СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Демоверсия комплексной работы для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал использовался во 2 четверти учебного года для подготовки к промежуточной аттестации учащихся 4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Демоверсия комплексной работы для 4 класса»

Мониторинг начальных классов 2015г.


Комплексная работа


ВАРИАНТ №2



ИНСТРУКЦИЯ для УЧАЩИХСЯ



На выполнение работы отводится 45 минут.

Внимательно прочитай оба текста, затем приступай к выполнению заданий.

В работе тебе встретятся разные задания. В некоторых заданиях тебе нужно будет выбрать ответ из нескольких предложенных и обвести цифру, которая стоит рядом с ответом, который ты считаешь верным. Обрати внимание: иногда в заданиях с выбором ответа правильный ответ только один, а иногда правильных ответов несколько. Внимательно читай задания! В некоторых заданиях тебе нужно будет записать несколько слов, иногда тебе нужно будет написать небольшие тексты.

Одни задания покажутся тебе лёгкими, другие – трудными. Рядом с номерами некоторых заданий стоит звёздочка (*) – так отмечены более трудные задания. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.

Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или запиши тот ответ, который считаешь верным.


Желаем успеха!

ЧЕРЕПАХИ


Старший брат Никиты – моряк. Возвращаясь из плавания, он всегда привозит большое количество интересных рассказов и фотографий. В этот раз Никиту заинтересовал рассказ брата о морских черепахах.

Мальчик решил побольше узнать об этих животных и нашёл в Интернет много интересной информации, которая приведена ниже.

текст № 1


Черепахи – образец жизни в броне. Сближаются два щита панциря – нижний (пластрон) и верхний (карапакс), – и хозяйка спокойно наблюдает в щёлочку: что там снаружи? Может быть, поэтому черепахи – долгожители Земли. Ещё 200 миллионов лет назад эти задумчивые создания – размер некоторых достигал 6 метров – «путались под ногами» у динозавров. Но в итоге благополучно пережили огромных грозных ящеров и даже почти не изменились.

Черепахи растут всю жизнь – иногда по 100-200 лет. Самая большая сухопутная черепаха живёт на Галапагосских островах: длина её панциря до полутора метров, вес до 200 килограммов. Их панцирь более массивный, чем у других черепах. А самая большая морская черепаха достигает 2 метров и весит полтонны. Данные черепахи обитают практически во всех морях и океанах, кроме северных.

Черепахи фантастически живучи и выносливы. Зелёная морская черепаха преспокойно может унести столько человек, сколько уместится на её панцире.

Но вся эта «бронезащита» совершенно бесполезна при встрече с человеком. Столетиями безобидные медлительные животные были лёгкой добычей для пиратов и браконьеров. Сегодня около 100 видов находятся на грани вымирания. Из гигантских галапагосских черепах на свете осталась всего одна. Её так и зовут – Одинокий Джордж.

ТЕКСТ № 2


На дне лежал странный камень, до половины засыпанный песком. Если бы не его правильная форма – он напоминал огромный ольховый лист с зубчиками по краям, – моё внимание на нём не задержалось бы. Но эти зубчики меня смутили. Кому понадобилось так причудливо украшать подводный камень?

Я поплыл к камню, не соблюдая осторожности, шумно, а когда приблизился, произошло неожиданное. Камень подпрыгнул – во все стороны полетели фонтаны песка, – привсплыл и оказался большой черепахой.

Изогнув шею, черепаха уставилась на меня чёрными пуговичками глаз, а затем двинулась вверх. Медленно всплывая, она достигла ярко освещённых слоёв воды, и тогда щит её вспыхнул коричневыми и зелёными красками. Выпуклые костяные бляшки оказались покрытыми, как мхом, пучками тонких водорослей. Теперь черепаха напоминала не камень, а цветочную клумбу.

Она двигалась, равномерно взмахивая ластами-крыльями. То парила в воде, то стремительно неслась вперёд, похожая на большую величественную птицу.


ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ И ВЫПОЛНИ ЗАДАНИЯ


1. Выберите из предложенных вариантов один самый точный заголовок.

1) Строение черепах.

2) История Одинокого Джорджа.

3) Со щитом и без защиты.

4) Необычный камень.

5) Удивительные превращения.

Текст № 1 _____________________________________________________

Текст № 2 ____________________________________________________


2. Найди в тексте ответы на вопросы и запиши свой ответ.

Что такое карапакс? _________________________________________

________________________________________________________________


Как изменились черепахи за 200 миллионов лет? _______________

_____________________________________________________________________________________________________________________________


3. Заполните таблицу, пользуясь сведениями из текста.


Самая большая черепаха

Вид

Морская

Сухопутная

Длина панциря



Масса



Место обитания

Во всех морях и океанах, кроме Северных


Особенности


Более массивный панцирь


4*. В тексте № 1 сказано: «Черепахи – образец жизни в броне».

Согласен ли ты с мнением автора? Объясни свой ответ.

Я считаю, _______________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________


5. Как автор называет лапы черепахи? Обведи цифру рядом с выбранным тобою словом


1) ногами

2) плавниками

3) крыльями

4) руками


6. Ты видишь на рисунке изображения, с которыми в тексте № 2 автор сравнивает черепаху. Как ты думаешь, какое изображение лишнее? Зачеркни выбранное тобой изображение предмета.




7*. Никита очень любит животных. В Красной Книге РФ он прочитал о дальневосточной черепахе, обитающей в пределах России. Это пресноводная рептилия любит греться на прибрежных отмелях, быстро скрываясь в воду при опасности. Питается рыбой, земноводными, насекомыми, моллюсками и червями. Часто становится лёгкой добычей для человека.

Составь две цепочки питания, одним из звеньев которых будет черепаха. Используй приведенные ниже схемы.










8*. Для изучения способностей черепах учёные соединили две стеклянные стенки в виде буквы V. В углу этого «лабиринта» поставили кормушку, а с противоположной стороны по очереди выпускали черепах-«первопроходцев». В это время черепахи-«наблюдатели» сидели в клетке рядом.

Увидев за стеклом еду, «первопроходцы» сразу бежали к кормушке. Но ни одна не догадалась обойти стенку, все застряли перед стеклом. И это при том, что каждой из них дали по 12 попыток.

Тогда учёные научили «первопроходцев» обходить преграду, чтобы дойти до корма. После этого тот же опыт проделали с черепахами-«наблюдателями». Результат оказался следующим:


«Первопроходцы»

«Наблюдатели»

Имя черепахи

Число успешных попыток из 12

Имя черепахи

Число успешных попыток из 12

Александра


Олдос


Вильгемина


Моисей

11

Эсме


Молли

3


Заполните пустые клеточки в таблице, если известно, что самой сообразительной оказалась черепаха по имени Олдос.


Что учёные узнали о черепахах из эксперимента? Обведите цифру рядом с верным ответом.

  1. Черепахи-«наблюдатели» умнее черепах-«первопроходцев».

  2. Не все черепахи одинаково сообразительны.

  3. Черепахи могут учиться на чужом примере.

  4. Черепахи видят еду через стекло.


9. К какому виду относится прочитанный вами текст № 2. Выбери верный ответ. Обведи цифру рядом с выбранным тобою словом.


  1. художественный

2) научный

3) научно-популярный

4) деловой






6