Деловая игра «Лидер»
Задачи: выявить качества лидеров различных типов, развивать активность в творчестве ребят, воспитание взаимодействия, формирование культуры речи, формирование культуры личности, воспитание гражданско-патриотических чувств.
В нашем Центре я подготовил и провел молодёжную игру «Реальное лидерство». От молодёжного лидера в наше время очень многое зависит. Реальные лидеры в каждом объединении по интересам – это первые помощники в работе педагога-организатора. Игра была проведена для того, чтобы выявить реальных лидеров. В начале игры я предоставил информацию и рассказал о лидерах: стиль руководства, характеристика групп лидеров, о программе «Лидер». После небольшого обсуждения услышанной информации мною совместно с психологом, были проведены тесты, игры, которые и помогли выявить реальных лидеров в каждом объединении по интересам.
Лидер – это человек, способный повести за собой людей, пробудить интерес к делу и организовать его выполнение. Для каждого конкретного лидера характерен свой стиль руководства, метод работы, своя роль.
Стиль руководства – это периодическое повторение одних и тех же приемов и способов воздействия.
Рассмотрим основные стили руководства и характеристики позиций группы и ее лидера:
Авторитарный
лидер
осуществляет полный контроль над действиями группы;
единолично определяет цели и способы их достижения;
считает, что без него группа с делом не справится.
группа
члены группы пассивны, участие в делах организации ограничено;
являются исполнителями воли руководителя;
достижение группой запланированных целей зависит от силы и позиции руководителя;
группа сильна силой своего руководителя.
Демократический
лидер
осуществляет общий контроль над действиями группы;
организует процесс приближения группы к совместным целям и способам их реализации;
считает, что лучше действовать всем вместе.
группа
члены группы активно участвуют во всех делах организации;
являются творцами - развивают идеи руководителя и других членов группы;
достижение группой запланированных целей зависит от степени участия ее членов;
группа сильна силой участия своих членов.
Пассивный
лидер
осуществляет очень ограниченный контроль над действиями группы;
разрешает членам группы действовать самопроизвольно;
признает, что у людей разные мнения;
считает, что люди справятся со всем сами.
группа
члены группы являются активными только тогда, когда видят в этом потребность или свой собственный интерес;
группа достигает цели путем суммирования действий всех ее членов, которые реализуют свои индивидуальные цели;
группа является сильной, когда уровень ее членов является высоким.
Для организации плодотворной работы лидеры пользуются самыми разными способами. Одни любят приказывать, другие уговаривать, третьи увлекать собственным примером, своими идеями, четвертые, прежде чем начать дело, обсуждают его с другими, советуются. И если хорошо приглядеться, то можно заметить, что каждый лидер, организатор, руководитель выбирает наиболее удобные для него способы организации коллектива.
Неоспорим тот факт, что детская общественная организация помогает ребенку в осмыслении своего места и роли в жизни общества, обеспечивает использование свободного от учебы времени; предоставляет ребятам интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательно-развивающие услуги на основе их свободного самоопределения.
В свою очередь, успех общественной организации во многом зависит от уровня подготовки кадров. С целью создания кадрового потенциала из числа ребят для лидеров школьного самоуправления должна работать школа «Лидер». Кроме теоретических знаний ребята приобретают опыт разработки и проведения социально-значимых мероприятий, акций; ведения документации, а также приобретают навыки организатора.
Программа школы «Лидер» индивидуальна, ее задача: помочь члену детского коллектива персонально, побудить его к активным действиям, самосовершенствованию, программированию своего будущего.
Занятия школы «Лидер» проводятся 2 раза в месяц в течение года. В программу включена теоретическая информация, практические упражнения, игры на закрепление информации, самопознание, самосовершенствование. С помощью инновационных форм обучения участники овладевают активным формами общения, учатся анализу различных ситуаций общения, пытаются помочь осознанию и подбору собственного стиля общения со всеми членами коллектива.
Обучение предполагает также диагностику лидерского потенциала участников. Методики универсальны, поэтому могут применяться в различных возрастных группах. В программе содержатся тесты. Прежде всего, потому, что любой тест – это игра. Игра, которая позволяет лучше узнать самого себя, сравнить себя с другими людьми, понять особенности своего характера.
Знания и умения, полученные в ходе занятий, предполагают их реализацию в практической деятельности конкретных групп (объединений), в которые входят обучаемые в системе «Равный обучает равного». Программа включает в себя также занятия по программе «Взгляд в будущее» по сохранению репродуктивного здоровья детей и молодежи.
Игра: Кто такой лидер? Знакомство
«Коллаж». Из предложенных материалов (белая и цветная бумага, картон, клей, ножницы, маркеры, карандаши) ребята изготавливают свою «визитку», которая должна в образе, символе отвечать на вопрос «Кто Я? Когда все готовы, ребята по кругу представляют свое творчество, объясняя свой рисунок, аппликацию и т.п.
По кругу ребята называют свое имя и прилагательное о себе на первую букву имени. Например, Наталия – надежная. Каждый последующий называет имя и прилагательное предыдущих участников, а потом свое. Прилагательные желательно не повторять.
Кто такой лидер? Какими качествами должен обладать лидер? Как появляются лидеры? Какова роль лидера в команде, в организации? На эти и многие другие вопросы мы будем с вами отвечать на занятиях «Школы лидера». У нас в Центре работает кружок «Школа лидера», на котором я более подробно рассказываю не только о молодёжных организациях, но и о лидерах.
Лидер должен быть внимательным и замечать то, что порой сразу и не увидишь.
Игра на внимание «Тони, Тони, Тони, Ух...»
Кого, по вашему мнению, можно назвать лидером? Ребята получают раздаточный материал.
Лидер – человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу, организовать его выполнение. Как появляются лидеры?
Теория качеств личности. Лидером становится человек, обладающий особым «лидерским» набором качеств личности; следовательно, лидера можно обучить в специальной школе.
Теория поведения. Лидером становится человек, чье поведение способствует комфорту работы группы, следовательно, «короля делает его свита».
Теория ситуаций. Лидером становится тот, чьи качества характера и стиль поведения наиболее соответствуют создавшейся ситуации, следовательно, рождение лидера – дело случая.
Универсальный (идеальный) лидер:
Деловой
Эмоциональный
Создает настроение в группе
Стремится улаживать конфликты
Проводит идеи через чувства
Идет обсуждение. Деление на группы.
Игра «Движущийся механизм»
Каждая группа получает карточку с названием какого-либо механизма (например, стиральная машина, пылесос, тостер), который группа должна показать. Правила:
каждый должен принимать участие,
50% группы может говорить, а остальные 50% должны молчать.
Обсуждение.
Упражнение «Ожидания и пожелания»
На занятии мы с вами узнаем новое о себе.
Каждый участник получает 2 листочка, на одном пишет свои ожидания, на другом – пожелания в отношении работы школы «Лидер», затем приклеивает на лист A3.
Тест «Конструктивный рисунок человека»
Ребята выполняют задания теста. Результаты теста будут подготовлены для каждого на следующем занятии.
Оборудование: три листа бумаги 10x10 см, листы нумеруются.
Инструкция: вам необходимо нарисовать три фигуры человека, используя для каждой 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, квадраты и круги. Вы можете увеличивать их, уменьшать, накладывать друг на друга.
Обработка данных: по каждому рисунку отдельно подсчитывается количество затраченных треугольников, кругов, квадратов, результаты записываются в виде трехзначных чисел, где сотни – количество треугольников, десятки – количество кругов, единицы – количество квадратов. Таким образом, выводится «формула рисунка», по которой рисующих ребят относят к соответствующим типам и подтипам.
Первый рисунок представляет собой доминирующий тип, второй – присутствующий как состояние, третий – будущие перспективы.
При интерпретации результатов рекомендуется учитывать следующие особенности рисунков:
наличие шеи – возможна чрезмерная ранимость человека;
наличие ушей – хорошо развитая способность слушать;
на голове «шляпы» в виде квадрата или треугольника: в одном рисунке – возможно, сделана какая-то уступка, о которой сейчас есть сожаления, если в трех – возможна целая полоса «скованного положения»;
кармашек на теле человека – возможные мысли о детях;
полностью нарисованное лицо – признак хорошо развитой общительности;
один рот на лице – возможно, этот человек любит поговорить;
один нос – человек, хорошо улавливающий запахи, любящий духи;
изображение кружка на теле человека — необходимость в заботе о старшем;
изображение треугольника на теле человека – возможно, человеку приходится отдавать распоряжения.
Упражнение «Пожелания на спине»
Каждый получает лист А4, вверху листа пишет свое имя. Листы прикрепляются на спину, на которых ребята пишут пожелания и добрые слова друг другу.
Дети разбились на пары по собственному желанию. В данном упражнении дети получили массу удовольствий. Во-первых, пытались определить, что же за слова пишут на спине, а во-вторых, всегда приятно читать о себе добрые слова. Упражнение прошло в виде игры. Затем каждый ребенок вслух зачитывал пожелания и добрые слова, которые были написаны своим товарищем.
Особый интерес у ребят вызвала игра «Пустыня». Вначале ребята самостоятельно выбирали очередность предметов, хотя некоторые пытались заранее узнать у своих товарищей, что же писать в первую очередь. Конечно же, для детей с нарушением слуха надо было давать на все задания больше времени, что мы и сделали. Когда ребята разделились на группы – разгорелись жаркие «баталии» по поводу размещения очередности предметов.
Если вначале дети еще немного стеснялись взрослых, то затем они на них не обращали внимание. Было такое ощущение, что они действительно находятся в пустыне и от их выбора зависит жизнь человека. Кто-то больше слушал, кто-то очень много доказывал, спорил, и было легко определять лидеров этой игры.
Когда я проводил игру во второй раз, я добавил еще один этап игры. «Вы выбрали нужные вам предметы и отправились искать жилье человека. Спустя некоторое время вы увидели сломанный воздушный шар. С помощью вашей смекалки был произведен ремонт воздушного шара. Вы благополучно поднялись в небо и начали свое возвращение.
Пролетая над необитаемым островом, шар начал падать, так как в баллоне оказалось очень мало воздуха. Чтобы вам спастись и приземлиться без последствий на необитаемый остров вам нужно выбросить предметы или человека. Если вы выбросите предметы, необходимые на острове, в живых, возможно, останется только один или несколько человек. Если же вы выбросите человека, вся оставшаяся в живых группа благополучно возвратится домой».
И здесь разгорелась жаркая дискуссия. Предлагались различные предложения, но в основном все сошлись в мнении, что нужно выбросить предметы. Хотя в жизни, к огромному сожалению, бывает чаще по-другому. Во многих ситуациях люди поступают совершенно по-другому, когда попадают не в вымышленную ситуацию, а в реальную действительность.
Игра «Пустыня»
Цель: отработка навыков работы в малой группе, определение методов руководства лидеров групп, поведение группы в нестандартной ситуации.
Обсуждение.
Цель игры – отработка навыков работы в малой группе, определение методов руководства лидеров групп, поведение группы в нестандартной ситуации.
Пустыня. Август, 10.00 утра. Ваш самолет минуту назад разбился в пустыне Сахара. Пилоты погибли. Все пассажиры уцелели, никто даже не ранен.
Перед тем, как случилась трагедия, пилот не успел никого предупредить о том, где находится самолет. Но за несколько секунд до катастрофы он проинформировал вас о том, что вы находитесь около 110 км на юго-запад от поселения шахтеров, при этом самолет отклонился на 100 км от курса описанного в плане полета.
Местность вокруг равнинная. Кроме двух видов кактусов другой растительности вокруг нет. В последнем прогнозе погоды было сказано, что температура воздуха сегодня +45°С, что на поверхности земли означает около +54 °С.
Вы одеты по-летнему – в рубашке с короткими рукавами, легких брюках, носках, туфлях. У каждого есть носовой платок. В сумме у вас 2,83 $ мелочью и 85 $ в банкнотах, пачка сигарет и карандаш.
Задача:
Перед тем, как самолет погиб вам удалось спасти 15 предметов. Ваша задача: оценить степень важности этих предметов в сложившейся ситуации по следующей схеме; 1-я вещь – наиболее необходимая, 15-я – наименее.
Можно предположить, что:
количество человек, переживших катастрофу, такое же, как и число членов вашей группы;
группа решила остаться вместе;
все предметы в хорошем состоянии;
все это случилось с вами на самом деле.
Предметы:
Этап 1:
Каждый член группы индивидуально оценивает предметы. Не нужно заводить дискуссию или обсуждать отдельные предметы, пока каждый член группы не выполнит эту работу самостоятельно. Группа имеет на это 5 минут.
Этап 2:
Когда все закончат индивидуальное оценивание, следует сделать это всей группой. Не желательно изменять свое мнение под влиянием группы. Группа имеет на это 20 минут.
Экспертная оценка предметов
Зеркало. Даже при отсутствии других предметов – это 80% гарантии того, что тебя обнаружат в первые 24 часа. Обычное зеркало дает очень мощный отраженный сигнал, который можно посылать даже за горизонт.
Накидка. Когда можешь проинформировать, где ты находишься, самая важная проблема, стоящая перед тобой – как сохранить организм от обезвоживания. 40% воды из организма выходят с потом и дыханием. Нужно лишить организм прямого воздействия солнечных лучей, такое может сделать именно накидка. Без нее время проживания в пустыне – одни сутки.
Литр воды. Имея первые два предмета можно прожить двое суток. Имеющуюся воду целесообразно использовать в первый день, когда жажда наиболее мучительна и когда потерпевшие теряют максимальное количество влаги, занимаясь постройкой укрытия, добычей огня и т.д.
Фонарь. Его можно использовать для подачи сигналов ночью и днем (рефлектор использовать как зеркало). Футляром для батареек можно копать землю, использовать его как емкость для воды.
Парашют. Можно использовать как сигнал, который хорошо заметен с воздуха, а также как тент от солнца, если его натянуть между кактусами.
Перочинный нож. Предмет многофункциональный – можно разрезать кактусы, стропы парашюта и т.д.
Непромокаемый плащ. При помощи данного предмета можно добыть около 1 литра воды в сутки. Для этого нужно растянуть его на высоте под разрезанным кактусом или вырытой ямой в песке. Из-за разницы температур на внутренней стороне будут выступать капли воды, которые можно собирать в футляр фонарика.
Пистолет 45 калибра. Использовать, как источник сигналов, когда трудно будет передвигаться, а также как молоток и оружие против взбунтовавшихся из-за невыносимых трудностей,
Солнечные очки. В конце второго дня из-за сильного солнечного света может ухудшиться зрение – выгорает сетчатка глаза. Очки помогут сохранить зрение.
Перевязочный пакет. Пакет вряд ли удастся использовать по назначению – при сильном обезвоживании организма не бывает кровотечения. Но перевязочным материалом можно обмотать открытые участки тела и тем самым защитить их от солнечных лучей.
Компас. Пожалуй, его можно использовать только как вспомогательный инструмент для сигнализации – определять направление, куда посылать сигнал. А в остальном он даже вреден – наталкивает на мысль уйти с места катастрофы, что означало бы верную гибель в первый же день.
Летняя карта. Тоже предмет, по той же причине более вредный, чем полезный. Ее положительно можно использовать, сделав из нее головной убор.
Книга о животных пустыни. Она бесполезна, ибо не голод, а жажда убивает путешественников в песках. Использовать для разжигания огня и как туалетную бумагу.
Водка. Вредна, ибо очень обезвоживает организм.
Соль в таблетках. Совершенно бесполезна.
Тест « Уверены ли вы в себе»
Определить, насколько вы уверены в себе, вам поможет этот тест. Отвечайте на вопросы словами «да» или «нет».
Чувствуете ли вы себя свободно, оказавшись в незнакомой компании?
Часто ли вы смотритесь в зеркало?
Волнуетесь ли вы, когда выходите к доске отвечать?
Часто ли окружающие спрашивают у вас совет?
Снятся ли вам кошмарные сны?
Смогут ли родители доверить тебе присмотреть за младшим братом или сестрой?
Испытываете ли вы страх, если по дороге встретите злую собаку?
Вам родители купили куртку, но она вам не нравится, сможете ли вы её отнести обратно в магазин?
Если у вас появилась проблема, вы обращаетесь за помощью к родителям или взрослым людям?
У тебя мало друзей, которым вы можете доверить свои тайны?
Обработка результатов:
За каждое совпадение вашего ответа с результатом запишите себе
по 2 балла, если нет совпадения, то 0 баллов.
Вопросы:
Да: 1;4;6;8.
Нет: 2;3;5;7;9;10.
20 - 16 баллов: Вы никогда не сомневаетесь в себе и в своих способностях. Вы уверены в себе и требуете к себе непрекословного уважения со стороны окружающих. Вы умеете подчинять себе и руководить людьми. Но у человека должна быть уверенность, а не самоуверенность. Самоуверенность необходимо искоренять, так как самоуверенность не даёт возможности находить свои промахи и ошибки, которые не дают возможность выполнять какую-нибудь деятельность более продуктивно.
14 – 10 баллов: Вы уверенны в себе, хотя иногда проявляете нерешительность. Вам необходимо преодолевать свою нерешительность. Для этого нужно меньше времени думать о том, что у вас может что-то не получиться. Лучше сделать, чем пожалеть о том, что вы не сделали.
Меньше 10 баллов: Можно утверждать, что вы не уверены в себе, и вам не удаётся скрыть это от окружающих. Вы избегаете трудных ситуаций, которые предоставляют человеку возможность действовать самостоятельно. Вам необходимо больше внимания обращать на свои положительные стороны. В трудных ситуациях вы должны полагаться на себя. Даже при незначительных успехах стараться часто говорить себе «Я сильный, я всё смогу!», «Я преодолею любые трудности!»
По окончании игры были подведены итоги.
Литература:
Вавуло В.В., Крючкова О.В., Хаткевич О.А. Самоуправление в школе. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2002
Крягжде С.П. Вопросы психологии. - № 3, 1985
Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. - 1982