СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деепричастие- как особая форма глагола

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цель: 1. Ознакомить с лексическим и грамматическим значением деепричастий- как особой формы глагола

             2. Вырабатывать умение разграничивать основное и добавочное действие.

             3. Правильно употреблять деепричастия в речи.

             4. Развивать речь учащихся.

Оборудование: Таблица, бумага, маркер,  карточки, магнит.

                                                  Ход урока:

I Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.

Постановка темы и цели урока.

II Слово учителя:

Ребята, сегодня вы должны вспомнить всё, что знаете о причастии. Вначале давайте улыбнёмся и  пожелаем друг другу удачи. Я рада видеть вас, ваши улыбки и надеюсь, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

III Фронтальный опрос

  1. Что такое причастие?

  2. Какие признаки имеет причастие?

  3. На какие вопросы отвечает?

  4. Разряды причастий.

  5. Какие причастия относятся к действительным? Привести примеры.

  6. Как образуются действительные причастия настоящего времени?

  7. Как образуются действительного причастия прошедшего времени?

  8. Какие причастия относятся к страдательным настоящего времени?

  9. Как образуются страдательные причастия прошедшего времени?

  10. Что такое причастный оборот? Привести примеры.

  IV Синтаксическая пятиминутка.

  1. Ручей бежит, журчит и извивается.

  2. Ручей бежит, журча и извиваясь.

    Чем отличаются 2 предложения?

    В первом предложении выделенные слова однородные сказуемые, выраженные глаголом, а во втором предложении, что это за слова?

                    Глагол и деепричастие

    В каких предложениях есть основное и добавочное действие?

    Ответ: Во втором.

    Какой частью речи выражено основное действие?- Глаголом.

    А добавочное? -  Деепричастием.

    Правильно. Таким образом, ребята, какая тема сегодняшнего урока?

    Ответ: Деепричастие.

    Кто скажет, что такое деепричастие?

    Вернёмся к нашему предложению.

     Ручей бежит, журча и извиваясь.

    Мы определили, где тут деепричастие.

    Ответ: журча и извиваясь.

    - Что обозначают эти слова?

    - Добавочное действие.

    - От какого слова они зависят?

    - От глагола.

    - На какие вопросы отвечают эти слова?

    - Как?

    - Изменить можно?

    - Эти слова нельзя изменить, потому что они неизменяемые.

    - Какая часть речи в русском языке тоже не изменяется?

    - Наречие.

    Я часть речи необычная,                   И скажу без сладострастия,

    И с глаголом я дружу,                        Без обид, без обиняков:

    И к наречию приблизилась,             Принимаю я везде участие,

    И добавить всё могу.                          Ведь зовут меня… деепричастие.

    - Что  же такое деепричастие?

    Деепричастие- особая неизменяемая форма глагола, обозначает добавочное действие, относится к глаголу. Отвечает на вопросы: как? что делая? что сделав?

    Не изменяется, как наречие.

    V. Работа в группах (бумага, маркер)

    1 группа: Причастие.

    2 группа: Деепричастие.

    3 группа: Сопоставление причастии и деепричастии.

     VI. Цифровой диктант.

    Если согласны с утверждением, поставьте цифру «1», если нет- «0»

     VII. На проверку быстроты реакции и мышления. (выбрать лишь те буквы, которые не повторяются).

     VIII. Физкультминутка. (Активизация внимания учащихся).

    Называю слова, если услышите причастие- поднимаете руку, если деепричастие- хлопок, если другую часть речи- встаёте.

     IX. Работа в группах (бумага, маркер).

    1 группа:  Расставить  знаки препинания.

    2 группа:  От  данных глаголов образовать деепричастие.

    3 группа:  Заменить  существительные глаголами и деепричастиями.

     X.  Заполнить таблицу.

    Деепричастие совершенного вида и несовершенного вида.

     XI. Цифровой диктант.

    О- особая форма глагола

    Г- глагол

    Н- неизменяемая форма глагола.

     XII. Рефлексия.

    Запишите ваши отзывы на карточке: На уроке я работал(а) активно, своей работой на уроке я довольна…

    XIII.  Домашнее задание.