Студент : Керимов Багама Расулович, 4а
Специальность: 53.02.01 «Музыкальное образование»
Руководитель: Ханча Д. Д.
Государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Республиканский педагогический колледж имени М.М.Меджидова»
Выпускная квалификационная работа по теме:
« Деятельность учителя музыки по реализации здоровьесберегающих технологий в процессе музыкального образования школьников»
Объект исследования : образовательный процесс в школе
Предмет исследования : педагогические условия реализации здоровьесберегающих технологий на уроках музыки
Цель исследования: выявить педагогические условия, деятельность учителя по реализации здоровьесберегающих технологий на уроках музыки
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ научных подходов к реализации здоровьесберегающих технологий в музыкальном образовании школьников;
- выявить педагогические условия здоровьесберегающих технологий на уроках музыки;
- изучить психотерапевтические возможности музыкального искусства;
- проанализировать и определить роль учителя музыки в здоровьесберегающей педагогике; - научить школьников управлять своим эмоциональным состоянием посредством музыки;
- способствовать воспитанию нравственно, физически, эмоционально здоровой личности; - определить музыкальные произведения для психологической разгрузки.
Гипотеза исследования. Если в образовательном процессе школы будут созданы следующие педагогические условия:
- построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса с учетом вопросов здоровьесбережения школьников;
- обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей;
- формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье;
- тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся, то это будет способствовать эффективности реализации здоровьесберегающих технологий в школе.
Методы исследования:
- теоретические методы: теоретический анализ психолого-педагогической, методической и медицинской литературы;
- эмпирические методы: анкетирование (младших школьников и родителей), наблюдение, беседа с учителями музыки, анализ документации, продуктов деятельности детей.
Выводы по первой главе
Правильно спланированный и организованный урок с позиции здоровьесбережения оказывает положительное влияние на умственную работоспособность, на развитие зрительного восприятия, внимания и в конечном итоге на успеваемость в школе. Для правильной организации учебно-воспитательного процесса учитель должен иметь колоссальный багаж знаний, который постоянно должен пополняться.
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЕ
Цель исследования - определить степень сформированности культуры здорового образа жизни среди младших школьников и наметить мероприятия посредством приобщения их к дальнейшему здоровому образу жизни.
Для этого было использовано несколько диагностических .методик
1) Анкета для выявления уровня знаний о ЗОЖ - Ю.В. Науменко
2) Для выявления уровня тревожности была провена экспресс-диагностика личностной склонности к сниженному настроению - В.В. Бойко
3) Для выявления особенностей жизнедеятельности учащихся класса, направленных на сохранение и укрепление здоровья, мы предложим детям анкету «Расти здоровым» - В.С. Кукушин
4) Так же был проведен опрос родителей, автор И.В. Чупаха, с целью выявления их роли в формировании здоровья детей и приобщении их к здоровому стилю жизни
Реализации здоровьесберегающих технологий
на формирующем этапе исследования
Терапевтические возможности музыкального искусства:
- Вокалотерапия
- Логоритмика
- Ритмотерапия
- Музыкально-ритмические упражнения
- Ритмические упражнения
- Музыкотерапи
- Музыкально-рациональная психотерапия
- Сказкотерапия
Контрольный этап исследования
Сравнительная таблица динамики сформированности культуры здорового образа жизни у школьников в процессе исследования
Таблица 1
Уровни
сформированности
По данным
Низкий
констатирующего эксперимента
После обучения,
20%
культуры ЗОЖ
Поверхостный
по данным итогового
15%
Средний
10%
Высокий
эксперимента
15%
35%
30%
35%
40%
Программа музыкальных произведений для проведения сеансов отдыха в школе
Мобилизующий вариант сеанса отдыха
Упражнение
Музыкальный фон
Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха
Бах. Прелюдия №1
Расслабление мимических мышц
Время
Бах. Прелюдия №8
2 мин
Расслабление мышц рук
Расслабление мышц туловища
Бах. Хор
4 мин
Шопен. Прелюдия №4
3 мин
Расслабление мышц ног
2 мин
Шопен.Прелюдия 13
Мобилизация физического и психического тонуса
Глюк «Мелодия»
4 мин
Формирование состояния уверенности и репродукция предстоящей деятельности
4 мин
Таривердиев. «Мгновение»; Бизе - Щедрин «Тореадор»
1 мин
45 с.
Успокаивающий вариант сеанса отдыха
Упражнение
Музыкальный фон
Вводная часть. Установка на состояние покоя и отдыха
Время
Расслабление мимических мышц
Бах. Прелюдия №1
Бах. Прелюдия №8
2 мин.
Расслабление мышц туловища
4 мин.
Шопен.Прелюдия №4
Расслабление мышц ног
Шопен.Прелюдия 13
2 мин.
Регуляция ритма дыхания
Шопен Прелюдия 15
4 мин.
Регуляция ритмасердечных сокращений
Шопен.Прелюдия 15
Выход из состояния расслабленности
1 мин.
1 мин.
Глюк «Мелодия»
Общая активизация
Шопен Прелюдия 17
4 мин.
3 мин.
Выводы по 2-ой главе
Выбранные нами технологии, методы и формы организации деятельности учащихся на уроках музыки позволяют решать задачи здоровьесбережения в условиях учебно-познавательной деятельности.
На уроках музыки необходимо использовать не только музыкально-педагогические методы обучения, но и музыкально-терапевтические .
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Условиями эффективной реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе являются:
- создание оптимальных санитарно-гигиенических условий на уроке с учетом вопросов здоровье сбережения;
- обеспечение необходимых условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учетом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей;
- установление межпредметных связей;
- логичность и эмоциональность всех этапов учебной деятельности;
- эффективное использование на уроках подвижных игр;
- формирование умения учиться, заботясь о своем здоровье;
- тщательная диагностика, планирование и контроль каждого урока с учетом особенностей развития учащихся.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!