Территория ________________________________________________________
Образовательная организация ________________________________________
Класс _____________________________________________________________
Фамилия, имя ученика (-цы)__________________________________________
Региональная комплексная контрольная работа
5 КЛАСС
Вариант 1
ЧАСТЬ I
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы даётся 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
Вариант 1. Часть I
Прочитай текст.
Пингвины – удивительные существа, не похожие ни на кого из ныне живущих птиц. Они лучше всех приспособлены к обитанию в водной стихии и проводят в воде более половины жизни. Суша им необходима только в период размножения и линьки, поэтому пингвины могут месяцами вообще не выходить на берег.
Пингвины отличаются друг от друга в основном размерами. Самый крупный – императорский пингвин – весит до 40 кг и достигает в длину 117 см, самый мелкий – малый пингвин – достигает 1,5 кг и имеет длину тела всего 40 см.
Летать эти древние птицы не могут, но зато отлично плавают. Ныряют пингвины на глубину 130 м, могут оставаться под водой до восемнадцати минут и плыть со скоростью 15 км/ч. По суше они передвигаются мелкими шажками, держа тело вертикально, но могут и прыгать, и быстро скользить, лёжа на животе и отталкиваясь ногами и ластами.
Пингвины живут стаями, а гнездятся большими колониями (до сотен тысяч пар). Каждая птица внутри колонии прекрасно знает точное расположение своего гнезда и легко узнает своих птенцов и соседей по голосу. Птенцы у крупных императорских пингвинов развиваются медленно, поэтому птицы прибывают на места колоний уже в конце арктического лета – в середине апреля. Примерно через два месяца самка откладывает одно яйцо весом до 450 г. Всё это время она ничего не ест и, отложив яйцо, сразу же уходит на кормёжку в море.
Теперь эстафету принимает самец – он насиживает яйцо, держа его на лапах и прикрывая специальной складкой кожи на брюхе, чтобы оно не замёрзло. Самка появляется только через три месяца, и всё это время самец голодает, теряя почти половину своего веса. Самцы уходят, а через полтора месяца возвращаются вновь, и теперь они с самками поочерёдно ходят за кормом. Только через шесть месяцев, к декабрю, птенцы полностью оперяются, покидают колонию и начинают вести кочевую жизнь в море.
Выполни задания.
Озаглавь текст.
______________________________________________________________
Раздели текст на смысловые части. Сколько частей получилось?
В тексте _____________ части (частей)
Озаглавь каждую часть. Составь план текста.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
… _______________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
В тексте 5 абзацев. В каком абзаце рассказывается о размерах пингвинов?
а) в первом б) во втором в) в четвёртом г) в пятом
Какой абзац может быть назван: «Пингвины – нелетающие птицы»?
а) второй б) третий в) четвёртый г) пятый
Сформулируй и запиши главную мысль текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпиши из текста отрывок, в котором содержится описание мест обитания пингвина. Проверь. Если есть ошибки, исправь.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________
Напиши, как ты понимаешь значение выделенного слова в предложении: «Всё это время она ничего не ест и, отложив яйцо, сразу же уходит на кормёжку в море».
Кормёжка – это___________________________________________
______________________________________________________________
Используя информацию из текста, заполни таблицу:
Вес императорского пингвина | |
Где пингвины проводят более половины жизни? | |
Скорость пингвина под водой | |
Могут ли пингвины летать? | |
Выбери из текста по 2 слова, которые относятся к именам существительным, именам прилагательным и глаголам. Запиши их в таблицу в начальной форме.
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
| | |
| | |
Территория ________________________________________________________
Образовательная организация ________________________________________
Класс _____________________________________________________________
Фамилия, имя ученика (-цы)__________________________________________
Региональная комплексная контрольная работа
5 КЛАСС
Вариант 2
ЧАСТЬ I
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы даётся 45 минут. Работа включает в себя 10 заданий.
Ответы на задания запишите в поля ответов в тексте работы. При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями и другими справочными материалами.
При необходимости можно пользоваться черновиком. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
Вариант 2. Часть I
I. Прочитай текст.
Кто не видел белого медведя? В зоопарках он – обычный гость. Нет нужды описывать, каков он на вид. Напомним лишь, что у него только нос черный, сам медведь белый и зимой, и летом (а не как, скажем, песец или заяц-беляк – те лишь зимой белые). Подошвы лап у белого медведя густой шерстью поросли, а пальцы примерно на половину своей длины соединены плавательными перепонками.
Плавают и ныряют белые медведи отлично. Две минуты могут пробыть под водой, но погружаются в нее редко глубже двух метров. Далеко в открытом море не раз видели белых медведей, даже медведиц с медвежатами. Плывут со скоростью 5 километров в час, не беспокоясь, что ни земли, ни льдов нигде вблизи не видно.
Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая. Обычный его прием, так сказать, атаки с моря такой: поблизости от лежбищ тюленей медведь осторожно, без плеска и шума, сползает в воду, плывет туда, где заметил тюленей. Затем он бесшумно ныряет и выныривает уже у самого лежбища, быстро карабкается на лед, отрезая тем самым тюленям путь к спасительной воде. По отвесным ледяным стенам медведь может прямо из воды выпрыгнуть на льдину, даже если высота ее над водой два метра.
Тюлени – главная охотничья добыча белого медведя весной. За год ловит и съедает он примерно 50 тюленей. Летом меню его более разнообразно. Ловит он рыбу на мелкой воде, на берегу – леммингов, песцов, лакомится яйцами птиц. Когда голоден, ест ягоды, водоросли, мхи, лишайник, грибы.
Белый медведь – самый могучий из сухопутных хищных зверей. Лев и тигр в сравнении с ним легковесы: средний вес медведиц 310 килограммов, медведей-самцов – 420 килограммов. Если медведь матерый и хорошо упитанный, то он может весить целую тонну!
II. Выполни задания.
Озаглавь текст.
______________________________________________________________
Раздели текст на смысловые части. Сколько частей получилось?
В тексте _____________ части (частей)
Озаглавь каждую часть. Составь план текста.
_______________________________________________________
_______________________________________________________
… _______________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
В тексте 5 абзацев. В каком абзаце рассказывается о том, как охотится белый медведь на тюленей?
а) в первом б) в третьем в) в четвёртом г) в пятом
Какой абзац может быть назван: «Белые медведи – отличные пловцы»?
а) второй б) четвертый в) третий г) пятый
6. Сформулируй и запиши главную мысль текста.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Выпиши из текста отрывок, в котором белый медведь сравнивается со львом и тигром. Проверь. Если есть ошибки, исправь.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Напиши, как ты понимаешь значение выделенного слова в предложении: «Белый медведь и тюленей ловит не только на льду, украдкой к ним подползая».
Украдкой – значит,________________________________________
______________________________________________________________
Используя информацию из текста, заполни таблицу:
Сколько минут может пробыть белый медведь под водой? | |
Главная охотничья добыча белого медведя | |
Вес медведя-самца | |
Скорость, с которой плывёт белый медведь | |
10. Выбери из текста по 2 слова, которые относятся к именам существительным, именам прилагательным и глаголам. Запиши их в таблицу в начальной форме.
Имя существительное | Имя прилагательное | Глагол |
| | |
| | |