СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деепричастие как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство учащихся с деепричастием,формирование знаний о грамматических особенностях деепричастий, месте и роли деепричастий в речи.

Просмотр содержимого документа
«Деепричастие как часть речи»

Методическая разработка урока по теме «Деепричастие как часть речи» 7 класс

Автор: Гареева Адиля Касымовна.

Цели и задачи урока:

образовательные: формирование знаний о грамматических особенностях деепричастий, месте и роли деепричастий и деепричастных оборотов в речи;

развивающие: формирование умения правильного употребления деепричастий в речи; умение работать с текстом;

воспитательные: формирование умений и навыков самостоятельной работы.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Этап проверки домашнего задания. Ученики читают выполненное упражнение, комментируя орфограммы.

III.Объявление темы урока. Запись в тетради даты, темы урока.

1.Слово учителя. Наш урок мы начнем, как обычно, с орфоэпической зарядки. На доске написаны слова, в них надо поставить ударения (в 1-ом столбике – на втором слоге, в 2-ом и 3-ем столбиках – на первом слоге).

Звонящий могущий созданный

Умерший дышащий начатый

Положенный переданный прожитый

Ученик ставит ударения в словах, и все их произносят. Если есть ошибки, исправляются.

-Ребята, слова какой части речи мы прочитали и произнесли? (Причастие).

-Как вы узнали, что это причастия? (Суффиксы, вопросы, обозначает признак действия).

4.Изучение новой темы.

Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по Морфологии.

-Что изучается в разделе Морфология?

-Какие части речи вы знаете?

Наша остановка на станции, которая называется «Деепричастие».

Деепричастие…Что это за слово такое странное? В нем нам знакома вторая часть. Что же означает первая? Попробуем подобрать родственные слова: деятель, действие, деятельность, дееспособный.

Обратимся к справочнику. Слово деепричастие состоит из двух частей: «дее»(от глагола «деять»- делать) + причастие. Этот термин возник в XVIII веке, и объяснить его можно как «причастность к действию».



2.На экране написаны 2 предложения. Прочитайте и запишите эти предложения, сравните их.

1. Гость улыбнулся хозяевам и взял ложку.

2.Улыбнувшись хозяевам, гость взял ложку.

-Найдите грамматическую основу в 1-ом предложении. Сколько в нем сказуемых? Что они обозначают? (Два сказуемых. Обозначают однородные действия).

- Рассмотрим 2-ое предложение. Грамматическая основа – Гость взял. А улыбнувшись чем является?

Попробуем задать вопрос. От какого слова задается вопрос?

-Можно ли сказать, сто слова ВЗЯЛ и УЛЫБНУВШИСЬ обозначают однородные действия? (Нет. Одно из них- взял- обозначает главное действие, а второе – улыбнувшись- добавочное).

Слово УЛЫБНУВШИСЬ является деепричастием. Оно обозначает добавочное действие.

-Каким членом предложения является деепричастие? (Обстоятельством)

-Как образуется данное деепричастие, от какого слова? (От глагола улыбнуться).



3. Обратимся к стихотворению Вадима Шефнера.

В 1-ой строфе найдем слово, которое обозначает основное действие (дремлют). А теперь найдем слова, которые обозначают добавочное действие (сникнув, потеряв). От какого слова задаем вопрос к этим словам? (дремлют как? что сделав? )



4.Мы сказали, что деепричастия УЛЫБНУВШИСЬ, СНИКНУВ, ПОТЕРЯВ обозначают добавочное действие. Значит, они имеют глагольные признаки. Какие?

- Вид. Возвратность.

УЛЫБНУВШИСЬ - возвр., сов. вид.

СНИКНУВ - невозвр., сов. вид.

ПОТЕРЯВ - невозвр., сов. вид.

- Попробуйте изменить деепричастия (по родам, числам, падежам, лицам).

Не получается? Значит, это неизменяемая часть речи. А еще какая часть речи не изменяется?(наречие).

- Какой вывод можно сделать? Что мы узнали о деепричастии как о части речи?



5. Тренировочные упражнения. (Выполняем упражнения по учебнику) –устно, письменно.



6. Чтобы найти с деепричастием общий язык, что оно не сбивало вас столку в диктантах и контрольных работах, надо научиться безошибочно узнавать его в лицо. Для этого давайте сразу выучим суффиксы деепричастий. Это избавит вас от проблем в дальнейшем.

Рассмотрим таблицу.



-вши

-ши





-Ребята, как вы думаете, почему я разделила суффиксы в две группы? ( 1-ая группа образует деепричастия несовершенного вида, другая – совершенного вида).


7. Теперь мы с вами поиграем. Я буду называть глаголы, а вы должны образовать деепричастия с помощью суффиксов: проводить, шлепать, волноваться, уважать, чихнуть, желать, увидеть, пожелать, вернуться, познакомиться.


8.Пользуясь вашими инструкциями, найдите деепричастия и выделите суффиксы. Помните, что они отвечают на вопрос что делая? что сделав?

Растаяв, таявший, отсеявший, держа, держась, держать, сдержавшись, сдержавшийся, сдержаться, увидевшись, увидеться, расколов, расколовшись, расколоться, расколовшийся.


9. Учащимся предлагается отрывок из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

Задание: Определить, какое действие обозначают выделенные слова (основное или добавочное) и записать их, распределив в два столбика.

Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем все шла да шла

И на терем набрела.

Ей навстречу пес залая,

Прибежал и смолк, играя,

В ворота она вышла,

На подворье тишина.

Пес бежит за ней, ласкаясь,

А царевна, подбираясь,

Поднялася на крыльцо

И взялася за кольцо.


10. Выполнение упр. по учебнику.


11. СПРЫГНУВ С ТРАМВАЯ, У ПАССАЖИРА СЛЕТЕЛА КАЛОША

--Как вы думаете, ребята, это предложение построено правильно?

Деепричастие обычно свободно передвигается в пределах предложения: оно может стоять в его начале, середине, в конце. (на экране):


УЛЫБНУВШИСЬ ХОЗЯЕВАМ, ГОСТЬ ВЗЯЛ ЛОЖКУ.


ГОСТЬ, УЛЫБНУВШИСЬ ХОЗЯЕВАМ, ВЗЯЛ ЛОЖКУ.


ГОСТЬ ВЗЯЛ ЛОЖКУ, УЛЫБНУВШИСЬ ХОЗЯЕВАМ.


Как показывают примеры, действие, выраженное деепричастием УЛЫБНУВШИСЬ относится к подлежащему.

А в предложении «спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша» речь идет о двух действующих предметах: о пассажире (он спрыгнул с трамвая) и о калоше (она слетела).

Причем, действие пассажира не относится к подлежащему. Глагол и деепричастие имеют разные действующие лица, а ведь деепричастие обозначает добавочное действие, поэтому у него не может быть самостоятельного действующего лица.

Запомните: Деепричастия, оказывается, могут быть и коварными. Давайте попробуем исправить грамматические ошибки в конструкции предложений:

  1. Подходя к калитке, ему было слышно, как пробило десять часов.

  2. Услышав пароль, Сергееву стало ясно, кто перед ним.

  3. Сидя у окна, в комнату влетел воробей.


ПОМНИ: Каждый раз, когда вы конструируете предложения с деепричастиями, надо помнить о главном свойстве деепричастия: оно дополняет действие глагола и вместе с этим глаголом имеет одного и того же исполнителя, одного и того же актера, действующее лицо.


12. Прочитайте стихотворение «Ладорский водопад»

Кипя,

Шипя,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Свиваясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, круша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бушуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, развиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,

Так падают бурные воды

В сверкающем быстром Ладоре.


- В чем необычность этого стихотворения?

- Попробуйте теперь прочитать стихотворение, заменяя деепричастие глаголами.

- Что у вас получится?

- А какой текст вам нравится и почему?

(Деепричастия обладают большей выразительностью, лаконичностью).


13. Подведение итогов урока.

Рефлексия

-Признаки каких частей речи совмещены в деепричастии?

-Какие признаки глагола характерны для деепричастия?

-Какие признаки наречия характерны для деепричастия?

-Чем является деепричастие в предложении?

- А теперь попрошу вас заполнить карточки, что вам понравилось или не понравилось на уроке.

ПЛЮСЫ

(записывается все, что понравилось на занятии: информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции)

МИНУСЫ

(записывается все то, что не понравилось на уроке, было непонятно, показалось скучным, вызвало неприязнь; информация, которая вызвала неприязнь)

ИНТЕРЕСНО

(записываются все любопытные факты, о которых узнали на занятии, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к преподавателю)

Задавание домашнего задания

Запишите домашнее задание: учебник,

Записывают домашнее задание и прощаются.

Слово учителя: В конце урока хочется пожелать вам что-то хорошее и доброе,конечно же, с использованием деепричастий. Ведь они у нас сегодня «именинники».

Будьте счастливы играя, любя, улыбаясь, сверкая, драя, возвышаясь, облагораживаясь, хорошея, увлекаясь, добрея, умнея, читая, радуясь, изучая русскую грамматику.

Спасибо за урок! До свидания!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!