СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Деятельность учителя музыки по реализации здоровьесберегающих технологий в процессе музыкального образования школьников»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Объект  исследования:   образовательный процесс в школе Предмет  исследования: педагогические условия реализации здоровьесберегающих  технологий на уроках музыки Цель исследования: выявить педагогические условия, деятельность учителя по реализации здоровьесберегающих  технологий на уроках музыки   

Просмотр содержимого документа
««Деятельность учителя музыки по реализации здоровьесберегающих технологий в процессе музыкального образования школьников»»

Студент : Керимов Багама Расулович, 4а Специальность:  53.02.01 «Музыкальное образование» Руководитель: Ханча Д. Д. Государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение  «Республиканский педагогический колледж  имени М.М.Меджидова»     Выпускная квалификационная работа по теме: « Деятельность учителя музыки по реализации здоровьесберегающих технологий в процессе музыкального образования школьников»

Студент : Керимов Багама Расулович, 4а

Специальность: 53.02.01 «Музыкальное образование»

Руководитель: Ханча Д. Д.

Государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Республиканский педагогический колледж имени М.М.Меджидова»

Выпускная квалификационная работа по теме:

« Деятельность учителя музыки по реализации здоровьесберегающих технологий в процессе музыкального образования школьников»

 Объект исследования : образовательный процесс в школе Предмет исследования : педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий на уроках музыки Цель исследования: выявить педагогические условия, деятельность учителя по реализации здоровьесберегающих технологий на уроках музыки

Объект исследования : образовательный процесс в школе

Предмет исследования : педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий на уроках музыки

Цель исследования: выявить педагогические условия, деятельность учителя по реализации здоровьесберегающих технологий на уроках музыки

Задачи исследования: - провести теоретический анализ научных подходов к реализации здоровьесберегающих технологий в музыкальном образовании школьников; - выявить педагогические условия здоровьесберегающих технологий на уроках музыки; - изучить психотерапевтические возможности музыкального искусства;  - проанализировать и определить роль учителя музыки в здоровьесберегающей педагогике;  - научить школьников управлять своим эмоциональным состоянием посредством музыки; - способствовать воспитанию нравственно, физически, эмоционально здоровой личности;  - определить музыкальные произведения для психологической разгрузки.

Задачи исследования:

- провести теоретический анализ научных подходов к реализации здоровьесберегающих технологий в музыкальном образовании школьников;

- выявить педагогические условия здоровьесберегающих технологий на уроках музыки;

- изучить психотерапевтические возможности музыкального искусства;

- проанализировать и определить роль учителя музыки в здоровьесберегающей педагогике; - научить школьников управлять своим эмоциональным состоянием посредством музыки;

- способствовать воспитанию нравственно, физически, эмоционально здоровой личности; - определить музыкальные произведения для психологической разгрузки.

Гипотеза исследования. Если в образовательном процессе школы будут созданы следующие педагогические условия: - построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с учетом вопросов здоровьесбережения школьников; - обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей; - формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье; - тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся, то это будет способствовать эффективности реализации здоровьесберегающих технологий в школе.

Гипотеза исследования. Если в образовательном процессе школы будут созданы следующие педагогические условия:

- построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с учетом вопросов здоровьесбережения школьников;

- обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей;

- формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье;

- тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся, то это будет способствовать эффективности реализации здоровьесберегающих технологий в школе.

Методы исследования: теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической, методической и медицинской литературы; эмпирические методы: анкетирование (младших школьников и родителей), наблюдение, беседа с учителями музыки, анализ документации, продуктов деятельности детей.

Методы исследования:

  • теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической, методической и медицинской литературы;
  • эмпирические методы: анкетирование (младших школьников и родителей), наблюдение, беседа с учителями музыки, анализ документации, продуктов деятельности детей.
Выводы по первой главе Правильно спланированный и организованный урок с позиции здоровьесбережения оказывает положительное влияние на умственную работоспособность, на развитие зрительного восприятия, внимания и в конечном итоге на успеваемость в школе. Для правильной организации учебно-воспитательного процесса учитель должен иметь колоссальный багаж знаний, который постоянно должен пополняться.

Выводы по первой главе

Правильно спланированный и организованный урок с позиции здоровьесбережения оказывает положительное влияние на умственную работоспособность, на развитие зрительного восприятия, внимания и в конечном итоге на успеваемость в школе. Для правильной организации учебно-воспитательного процесса учитель должен иметь колоссальный багаж знаний, который постоянно должен пополняться.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ Цель исследования - определить степень сформированности культуры здорового образа жизни среди младших школьников и наметить мероприятия посредством приобщения их к дальнейшему здоровому образу жизни. Для этого было использовано несколько диагностических .методик 1) Анкета для выявления уровня знаний о ЗОЖ - Ю.В. Науменко

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ

Цель исследования - определить степень сформированности культуры здорового образа жизни среди младших школьников и наметить мероприятия посредством приобщения их к дальнейшему здоровому образу жизни.

Для этого было использовано несколько диагностических .методик

1) Анкета для выявления уровня знаний о ЗОЖ - Ю.В. Науменко

2) Для выявления уровня тревожности была провена экспресс-диагностика личностной склонности к сниженному настроению - В.В. Бойко

2) Для выявления уровня тревожности была провена экспресс-диагностика личностной склонности к сниженному настроению - В.В. Бойко

3) Для выявления особенностей жизнедеятельности учащихся класса, направленных на сохранение и укрепление здоровья, мы предложим детям анкету «Расти здоровым» - В.С. Кукушин

3) Для выявления особенностей жизнедеятельности учащихся класса, направленных на сохранение и укрепление здоровья, мы предложим детям анкету «Расти здоровым» - В.С. Кукушин

4) Так же был проведен опрос родителей, автор И.В. Чупаха, с целью выявления их роли в формировании здоровья детей и приобщении их к здоровому стилю жизни

4) Так же был проведен опрос родителей, автор И.В. Чупаха, с целью выявления их роли в формировании здоровья детей и приобщении их к здоровому стилю жизни

Реализации здоровьесберегающих технологий на формирующем этапе исследования Терапевтические возможности музыкального искусства: Вокалотерапия Логоритмика Ритмотерапия Музыкально-ритмические упражнения Ритмические упражнения Музыкотерапи Музыкально-рациональная психотерапия Сказкотерапия

Реализации здоровьесберегающих технологий

на формирующем этапе исследования

Терапевтические возможности музыкального искусства:

  • Вокалотерапия
  • Логоритмика
  • Ритмотерапия
  • Музыкально-ритмические упражнения
  • Ритмические упражнения
  • Музыкотерапи
  • Музыкально-рациональная психотерапия
  • Сказкотерапия
Контрольный этап исследования Сравнительная таблица динамики сформированности  культуры здорового образа жизни у школьников в процессе исследования  Таблица 1 Уровни сформированности По данным Низкий констатирующего эксперимента После обучения, 20% культуры ЗОЖ Поверхостный по данным итогового 15% Средний 10% Высокий эксперимента 15% 35% 30% 35% 40%

Контрольный этап исследования

Сравнительная таблица динамики сформированности культуры здорового образа жизни у школьников в процессе исследования

Таблица 1

Уровни

сформированности

По данным

Низкий

констатирующего эксперимента

После обучения,

20%

культуры ЗОЖ

Поверхостный

по данным итогового

15%

Средний

10%

Высокий

эксперимента

15%

35%

30%

35%

40%

Программа музыкальных произведений для проведения сеансов отдыха в школе Мобилизующий вариант сеанса отдыха Упражнение Музыкальный  фон Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха Бах. Прелюдия №1 Расслабление мимических мышц Время Бах. Прелюдия №8 2 мин Расслабление мышц рук Расслабление мышц туловища Бах. Хор 4 мин Шопен. Прелюдия №4 3 мин Расслабление мышц ног 2 мин Шопен.Прелюдия 13 Мобилизация физического и психического тонуса Глюк  «Мелодия» 4 мин Формирование состояния уверенности и репродукция предстоящей деятельности 4 мин Таривердиев. «Мгновение»; Бизе - Щедрин «Тореадор» 1 мин 45 с.

Программа музыкальных произведений для проведения сеансов отдыха в школе

Мобилизующий вариант сеанса отдыха

Упражнение

Музыкальный фон

Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха

Бах. Прелюдия №1

Расслабление мимических мышц

Время

Бах. Прелюдия №8

2 мин

Расслабление мышц рук

Расслабление мышц туловища

Бах. Хор

4 мин

Шопен. Прелюдия №4

3 мин

Расслабление мышц ног

2 мин

Шопен.Прелюдия 13

Мобилизация физического и психического тонуса

Глюк «Мелодия»

4 мин

Формирование состояния уверенности и репродукция предстоящей деятельности

4 мин

Таривердиев. «Мгновение»; Бизе - Щедрин «Тореадор»

1 мин

45 с.

Успокаивающий вариант сеанса отдыха Упражнение Музыкальный  фон Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха Время Расслабление мимических мышц Бах. Прелюдия №1 Бах. Прелюдия №8 2 мин. Расслабление мышц туловища 4 мин. Шопен.Прелюдия №4 Расслабление мышц ног Шопен.Прелюдия 13 2 мин. Регуляция ритма дыхания Шопен Прелюдия 15 4 мин. Регуляция ритмасердечных сокращений Шопен.Прелюдия 15 Выход из состояния расслабленности 1 мин.  1 мин. Глюк  «Мелодия» Общая активизация Шопен Прелюдия 17 4 мин. 3 мин.

Успокаивающий вариант сеанса отдыха

Упражнение

Музыкальный фон

Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха

Время

Расслабление мимических мышц

Бах. Прелюдия №1

Бах. Прелюдия №8

2 мин.

Расслабление мышц туловища

4 мин.

Шопен.Прелюдия №4

Расслабление мышц ног

Шопен.Прелюдия 13

2 мин.

Регуляция ритма дыхания

Шопен Прелюдия 15

4 мин.

Регуляция ритмасердечных сокращений

Шопен.Прелюдия 15

Выход из состояния расслабленности

1 мин.

1 мин.

Глюк «Мелодия»

Общая активизация

Шопен Прелюдия 17

4 мин.

3 мин.

Выводы по 2-ой главе  Выбранные нами технологии, методы и формы организации деятельности учащихся на уроках музыки позволяют решать задачи  здоровьесбережения  в условиях учебно-познавательной деятельности.  На уроках музыки необходимо использовать не только музыкально-педагогические методы обучения, но и музыкально-терапевтические .

Выводы по 2-ой главе

Выбранные нами технологии, методы и формы организации деятельности учащихся на уроках музыки позволяют решать задачи  здоровьесбережения  в условиях учебно-познавательной деятельности.

На уроках музыки необходимо использовать не только музыкально-педагогические методы обучения, но и музыкально-терапевтические .

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ Условиями эффективной реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе являются: - создание оптимальных санитарно-гигиенических условий на уроке с учетом вопросов здоровье сбережения; - обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей; - установление межпредметных связей; - логичность и эмоциональность всех этапов учебной деятельности; - эффективное использование на уроках подвижных игр; - формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье; тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Условиями эффективной реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе являются:

- создание оптимальных санитарно-гигиенических условий на уроке с учетом вопросов здоровье сбережения;

- обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей;

- установление межпредметных связей;

- логичность и эмоциональность всех этапов учебной деятельности;

- эффективное использование на уроках подвижных игр;

- формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье;

  • тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!