Звуки и буквы
Узнай, кто какие звуки издает.
Цель. Развитие слухового восприятия.
Оборудование. Предметные картинки: жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, поезд.
Ход игры. Учитель показывает картинку, учащиеся называют изображенный на ней предмет. На вопрос учителя, как звенит пила, жужжит жук и т. д., отвечает представитель ряда, а затем все дети воспроизводят этот звук. Победителем считается тот ученик или ряд, чьи ответы были всегда правильными.
В скороговорках не ошибаются.
Цель. Отработка четкости артикуляции.
Ход игры. Каждая команда школьников получает от учителя скороговорку. В течение двух-трех минут ученики репетируют шепотом, упражняясь в правильном ее произношении. Затем из каждой команды по очереди выходят играющие и произносят свою скороговорку.
Примерный материал.
Мама Милу мылом мыла.
Лара и Валя играет на рояле.
Ученица-озорница получила единицу.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Кто в домике живет?
Цель. Развитие умения определять наличие звука в слове.
Оборудование. Домик с окошками и кармашком для вкладывания картинок; набор предметных картинок.
Ход игры. Учитель объясняет, что в домике живут только звери, (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Учащиеся называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [л] или [л'].
Примерный материал. Предметные картинки: ёж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.
Где наш дом?
Цель. Развитие умения определять количество звуков в слове.
Оборудование. Набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом.
Ход игры. Ученик берет картинку, называет изображенный на ней предмет, интонирует слово, протягивая звуки, загибает пальчики и считает количество звуков в произнесенном слове. Затем вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове. Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют ученики другого ряда.
Примерный материал. Предметные картинки: ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка, парта, пушка.
Что перепутал художник?
Цель. Развитие умения проводить сравнительный буквенный анализ.
Оборудование. Карточки со словами и предметными картинками: булка — белка, кот — кит, горка — норка, мышка — мишка, лужи — лыжи, ворота — ворона.
Ход игры. Учитель рассказывает, что художнику дали карточки со словами и попросили нарисовать к каждому слову картинку. Художник был маленький мальчик. Рисовал он очень хорошо, а читать правильно еще не научился. Ребятам предлагается определить, что перепутал маленький художник. Какую букву в каждом слове он прочитал неверно? Ученики называют картинку, читают под ней слово, указывают ошибку, ищут карточку с нужным словом,
Сравнивают по буквам пару слов. Задание могут выполнять представители каждого ряда. За правильный ответ насчитываются очки.
Комментарий для учителя. Когда все картинки и карточки со словами будут расставлены, верно, можно предложить детям записать одну-две пары слов и подчеркнуть разные буквы.
Угадай слово.
Цель. Развитие умения проводить звукобуквенный анализ, различать гласные и согласные буквы.
Оборудование. Карточки с согласными.
Ход игры. Учитель ставит на наборное полотно согласные буквы, например м-л-к- {молоко), м-ш-н- (машина) и т. д., а ученики отгадывают слово, опираясь на оставшиеся согласные буквы. Игра может идти индивидуально и по рядам.
Живые буквы.
Цель. Развитие умения определять последовательность звуков и букв в слове.
Оборудование. Карточки с цветными буквами.
Ход игры.
I вариант. Каждому ряду даются карточки с буквами, на каждого ученика по одной букве. Учитель называет слово. Ученики строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в правой руке.
II вариант. Учитель дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Ученики одного ряда должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу.
Волшебный домик.
Цель. Развитие умения прогнозировать слова, исходя из имеющихся буквенных знаков.
Оборудование. Картонный плоский домик с вырезанными окошками, буквы.
Ход игры. Учитель прикрепляет к доске домик и в пустые окошки вписывает в произвольном порядке буквы. Ученики должны отгадать, какие слова «живут» в этом домике. За каждое правильно составленное и записанное под домиком слово ученик получает игровой жетон.
Игру можно проводить в виде соревнований между рядами.
Примерный материал. Буквы: 6, у, с, ы, р (усы, бусы, сыр); к, т, о, л, я (Коля, Толя, кот, кто); м, а, ш, к, а (каша, мак, Маша); ы, р, у, а, к (рука, куры, рак, ура); о, с, а, к (оса, коса, сок); л, к, у, ж, а (лужа, жук, лук, уж, лак); р, ы, б, а, к (рыба, бык, рыбак, рак, бак).
Цепочка слов.
Цель. Развитие умения образовывать новые слова, заменяя одну букву.
Оборудование. Записанные на доске первые слова для каждого ряда; расчерченные линейки для записи последующих слов. Картинки для слабоуспевающих учащихся.
Ход игры. К доске выходят учащиеся (по одному от каждого ряда) и, заменяя одну букву, пишут новое слово. Выигрывает тот ряд, который составит большее количество слов.
Примерный материал. Слова: сом, сон, лук, сыр, сын, рак, лак, ком, кот, нога, нора, город, горох, миска, мишка, мальчик, пальчик и др.
Ребусы.
Цель. Развитие умения составлять слова из букв, проводить звуко-буквенный анализ.
Оборудование. Карточки с ребусами.
Ход игры. Каждый ученик получает карточку, отгадывает слово и выкладывает его из букв разрезной азбуки. Выигрывают первые пять учеников, выполнивших правильно задание.
Примерный материал. Картинки с первой или последней буквой для вставки: (ш) утка, (э) кран, (б) усы, (к) осы, (к) рот, (р) роза, шар (ф).