СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Деловая игра «Профессии компьютера»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке моделируется ситуация деловой игры: обучающихся выступают в роли претендентов на одну из вакантных должностей в компьютерной фирме. Все должности – бухгалтер, клипмейкер, секретарь – в той или иной степени связаны с компьютером.

Просмотр содержимого документа
«Деловая игра «Профессии компьютера»»

Деловая игра «Профессии компьютера»

Тема урока: Применение электронных таблиц для экономических расчетов

Цели урока для преподавателя:

  1. Систематизация знаний обучающихся по темам «Электронные таблицы», «Текстовый редактор Word», «Презентация Power Point».

  2. Стимулирование познавательного интереса обучающихся к предмету «Автоматизированная обработка правовой информации» и к профессиям связанным с этим предметом.

  3. Активизация взаимодействия учащихся.

  4. Воспитание у обучающихся самостоятельности, ответственности за свой выбор информационной культуры

  5. Развитие умственной деятельности, памяти, умения логически мыслить при решении нестандартных задач.


Цели урока для учащегося.

Учащиеся должны убедиться в том, что:

  1. Могут осознанно, самостоятельно делать свой выбор.

  2. Всё выучить невозможно, а научиться рассуждать – необходимо.

  3. Интеллектуальная собственность – это товар.

  4. Знание и творчество - залог успеха.


Задачи урока:

Учебная – систематизация и обобщение знаний обучающихся по темам «Электронные таблицы», «Текстовый редактор Word», «Презентации Power Point».

Развивающая – развитие приёмов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, сравнение), памяти (лучше всего запоминается то, что связано с преодолением препятствия), логического мышления, творческой активности;

Воспитательная – развитие познавательного интереса обучающихся, основ коммуникативного общения, уверенности в собственных силах.


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений, навыков.

Вид урока: интегрированный урок по двум предметам: «Экономическая информатика» и «Автоматизированная обработка экономической информации».


Форма проведения урока.

На уроке моделируется ситуация деловой игры: обучающихся выступают в роли претендентов на одну из вакантных должностей в компьютерной фирме. Все должности – бухгалтер, клипмейкер, секретарь – в той или иной степени связаны с компьютером. Каждый студент может продемонстрировать свои знания по теме данного урока, а также по темам предыдущих уроков (текстовый процессор Word, презентация PowerPoint) “при поступлении на работу в фирму”. В зависимости от уровня знаний учащиеся выбирают себе задания и “поступают на работу”.


Подготовка кабинета:

Отдельный стол для администрации компании

Стол для проектора (с процессором, клавиатурой, мышью)

Таблички с надписями

“Генеральный директор ”,

“Ведущий экономист”,

“Главный менеджер ”,


Оборудование:

Компьютеры;

Рекламный проспект компании;

тест, подготовленный в текстовой оболочке “познание”;

Образец таблицы для задания 1;

Карточки с заданиями;

Памятка о присвоении квалификации.


Оформление доски.


Перевод заработной

платы в валюту колледжа

Цели урока:


Список профессий:

Юрист

Бухгалтера Клипмейкеры

Секретари

(Отображение таблиц

с помощью проектора)


План урока.

  1. Организационный момент – 5 мин.

  2. Экономическая игра – 65 мин.

  3. Подведение итогов урока – 5 мин.

  4. Домашнее задание – 2 мин

  5. Рефлексия – 3 мин.


Ход урока


  1. Организационный момент

Преподаватель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим необычный урок. Необычен он тем, что проведём его в виде игры, в ходе которой вам необходимо будет продемонстрировать все свой знания по Экономической информатике, Автоматизации экономической информации, причём полученные не только в этом, но и в прошлом учебном году. Вы уже несколько раз сталкивались с таким видом работы при защите курсовых и творческих заданий.

Сегодня мы завершаем изучение темы. И этот заключительный урок мы проведём в виде экономической игры. Почему экономической? Да потому что в зависимости от уровня ваших знаний по этой и другим темам курса информатики вы сможете устроиться на работу на более выгодных и перспективных условиях.


Итак, цель нашего урока – следующая: вы должны убедиться в том, что учащиеся:

  1. Могут осознанно, самостоятельно делать свой выбор.

  2. Всё выучить невозможно, а научиться рассуждать – необходимо.

  3. Интеллектуальная собственность – это товар.

  4. Знание и творчество - залог успеха.

Мы смоделируем следующую ситуацию деловой игры.


Генеральный директор

Я - молодой директор компании по производству программных продуктов «Softcity» - решил набрать на работу молодых перспективных сотрудников. Для этого я прежде всего пригласил из других компаний, сделав выгодные предложения, следующих работников, которые ныне являются администрацией моей компании (администрацию составляют учащиеся, которые отлично успевают по предмету, занимаются дополнительно сверх программы):

Юрисконсульт:

Наша компания набирает юридически грамотных специалистов, чтобы предприятие работало грамотно нам требуется юрист.


Главный менеджер:

Послушайте объявление и рекламу о нашей компании (презентация)


Ведущий экономист:

Чтобы вы могли как можно больше узнать о нашей компании, мы предлагаем вам вместе с нами «погулять» и посмотреть рекламные проспекты.

Вы можете быть приняты на работу в компанию «Soft city» по одной из следующих специальностей:

Юрист;

Бухгалтер;

Клипмейкер;

Секретарь.

Для того чтобы определить, по какой специальности вы будете приняты на работу в нашу компанию, мы предлагаем вам пройти тестирование. На выполнение тестов дается 15 мин.

Далее вам необходимо получить квалификационный разряд, в зависимости которого вы будете получать заработную плату: чем выше квалификационный разряд, тем выше ваш оклад. Квалификационный разряд для каждого будет определен после выполнения вами заданий, которые вы можете получить у своих руководителей:

Юриста – у юрисконсульта

Бухгалтера – у ведущего экономиста,

Секретари и Клипмейкеры – главного менеджера.

Повышение квалификации будет происходить следующим образом:

1. После выполнения первого задания вам присваивается повышенная квалификационная категория (показывается слайд с окладами из таблицы «Тарифная сетка», которая отображается на экране с помощью проектора);

2. После выполнения второго задания вам присваивается высокая квалификационная категория;

3. После выполнения третьего задания вам присваивается высшая квалификационная категория.

Для того чтобы всем показать какие у нас отличные сотрудники, после выполнения третьего задания вы должны представить свою работу, т.е. выполненное задание.

Те, кто недоволен своим окладом, могут повышать квалификацию или поменять специальность, но на это у вас есть строго ограниченное время – 80мин. По истечении этого времени прием на работу окончен.

Не забывайте, одна из целей урока: Интеллектуальная собственность – это товар. Поэтому в конце урока – игры ваш товар будет оценен некоторой суммой, которая в окончательном варианте будет переведен в оценку (оценки) по предмету «Автоматизированная обработка правовой информации»:

От 250$ - 400$ - пятерка,

От 200$ - 250$ -четверка

Менее 200$ - тройка.

II.Экономическая игра

Преподаватель. Итак, приступаем к работе. Желаю всем успехов! Хотелось бы всех вас видеть в своей компании.

Учащиеся отвечают на вопросы тестов, подготовленных в текстовой оболочке “Познание”. За каждый правильный ответ начисляется 10 баллов.


На уроках у учащихся имеются памятки о присвоении квалификации. Также памятка отражается на доске с помощью проектора и зачитывается преподавателем.






Тарифная сетка.


Специальность

Оклад по квалификации

Базовая

Повышенная

Высокая

Высшая

Юрист

50$

200$

300$

400$

Бухгалтер

50$

200$

300$

400$

Клипмейкер

50$

100$

200$

300$

Секретарь

50$

100$

200$

250$


  1. Задания для повышения квалификации.

Участники игры получают карточки с заданиями, причём задания предлагаются в зависимости от того, на какую должность был зачислен тот или иной претендент.

Во время выполнения заданий учитель помогает ребятам, кроме того, группа учащихся (администрация) оказывает помощь «сотрудникам» своих подразделений, по мере возможности.

Если ученик выполнил задание 1, то ему присваивается повышенная квалификация.

Если он выполнил задание 2 по своей специальности, то ему присваивается высокая квалификация.

Если далее учащимся выполнено задание 3, он получает высшую квалификацию.

Руководители подразделений после выполнения каждого задания комментируют повышение квалификации своих сотрудников.


Задание 1 для всех специальностей.

  1. Подготовьте предложенную таблицу (образец таблицы выдаётся каждому ученику вместе с карточкой-заданием).

  2. Запишите соответствующие формулы в столбцах: Должность, Оклад ($), Оклад (тенге), Премия (%), Премия (тенге), Итого (тенге), Налог (%), Налог (тенге), На руки (тенге.)

  • Оклад в тенге рассчитывается исходя из Оклада в долларах и Курса доллара плюс 10% к получаемой сумме;

  • Процент премии рассчитывается так: если работник отработал больше 14 дней, то он получает 50% премии, во всех остальных случаях – 2%;

  • Премия в тенге рассчитывается исходя из Оклада в рублях и Процента премии;

  • Итого в тенге получается по следующей формуле: (Отработка * Оклад в рублях / Рабочих дней) + Премия в рублях;

  • Налог в %: если Итого в тенге меньше 9 000 рублей, то 5%, иначе – 8%;

  • Налог в тенге: Итого в тенге * Налог в %;

  • На руки в тенге: Итого в тенге – Налог в тенге;

  1. Добейтесь, чтобы во всех рассчитываемых ячейках был настроен денежный формат с двумя десятичными знаками.

  2. «Обрушив» курс доллара до 130 тенге за 1 доллар, убедитесь, что все ваши формулы работают нормально.

  3. Сдайте работу руководителю вашего отдела и убедитесь в том, что вы получили повышенную квалификацию.


Задания для юристов.


Работа по созданию базы данных.

Цель урока: Создание таблиц

  • Структура таблиц

  • Поля

  • Типы данных

  • Свойства данных

Задание 1

Создать в папке «Мои документы» пустую базу данных. Для этого выполнить следующие действия:

  1. Запустить программу MS Access

  2. В появившемся окне выбрать Новая база данных или выполнить команду Файл/Создать

  3. Из раскрывающегося списка ПАПКА выбрать «Мои документы».

  4. В поле Имя файла ввести имя базы данных “БД_Группа”, нажать кнопку Создать .

  5. Окно базы данных состоит из шести вкладок, выбрать вкладку «Таблица» и нажать кнопку Создать

  6. В окне «Новая таблица» выбрать пункт «Конструктор»

  7. Создать структуру таблицы, для этого надо заполнить столбцы «Имя поля» и «Тип данных» следующим образом:


Имя поля

Тип данных

Фамилия

Текстовый (щелкните мышкой)

Имя

Текстовый

Отчество

Текстовый

Дата рождения

Дата/время

Адрес

Текстовый

Телефон

Текстовый

Группа

Числовой


  1. Завершив ввод структуры таблицы, сохраните ее с именем «Анкета», выполнив команду Файл/Сохранить. В ответ на вопрос “Создать ключевое поле сейчас” нажмите кнопку да.

Задание 2

  1. Определить свойства полей на вкладке “Общие” следующим образом:

Поле

Свойства полей
Размер

Формат поля

Маска ввода

Подпись

Значение по умолчанию

Обязательное поле

Индексированное поле

Фамилия

30



Фамилия


да

Да (совпадения допускаются)

Имя

12



Имя


да

нет

Отчество

30



Отчество


нет

нет

Дата рождения


Краткий формат даты


Дата рождения


да

нет

Адрес

50



Адрес


да

нет

Телефон

6





нет

нет

Группа

Целое

основной


Группа

Номер вашей группы

да

Да (совпадения допускаются)

Задание 3
  1. Открыть таблицу “Вид/ режим таблицы”.

  2. Заполнить строки.

Будьте внимательны при заполнении столбца “дата рождения” - разделители проставляются автоматически.

3. После заполнения таблицы, закройте окно. Данные в ней будут сохранены автоматически.

Задание 4
  1. На основе созданной таблицы создайте список фамилий студентов Вашей группы, для этого в режиме конструктора для поля “фамилия” откройте вкладку “подстановка”и установите следующие свойства для поля “фамилия”


Тип элемента управления

Поле со списком

Тип источника строк

Таблица/запрос

Источник строк

  1. Щелкните мышкой,

  2. Нажмите кнопку ..

  3. В появившемся окне “построителя запросов” :

  • добавить таблицу “Анкета”,

  • закрыть окно “добавление таблицы”

  • перетащить с помощью мыши поле “фамилия” в “поле” бланка запроса

  • в поле “вывод на экран” должна стоять галочка 

  • закрыть окно “Инструкция SQL

Ограничиться списком

Нет


  1. В результате выполнения Задания 4 в таблице “Анкета” в поле “фамилия” при щелчке мышью должна появиться кнопка, обеспечивающая выбор из списка. Проверьте это. ФАЙЛ/СОХРАНИТЬ!!!!!!!!

















Задания для бухгалтеров.


Задание 2 для бухгалтеров

Решите задачу путем построения электронной таблицы. Исходные данные для заполнения таблицы подберите самостоятельно (не менее 10 строк).

Торговый отдел компании «Softcity» производит новогоднюю уценку своей продукции. Если продукция хранится на складе больше 10 месяцев- в 1,5 раза.

Получите ведомость уценки товара, включающую следующую информацию: наименование товара, время его хранения, цену товара до уценки, цену товара после уценки.

Отсортируйте список товара по алфавиту.

Задание 3 для бухгалтеров.

Эта работа позволит автоматизировать начисление зарплаты работникам бюджетной сферы.

Для выполнения задания строго следуйте нижеприведенному алгоритму.

    1. Заработная плата работников бюджетной сферы исчисляется на основе Единой тарифной сетки, утвержденной Правительством Российской Федерации:

Разряды оплаты труда

Тарифные коэффициенты

10

3,99

11

4,51

12

5,1

13

5,76

14

6,51

15

7,36

На листе 2 электронной таблицы Excel расположите вышеприведенную таблицу, а также таблицу с константами, которые будут необходимы для расчета заработной платы:

Ставка первого разряда

25000 тг.

Минимальная заработная плата

15000 тг.

Ставка соц. налога

38%

Прожиточный минимум в Костанайской обл.

20000 тг.

    1. Лист 2 переименуйте, назвав его Константы. Перейдите на лист 1 и переименуйте его, назвав, Зарплата. Остальные листы книги удалите.

    2. На листе Зарплата сформируйте таблицу расчёта заработной платы, состоящую из столбцов, имеющих заголовки:

п/п;

Фамилия, инициалы работника;

Должность;

Разряд;

Количество ставок;

Процент доплаты;

Начисленная зарплата с районным коэффициентом (тг.);

Количество льгот по подоходному налогу;

Удержания в пенсионный фонд (тг.);

Заработная плата к выдаче (тг.);

Доплата из социальных фондов (тг.);

    1. Заполните таблицу, введя в нее информацию, приведенную ниже, а также по аналогии с ней данные о других людях (задайте их самостоятельно):

      • Фёдоров А.В., терапевт, имеет 10-й разряд, работает на 1 ставку, установлена доплата 15%, 1 льгота по подоходному налогу.

      • Терёхина В.М., повар, работает по 15-му разряду, имеет 0,75 ставки, доплат не имеет, 1 льгота по подоходному налогу.

5. В заполненной таблице рассчитайте путем задания формул:

      • Начисленную зарплату с районным коэффициентом; (Тарифный коэффициент соответствующего разряда (с листа Константы) *Ставка первого разряда (с листа Константы) * Количество ставок + величена доплат) * 1,7(умножение всей суммы на 1,7 дает поправку на районный коэффициент);

  • Подоходный налог: % от Начисленной зарплаты с районным коэффициентом ;

  • Удержания в пенсионный фонд: 1% от Начисленной зарплаты с районным коэффициентом;

  • Зарплату к выдаче: Начисленная зарплата с районным коэффициентом – Подоходные налог – Удержания в пенсионный фонд.

6. Столбец Доплаты из социальных фондов заполните по условию:

  • если Зарплата к выдаче меньше Прожиточного минимума (с листа Константы), то Доплаты из социальных фондов: Прожиточный минимум – Зарплата к выдаче;

  • если наоборот, то Доплаты из социальных фондов равны 0.

7. В построенной таблице подсчитайте общую сумму платежей по подоходному налогу, общую сумму удержания в пенсионный фонд и общую сумму зарплаты к выдаче.

8. Отформатируйте ячейки, содержащие цифровые данные, измеряемые в денежном выражении, с точностью до двух знаков после запятой.

9. По данным заполненной таблицы построите столбиковую диаграмму, которая отображала бы фамилии сотрудников и величину зарплаты к выдаче.






Задание 2 для клипмейкеров.


Составьте электронную таблицу со следующими столбцами:

Наименование товара:

  1. Телефонный справочник.

  2. Babytype 2006

  3. Powertwic.

  4. Fine Reader 7.2.

  5. Казахстанский офис.

Столбцы Количество товара, Реализация товара, % реализации заполните самостоятельно.

В столбце Ранг расставьте товар по местам с помощью функции Ранг.

Примечание. Функция Ранг имеет следующий формат записи (конкретный пример): РАНГ (В12; В12.В20) и указывает порядковый номер числа, находящегося в ячейке В12, относительно других чисел из списка, расположенного в диапазоне ячеек В12:В20.

В столбце Тенденции должны быть следующие слова:

Если ранг равен 1, то «Товар наиболее удачен»;

Если ранг равен 2, то «Товар удачен»;

Если ранг равен 3, то «Товар хороший»;

Если ранг равен 4, то «Товар среднего качества»;

Если ранг равен 5, то «Товар низкого качества».


Задание 3 для клипмейкеров.


Составьте рекламный ролик компании «Soft city» (в Microsoft Power Point ).



















Задания для секретарей.

Задание 2 для секретарей.


Наберите отчет по заданному образу.


Отчет по Форме 16




Процессор технически реализуется на большой интегральной схеме, структура которой постоянно усложняется и количество функциональных элементов (типа диод или транзистор) на которой постоянно возрастает (от 30 тысяч в процессоре 8086 до 5 миллионов в процессоре Pentium II).

Важнейшей характеристикой процессора определяющей его быстро действие, является его частота, т.е. количество базовых операций (например, операций сложения двух чисел), которые производит процессор в секунду. За 20 лет тактовая частота процессора увеличилась на два порядка – от 4 МГц (процессор 8086, 1976 год) до 500 МГц (процессор Pentium III, 1999 год).


Типа процессора

Год выпуска

Частота (МГц)

Шина данных

Шина адреса

Адресное пространство

8086

1978

4- 12

16

20

1 Мб

80286

1982

8- 20

16

24

16 Мб

80386

1985

25 – 40

32

32

4 Гб

80486

1989

33- 50

32

32

4 Гб

Pentium

1993

75- 300

64

32

4 Гб

Pentium II

1997

300- 400

64

32

4 Гб

Pentium III

1999

450 - 500

64

32

4 Гб




Другой характеристикой процессора, влияющей на его производительность, является разрядность. Разрядность процессора определяется количеством двоичных разрядов, которые процессор обрабатывает за один такт. Разрядность процессора


увеличилась за 20 лет в 8 раз. Часто уточняют разрядность процессора и пишут 64/32, что означает, что процессор имеет 64- разрядную шину данных и 32- разрядную шину адреса.



Задание 3 для секретарей.


Оформите грамоту работнику компании «Soft city» за добросовестное отношение к своим обязанностям и высокие показатели в труде.


III.Подведение итогов урока

Администрация компании объявляет, кого принял на работу, по какой специальности и с какой квалификацией. По тарифной сетке определяются оклады работников.

Преподаватель объявляет оценки за урок, переводя оклады в оценки в соответствии со схемой, озвученной в начале урока.


IV. Домашнее задание

Преподаватель предлагает ребятам поделиться своим мнением об уроке.


V. Рефлексия

Преподаватель: Большое спасибо всем за работу. Теперь я предлагаю каждому из вас подвести итог своей работы, ответив на следующие вопросы:

  • Что у вас получилось?

  • Вызывает ли у вас затруднение эта тема?

  • Считаете ли вы актуальной данную?

  • Чем интересен был урок для вас?

  • Каковы ваши пожелания самому себе?






















13