КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В 7 КЛАССЕ
Тема урока: «Дефекты машинной строчки»
Цель урока: создать условия, способствующие формированию умений определять качество машинной строчки, неполадки в работе швейной машины и умений устранять петляние строчки сверху, петляние строчки снизу.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания учащихся по машиноведению, научить видеть плохое качество строчки, определять причину петляния строчки сверху, петляния строчки снизу.
Развивающие: корригировать мышление учащихся путём постановки проблемных вопросов, развивать зрительное восприятие и мышление через заполнение пробелов в таблице, путём наблюдений за качеством пробных строчек.
Воспитательные: формирование осознанной потребности в изучении предмета швейного дела, формирование умений у учащихся применять полученные знания на практике.
Оборудование и наглядность:
швейные машины, лоскутки тканей для тренинговых упражнений,
буквы слова МАШИНА,
альбомы учащихся, клей,
раздаточные листы с печатным текстом «Отчего петляет машинная строчка»,
набор досок и цветных колокольчиков для оценки работ,
мультимедийный проектор, презентация «Дефекты машинной строчки».
Словарь: регулятор натяжения, колпачок, шайба, челнок, шпулька.
Тип урока: комбинированный.
Методы: наглядный, имитационные игровые занятия (обучающие игры, тренинговые упражнения).
Формы работы: фронтальная и индивидуальная.
Данный урок обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:
1.Личностные – формирование умения вторично использовать полученные знания на практике, развитие умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы.
2.Метапредметные – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, самооценки, побуждения учащихся к деятельности.
3.Предметные – закрепление знаний по машиноведению, приобретение умений видеть и устранять причину петляния строчки сверху, петляния строчки снизу.
Ход урока.
I.Организационный момент.
Учитель: Рада всех вас приветствовать на уроке, у нас всё хорошо, мы готовы к работе.
Задание.
На каждом рабочем месте спряталась буква, найдите её.
Подойдите ко мне и прикрепите на доске свою находку.
Какое слово можно составить из этих букв? (МАШИНА)
Давайте вспомним, как надо готовиться к работе за швейной машиной.
Сели шить мы за машину,
Держим ровно корпус, спину.
Пальцы – дальше от иголки,
Под заколки спрячем чёлки.
Сегодня на уроке вы будете получать жетоны-колокольчики за правильные ответы. В конце урока подсчитаем, на чьей полянке вырастет больше колокольчиков.
II. Сообщение темы занятия.
Продолжим знакомство со швейными машинами.
III. Повторение изученного ранее материала.
Повторим известные сведения о швейных машинах.
Презентация «Дефекты машинной строчки».
Слайды № 3,4,5.6,7,8,9.
Правильные ответы: УШКО, РЕГУЛЯТОР, МОТАЛКА,ЧЕЛНОК, ЛАПКА, ШПУЛЬКА.
Вывод: МОЛОДЦЫ! Знаете основные детали швейной машины.
IV. Повторение правил безопасной работы на швейной машине.
Учитель: Приготовьте, пожалуйста, листок бумаги и карандаш.
Вам надо выполнять работу самостоятельно, выбирайте правильные номера ответов и записывайте этот номер на листок. .
Слайд № 11Что нужно сделать до начала работы на швейной машине?
1. Смазать машину маслом.
2. Проверить качество строчки.
3. Положить лоскуток ткани под лапку.
Слайд № 12. Перед работой на швейной машине нужно:
1. Убрать из изделия булавки и иголки.
2. Удалить смёточные стежки
3. Хорошо прочертить линии на деталях.
Слайд № 13. Во время работы на швейной машине нельзя:
1. Увеличивать натяжение нити.
2. Заправлять верхнюю нить при включенной машине.
3. Строчить на высокой скорости.
Правильный ответ: 212
Вывод:До начала работы на швейной машине надо проверить качество строчки и убрать из изделия булавки и иголки. Во время работы на швейной машине нельзя заправлять верхнюю нить при включённой машине.
Физкультминутка.
Прошу всех встать, выйти в проход.
Под музыку отдохнём, немного все подвигаемся. Слайд № 14.
Задачи урока.
Учитель: Прежде чем приступить к пошиву изделия, надо убедиться в хорошем качестве строчки. Для этого следует выполнить пробные строчки на сложенной вдвое ткани.
Слайд № 15. Пример плохой, некачественной строчки.
Слайд № 16.Задачи для вас на этом уроке:
научится видеть плохое качество строчки,
определять причину петляния строчки сверху, петляния строчки снизу.
V. Объяснение нового материала.
Слайд № 17 Качественная строчка.
Слайд № 18 Дефекты строчки.
Слайд № 19 Регулировка натяжения нижней нити (повторяли на прошлом занятии).
-Какой инструмент необходим для регулировки нижней нити?
-Усилится ли натяжение нижней нити, если повернём винт вправо?
-В какую сторону поворачиваем винт, если ослабляем натяжение нижней нити?
VI. Практические исследования учащихся.
Слайд № 20.
Сложить лоскут ткани вдвое.
Выполнить пробные строчки.
Оцените качество пробных строчек.
Какая строчка петляет?
Как исправить этот недостаток?
Что произойдет, если неправильно заправить верхнюю или нижнюю нить?
Что произойдет, если сделать натяжение верхней или нижней ниток более сильным или более слабым по отношению друг к другу?
Сделайте вывод по итогам своей работы.
VII. Закрепление полученных знаний.
Слайд № 21.
Чтение текста учащимися на слайдах. Применив поисково-исследовательский метод, попробовав на практике разные варианты, учащиеся составляют таблицу дефектов строчки.
Если строчка петляет снизу, значит слабое натяжение верхней нити и надо её натяжение усилить, повернуть гайку регулятора натяжения вправо на 1-2 оборота.
Если строчка петляет сверху, значит сильное натяжение верхней нити и надо её натяжение ослабить, повернуть гайку регулятора натяжения влево на 1-2 оборота.
Слайд № 22. Вопросы на повторение.
Машина петляет сверху или снизу. Как называется этот дефект строчки?
Как исправить петляние нити сверху?
Как исправить петляние нити снизу?
VIII. Итог урока.
- Какие перед вами стояли задачи на уроке?
- Научились ли вы определять дефекты строчек?
-Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке? Когда и где пригодятся?
Слайд № 23. Оцените ваш труд.
- Подсчитаем, сколько цветов выросло на вашей полянке?
- Какие оценки вы бы себе поставили за работу?
- С каким настроением уходите с урока? Благодарю за работу.