СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дидактика как теория обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактика  — это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.Дидактика (от греч. didaktikos – «поучающий, относящийся к обучению» и didasko  - «изучающий») – это составная часть педагогики, изучающая особенности целенаправленного процесса обучения.

Просмотр содержимого документа
«Дидактика как теория обучения»

ДИДАКТИКА КАК ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ

Содержание материала:

  • Дидактика: предмет, функции.

  • Категории дидактики.

  • История развития дидактики.

  • Дидактические теории и концепции.

  • Дидактическая система.

Педагогическая наука изучает обучение и воспитание в их единстве и целостности как особую, социально и личностно детерминированную, целенаправленную деятельность по приобщению подрастающих поколений к жизни общества. Для детального и конкретного рассмотрения каждой из двух частей деятельности и их наиболее эффективного объединения выделяют, соответственно, педагогические дисциплины — теорию обучения и теорию воспитания. Педагогическая дисциплина, исследующая обучение на теоретическом, наиболее общем, уровне, называется дидактикой. Отсюда следует, что дидактика — это педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм.

Дидактика (от греч. didaktikos – «поучающий, относящийся к обучению» и didasko - «изучающий») – это составная часть педагогики, изучающая особенности целенаправленного процесса обучения. Это традиционное понимание дидактики. Существуют также другие точки зрения – 1) педагогика и дидактика перекрещиваются, 2) педагогика – часть дидактики.

С процессом обучения мы сталкиваемся повсеместно, с самого рождения. В обучении других и самообучении заключается, в частности, сущность человека. Помимо человека обучать может природа, театр, искусство, кино и телевидение. Однако часто это спонтанное, стихийное обучение. Такой процесс обучения не является предметом дидактики.

Предмет дидактики – сознательный, планомерный, систематический процесс обучения, условия его организации, протекания, результаты.

Важно разграничивать понятия обучения и образования. Образование – более широкая и полисмысловая категория. Смысл образования является вершиной всех дидактических систем. Образование – это социокультурный институт и феномен. А обучение – это средство образования, основное и наиболее эффективное. Именно посредством обучения происходит образование, воспитание и развитие личности.

Теория обучения оперирует свойственными ей понятиями. Наиболее употребительными терминами являются: обучение, образование, учение, принципы, содержание, методы обучения, формы организации обучения и др.

Образование - это процесс и результат обучения, связанный с усвоением учащимися знаний, умений и навыков, формированием мировоззрения, нравственных качеств личности, развитием их творческих сил и способностей.

Обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся. Обучение представляет собой единство процессов преподавания и учения.

Преподавание - процесс деятельности преподавателя в ходе обучения.

Учение - процесс деятельности ученика в учебном процессе.

Принципы обучения - важнейшие дидактические требования, которые обеспечивают эффективное функционирование учебного процесса.

Содержание образования - система знаний, умений и навыков, которые являются основой для развития и формирования личности человека.

Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, воспитанию и развитию в процессе обучения.

Формы организации обучения - это особенности объединения учащихся для занятий с учителем, в процессе которых совершается учебно- познавательная деятельность. Дидактика отвечает на следующие вопросы:

  1. Для чего обучать? Раскрывает и реализует цели образования.

  2. Чему обучать? Определяет содержание образования, разрабатывая образовательные стандарты, учебные программы и т.п.

  3. Как обучать? Отбирает дидактические принципы, методы и формы обучения.

Функции дидактики:

  1. Научно-теоретическая. Анализ структуры и содержания процесса обучения, выявление закономерностей, формулирование принципов обучения.

  2. Прикладная. Определение объема, содержания, средств обучения. Создание оптимальных условий для функционирования определенной модели, технологии обучения с учетом меняющихся условий, контроль, определение мероприятий по коррекции результатов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя