СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактические игры по развитию речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подобраны игры на развитие словаря дошкольников, на формирование грамматического строя речи, на воспитание звуковой культуры речи, на воспитание звуковой культуры речи, на развитие восприятия художественной литературы.

 

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры по развитию речи.»

Игры на развитие словаря.

  1. Игра «Скажи наоборот»

Цель — упражнение в подборе антонимов.

Взрослый кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и бросить мяч взрослому.

При работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

  1. Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

Взрослый называет детям словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон ...

Луна видна ночью, а солнце ...

Огонь горячий, а лед ...

Река широкая, а ручей ...

Камень тяжелый, а пух ...

  1. Игра «Какой предмет?»

Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Дети должны подобрать как можно больше слов-предметов.

Крокодил (какой?) – зеленый, зубастый, злой, быстрый, хищный.

Помидор (какой?) – красный, спелый, сладкий, сочный, большой, маленький

  1. Игра «Кто назовет больше действий»

Цель: развивать умение подбирать глаголы, обозначающие действия.

-Что можно делать с цветами? (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.) 

-Что делает дворник?(Подметает, убирает, поливает цветы, чистит дорожки от снега, посыпает их песком.) 

-Что делает самолет? (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.) 

-Что можно делать с куклой? (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)

5. Игра «КАКАЯ, КАКОЙ, КАКОЕ?»

Цель: развивать умения подбирать определения к предмету, явлению.

Взрослый называет какой-нибудь предмет (показывает предметную картинку), а дети по очереди называют как можно больше признаков, которые могут быть присущи данному предмету.

Белка (какая?) — пушистая, рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая. 
Пальто (какое?) — тёплое, зимнее, новое, старое, длинное, короткое, синее. 
Мама (какая?)— добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая, весёлая, грустная. 
Мяч (какой?)— резиновый, круглый, большой, красный. 
Дом (какой?)— деревянный, кирпичный, панельный, высокий, низкий, старый, заброшенный, пустой, новый, двухэтажный, многоэтажный.

  1. «Кто больше?»

Цель: Учить детей подбирать как можно больше названий предме­тов к названию действия, или подобрать картинки, названия кото­рых могут употребляться с данным словом.

Например:

Бежит: кто? (девочка, собака); что? (речка, молоко).

Летает кто? (птица, бабочка, стрекоза); что? (самолет, дирижабль, воздушный шар, вертолет )

Лакает кто (кошка, собака, ежик, мышь)?

  1. «Отгадай и назови»

Цель: развивать умение отгадывать слова по его лексическому значению, активизировать словарь детей.

Детям предлагается отгадать слово по его лексическому значению. Побеждает тот, кто больше назовет правильных ответов. Например:

Место, где приготавливают и продают лекарство? (Аптека)

Помещение для стоянки автомобилей? (Гараж)

Место, где делают причёски, завивку, стригут, бреют? (Парикмахерская)

Учреждение, в которое помещают больных для лечения? (Больница)

  1. «Выбери правильный ответ»

Цель: закреплять знания значений и смысла разных слов, обогащать словарь детей.

Игра-шутка, в которой детям предлагается выбрать правильный ответ из нескольких предложенных педагогом. Например: Лопата - это стройное красивое дерево, продукт, который можно кушать, инструмент, которым можно копать.

  1. «Как назвать того, кто...»

Цель: Учить детей понимать и правильно употреблять в самостоя­тельной речи названия профессий.

- Кто лечит людей?

- Кто работает на кране?

- Кто чинит часы?

- Кто управляет самолетом?

  1. «Назови одним словом»

Цель: учить подбирать обобщающие понятия на основе выделения существенных признаков пред­метов и явлений.

Помидор, огурец, картофель, капуста - это ... (овощи)

Стол, шкаф, кресло, кровать - это .. .(мебель)

Лошадь, корова, собака, кошка - это ...(животные)



Игры на воспитание звуковой культуры речи.



  1. « Скажи, что звучит».

Цель: развитие слухового внимания.

Описание игры: Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку.

  1. «Загони мяч в ворота».

Цель: выработать у детей длительный, сильный, целенаправленный выдох, а также глазомер.


Для игры понадобятся воротики (их можно заменить двумя кубиками) и кусочек ваты или небольшой скомканный кусочек папиросной бумаги, играющие роль мяча.

Покажите малышу, как можно дуть на легкий «мячик», чтобы загнать его в игрушечные ворота. Попросите ребенка самого загнать мяч в ворота.


  1. « Эхо».

Цель: Активизация мышц губ и нижней челюсти. Развитие силы голоса.

Описание игры: Педагог распределяет детей на две группы, одна группа говорит:

Мы в лес пойдем,

Грибов найдем,

Ребят мы громко позовем: Ау! Ау! Ау!

Никто не отзывается,

Лишь эхо откликается.

Вторая группа после этого говорит очень тихо: АУ, АУ, АУ. Потом дети меняются ролями.




  1. «Скажи, как я» (в кругу с мячом)

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.


Воспитатель бросает мяч по кругу, называет слова с выделением любого твердого и мягкого согласных звуков. Ребенок должен повторить слово так же и перебросить мяч воспитателю. В игре принимают участие все дети. Если ребенку требуется помощь, нужно повторить слово 2-3 раза с выделением звука.

  1. Упражнение «Найди братца».

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков.

Воспитатель раздает детям по одной картинке, в названии, которых есть звук «л» или «ль». На фланелеграф выставляет синий и зеленый кружки.

Воспитатель. Посмотрите на свои картинки. В названии предметов есть звук «л» — большой братец или звук «ль» - маленький братец. Поднимите картинки, в названии которых есть звук «л» (проверяет); теперь со звуком «ль»

Дети по очереди выходят, называют слово с выделением этих звуков и ставят картинкипосле соответствующих кружков. Один ребенок называет все слова со звуком «л», другой — со звуком «ль».

  1.  «Назови первый звук своего имени» (в кругу с мячом)

Цели: развивать фонематический слух, закреплять правильное произношение звуков.

Воспитатель предлагает ребенку, которому бросит мяч, назвать свое имя с выделением первого звука и этот же звук произнести изолированно.

  1. Игра «Будь внимательным» (в кругу с мячом)

Цели: развивать фонематический слух.

Воспитатель предлагает детям передавать мяч по кругу на каждое слово, но, если в слове есть звук «ш», перебросить мяч ему. Игра проводится в быстром темпе.


  1. Игра «Найди свой домик»

Цели: развивать фонематический слух, закреплять правильное произношение звуков, упражнять в различении твердых и мягких согласных звуков.

Детям раздаются предметные картинки. Предлагают определить первый звук в слове-названии. Одному ребенку дают синий, другому — зеленый кружок. Воспитатель говорит, что к синему кружку должны подойти те, у кого первый звук в слове — большой братец (твердый согласный, к зеленому — у кого слово начинается с мягкого согласного звука (маленький братец).

По сигналу «Найди свой домик» играющие встают около детей с соответствующими кружками. Воспитатель проверяет правильность выполнения, определяет команду-победительницу.

  1. Игра «Найди пару»

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, закреплять правильное произношение звуков.

Детям раздается по одной картинке.

Воспитатель. У каждого из вас картинка. Подумайте, с какого звука начинается ваше слово-название. По сигналу «Найди пару» вы должны найти картинку, на которой название предмета начинается с того же звука.

Воспитатель проверяет правильность выполнения задания. Каждая пара детей называет свои предметы и звук, с которого начинаются слова, их обозначающие.

  1. «Найди свою картинку».

Цель: Дифференциация звуков л – р в словах.

Оборудование: Картинки, в названиях которых есть звук л и р. На каждый звук подбирают одинаковое количество картинок.

Педагог раскладывает картинки. Затем распределяет детей на 2 группы и говорит, что одна группа будет подбирать картинки на звук л. А другая – на р. По сигналу педагога из каждой группы к столу подходит по одному ребенку. Один берет картинку на звук л, другой – на звук р. Подойдя к своей группе, ребенок хлопает по ладони впереди стоящего и становится в конец группы. А тот, кто оказывается первым, идет за следующей картинкой. Когда все дети возьмут картинки, обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои картинки.



Игры на формирование грамматического строя речи.



  1. Игра "Один - много".

Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.

Ход: Педагог показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку найти картинку с изображением этого же предмета, но в большом количестве.

Картинки: шар - шары, дом - дома, ведро - ведра и т.д.

Педагог показывает картинку и называет: шар.

- А у тебя, - спрашивает педагог, - что на картинке?

Ответ ребенка: У меня на картинке шары.

Таким образом предлагается назвать все картинки (5-6 картинок).

  1. Игра "Измени слово".

Цель: формировать умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.

Педагог называет слово в единственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.(Например, мяч – мячи; кукла – куклы)



  1. "Угадай, чьи это хвосты". 

Цель: закреплять в речи детей правильное употребление существительных в единственном числе родительном падеже.

На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой - изображения хвостов. Педагог показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост. (Например, это хвост белки). Аналогичным образом проводится игра "Чей клюв?".

  1. Игра "Кому нужны эти вещи".

Цель: закреплять в речи детей правильное употребление существительных в единственном числе дательном падеже.

 Детям предлагаются картинки, на которых изображены учитель , маляр , парикмахер , охотник , рыболов , продавец и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).

  1. Игра "Ответы на вопросы".

Цель: закреплять в речи детей правильное употребление существительных в единственном числе винительном падеже.

а) Что ты видишь вокруг себя? (Я вижу стол, шкаф)

б) Что ты любишь? (Я люблю конфеты)

в) Что ты нарисуешь красным карандашом? Зеленым карандашом? Желтым карандашом? и т.д. (Я нарисую красным карандашом помидор).

6.  Игра "Назови слова" 

Цель: закреплять в речи детей правильное употребление существительных в единственном числе творительном падеже.

Добавить слово к глаголу:

- рисовать (чем?) карандашом, мелком.

- мести (чем?) метлой, веником.

- писать (чем?) ручкой, карандашом, фломастером, маркером.

- копать (чем?) лопатой.

- пилить (чем?) пилой,

- причесываться (чем?) расческой,

- шить (чем?) иглой,

- резать (чем?) ножом.



7. Игра "Большой маленький".

Цель: выявить умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения.

Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких предметов.

Ход: Красные кружки - большой и маленький. Педагог предлагает назвать, что на карточке: маленький круг, большой круг.

Педагог предлагает ребенку назвать кружки без слов "большой" и "маленький".

Это? - показывает на маленький кружок.

Ответ ребенка: кружок.

А это? - показывает педагог на большой круг.

Ответ ребенка: круг.

Педагог: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки.

Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы - под кругом.

Педагог ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания.

Под маленьким кружком рисунки: елочка, шарик, мячик.

Под большим кругом рисунки: елка, шар, мяч.

Педагог предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие.

Ответ ребенка: елка, шар, мяч, елочка, шарик, мячик.

8. Игра "Назови сколько".

Картинки перевернуты, ребенок их не видит.

Цель: Выявить умение детей согласовывать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже.

Хода игры: Перед ребенком картинки, которые перевернуты

Педагог переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки.

Педагог: Назови предметы, которые нарисованы на карточках.

Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина.

- Перед тобой 4 карточки, но у меня еще и пятая, посмотри, - педагог предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. - Что на карточке?

Ответ ребенка: Кружки.

Педагог: сколько кружков?

Ответ ребенка: Два.

Педагог кладет карточку с изображением двух кружков перед картинками.

Педагог: Назови предметы, добавляя число 2.

Образец: два мяча, две елочки : продолжай.

Педагог меняет первую карточку на карточку с изображением пяти кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза.

Педагог: Открой глаза и посмотри, что изменилось.

Ребенок: Новая карточка.

Педагог: Сосчитай, сколько кружков на карточке.

Педагог предлагает назвать те же картинки, но добавлять число 5.

Образец: 5 мячей, 5 елочек.

9. «Разложи картинки».

Цель: учить детей различать род существительных.

Оборудование: набор предметных картинок:

  1. Карандаш, стакан, чайник, портфель, лук, огурец, мяч, телефон;

  2. Кастрюля, тарелка, книга, груша, чашка, ложка, свекла;

  3. Яблоко, полотенце, солнце, окно, зеркало, пальто, блюдце.

Педагог раздает детям картинки и говорит: «Дети, на картинках нарисованы разные предметы. Нужно разложить эти картинки на 3 кучки. В первую кучку мы будем класть только те предметы. Про которые можно сказать «он» (карандаш - он), во вторую – предметы, про которые можно сказать «она» (тарелка - она), в третью - предметы, про которые можно сказать «оно» (яблоко - оно). Дети по очереди называют предметы, которые нарисованы на их картинках, определяя их место.

  1. . «Мой – моя»

Цель: учить детей различать род притяжательных местоимений.

Оборудование: игрушки, личные вещи, 2 стола или 2 коробки.

Выбирают двух ведущих. Каждый из них садится за свой стол. Дети сдают им на хранение свои игрушки, личные вещи. При этом они произносят: «Сережа, вот моя кукла» («Возьми мою куклу»). «Вот мой робот» («Возьми моего робота»). Причем вещи, про которые можно сказать «мой», дети отдают одному ведущему, а вещи, про которые нужно говорить «моя» - другому ведущему. Если сдающий ошибается, вещь его не принимается, он приходит затем вторично. Можно прикрепить к столам или коробкам изображение мальчика («мой»), девочки – («моя»).







Игры на развитие связной речи.



  1. Игровое упражнение «Если бы...»

Цель — развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования.

Взрослый предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

«Если бы я был волшебником, то ...»

«Если бы я стал невидимым ...»

«Если весна не наступит никогда ...»

  1. День рождения куклы Аленушки.

Цель: развитие связной речи.

Оборудование: игрушки, изображающие хорошо знакомые детям предметы бытового окружения (их можно заменить картинками). Это могут быть предметы домашней утвари и посуды, личной гигиены, веник, ванночка. Расческа, предметы одежды и пр.

Гости приносят подарки , рассказывают и показывают в движении, как действовать с данными предметами при этом каждый ребенок учится подбирать нужные слова. С помощью взрослого дети приучаются передавать в развернутой и связной речевой форме свои впечатления и представления об окружающих предметах, их назначении и действиях с ними.

  1. Узнай меня.

Цель: развивать логическое мышление, связную речь.

Дети получают предметные картинки. Они должны указать признаки предмета и дат ь его описание: цвет, материал, форма, части, для чего, что ест, где живет, и т.д, не называя его самого. Например: «Это предмет неживой. Его можно встретить на кухне. У него есть ручка, крышка и носик. В нем кипятят воду» (это чайник).

  1. Продолжи предложение.

Цель: развивать логическое мышление, связную речь.

Воспитатель просит детей продолжить предложения:

Если в комнату принесли кусочек льда, то…

Мальчик заболел, у него поднялась высокая температура, потому что …

Когда наступает день рождения, то …

Если пойдет сильный дождь, то …

  1. Игра «Какая картинка не нужна?»


Цель: научить находить лишние для данного рассказа детали. Развивать связную речь детей.

Ход игры. Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ по картинкам.

  1. Игровое упражнение «Распространи предложение»

Цель — развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое взрослым предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, взрослый начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы получать знания».

  1. Игровое упражнение «Закончи сам»

Цель — развитие у детей воображения, связчной речи.

Взрослый рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

  1. «КТО ИНТЕРЕСНЕЕ ПРИДУМАЕТ»

Цель: учить детей составлять предложения по заданному глаголу.

Оборудование. Флажки, значки.

Описание игры. Педагог произносит одно слово (глагол), например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок. Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.

  1. «КТО СУМЕЕТ ПОХВАЛИТЬ»

Цель: подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Взрослый объясняет условия игры: «Пьеро принёс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы — хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисован апельсин. Можно так похвалить апельсин: апельсин вкусный или: апельсин ароматный. А булочку как можно похвалить? (Булочка мягкая.) Правильно, а тому, кто похвалит лучше всех, Пьеро подарит картинку».

Лексический материал: кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ёжик, лиса, мальчик и др.

  1. «НА ВЫСТАВКЕ»

Цель: давать описание картины, используя образные слова и выражения.

Взрослый размещает на мольберте или в групповой комнате детские рисунки (желательно тематически подобранные или по лексическим темам) и организует выставку. Назначает экскурсовода, который проводит экскурсию по выставке. Экскурсовод должен красиво описать картины, дать им названия. Если ребёнок в чём-то затрудняется, дети ему помогают. Воспитатель регулирует частоту смены экскурсоводов. В конце игры выбирается лучший экскурсовод.



  1. «ЗАГАДКА»

Цель: выделять признаки предметов, придумывать загадки, используя образные слова и выражения.

У каждого игрока на столе картинка, перевёрнутая изображением вниз.

Задание: придумать загадку по картинке и загадать всем присутствующим. Выиграет тот, кто придумает самые интересные загадки, подберёт сравнения, описания, «красивые» слова для своей загадки.





Игры на развитие восприятия художественной литературы.



  1. «Собери картинку»

Цель игры: учить детей из частей составлять целое изображение, называть сказку, действующих лиц, учить последовательно, рассказывать сказку. Воспитывать внимание, усидчивость. Развивать связную речь, обогащать словарный запас.

Ход игры: ребенку предлагается из частей собрать целое изображение сюжета определенной сказки. Ребенок должен назвать сказку и действующие лица, а затем рассказать сказку.

  1. «Отгадай произведение».

Цель: развивать воображение, умение выразительно передавать содержание, характеры знакомых произведений с помощью слова.

Взрослый выбирает одного-двух игроков, которые, используя кукол, шапочки или другие атрибуты, разыгрывают какой-либо эпизод, диалог из литературного произведения. Дети отгадывают, из какой сказки или рассказа этот отрывок. Кто отгадает первым и скажет, что предшествовало этому эпизоду, и какие действия в произведении за ним последуют, получит право загадывать следующую загадку. Игра повторяется несколько раз.

  1. «Сказочные клубочки».

Цель: развивать память, речь, закреплять знание сказок, количественный счет.

Педагог дает задание: «Определите, сколько сказок свернулось в клубок?»

«Жили – были дед и баба. И была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка яичко. Положила его баба на окошко студить. А дед пошел репу тянуть. Тянет, потянет. А вытянуть не может.»

  1. «Найди лишний персонаж».

Цель: закреплять знания разных сказок.

Оборудование: нарисованные герои конкретной сказки + изображение героя из другой сказки. (Например: Герои сказки «Репка» + еще изображение лисы).

Детям необходимо определить название, героев сказки и сказать, кто здесь лишний.

  1. «Угадай сказку по трем словам»

Цель: закреплять знания разных сказок.

  1. Коза, козлятки, волк («Волк и семеро козлят»)

  2. Старик, рыбка, старуха («Сказка о золотой рыбке»)

  3. Аленушка, козленок, колодец («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

  4. Буратино, Карабас, Мальвина («Сказка о золотом ключике»)

  1. «Какого персонажа не хватает»

Цель: закреплять знания разных сказок.

Оборудование: нарисованные герои определенной сказки, например, герои сказки «Теремок», не хватает медведя.

Детям необходимо определить название, героев сказки и сказать, кого из героев не хватает.

  1. «Кто больше?»

Цель: закреплять знания художественных произведений.

Педагог предлагает назвать как можно больше сказок, рассказов и басен, где героем является лиса (заяц, волк, медведь, и т.д.)

  1. «Из какой сказки герои?»

Цель: закреплять знания сказок и сказочных героев.

Педагог предлагает послушать загадки и отгадать название сказки и героев.

Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом…
Кем же были эти
Маленькие дети? («Волк и семеро козлят»)

В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил. («Красная шапочка»)

Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка? («Колобок»)

Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? («3 медведя»)

  1. «Закончи пословицу или поговорку».

Цель: расширять и закреплять знания пословиц и поговорок.

Педагог читает пословицы не до конца, а ребята заканчивают.

Хлеб всему… (голова).

Без труда не вынешь … (рыбку из пруда).

Не имей 100 рублей, а имей … (100 друзей).

Один в поле … ( не воин).

Ученье — свет ... (а неученье — тьма).

  1. «Знатоки пословиц».

Цель: расширять и закреплять знания пословиц.

Педагог читает тексты пословиц без ключевого слова. Дети должны его назвать.

Приходит во время еды. (Аппетит)

Без труда из водоема не вытащишь. (Рыбка)

Дорога к обеду. (Ложка)

Всему голова. (Хлеб)

Порядковый номер блина, получившегося комом. (Первый)



Игры на подготовку детей к обучению грамоты.



  1. « Красный – белый».

Цель: нахождение звука в словах, воспринятых на слух.

Оборудование: По два кружка на каждого ребенка, красный и белый.

Описание игры: Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук.

Если в слове есть заданный звук, дети должны поднять красный кружок, если нет – белый.

  1. « Кто больше».

Цель: нахождение звука в названиях предмета по картине.

Оборудование: Сюжетная картина, на которой изображены предметы с определенным звуком.

Описание игры: Педагог показывает картину. После рассмотрения картины педагог предлагает назвать предметы с заданным звуком. За каждое слово дается картонный кружок. Выигрывает тот, у кого больше кружков.

  1. « Поймай рыбку».

Цель: Активизация словаря, автоматизация отдельных звуков.

Оборудование: Предметные картинки с прикрепленными к ним скрепками, удочка с магнитом.

Описание игры: Дети по очереди вылавливают удочкой различные картинки. Называют их, определяют наличие или отсутствие в названии заданного звука. За правильный ответ ребенок получает балл, выигрывает тот, кто наберет больше баллов. Например, это дом, здесь есть звук «о».

  1. «Определи первый звук в слове».

Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове.

Оборудование: карточки с предметными картинками по количеству детей. Набор предметных картинок: арбуз, автобус, ананас, аист; утюг, улитка, усы, утка, удочка; иголка, индюк; ослик, осы, окунь, т.д.

Педагог раздает карточки и спрашивает, у кого из ребят в названии предмета первый звук «а», «о». «у», «и».

  1. «Цепочка слов».

Цель: упражнять детей в выделении первого и последнего звука в слове.

Оборудование : карточки с предметными картинками (карандаш, шапка, арбуз, зебра, автобус, слон, носок, ключ, чайник)

На столах у детей лежат карточки, у воспитателя – карточка с изображением карандаша. Воспитатель объясняет: «Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова карандаш. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово карандаш. Кто из вас найдет предмет с таким названием на картинке, присоединит свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове». Когда будет выложена вся цепочка, воспитатель предлагает детям хором называть предметы, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.

  1. «Найди и обведи».

Цель: способствовать развитию фонематического слуха.

Оборудование: листы бумаги с изображением нескольких предметов:

- стол, чашка, бант, стул;

- арбуз, кит, кран, дом;

- аист, гриб, шарик, чашка.

Воспитатель просит назвать предметы, нарисованные на картинке, затем обвести те предметы, в названии которых есть звук «а».

  1. «Определи место звука в слове».

Цель: способствовать развитию фонематического слуха, развивать умение определять место звука в слове.

Оборудование: предметные картинки по количеству детей: автобус, флаг, белка, бант, арбуз, кран, аист, апельсин, шар, книга, рука, шарф, глаз, лиса и т.д.

Воспитатель просит поднять картинку, где звук «а» находится в начале слова (в середине, в конце).

  1. «Кто внимательный».

Цель: способствовать развитию фонематического слуха, учить внимательно слушать текст, выделяя в нем слова с определенным звуком.

Например, послушайте стихотворение и запомните слова, где есть звук «а».

Аист азбуку учил и пятерку получил.

И сегодня без подсказки сам себе читает сказки.

  1. «Подбери слово к схеме».

Цель: способствовать развитию фонематического слуха, развивать умение определять место звука в слове и соединять схемы с картинками, к которым они подходят.

Оборудование: предметные картинки с изображением кенгуру, улитки и жука и схемы расположения звука «у» в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы).

Необходимо соединить схемы с картинками, к которым они подходят (улитку с прямоугольником, где квадрат в начале; жука – в середине; кенгуру – в середине и в конце).

  1. «Ну-ка, буква, отзовись».

Цель: способствовать развитию фонематического слуха, закреплять умение определять конкретный звук в словах и соотносить с соответствующей буквой.

Оборудование: рисунок с изображением предметов (например: рак, зонт, сыр, лук) и написанные буквы.

Педагог просит детей определить какие гласные звуки есть в названиях нарисованных предметов и соединить картинку с соответствующей буквой.

  1. «Кто в домике живет?»

Цель: упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

Оборудование: карточки в виде плоских домиков с 4 окошками. Под каждым окошком кармашек, куда вставляется картинка. На чердачном окошке – буква. Предметные картинки на разные звуки: «к» - кот, коза, кит, кенгуру, крокодил; «з» - зебра, заяц, коза, обезьяна; «с» - слон, собака, сорока, лиса; «р» - рак, тигр, ворона, воробей; «ж» - ежик, жаба, жираф, журавль.

Воспитатель рассказывает, что для зверей и птиц построили домики. Надо расселить животных. В первом домике могут жить те животные, в названии которых есть звук «к», во втором - те, у кого в названии есть звук «з». В каждом домике 4 квартиры. Найдите 4 животных и переселите в домик.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!