СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры по экологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я подобрала и систематизировала комплекс игр  природоведческого содержания. Эти игры могут быть использованы на занятиях, прогулках и как приложение к  экологической тропе. Они разбиты на несколько блоков. Игры подобраны таким образом, что в них можно играть как в группе, так и на прогулке.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры по экологии.»

«Әулиекөл ауданы әкімдігінің білім бөлімінің Чернигов орта мектебі»ММ

ГУ «Черниговская средняя школа отдела образования акимата Аулиекольского района»



















































Систематизировала: Карпенко Л.Г.







Пояснительная записка.


"Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения... будущее человечества окажется в серьезных руках ".

М.М. Камшилов.


Пробуждать любовь к окружающей природе, прививать бережное отношение ко всему, что находится вокруг нас, учить элементарно, любить всё это, необходимо начинать с самого раннего возраста. Малыши очень восприимчивы к любой информации, и она откладывается у них в память на всю жизнь, если ее правильно преподнести.

Как известно, самая лучшая форма, в которой дети усваивают любую информацию – игровая. Игра - это, своего рода, средство познания ребенком

действительности. Как и любые другие игры, дидактические игры по экологии выполняют определенную функцию. Именно благодаря ним, появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норму и правила взаимодействия с природой, воспитывать сопереживание, активность в решении некоторых экологических проблем.

Многие верят, что детские дидактические игры по экологии станут ключевым фактором в этом вопросе из-за своей восприимчивости со стороны детей и высокой результативностью процесса. И это именно то новое, что заслуживает влиться в процессы детского обучения, перейдя со временем в раздел классики.

Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер. Обучающее правила помогают понять, что и как нужно делать; организующие определяют порядок, последовательность и взаимоотношения детей в игре; дисциплинирующие предупреждают о том, чего и почему нельзя делать.

Воспитатель должен осторожно пользоваться правилами, не перегружать ими игру, применять лишь необходимые из них. Правила игры, устанавливаемые воспитателем, постепенно усваиваются детьми. Ориентируясь на них, они оценивают правильность своих действий и действия товарищей, взаимоотношения в игре.

Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитие умственной деятельности, взаимоотношений.

Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает её целостность, снижает воспитательное воздействие. 

Разработано множество  дидактических игр  экологического содержания от простых, до более сложных. Задача педагога - подобрать их в соответствии с возрастом так, чтобы ребенок мог самостоятельно с ними справиться.

Я подобрала игры природоведческого содержания с летней тематикой. Эта картотека может быть использована и как самостоятельное пособие и как приложение к экологической тропе. Схема работы с этой картотекой проста. Она разбита на несколько блоков, соответствующих участкам,обозначенным на экологической тропинке и содержащих игры на данную тематику. Игры подобраны таким образом, что в них можно играть как в группе ( во время изучения той или иной экологической тропы) , так и на прогулке во время закрепления маршрута.






Дидактические игры на тему: «Деревья».



  1. «Самый красивый листок найди и про него нам расскажи»

Правила игры: Выбрать из предло­женных листьев, наиболее понравившийся и составляют небольшой описательный рассказ.

Цельзакрепить названия цвета, формы, научить составлять сложносочиненные предложения.


  1. «На листочек посмотри, какому дереву принадлежит, назови»

Правила игры: Определить дерево, по внешнему виду листа.

Цель — закре­пить названия деревьев.


  1. «Назови, одним словом»

Правила игры: Подобрать обобщающие слова к предложенным примерам.

Цель — закрепить обобщающие слова: «фрукты», «деревья».


  1. «Ласковые слова»

Правила игры: Образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Цель образование существительных с помо­щью уменьшительно-ласкательных суффиксов.



  1. «Найди дерево»

Правила игры: Найти дерево по названию.

Цель — закрепить названия дере­вьев.


  1. «Сравни»

Правила игры: Сравнить веточки разных деревьев.

Цельнайти и назвать веточки разной длины и толщины.



  1. «Наоборот»

Правила игры: Подобрать противоположные по значению слова к заданным.

Цель — научить подбирать антонимы к словам.


  1. «Доскажи фразу»

Правила игры: Закончить фразу, от­ветив на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Цель — научить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.


  1. «Что сначала, что потом»

Правила игры: Определить последовательность, в которой растёт дерево, по предложенным вариантам, (цветущая яблоня, семечко, яблоки на яблоне, росток).

Цель — закрепить знания детей о деревьях.


  1. «Кто больше знает слов?»

Правила игры: Назвать предметы на определённый звук.

Цель — найти слова с определённым звуком в начале слова.


  1. «Времена года».

Правила игры: Определить время года по названным приметам.

Цель развить внимание, мышление, логику, речь.


  1. «Когда это бывает?»

Правила игры: По описательному рассказу определить время года. Цель — закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки. Развить связную речь, вни­мание, находчивость, выдержку.


  1. «Кто больше назовет действий»

Правила игры: Перечислить действия объекта. (качается, стоит, растёт, цветёт и т.д.)

Цель — расширить словарный запас подбором глаголов.


  1. «Придумай предложение»

Правила игры: Придумать предложения с определённым словом.

Цель — научить составлять предложения.



  1. «Было — будет»

Правила игры: Преобразовать глагол в прошедшем времени в форму будущего времени.

Цель — просле­дить за правильным использованием слов в прошлом, настоящем и будущем временах.


  1. «Угадай по описанию»

Правила игры: Составить описательный рас­сказ о предложенном дереве, не называя его.

Цель — научить со­ставлять описательный рассказ.


  1. «Отгадай-ка»

Правила игры: Дети описывают предложенное дерево.

Цель научить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать дерево.


  1. «Сосчитай»

Правила игры: Составитьт предложения, включающие в се­бя числительные, прилагательные и существительные.

Цельсформировать лексико-грамматический строй речи: согласова­ние количественных числительных с существительными и при­лагательными.


  1. «Придумай слово»

Правила игры: Подобрать однокоренные слова к предложенному воспитателем слову.

Цель — научить составлять одноко­ренные слова.


  1. «Рассмотри и опиши»

Правила игры: Рассмотреть и описать пред­ложенные воспитателем растения.

Цель закрепить знания детей об изменениях в природе весной. Научить наблюдать за природой, видеть красоту пейзажа. Воспитать бережное отноше­ние к природе.


  1. «Найди дерево»

Правила игры: Распознавать деревья по при­знакам: форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры, листья, цветы.

Цель научить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать дерево.


  1. «Загадай, мы отгадаем».

Правила игры: Описать дерево, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать дерево.

Цель закрепить знания детей о рас­тениях, растущих в саду, назвать их признаки.


  1. «Хорошо — плохо»

Правила игры: Дети рассуждают на заданную тему.

Цель развить связную речь, умение высказываться сложно­подчиненными предложениями, видеть в одном явлении поло­жительные и отрицательные качества.


  1. «Теремок».

Правила игры: Воспитатель разрешает поселится в «теремке» если ребёнок назовёт, чем его фрукт, листок похож на фрукт, листок названый воспитателем, чем отличается от него. «Тук-тук. Кто в теремочке живет? – Это я, яблоко. А ты кто? – Я – груша. Пусти меня. – Пущу, если скажешь, чем мы с тобой похожи…»

Цель – формировать умения сравнивать.


  1. «Что это, если оно умеет…?»

Правила игры: По названным свойствам или функциям, найти как можно больше объектов, выполняющих эту функцию или обладающими этими свойствами. «Что это, если оно умеет расти, цвести?» - «Дерево, цветы, трава…»

Цель – развить умение мыслить.


  1. «Какую пользу я приношу?»

Правила игры: Назвать пользу, которую приносит объект. «Какая польза от дерева?» - «В жару под ним прохладно, тень. Листьями питаются насекомые. А еще для птиц польза,

можно на дереве вить гнезда».

Цель – формировать умения выявлять функции объекта, его дополнительные ресурсы.


  1. «А что еще?»

Правила игры: По называнным свойствам или функциям объекта указать, какими еще свойствами или функциями этот объект обладает. «На деревьях появляются листочки. А что

еще?» - цветы, фрукты, семена...»

Цель – формирование умения выявлять функции объекта, его дополнительные ресурсы.


  1. «Кто заблудился?»

Правила игры: Определить объект не классифицирующийся с остальными в одну группу, а остальные назвать одним словом. «Яблоня, тополь, сирень, береза, клен. Кто заблудился? – Сирень, потому что это куст. А остальные – деревья!»

Цель – учить классифицировать объекты.


  1. «Что было бы?»

Правила игры: Педагог предлагает порассуждать «что бы произошло, елси бы исчезли деревья?»

Цель - развитие связной речи.


  1. «Что это, если у него есть...?»

Правила игры: По названной части определить что это за объект.

Цель – формирование умения выявлять подсистемные связи.


  1. «Детки на ветке».

Правила игры: По называнию фрукта, определить на каком дереве он растет.

Цель: Разобрать предметы по принадлежности к одному растению. Поиск сво­ей пары. Учить ориентировке в пространстве.


  1. «Загадай, мы отгадаем».

Правила игры: Давать описание в определённом порядке: сначала рассказать о форме, потом об окраске. Называть предмет при описании нельзя.

Цель: Описать предметы и найти их по описанию. Загадывание и отгадыва­ние загадок о природных материалах. Развивать логическое мышление и внимательность.


  1. «Получили мы письмо…»

Правила игры: Воспитатель объявляет детям, что получили письмо от почемучки, который просит помочь узнать какую пользу приносит то или иное дерево.

Цель: Закреплять знания у детей о деревьях, учить кратко и ясно излагать свою мысль.


  1. «Путешествие по временам года».

Правила игры: По предложенным признакам, определить к какому времени года они относятся. Например: в саду созрели вкусные и ароматные фрукты. Какое это время года? (Ответы детей).

Цель: Знакомить детей с изменениями, происходящими с деревьями в разное время года.


  1. «Найди похожий».

Правила игры: Находить одинаковые листья, деревья, кустарники и назвать их.

Цель: Упражнять детей в нахождении листьев по сходству, активизировать словарь детей (названия деревьев: клен, тополь, яблоня и т.д.), научить рисовать деревья и их листья отдельно, воспитывать слуховое внимание.

  1. «Что такое хорошо, и что такое плохо?»

Правила игры: По приведённым примерам определить хорошо это, или плохо. (Если дети ломают ветки - это хорошо? Сажают цветы, разоряют гнёзда…)

Цель: Учить детей описывать увиденное, находить различия между хоро­шим и плохим, воспитывать доброту, трудолюбие.


  1. «Найди дерево по семенам».

Правила игры: По предложенным листья, семенам и плодам деревьев и кустарников, найти дерево, кустарник которому они принадлежат.

Цель: Найти целое по части. Учить ориентироваться в пространстве.


  1. «Позовем сказку».

Правила игры: По предложенному произведению определить к какому времени года можно отнести этот фрагмент. О каком дереве, фрукте говорится в произведение.

Цель: Закреплять знания о основных признаках разных времен года.


  1. «Придумай небылицу».

Правила игры: По образцу рассказа заме­тить и называть элементы небылицы. Затем каждый ребенок придумывает свой связный рассказ-небылицу из трёх- четырёх предложений.

Цель: Развивать монологическую речь, фантазию детей; помочь в поиске образных выражений.


  1. «В гости к груше».

Правила игры: Игровая ситуация создается при помо­щи вопроса: куда хотим пригласить гостей и рассказать, как к нему добраться?

Цель: учить детей правильно описы­вать выбранный путь.


  1. «Местное радио».

Правила игры: Найти то, что потерял­ось.(Фрукт, листок, веточка).

Цель: развивать связную речь, на­блюдательность, память; способствовать проявлению чувства юмора в детской речи.


  1. «Овощ или фрукт».

Правила игры: На­зывать овощ, фрукт и где они растёт.

Цель: упражнять детей в описании овощей и фруктов; учить узнавать овощи и фрукты по цвету, форме, описанию.


  1. «Охотник».

Правила игры: По сигналу (удар в бубен) один из де­тей шагает, произнося на каж­дый шаг названия деревьев (фруктовых деревьев, кустарников). Кто ошибся, садится на место, а охоту продолжает дру­гой участник.

Цель: проверить, хорошо ли дети знают деревья.


  1. «Не перепутай!».

Правила игры: По называнию определить, к какому виду относится: «де­ревьев», «кустарники», «фруктовые деревья».

Цель: закрепить знания детей о жи­вой природе; учить классифицировать предметы.


  1. «Бывает - не бывает».

Правила игры: По предложенному образцу составить рассказ о каком-либо природном явлении (например:«На елке растут яблоки»). Определить, бывает так или нет.

Цель: учить детей видеть причинно-следственные связи, существующие в природе; совершен­ствовать умение составлять рассказы с элементами опи­сания.


  1. «Мяч бросай и деревья, кустарники называй».

Правила игры: Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.



  1. «Я знаю три названия деревьев (кустарников)».

Правила игры: Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: Раз и два, и три, четыре — Все мы знаем в этом мире.

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.



  1. «Что происходит в природе?».

Правила игры: Воспитатель: бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч должен на заданный вопрос ответить. Вишня что делает- цветёт.

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.


  1. «Из чего сделано?».

Правила игры: Воспитатель предлагает варианты: Варенье из чего? Компот варят из чего? Сухофрукты делают из чего?

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.



  1. «Один — много».

Правила игры: Воспитатель бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе.

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.



  1. «Веселый счет».

Правила игры: Ведущий бросает мяч ребенку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять» (или «шесть», «семь», «восемь»...).

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.



  1. «Что выше, а что ниже?»

Правила игры: По названию деревьев и кустарников определить, какое из них выше, ниже.

Цель: Упражнять детей в правильном использовании в речи степени прилагательных при сравнении величины растений. Использовать в игре свои знания о величине.



  1. «Соберем фрукты в саду»

Правила игры: Отбирать фрукты по определённому признаку: по форме, по окраске, по размеру, и т.п.

Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты по определенному признаку.



  1. «Магазин «Фрукты»

Правила игры: Отбирать фрукты по определённому признаку: по форме, по окраске, по размеру, и т.п.

Цель: научить выражать просьбу одним - двумя словами: «Дай то-то», закрепить названия фруктов, их цвета, формы.



  1. «Садовник и деревья».

Правила игры: Ребёнок «садовник», называет дерево, имеющееся на участке, дети находят его.
Цель: закрепить знания детей о фруктовых деревьях.


  1. «Сравнения».

Правила игры: Воспитатель говорит: Этот ластик зеленый, как …Этот помидор красный, как …Этот лимон желтый, как … и т.д.

Цель – формировать умения сравнивать.


  1. «Да – нет».

Правила игры: На все вопросы ведущего можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какое растение мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где растёт, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только двумя словами.

Цель: закрепить знания детей о деревьях и кустарниках.


  1. «Игра в слова».

Правила игры: Определить какое дерево, куст подходит под описание.(Сирень… ранетка...)

Цель – формировать умения сравнивать. Закрепить знания детей о деревьях и кустарниках.


  1. «Дорожка».

Правила игры: Двигаться в соответствии с словесными указаниями воспитателя, рассказывая при этом с чем они «сталкиваются» на пути.

Цель: Научить детей ориентироваться на ограниченной плоскости, в соответствии со словесным указанием. Закреплять навыки счета, изменяя направление. Закреплять последовательный счет. Развивать мышцы глаз, внимание, память и сосредоточенность. Активизировать словарь наречиями: вправо, влево, вверх, вниз. Обогащать словарь существительными, прилагательными, глаголами, в соответствии с лексическими темами: фрукт, ягоды, деревья, куст. Воспитывать смекалку, заинтересованность, умение выслушать ответ товарища.


  1. «Где я живу».

Правила игры: Вспомнить и назвать все деревья, кустарники растущие дома у детей.

Цель: Учить детей свободно использовать свои знания о родном селе, его своеобразность.


  1. «Поезд».

Правила игры: Двигаться в разных направлениях «паровозиком», держа в руке листья растений: тополя, березы и т.д. Ведущий называет остановки, например «черемуха». Ребята с листьями черемухи выходят из «поезда». Остальные движутся дальше, до следующей остановки.

Цель: закрепить умение узнавать деревья по форме листа, цвета, научить составлять сложносочиненные предложения.


  1. «Деревья, кустарники».

Правила игры: Ведущий предлагает при названии кустов, деревьев, одновременно выполняя разные движения. Если куст — похлопать; дерево — поднять руки вверх; фруктовое дерево — положить руки на пояс.

Цель – учить классифицировать объекты. Развить связную речь, вни­мание, находчивость, выдержку.

Шиповник
Сосна

Яблоня
Тополь

Сирень

Вишня
Груша


Карагач
Акация
Рябина
Боярышник
Ясень

Лох серебристый



  1. «Что растет в родном краю».

Правила игры: Ведущий называет деревья, кустарники. Дети должны отметить хлопком те растения, которые растут в вашей местности.

Цель: Развивать внимание, память, быстроты реакции, ловкости.

Яблоня, груша, шиповник, мимоза,
Ель, саксаул, облепиха, береза,
Вишня, черешня, сосна, апельсин,
Пихта, осина, кедр, мандарин.

А теперь быстро:
Липа, осина, каштан,
Черемуха, тополь, платан,
Дуб, кипарисы и слива,
Багульник, смородина, ива.







Дидактические игры на тему: «Цветы».





1.«Какой цветок?»

Правила игры: Описать предложенный цветок.

Цель: Раз­вить умение подбирать прилагательные, обогатить словарный запас.


2.«Назови одним словом».

Правила игры: Подобрать обобщающие слова к предложенным примерам.

Цель — закрепить обобщающие слова: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы».


3.«Ласковые слова»

Правила игры: Назвать ласково.

Цель — образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.


4.«Найди цветок»

Правила игры: Найти цветок по образцу.

Цель — закрепить названия цветов.


5.«Сравни»

Правила игры: Сравнить цветы по признакам.

Цель — найти и назвать цветы одного цвета, высоты.


6.«Назовите растение»

Правила игры: По предложенным признакам находить цветок.

Цель: закреплять умение различать цветы, называть их быстро, находить нужный цветок

среди других.


7.«Доскажи фразу»

Правила игры: Закончить фразу, от­ветив на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Цель — научить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.


8.«Что сначала, что потом»

Правила игры: Составить в определённой последовательности вре­мена года, определённые признаки. (Листья, стебель, бутон, семена).

Цель — закрепить знания детей о временах года.


9.«Кто больше знает слов?»

Правила игры: Назвать цветы с определённым звуком в начале, середине, конце слова. Цель — закреплять звуки и их положение в слове.


10.«Времена года».

Правила игры: По описанному состоянию цветов определить время года.

Цель — развить внимание, мышление, логику, речь.


11.«Кто больше признаков назовет»

Правила игры: Перечисляют признаки объекта. (пахнут, цветут, увядают, благоухают и т.д.)

Цель — расширить словарный запас подбором глаголов.


12.«Придумай предложение»

Правила игры: Придумать предложения со словом «цветок».

Цель — учить составлять предложения на предложенную тему.


13.«Угадай по описанию»

Правила игры: Составить рас­сказ о цветке, не показывая его.

Цель — научить со­ставлять описательный рассказ.


14.«Сосчитай»

Правила игры: Составить предложение, включающие в се­бя числительные, прилагательные и существительные.

Цель — сформировать лексико-грамматический строй речи: согласова­ние количественных числительных с существительными и при­лагательными.


15.«Рассмотри и опиши»

Правила игры: Рассмотреть и описать пред­ложенный воспитателем цветок.

Цель — закрепить названия и признаки цветов.


16.«Найди цветок»

Правила игры: Находить цветок по описанию.

Цель — научить детей распознавать цветы по при­знакам: форме, цвету и внешнему листьев.


17.«Загадай, мы отгадаем».

Правила игры: Находить цветок по описанию, загадке.

Цель — закрепить знания детей о цветах, растущих на участке.


18.«Хорошо — плохо»

Правила игры: Рассуждают на заданную тему.

Цель — развить связную речь, умение высказываться сложно­подчиненными предложениями, видеть в одном явлении поло­жительные и отрицательные качества.


19.«Что где растет?»

Правила игры: По названию определять, какие цветы: луговые, комнатные, садовые.

Цель — закре­пить знания детей о цветах садовых, луговых, комнатных.


20. «Какую пользу я приношу?»

Правила игры: Дети должны назвать как можно больше пользы, которую приносит объект.

Цель – формировать умения выявлять функции объекта, его дополнительные ресурсы.


21.«А что еще?»

Правила игры: Педегог называет свойство или функцию объекта, а дети должны указать, какими еще свойствами или функциями этот объект обладает.

Цель – формирование умения выявлять функции объекта, его дополнительные ресурсы.


22. «Кто заблудился?»

Правила игры: Воспитатель перечисляет несколько объектов, один из них не классифицируется с остальными в одну группу. Ребенок должен определить этот объект, а остальные назвать одним словом.

Цель – учить классифицировать объекты.


23.«Что было бы?»

Правила игры: Педагог предлагает порассуждать «что бы произошло, елси бы исчезли цветы?»

Цель - развитие связной речи.


24.Что где растет?

Правила игры: Группировать цветы по месту их произрастания: луговые, комнатные, садовые.

Цель:Закреплять знания детей о растениях, развивать умение устанав­ливать пространственные связи между предметами, группировать рас­тения по месту их произрастания, развивать активность и самостоя­тельность мышления.


25.Игра «Кто помогает сохранять красоту цветов!»

Правила игры: Дети должны рассказать как можно больше о цветах и о людях которые их выращивают.

Цель: Уточнить представления о роли цве­тов в жизни людей (цветы украша­ют и радуют); о

названии цветов, растущих в разных местах (поле­вые, луговые, лесные, садовые); о том, в какое

время года цветов особенно много и в какое мало; о людях, которые выращивают садо­вые

цветы (высевают семена цветов или высаживают цветы в клумбы, на газоны, на грядки и т. п.),

уха­живают за цветами, составляют из них букеты, радуют людей красотой цветов в любое

время года, особенно осенью и зимой.


26.Игра «Какой букет цветов ты хотел(а) бы подарить маме (бабушке, сестре, тете, товарищу)!»

Правила игры: Дети рассказывают о том какой, из каких цветов и кому они хотели бы подарить букет.

Цель: Воспитывать внимание, доброже­лательность, готовность доставлять радость близким людям. Учить веж­ливой форме общения, умению счи­таться с интересами другого, прини­мать участие в беседе, сговоре для игры. Проверить и закрепить пред­ставления о разных материалах. Обратить внимание детей на то, что цветы и сосуд, в который они поставлены, вместе создают общую красоту букета.


27.Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай цветы называй»

Правила игры: Называть цветы при бросании, не повторяя уже названные.

Цель: Закреплять названия цветов.



28.Игра с мячом «Я знаю названия трёх цветов»

Правила игры: Называть цветы при бросании, не повторяя уже названные.

Цель: Закреплять названия цветов.



29. Игра «Один — много» Мы — волшебники немного: Был один, а станет много.

Правила игры: Воспитатель бросает мяч детям, называя цветок в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя цветок во множественном числе.

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.



30. Игра «Веселый счет» Сколько их — всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем.

Правила игры: Ребёнок называет название цветка вместе с числительным.

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.



31.«Садовник и цветы»

Правила игры: Ребёнок «садовник», называет цветок, имеющийся на участке, дети находят его.
Цель: закрепить знания детей о цветах.



32.«Цветочный магазин»

Правила игры: Отбирать цветы по определённому признаку: по цвету, по размеру, и т.п.

Цель: научить выражать просьбу одним - двумя словами: «Дай такой – то цветок», закрепить названия цветов, их цвет, закреплять умение различать цветы, называть их быстро. Учить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты.


33. «Поезд»

Правила игры: Двигаться в разных направлениях «паровозиком», держа в руке цветы. Ведущий называет остановки, например «ромашка». Ребята с цветком ромашки выходят из «поезда». Остальные движутся дальше, до следующей остановки.

Цель: закреплять умение различать цветы


34.Игра «Что растет в родном краю»

Правила игры: Дети должны отметить хлопком те цветы, которые растут в вашей местности.

Цель: Развивать внимание, память, быстроты реакции, ловкости.


35.«Назови одним словом» — подобрать обобщающие слова к предложенным примерам.

Правила игры: Воспитатель перечисляет названия фруктов, овощей, цветов, а дети называют их обобщенным словом.

Цель — закрепить обобщающие слова: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы».


36.«Ласковые слова»

Правила игры: Воспитатель называет цветы, а ребёнок произносит их названия ласково. (роза – розочка, ромашка – ромашечка и т.д.)

Цель — закреплять умение образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.


37.«Доскажи фразу»

Правила игры: Ребенку предлагается закончить фразу, от­ветив на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Цель — научить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.


38.«Придумай предложение»

Правила игры: Придумать предложения со словом «цветы».

Цель — научить составлять предложения.


39.«Угадай по описанию»

Правила игры: Дети составляют описательный рас­сказ о предложенном цветке, не показывая его.

Цель — научить со­ставлять описательный рассказ.


40.«Отгадай-ка»

Правила игры: Дети описывают предложенный предмет.

Цель — научить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.


41.«Сосчитай»

Правила игры: Дети составляют предложения, включающие в се­бя числительные, прилагательные и существительные.

Цель — сформировать лексико-грамматический строй речи: согласова­ние количественных числительных с существительными и при­лагательными.


42.«Рассмотри и опиши»

Правила игры: Дети рассматривают и описывают пред­ложенные воспитателем растения.

Цель — закрепить знания детей об изменениях в природе весной. Научить наблюдать за природой, видеть красоту пейзажа. Воспитать бережное отноше­ние к природе.


































Дидактические игры по теме:

«Птицы»




1.«Назови одним словом»

Правила игры: Подобрать обобщающие слова.

Цель — закрепить обобщающие слова: «птицы», «овощи», «фрукты», «цветы».


2.«Ласковые слова»

Правила игры: Образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Цель — закреплять умение образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.


3.«Сравни»

Правила игры: Дети сравнивают птиц.

Цель — найти и назвать сходства и различия.


4.«Наоборот»

Правила игры: Подобрать противоположные по значению слова к заданным.

Цель — научить подбирать антонимы к словам.


5.«Доскажи фразу»

Правила игры: Ребенку предлагается закончить фразу, от­ветив на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».

Цель — научить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.


6.«Кто больше знает слов?»

Правила игры: Воспитатель предлагает детям назвать птиц в название которых есть определённый звук.

Цель — назвать птиц с определённым звуком в начале, середине. конце слова.


7.«Кто больше назовет действий»

Правила игры: По предложению воспитателя дети перечисляют действия объекта.

Цель — расширить словарный запас подбором глаголов.


8.«Придумай предложение»

Правила игры: придумать предложения со словом «птица».

Цель — научить составлять предложения.


9.«Когда это бывает?»

Правила игры: Дается описательный рассказ одного из времен года, дети его называют.

Цель — закрепить знания детей о временах года, их характерные признаки. Развить связную речь, вни­мание, находчивость, выдержку.


10.«Угадай по описанию»

Правила игры: Дети составляют описательный рас­сказ о предложенной птице, не показывая ее.

Цель — научить со­ставлять описательный рассказ.


11.«Чьи следы?»

Правила игры: Воспитатель рисует на снегу или показывает карточки с изображениями следов птиц. Дети отгады­вают, чьи следы, и образовывают притяжательные прилагательные.

Цель — образование притяжательных прилагательных.


12. «Отгадай-ка»

Правила игры: Дети описывают птиц.

Цель — научить описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки, по описанию узнавать предмет.


13.«Сосчитай»

Правила игры: Дети составляют предложения, включающие в се­бя числительные, прилагательные и существительные.

Цель — сформировать лексико-грамматический строй речи: согласова­ние количественных числительных с существительными и при­лагательными.


14. «Рассмотри и опиши»

Правила игры: Дети рассматривают и описывают пред­ложенные воспитателем птиц.

Цель —учить наблюдать за природой, видеть красоту пейзажа. Воспитать бережное отноше­ние к природе.


15.«Загадай, мы отгадаем».

Правила игры: Дети описывают или загадывают загадки о птицах.

Цель — закрепить знания детей о птицах, назвать их признаки.


16.«Звукоподражание»

Правила игры: Воспитатель называет птиц, дети произносят звук подражая пению птиц. Цель — закрепить произношение от­дельных звуков.


17. «Какую пользу я приношу?»

Правила игры: Дети должны назвать как можно больше пользы, которую приносит объект.

Цель – формировать умения выявлять функции объекта, его дополнительные ресурсы.


18. «А что еще?»

Правила игры: Педегог называет признаки, а дети должны указать, какими еще признаками птицы обладает. («Птицы летают. А что еще?» - клюют, вьют гнезда...»)

Цель – формирование умения выявлять функции объекта, его дополнительные ресурсы.


19.«Кто заблудился?»

Правила игры: Воспитатель перечисляет несколько объектов, один из них не классифицируется с остальными в одну группу. Ребенок должен определить этот объект, а остальные назвать одним словом.

Цель – учить классифицировать объекты.


20. «Что было бы?»

Правила игры: Педагог предлагает порассуждать «что бы произошло, елси бы исчезли птицы?»

Цель - развитие связной речи.


21. «Что умеет делать?»

Правила игры: Педагог называет объект (можно использовать иллюстрации загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект.

Цель – формирование умения выявлять функции объекта, его дополнительные ресурсы.


22. «Что за птицы?»

Правила игры: Педагог предлагает описать птиц по характерным признакам и правильно их назвать.

Цель: Учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию узнавать их.


23. «Что это за птица?»

Правила игры: По характерным признакам классифицируют птиц.

Цель: Закреплять умение детей классифицировать и называть птиц.


24. «Мяч бросай и птицу называй»

Правила игры: Называть цветы при бросании, не повторяя уже названные.

Цель: Закреплять названия цветов.



25.«Я знаю названия трёх птиц». Раз и два, и три, четыре — Все мы знаем в этом мире.

Правила игры: Называть птиц при бросании, не повторяя уже названные.

Цель: Закреплять названия птиц.



26. «Стань птицей»

Правила игры: Если у детей накоплено достаточно представлений о повадках птиц, им можно предложить «стать птицами», выполняя задания:
—ходим важно, как голубь;
— прыгаем, как воробей;
— сели на дерево, стучим, как дятел, ищем червяков;
— полетели, как синички на кормушку, сели, посмотрели вокруг, взяли зернышко, полетели, сели на ветку, смотрим по сторонам;
— летим, как сова, бесшумно между деревьями, высматриваем мышек;
— ходим, как ворона.

Цель: Учить детей передавать характерные признаки птиц.



27. «Что сказали бы птицы?»

Правила игры: Педагог предлагает ситуации, дети рассказывают как бы они поступили в такой ситуации.

Цель: учить познавать окружающий мир через проблемные ситуации, учить верить в свои силы, развивать интеллект и творчество.

































































Дидактические игры по теме:

«Трава»













1.«Назови одним словом»

Правила игры: Подобрать обобщающие слова к предложенным примерам.

Цель — закрепить обобщающие слова.


2. «Доскажи фразу»

Правила игры: Ребенку предлагается закончить фразу, от­ветив на вопросы «Какая?», «Какие?».

Цель — научить согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже.


3. «Придумай предложение»

Правила игры: Придумать предложения со словом «трава».

Цель — научить составлять предложения.


4.«Придумай слово»

Правила игры: Дети подбирают однокоренные слова к предложенному воспитателем.

Цель — научить составлять одноко­ренные слова.


5. «Рассмотри и опиши»

Правила игры: Дети рассматривают и описывают пред­ложенные воспитателем растения. Цель — закрепить знания детей об изменениях в природе. Научить наблюдать за природой, видеть красоту пейзажа. Воспитать бережное отноше­ние к природе.


6. «Что было бы?»

Правила игры: Педагог предлагает порассуждать «что бы произошло, елси бы исчезла трава?»

Цель - развитие связной речи.


7.«Узнай и назови»

Правила игры: Педагог берёт из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг)

Цель — закрепить знания детей о травах. Учить наблюдать за природой, видеть красоту пейзажа. Воспитать бережное отноше­ние к природе.





























http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-igry-po-yekologi-v-detskom-sadu.html

http://gendocs.ru/v20170/%D0%B4%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%8B_%D0%BF%D0%BE_%D1%8D%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%B0

http://doshvozrast.ru/igra/igradidakt06.htm

http://pin-gvin.my1.ru/load/didakticheskie_igry_po_ehkologii/1-1-0-26