 9. Bonbon |
| 14. stylo |
5. balle |
| 10. poupee |
| 15. Cahier |
(За каждый правильный артикль - фишка)
4. La troisieme station s’appelle “L’antonyme”.
- Vous allez dire le contraire.
Par exemple: la fille-le garcon
1. grand- | CCC | 6. le grand-pere- |
2. la mere- |
| 7. le chat- |
3. blanc- |
| 8. il pleut- |
4. il fait froid- |
| 9. l’oncle- |
5. la poule- |
| 10. il fait mauvais- |
(За каждое правильное слово - фишка)
5. La quatrieme station s’appelle “Faites une phrase”.
- Je vous donne des mots et vous devez composer des phrases. Faites attention, en composant des phrases. (Работа по карточкам. Учитель раздает командам карточки. Составить предложения, расположив слова в нужном порядке.)
Je, une, vois, vase.
Nous, une, poule, avons.
Coq, avez, un vous.
Blouse, je, une, mets.
Classe, une, dans, lampe, il y a, la.
Chat, le, il y a, un, dans, magasin.
La, Michel, tele,regarde.
Dessine, fleur, Lucie, une.
(За каждое правильное предложение - фишка)
6. La cinquieme station s’appelle “La description de l’image”.
- J’ai 4 images. Un de vous doit choisir une image. Et vous tachez de parler de cette image. Le theme:”Les saisons de l’annee”. (Выбирают картину и описывают эту картину. Тема: "Времена года". Той команде, которая лучше опишет картину, учитель дает фишку.)
7. La sixieme station s’appelle “L’intrus”.
- Je vous donne la carte. Dans la carte vous devez trouver le mot intrus. (В карточке даны 5 слов. У 4 слов что-то общее. Вы должны найти лишнее слово.)
la pomme, le champignon, la banane, le citron, l’orange.
L’ours, le renard, le chien, le lievre, le loup.
Le nez, la tete, la bouche, la main, le stylo.
La chemise, le pantalon, la fille, la blouse, le chapeau.
La fourchette, le bonbon, la glace, la tarte, le pain.
Le livre, le cahier, la chaise, la trousse, la gomme.
Le stade, la bibliotheque, l’hopital, l’ecole, le canape.
(За каждое правильное лишнее слово - фишка)
8. La septieme station s’appelle “Les anagrammes”.
-Une catastrophe est arrivee! On a mele l’ordre des lettres de ces noms. Vous devez composer les mots avec les lettres donnees. (Учитель показывает карточки с буквами с тем, чтобы учащиеся составили слово из них.)
1. Ruso | CCC | 7. ocochn |
2. Nesig |
| 8. leriv |
3. Hact |
| 9. megom |
4. Opul |
| 10. sutrose |
5. Onil |
| 11. heraci |
6. cinhe |
| 12. yrocan |
(За каждое правильное слово - фишка)
9. La huitieme station s'appelle “Les mots caches”.
- A cette station vous devez chercher les mots donnes dans les cages. Quand vous trouverez le mot, vous devez souligner ce mot. (Учитель раздает командам карточки, где необходимо найти слова, спрятанные в клетках. Координатная сетка содержит на первый взгляд беспорядочный набор букв. Играющим предлагается найти в сетке слова по горизонтали, вертикали, диагонали. Спрятанные слова по теме “Le vetement”. Когда найдут слова, должны зачеркнуть все буквы одной линией.)
P | J | C | H | E | M | I | S | E |
A | U | T | K | D | A | T | O | B |
N | P | L | V | I | N | O | U | L |
T | E | R | L | A | T | P | L | O |
A | B | O | T | T | E | S | I | U |
L | R | O | B | E | A | N | E | S |
O | M | E | K | S | U | G | R | E |
N | C | H | A | P | E | A | U | X |
PANTALON, ROBE, CHEMISE, MANTEAU, SOULIER, JUPE, PULL, CHAPEAU, BOTTES, BLOUSE
(За каждое правильное слово - фишка)
10. La neuvieme station s’appelle “L’interprete”.
- Maintenant, je vais dire les propositions en russe. Et vous allez les traduire en francais. D’accord?
Солнце светит.
Меня зовут Пиф.
Я надеваю красное платье.
В нашей деревне есть школа.
Я вижу дом.
Моя семья большая.
Мне 10 лет.
Как дела?
На столе есть книги и ручки.
В кухне есть холодильник.
У нас есть лошадь.
Что это такое?
Идет снег.
У меня есть собака.
Мы видим волка.
Кто это?
(За каждый правильный перевод предложений - фишка)
11. La dixieme station s’appelle “Les detectives”.
- Nous sommes tout pres de notre ecole. Et voila, enfin notre derniere station. Vous etes detectives. Et votre but: apprendre le secret de Germaine. Vous allez lire ce secret avec ce cles. (Должны прочесть секрет с помощью ключа.)
A B C | D E F | G H I |
J K L | M N O | P Q R |
S T U | V W X | Y Z |
12. Подведение итогов. Оценки.
-Et bien, nous avons termine notre excursion avec succes. Comptez, s’il vous plait, vos fishes! Quelle equipe a gagne? L’equipe N a gagne. Je vous felicite. Je suis tres contente de votre travail.vous avez beaucoup travaille. Quelle station vous plait-il beaucoup? Quelle station etait la plus difficile? Etes-vous contents de cette lecon? Maintenant je vais mettre les notes.
Mes amis, finissons notre lecon par une chanson. Chantons! (Ученики поют песню “Pomme de reinette”.) Merci beaucoup! Notre lecon est finie. A bientot!
Таким образом, чтобы заинтересовать учащихся в процессе обучения, нужно сформировать интерес к знаниям. Один из основных путей – игра. В игре заложены большие воспитательные и образовательные возможности. Играя, ребята учатся, закрепляют знания, лучше усваивают лексические единицы и модельные фразы. Игра развивает у учащихся наблюдательность, способность различать отдельные свойства предметов, выявлять их существенные признаки, способствует систематизации знаний, укрепляет знания, умения и навыки, помогает обобщению пройденного материала. Ученик на уроках-играх учится приобретать знания самостоятельно, более раскован, лучше излагает свои мысли. В игре принимает участие весь класс.
Игра как дидактическое средство обучения французскому языку способствует развитию индивидуального и коллективного творчества учащихся.
Глава 1 Стихи и рифмовки на уроке могут служить разным дидактическим целям. В первых четырех разделах этой главы мы предлагаем стихи для начала урока, фонетической и речевой зарядки, для запоминания и активизации лексики по самым распространенным на начальном и среднем этапах обучения темам, а также стихи со страноведческим содержанием. Предназначение пятого раздела отражено в его названии — «Грамматика в стихах». СТИХИ ДЛЯ НАЧАЛА УРОКА Разучивание стихов и рифмовок, как правило, не самоцель, а методический прием для запоминания языкового материала, повод для начала разговора, для творческого задания (например, продолжить стихотворение или сочинить свои строфы). Одним словом, стихи могут служить созданию учебно-речевых ситуаций.
Есть вариант этой рифмовки:
Затем можно поговорить (используя изученные глаголы) о том, чем занимаются ребята на других уроках:
Эти строчки — хороший повод для разговора о зимних развлечениях: «Aimez-vous l’hiver? Qu’est-ce que vous aimez faire en hiver?» (Вспомним такие лексические единицы, как: patiner, faire du ski, jouer aux boules de neige (à la neige), faire un bonhomme de neige, une forteresse, faire de la luge, etc.)
ФОНЕТИЧЕСКИЕ ЗАРЯДКИ На уроке полезно посвятить несколько минут разминке артикуляционного аппарата, постановке или коррекции различных звуков и отработке интонации.
В следующем стихотворении можно предложить ребятам самим называть слова противоположного значения и угадывать рифмы.
— Continuez! (P. ex.: Nuit n’est pas jour, contre n’est pas pour... Etc.)
АКТИВИЗАЦИЯ ЛЕКСИКИ С ПОМОЩЬЮ ПОЭТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Les quatre saisons Традиционные и неизбежные на начальном этапе разговоры о погоде и временах года можно разнообразить стихами и рифмовками. Слова и выражения из них ученики смогут потом использовать в собственных высказываниях. • La neige couvre la terre. Il fait froid, mais beau. • C’est l’hiver. Il fait froid. • Je suis l’Hiver, j’apporte le froid, • Cher Père Noël! CONVERSATION — Pourquoi aujourd’hui le ciel est-il gris? • Il neige, il neige froid. Mettez vos capuchons tout droit! • J’ouvre les yeux. Le ciel est bleu, • Perce-neige, perce-neige! Dormez-vous? Dormez-vous?
8 марта напишем на красивых открытках поздравление мамам: Chère maman! Je te souhaite, le jour de ta Fête,
Следующее стихотворение можно читать по ролям.
— C’est à vous de continuer: Mai... (pour dire à maman «je t’aime!») Juin... (pour dire «salut, les vacances!», etc.) Les jours de la semaine Несколько рифмовок, которые помогут запомнить названия дней недели:
La famille — Voici quelques comptines de M. Tenaille et un poème de M. Carême:
— En vous inspirant de la poésie ci-dessus, parlez de vous-mêmes!
Dans ma maison
— Parlez de votre chambre. Pouvez-vous le faire d’une manière aussi poétique?
Ma journée
Les voyages
Les couleurs
— Et qu’est-ce qui est encore vert / blanc / orange / rond / chaud / froid / doux... etc.? Можно поиграть в «Аукцион»: выигрывает тот, кто скажет последнюю фразу! Tout ce que j’ai
Можно устроить игру: ученик у доски рисует (забавно, если с закрытыми глазами), а из класса ему дают команды: — Dessine les yeux / les oreilles / les doigts / les genoux, etc.
В следующих куплетах ученики сами предлагают слова: avec les pieds, le dos, les joues, la tête, la bouche, les coudes, etc. Les animaux
Для тренировки в употреблении фразеологизмов можно убрать часть выделенных курсивом слов и предложить ученикам восстановить текст песни. Les repas
L’école
СТИХИ СО СТРАНОВЕДЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ Эти стихи сопровождаются рассказом учителя (или самих ребят) о праздниках, традициях французского народа, символах Франции, ее городах и достопримечательностях.
Известная песня «Voyage, voyage» (J.-M. Rivat) насыщена географической лексикой. После прослушивания можно попросить учеников назвать, объяснить, классифицировать географические термины.
ГРАММАТИКА В СТИХАХ Предложенные здесь стихотворные произведения могут служить для наблюдения, запоминания, воспроизведения грамматических явлений. На их основе можно создавать учебно-речевые ситуации для совершенствования грамматических навыков аудирования, говорения, письма. Le présent de l’indicatif — Ouvrez les parenthèses, lisez et apprenez ce poème.
Можно поиграть в рифмы:
— Complétez ces quatre poèmes:
Le passé composé
Для подстановки: chanté, couru, écrit, travaillé, mangé, joué, dormi — и все, что предложат сами ребята.
— On peut continuer cette conversation drôle... Pour apprendre les participes passés:
Pour retenir les verbes qui se conjuguent avec «être»:
— Après avoir lu ces trois histoires inventez-en d’autres:
— Continuez d’après le modèle ci-dessous. (P. ex.: écrire — effacer; entrer — sortir, etc.)
— Récitez au passé composé.
— Mettez au passé composé.
L’imparfait
— En vous inspirant de ce poème de J. Gauty voulez-vous raconter un de vos rêves?
— Et vous, que faisiez-vous tous les jours pendant les vacances? Etiez-vous heureux?
— Composez vos strophes d’après ce modèle (p.ex.: Aujourd’hui, je vais à l’école. Il y a deux mois, c’étaient les vacances...) В шуточном рассказе о господине Бономе прекрасно проиллюстрировано употребление прошедших времен (imparfait как фон и passé composé как события):
Французские методисты предлагают предъявить учащимся разбросанные строфы этого стихотворения и попросить сочинить текст из 15 строк.
Le futur simple — Lisez ce petit texte amusant pour apprendre les formes des verbes: Trois soldats vont demander leur avenir à une voyante.
— Complétez avec vos strophes. (P. ex.: «Je serai programmeur, j’aurai un bel ordinateur»...)
— Mettez les verbes au futur pour reconstituer la chanson de Mouloudji:
— Récitez au futur simple:
( Je ferai ce que tu voudras...)
Les modes subjonctif et conditionnel
— Et vous, pensez-vous à plus tard? à votre vie future? Comment voyez-vous votre avenir? Comment vous préparez-vous à votre vie d’adulte? Qu’est-ce qu’il faut faire pour que votre vie future rayonne de bonheur?
Можно пофантазировать вместе с Ж.-Л. Моро:
— A vous de continuer! ...помечтать вместе с Полем Фором:
...или посокрушаться вместе с Морисом Каремом:
Выучим первую строфу стихотворения M. Карема «Je voudrais...» и попросим учеников прочитать следующие две строфы на основе ключевых слов, а потом попробовать сочинить новые строчки: — Devinez la suite: rire — lapin // luire — chemin. Composez de nouvelles strophes (p. ex.: courir — chien // vivre — Martien...). A вот стихотворение, которое приятно услышать в день рождения:
В главе «Коммуникативная грамматика» вы найдете еще несколько стихотворений, содержащих наклонения impératif, conditionnel, а также степени сравнения. Le genre — Mettez tout le texte au féminin.
( J’ai une fille adolescente...) — Changez de place le masculin et le féminin.
( Vous êtes intelligente...)
— Et que dit l’amoureuse? Les adjectifs possessifs
— On peut continuer! |