СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

День Святого Валентина. Открытое мероприятие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методичекая разработка мероприятия "День Святого Валентина" для студентов 1-2 курсов

Просмотр содержимого документа
«День Святого Валентина. Открытое мероприятие»

  1. Введение.

Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу, что имеет весьма не маловажную роль для жизни в современном обществе. После рождения ребёнка и на протяжении его взросления в роли воспитателей выступают родители, воспитатели детских садов, учителя начальных классов и другие. Все они дают начальную базу для дальнейшего формирования человека. От того какой будет эта база, зависит дальнейшее его развитие как личности. В процессе воспитания большую роль играет то, какие знания будут получены (усвоены) детьми за время обучения в школах (лицеях). Когда то была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания — это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом. Уязвимость данного определения можно легко обнаружить, сопоставляя значения понятий «взаимодействие» и «руководство». Первое, отражает сложнейшие отношения воспитателей и воспитуемых, отводя последним активную роль, а второе представляет их как пассивный объект педагогического руководства. В современном понимании процесс воспитания — это именно эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Можно выделить ряд особенностей, которые имеет воспитательный процесс. Во первых это целенаправленный процесс и его организация при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику обеспечивает наибольшую эффективность. Процесс воспитания — процесс многофакторный, в нем проявляются различные объективные и субъективные факторы, которые определяют сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, которые указывают на внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной – воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.

Одна из проблем воспитания в педагогике состоит в том, чтобы добиться максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных воспитательных воздействий на человека.

2 . Понятие воспитания в широком и узком смысле. Органическая взаимосвязь обучения и воспитания.

Большое значение для осмысления сущности воспитания как педагогического процесса имеет уяснение тех специ­фических способов, с помощью которых личность овла­девает различными компонентами общественного опыта. Для овладения знаниями, практическими умениями и навыками, а так­же способами творческой деятельности учащегося нуж­но включать в активную учебно-познавательную деятель­ность и специально обучать его.

Иную специфику имеет формирование у личности со­циальных и духовных отношений. Дело в том, что в про­цессе обучения учащиеся главным образом овладевают знаниями о характере и сущности этих отношений (зна­ние моральных правил, идеологических, политических, эстетических и других идей). Но отношения как личностный феномен, кроме знаний включают в себя сложнейший комплекс потребностей, чувств, взглядов, убеждений и привычек поведения, и сформировать их только с помощью обуче­ния невозможно. Здесь требуется специфическая и разно­образная воспитательная работа, направленная на выработку и формирование всех этих внутренних компо­нентов личностных отношений.

Специфика воспитательного процесса, который, с одной сто­роны, включает в себя обучение, а с другой - формирование разнообразных социальных и духовных отношений, повлекла за собой разграничение в педагогике понятий воспитания в широком и узком смысле. Так, когда оно обозначает весь про­цесс всестороннего развития личности, включая обучение и специальную воспитательную работу по формированию у нее социальных и разнообразных духовных отношений, оно пони­мается в широком значении. В узком же смысле воспитание обозначает специфический процесс формирования социальных и духовных отношений.

С этой точки зрения целостный процесс воспитания схематически можно представить в следующем виде:



Воспитание в широком смысле — овладе­ние всей совокупностью общественного опыта: знаниями, умениями, навыками, способами творческой деятельности, со­циальными и духовными (нравствен­ными, эстетическими и идеологическими) отношениями.









Обучение — процесс овладения знаниями, умениями, способами творческой деятельности, миро­воззренческими и нравственно-эс­тетическими идеями



Воспитание в узком смысле — формирование идеологичес­ких, социальных, нравствен­ных и эстетических отноше­ний













Выделение в общем воспитательном процессе его спе­цифических сторон — обучения и воспитания в узком смыслев известной мере носит условный характер. В реальной педагогической деятельности, как будет пока­зано в дальнейшем, они всегда органически связаны между собой, проникают друг в друга. Нельзя, например, сформировать у учащегося такое качество, как веж­ливость и уважение к людям, не прибегая к элементам научения при раскрытии моральной сущности этих пра­вил, при выработке соответствующих умений и привы­чек поведения.

Воспитание трудолюбия также требует взаимосвязан­ного обучения трудовым умениям и навыкам и формиро­вания интереса, положительно-эмоционального отноше­ния к трудовой деятельности. В этом смысле следует ска­зать:

Всякое воспитание, рассматриваемое в его широком и уз­ком значении, начинается с обучения, базируется на нем и не может осуществляться в отрыве от него. Но и само обуче­ние нуждается в воспитательном подкреплении и, в частнос­ти, в формировании у учащихся таких нравственных отноше­ний, как прилежание, упорство в преодолении трудностей и т.д. Вот в этой неразрывной связи обучения и воспитания, их органическом единстве проявляется важная сущностная характеристика последнего и его весьма существенная зако­номерность. Из нее со всей непреложностью следует вывод: нельзя осуществлять действенное воспитание без хорошо по­ставленного обучения, равно как и нельзя успешно обучать без умелого воспитания.

Однако трактовка воспитания в широком и узком смыс­ле и его направленность на взаимосвязанное формирова­ние обученности и воспитанности личности не может не указывать еще на одну его важную особенность. По­скольку развитие этих двух сторон личности осуществ­ляется в едином и целостном учебно-воспитательном про­цессе, то несомненно, что этот процесс имеет какие-то общие закономерности, которые должны лежать в осно­ве его организации. Рассмотрение этих закономерностей позволяет глубже понять, каким должно быть воспита­ние .



3.Специфика воспитания в отличие от процесса обучения и необходимости разработки его теоретичес­ких основ. Формирование отношений как важнейшая задача воспитания.

Формирование и развитие личности требует организации двух взаимосвя­занных процессов — обучения и воспитания в узком смысле.

Понятие воспитание в российской педагогике стало выделяться со второй половины XVIII века. В этом спе­цифическом значении, в частности, оно употреблялось в таких документах, как "Генеральный план московского воспитательного дома" (1763), "Устав народных училищ в Российской империи" (1786). В 1806 году слово "вос­питание" как особое педагогическое понятие было вклю­чено в словарь Российской Академии. Однако вплоть до середины XIX века оно ассоциировалось с понятием "об­разование" и фактически являлось его синонимом. С развитием же педагогической теории и практики оно приобрело самостоятельное значение.

Было время, когда некоторые ученые пыта­лись утверждать, что, поскольку обучение носит воспи­тывающий характер, то, следовательно, ни в какой осо­бой воспитательной работе школа не нуждается. Ука­занная точка зрения подвергалась критике со стороны виднейших педагогов. А.С.Макаренко в лекции "Про­блемы школьного советского воспитания" (1938) говорил:

«Среди педагогических мыслителей нашего времени и отдельных организаторов педагогической работы есть убеждение, что никакой особенной, отдельной методики вос­питательной работы не нужно, что методика преподавания, методика учебного предмета должна заключать в себе и всю воспитательную мысль.»

И, развивая это положение далее, он указал:


«...Я остаюсь при убеждении, что методика воспитатель­ной работы имеет свою логику, сравнительно независимую от логики работы образовательной. И то и другое - мето­дика воспитания и методика образования,- по моему мне­нию, составляют два отдела, более или менее самостоя­тельных отдела педагогической науки. Разумеется, эти от­делы органически должны быть связаны. Разумеется, вся­кая работа в классе есть всегда работа воспитательная, но сводить воспитательную работу к образованию я считаю не­возможным.»


Довольно четко разграничивала воспитание и обуче­ние Н.К.Крупская. Она подчеркивала, что обучение на­правляется главным образом на приобретение знаний и умений применять их на практике, и в этом смысле оно обеспечивает обученностъ учащихся. Воспитание же она связывала с формированием личностных черт и качеств, которые характеризуют воспитанность человека. На эту специфику воспитания указывал также А.Ф.Протопопов.


«Существенным признаком развития, формирования лич­ности, отраженным в понятии "воспитание", является выра­ботка разнообразных качеств и свойств личности, ее пове­дения.»


Можно не только мысленно представить, но и наблю­дать в жизни, когда у иного человека есть определенная обученность (знания, умелость), но не хватает воспитан­ности (низкая культура отношений к людям, не выработаны гражданские мотивы поведения и т.д.). Уча­щийся может хорошо решать задачи по математике, ус­пешно овладевать знаниями по физике, химии и другим предметам, но проявлять эгоистические наклонности, не соблюдать правил опрятности и личной гигиены. Бывает и так, что человек будто хорошо работает на производстве и обладает внешней культурой (вежлив, обходителен с товарищами и т.д.), но в то же время проявляет стяжатель­ство, отличается лицемерием и т.п. Таким образом, обученностъ и воспитанность — это далеко не одно и то же.

А.С.Макаренко разъяснял, что даже при самой высо­кой обученности и умелости личность может быть непол­ноценной, если у нее не сформированы здоровые соци­альные и духовные отношения. Вот почему развитие таких отношений он считал едва ли не главной задачей воспитания. В статье "О взрыве" он писал о том, что в педагогической работе "мы имеем дело всегда с отноше­нием... Именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы". Поскольку же, как от­мечено выше, отношения не всегда определяются обученностью человека, это обусловливает необходимость проведения специальной воспитательной работы по их формированию, а также разработки и знания ее теорети­ческих и методических основ.

Какие же специфические проблемы являются предме­том исследования теории и методики воспитания как специального раздела педагогики? К этим проблемам относятся следующие:

  • раскрытие сущности и значения воспитания в разви­тии и формировании личности и его специфики как пе­дагогического процесса;

  • определение содержания воспитательной работы;

  • разработка методов воспитания;

  • исследование системы воспитательной работы по
    формированию личностных качеств учащихся.

Указывая на специфическую сущность воспитания и его отличие от обучения, следует еще раз подчеркнуть, что эти процессы не отграничены, не изолированы друг от друга. Наоборот, в системе формирования отношений они теснейшим образом связаны между собой и выступа­ют в органическом единстве. Эта взаимосвязь и единство имеют множество тончайших переходов и педагогичес­ких оттенков. Укажем на важнейшие из них. Прежде всего нужно отметить, что, несмотря на свою специфичность, воспитание так или иначе включает в себя элементы обучения, или научения. На это, в частно­сти, указывал психолог Б.Г.Ананьев:

«...Понятие научения относится как к сфере обучения, так и к сфере воспитания, поскольку оно содержит в себе суще­ственные признаки образования индивидуального опыта в оп­ределенных условиях управления поведением.

...Ни один из первоначальных этапов воспитания - ум­ственного, нравственного и эстетического - не осуществля­ется помимо научения соответствующим актом поведения и регулирования действий.»


Например, чтобы воспитывать добросовестное отноше­ние к труду или патриотизм, нужно помочь учащимся уяс­нить, в чем состоит сущность этих отношений, научить их трудовым умениям и навыкам, а также патриотическому поведению, то есть использовать приемы обучения.

Существенной стороной единства обучения и воспита­ния является то, что содержание обучения заключает в себе большой воспитательный материал, в частности, мировоззренческие и нравственные идеи, примеры высо­кого патриотического служения родине, высоконрав­ственных отношений между людьми и т.д. Кроме того, в системе учебной работы важное место занимают труд, предметы эстетического цикла, занятия физкультурой и спортом, что, естественно, способствует трудовому, эсте­тическому и физическому воспитанию.

Нужно также иметь в виду, что обучение представля­ет собой важную форму совместной деятельности уча­щихся и их общения как с педагогами, так и друг с другом. В процессе этой деятельности и общения, если они умело организуются, учителя имеют возможность оказывать воспитательное влияние на школьников, учат сообразовывать свои действия и поступки с требования­ми морали, закалять волевые свойства.

Наконец, роднит обучение и воспитание общность многих методов, с помощью которых они осуществля­ются. В системе как учебной, так и воспитательной работы широко используются методы разъяснения (убеждения), упражнения (приучения), контроля и т.д.

Приведенные положения позволяют уяснить не толь­ко специфику и единство обучения и воспитания, но и методическую логику формирования отношений.

Этот процесс, как правило, начинается в системе учеб­ных занятий (обучения) и продолжается во внеурочное вре­мя с помощью проведения разнообразной внеклассной вос­питательной работы.





4.Воспитание в обществе.

Можно представить графически как происходит процесс формирования личности в обществе.













Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание – относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Базируется на адекватной самооценке, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. Находится в неразрывной связи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы входят самоприказ, самоободрение, самовнушение, самоконтроль, самопринуждение, самоубеждение, самоограничение.

Перевоспитание – трудный и длительный процесс; это перестройка неправильно сложившихся взглядов, оценок и суждений, преобразований, отрицательно сложившегося поведения, осложнённый процесс формирования личности. В основном оно касается педагогически запущенных детей. Перевоспитание осуществляется в любом возрасте. Основными задачами перевоспитания является:

  • выявление и ликвидация запущенности в знаниях по всем учебным предметам;

  • выявление и устранение недостатков в нравственном сознании и формирование навыков поведения в обществе, в семье, в школе;

  • преодоление дефектов в развитии внимания, наблюдательности, памяти, мышления, речи;

  • нормализация отношений с родителями, педагогами, сверстниками, воспитание ответственности за поведение, труд и учение.

Условия для перевоспитания:

  • изменение условий внешней среды, то есть изоляция от отрицательного внешнего воздействия;

  • формирование у воспитуемого уважительного отношения к воспитателю;

  • выработка общих требований со всех сторон (школа, родители, коллектив…);

  • выявление положительных черт воспитуемого и опора на них;

  • формирование положительно психологического влияния коллектива на воспитуемого;







Процесс формирования личности.

Личность – это человек, как субъект отношений с сознательной деятельностью, способный к самосознанию и саморазвитию, устойчивая форма как члена общества.

Формирование личности происходит в процессе взаимодействия с обществом, в котором происходит самореализация человека, то есть становление личностного «Я». Общество делится на более мелкие социальные группы, и они оказывают влияние на усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Таким образом, в обществе формируется социальный заказ, сутью которого является востребованность в какой либо сфере деятельности.



5.Виды воспитания.

Виды воспитания человека подразделяются:

  1. По содержанию воспитания

  • умственное - это совокупность качественных и количественных изменений, связанных с мыслительной деятельностью воспитуемого происходящие с возрастом и обогащением опыта, возникающие под влиянием воспитательных воздействий;

  • трудовое – формирование положительного отношения к труду; развитие познавательного интереса к знаниям; вооружение учащихся разнообразными трудовыми, умственными навыками, формирования основ умственного и физического труда; воспитание высоко моральных качеств: трудолюбия, ответственности, предприимчивости.

  • физическое – органическая часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства. Задачами физического воспитания является: охрана здоровья и содействие правильного физического развития; воспитание не только физических, но и моральных качеств; воспитание потребности в систематических занятиях. Приобретение минимума знаний в области медицины, физкультуры, гигиены, спорта.

  • нравственное – особая форма многостороннего процесса развития человека: сознательное и систематическое становление в нем общечеловеческих нравственных качеств; организуемое и направляемое освоение моральных ценностей и этических знаний; формирование способности жить согласно нормам и принципам морали с целью воплощения их в практической деятельности.

  • эстетическое – состоит в организации разнообразной эстетически – художественной деятельности, направленной на формирование у неё способности воспринимать и понимать прекрасное в искусстве, на выработку эстетических соображений, понятий, вкусов, убеждений, развитие творческих задатков в области искусства.

  • правовое – целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания, правового мышления, умения оценивать замыслы и поступки людей с точки зрения норм и права, правовой культуры;

  • половое – система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. Целью полового воспитания является повышение у подрастающего поколения сексологических знаний, полноценного формирования детородной функции, чувства ответственности за здоровье и благополучие будущей семьи.

  • экономическое – целенаправленное воздействие направленное на формирование у людей знаний, умений и навыков, потребностей и интересов, стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам социалистического хозяйствования.

  • экологическое – сознательное отношение к окружающей природной среде с целью охраны и рационального использования природных ресурсов.

  1. По институциональному признаку выделяются следующие виды воспитания:

  • семейное – целенаправленное воздействие членов семьи на ребёнка. Задачей семейного воспитания является подготовка ребёнка к жизни в обществе и становления его как личности. Усвоение им знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования в условиях семьи.

  • религиозное - стремится дать воспитуемому духовное направление, чтобы он мог устоять перед разными соблазнами и идти в жизни правильным путем.

  • социальное – целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория воспитания – одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком, социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (то есть отождествляя воспитание с социализацией), и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и наблюдений

  • коррекционное воспитание — создание условий для приспособления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально созданных для этого организациях.

  1. По доминирующим принципам и стилю отношений выделяются следующие виды воспитания:

  • авторитарное – воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, авторитарное воспитание препятствует развитию активности детей, их индивидуальности, ведет к возникновению конфронтации между воспитателем и воспитанниками.

  • свободное – концепция в буржуазной педагогике 2-й половины 19 начала 20 вв., для которой характерны крайняя индивидуализация воспитания, категорическое отрицание воспитания и систематического обучения, основанных на подавлении личности ребёнка, регламентации всех сторон его жизни и поведения. Идеал сторонников свободного воспитания– не стесняемое никакими ограничениями развитие всех сил и способностей ребёнка.

  • демократическое – это сотрудничество поколений, совместная выработка ценностей, норм, задач, социальной деятельности, то есть духовное творчество старших и младших, продуктом которого является жизненная позиция.



6. Общие закономерности воспитания и их психолого-педагогические основы.

Под закономерностями воспитания следует понимать устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности. Без знания закономерностей воспитания трудно рассчитывать на его совершенствование.

Закономерности:

-характер воспитания на всех исторических этапах объясняется потребностями производства и интересами правящих классов общества;

-единство целей, содержания и методов воспитания;

-неразрывность единства обучения и воспитания (в узком смысле)

Эти закономерности определяют общие подходы к организации воспитания. В данном же случае необхо­димо рассмотреть те закономерности и их психологичес­кие основы, которые определяют педагогическую организацию воспитательно­го процесса и дают более или менее конкретное пред­ставление о том, как оно должно осуществляться на практике. К этим закономерностям относятся следую­щие:

1. Воспитание личности происходит только в про­цессе включения ее в деятельность. Эта закономерность обусловливается тем, что личност­ное развитие человека происходит только благодаря "при­своению" им общественного опыта в самых различных его проявлениях. Но это овладение требует от него соот­ветствующей деятельности. Например, чтобы человек овладевал знаниями, ему необходимо осуществлять по­знавательную деятельность. Нельзя воспитать у него тру­долюбие, коллективизм, не вовлекая его в трудовую деятельность, в межличностные отношения и решение коллективных дел.

Вот почему воспитание в его глубинном значении со­стоит вовсе не в воспитательных разговорах, назида­тельных беседах и наставлениях, как это представ­ляется иногда, а во включении растущего человека в деятельность, в соответствующие его возрасту об­щественные отношения. Исходя из этого, С.Т.Шацкий и А.С.Макаренко значительно расширяли данное по­нятие и определяли воспитание как содержательную организацию жизни и деятельности воспитанников. Поскольку, целью воспитания является все­стороннее и гармоничное развитие личности, то в про­цессе его осуществления необходимо включать учащихся в разнообразные виды деятельности. К ним, в частности, относятся:

  • учебно-познавательная и технически-творческая деятельность, в процессе которой решаются задачи ум­ственного и технического развития;

  • гражданско-общественная и патриотическая деятельность, связанная с гражданским и патриотичес­ким воспитанием;

  • общественно полезный, производительный труд, формирующий стремление к созидательной деятельности и цементирующий развитие всех других сторон разви­тия личности;

  • морально-познавательная и нравственно-практи­ческая деятельность (защита слабых, взаимопомощь в учебе, шефство над стариками, инвалидами и т.д.);

  • художественно-эстетическая деятельность, спо­собствующая эстетическому развитию;

  • физкультурно-оздоровительная и спортивно-мас­совая работа, обеспечивающая физическое развитие.

Если тот или иной школьник не принимает учас­тия, например, в спорте, техническом творчестве или общественно полезном труде, он и не будет развиваться в этих направлениях. Необходимость взаимосвязанной организации всех на­званных видов деятельности как предпосылки всесторон­него развития личности является существенной законо­мерностью воспитания.

2. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. Данная закономерность обусловлива­ется тем, что эффективное развитие и формирование лич­ности происходит только при условии, если она прояв­ляет высокую активность в организуемой деятельности .Например:

Школьники или студенты успешно овладевают знания­ми и развивают свои умственные способности, лишь про­являя прилежание и старательность в учебно-познаватель­ной деятельности. Равным образом собственная актив­ность личности определяет ее развитие в области физкуль­турно-оздоровительной, морально-познавательной, нрав­ственно-практической и художественно-эстетической деятельности. Если же человек участвует в организуемой деятельности без охоты, или, как говорят, спустя рукава, эта деятельность практически его не развивает. Вот поче­му правильно говорится: можно силой привести лошадь к воде, но нельзя силой заставить ее пить. И человека, как отмечал Л.В.Занков, нельзя силой заставить впитывать знания, овладевать культурой.

Каковы же те механизмы, используя которые и опи­раясь на которые, педагог может стимулировать актив­ность личности в организуемой деятельности?

С психологической точки зрения первопричиной актив­ности человека являются те внутренние противоречия меж­ду достигнутым и необходимым уровнем развития, которые он переживает в различных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его к деятельности и к работе над со­бой.

Например, учащийся, попадая в более культурную язы­ковую среду, замечает и эмоционально переживает недо­статки своей речи, что может побудить его к ее совершен­ствованию. То же самое происходит, когда при выполнении той или иной работы он сталкивается с отсутствием соот­ветствующих умений, внутренне переживает этот недоста­ток и стремится овладеть новыми приемами работы.

Активная познавательная деятельность школьников также стимулируется переживанием внутренних проти­воречий между знанием и незнанием, между наличным уровнем подготовки и теми новыми познавательными задачами, которые возникают в процессе обучения.

Искусство воспитания в этом случае состоит в том, что­бы учитель умел создавать педагогические ситуации для возбуждения у учащихся подобных внутренних противоре­чий и таким образом стимулировал их активность в раз­личных видах деятельности. На основе переживания этих внутренних противоречий у личности формируются потреб­ности, мотивы и установки как стимулы ее активной дея­тельности.

Потребность как понятие означает психологическое переживание человеком нужды в том, чего ему недоста­ет.

Большой движущей силой активности и развития чело­века является интерес.

Интерес - это окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая чело­веческой деятельности увлекательный характер.

Стимулирующая роль интереса с психологической точ­ки зрения заключается в том, что основанная на нем деятельность и достигаемые при этом результаты вызы­вают у субъекта чувство радости, эмоциональный подъем и удовлетворение, что и побуждает его к проявлению активности.

Наряду с интересом важной побудительной силой активности человека являются мотивы деятельности и поведения.

Мотив как понятие обозначает такое субъективное отно­шение личности к деятельности, в основе которого лежит со­знательно поставленная и определенным образом обосно­ванная цель.

К примеру, общая потребность в учении осознается школьником как условие для своего приобщения к про­изводственной и духовной деятельности в обществе. Кон­кретные же мотивы учения могут связываться с получе­нием необходимого образования, овладением той или иной профессией или достижением определенного ста­туса в обществе и т.д.

Рассмотренные положения показывают, что, только развивая потребностно-мотивационную сферу личности и создавая необходимые условия для формирования у нее здо­ровых потребностей, интересов и мотивов деятельности (по­ведения), представляется возможным стимулировать ее актив­ность и добиваться надлежащего воспитательного эффекта.

3. В процессе воспитания необходимо проявлять гуманность и уважение к личности в сочетании с высо­кой требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что характер отношений педагога к воспитуемой личности вызывает у последней определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на ее деятельности и развитии. Если эти отношения проник­нуты взаимным уважением, доверием, доброжелатель­ностью и демократизмом, носят гуманный характер, тогда воспитательное влияние педагога, как правило, будет вызывать у учащихся положительную реакцию и сти­мулировать их деятельность.

В тех же случаях, когда отношения между педагогом и воспитанником несут на себе печать негативности, авто­ритарности, воспитательное влияние педагога будет вызы­вать у последнего отрицательные переживания и ли­шаться положительного воспитательного эффекта. Это, однако, не означает, что педагогу следует "подделываться" под учащихся, заигрывать с ними и потакать их прихо­тям. В воспитательной работе уважительное и заботли­вое отношение к детям должно сочетаться с высокой тре­бовательностью, поддержанием необходимого порядка в работе и поведении.

Существенной особенностью воспитания в этом слу­чае является то, что педагог должен заботиться об ук­реплении благожелательных отношений с учащимися, проявлять к ним искреннее уважение, педагогический такт, создавая условия для их благоприятного самочув­ствия, психологического комфорта и укрепления лично­го достоинства. В то же время необходимо предъявлять к учащимся высокие требования, побуждать к улучше­нию своего поведения. Можно сказать, что воспитание — это эффект благожелательного сотрудничества, вза­имного доверия и уважения, которые устанавливаются между педагогом и воспитанниками.

4. В процессе воспитания необходимо открывать пе­ред учащимися перспективы их роста, помогать им доби­ваться радости успехов. В основе этой закономерности лежит психологическая идея о роли опережающего от­ражения в сознании человека тех действий, которые он хочет совершить, и тех результатов, которых он хочет достичь в своем развитии (П.К.Анохин). Сущность этой идеи состоит в том, что всякая деятель­ность человека, ее цели, способы и результаты заранее программируются в его сознании и таким образом направ­ляют и стимулируют ее. Если эти цели и намерения реали­зуются, личность переживает внутреннее удовлетворение, радость от достигнутых успехов. В тех же случаях, когда намеченные цели не реализуются, она испытывает внут­реннее беспокойство, чувство неудовлетворенности и пси­хического напряжения. Нетрудно понять, что повторе­ние подобных неудач парализует деятельность личнос­ти, и она перестает работать над собой, теряет всякую активность. Подтверждением тому являются факты, когда тот или иной школьник, отставший в учебе, совсем пере­стает учиться. Поэтому, включая учащихся в разнообраз­ные виды деятельности и стимулируя их активность, не­обходимо обеспечить надлежащие условия и проявлять заботу о том, чтобы каждый из них добивался успехов в этой деятельности, чтобы она вызывала у них положитель­ные эмоциональные переживания и в порядке обратного воздействия стимулировала их активность и личностное развитие. Это относится не только к учебе, но и к другим видам деятельности — труду, спортивным занятиям и т.д.

Только открывая перед учащимися перспективы их роста и личностного совершенствования, можно добиться необхо­димых успехов в их воспитании.

5. В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся. Пси­хологической основой этой закономерности является то, что, открывая перед учащимися перспективы их роста и всестороннего развития, нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают они в процессе своего личностного формирования. Всякая деятельность требу­ет от них большого напряжения физических сил и не­рвной энергии. Это напряжение усугубляется тем, что им постоянно приходится овладевать новыми способами деятельности, изменять и совершенствовать усвоенные стереотипы поведения. Не всем это дается легко. В силу физических и психических различий, а также особенностей предшествующего опыта деятельности каж­дый школьник развивается по-разному. У одних этот процесс происходит более интенсивно, у других — мед­леннее, у третьих бывают неудачи и срывы. И если они повторяются, приобретают устойчивость, то учащийся чувствует, что он отстает в своем развитии, а "ситуация ожидания" радости от успехов сменяется для него разочарованием, становится недости­жимой, что, как правило, ведет к пассивности, к пере­живанию чувства изолированности в коллективе и пси­хологического дискомфорта. В результате у части таких школьников наблюдается отставание в учебе, снижается дисциплина и общественная активность. Такие учащи­еся зачастую оказываются в центре внимания сверстни­ков и учителей, а их недостатки обсуждаются на собра­ниях, подвергаются критике и т.д.

Однако школьная практика показывает, что эти меры чаще всего не воздействуют положительно на учащихся, а иногда и попросту усиливают их негативное поведение. Суть дела в том, что критика и осуждение недостатков в поведении того или иного школьника не только не сни­мают у него негативных психологических переживаний, но, наоборот, усугубляют их. Вот почему нельзя не ус­матривать элементов истины в народном изречении, ко­торое гласит: предположить порок — значит создать его.

Всякое осуждение и упреки в условиях, когда сам школьник не в состоянии преодолеть встретившиеся труд­ности и имеющиеся недостатки, в определенной мере обладают отрицательным внушающим воздействием. П.П.Блонский считал, что в этих случаях гораздо эффек­тивнее другой подход: нужно бороться не с учеником, который допускает недостатки, а совместно с учени­ком бороться против его недостатков. Но тогда чаще всего нужны не проработки и осуждения, а проявление душевной чуткости к ученику и оказание ему реальной помощи в преодолении возникших трудностей. Если, на­пример, школьник не справляется с выполнением домаш­них заданий, различные упреки и проработки могут толь­ко ослабить его усилия в работе. Тут нужна своевременная и конкретная помощь со стороны учителя, благодаря ко­торой ученик смог бы хорошо подготовиться к одному, второму, третьему уроку, получить хорошие оценки, пере­жить радость от улучшения успеваемости, а его успехи будут замечены и одобрены в коллективе. Вот этот росток хорошего и может послужить могучим стимулом для по­вышения активности школьника в учебной деятельности и укреплении чувства собственного достоинства.

Равным образом это относится и к другим сторонам развития учащихся. Если, скажем, какой-нибудь ученик часто нарушает дисциплину и учитель будет постоянно упрекать его, не замечая в нем ничего хорошего, вряд ли его поведение улучшится. В таких случаях нужно обра­тить внимание на то положительное, что есть в ученике, и, опираясь на это качество, возбудить у него стремление к улучшению своего поведения.

А.С.Макаренко утверждал, что каким бы плохим в нашем представлении ни был воспитанник, к нему все­гда надо подходить с оптимистической гипотезой, проек­тировать в нем всегда хорошее, помогать развиваться его лучшим задаткам и способностям и, опираясь на них, создавать условия для преодоления его недостатков:

«...Воспитание ...человека, прежде всего, базируется на воспитании его способностей, на развитии его сил, его сози­дательного творческого актива.»

«Надо уметь работать с верой в человека, с сердцем, с на­стоящим гуманизмом.»

На необходимость опираться в воспитании на поло­жительные свойства и качества личности указывал В.А.Сухомлинский:

«Главное - умение подметить в каждом ребенке его са­мую сильную сторону, добиться того, чтобы "живинка" по­лучила свое претворение и развитие в деятельности, что­бы в ребенке засверкала человеческая индивидуальность. Осознание своего успеха в каком-то одном деле является для ребенка могучим источником нравственного достоин­ства, источником моральной стойкости и преодоления труд­ностей в других делах... Ту сферу деятельности, в которой наиболее ярко проявляются интеллектуальные способнос­ти ребенка, надо умело использовать для его духовного подъема.»

Принцип воспитания через положительное, как ука­зывал известный теоретик воспитания Н.И.Болдырев, требует, чтобы воспитатель в процессе воспитания ори­ентировался на то, что нужно делать учащимся, а не на то, чего не следует делать. Дети, которым очень часто напоминают об их недостатках, начинают смотреть на себя как на неисправимых.

6. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. На поведении и развитии личности так или иначе сказываются ее воз­растные и индивидуальные особенности. Например, в младших классах, где самосознание учащихся находится на начальном этапе развития, их личностное формирова­ние происходит главным образом под непосредственным влиянием учителя. В подростковых же классах, где осу­ществляется интенсивное развитие самосознания уча­щихся, воспитание носит более опосредованный харак­тер и его эффективность во многом зависит от того, в какой мере оно побуждает учащихся к самовоспитатель­ной работе.

Не меньшее влияние на воспитание оказывают инди­видуальные особенности умственного, физического и нрав­ственного развития учащихся, их реакция на внешние воздействия. Один школьник отличается спокойным, уравновешенным характером, чутко реагирует на заме­чания, в отношениях с педагогами и сверстниками про­являет благожелательность и уважение. Другой же, на­оборот, обладает повышенной раздражительностью, про­являет резкость в общении с другими людьми, не умеет поддерживать хороших товарищеских отношений. Все это должно находить соответствующее отражение в воспита­нии. Учащиеся с уравновешенным характером легче во­влекаются в совместную деятельность, быстрее утверж­дают свое личное достоинство и более интенсивно разви­ваются. Школьники же с повышенной раздражитель­ностью требуют к себе большей чуткости, уважения и деликатности со стороны сверстников и педагогов.

7. Воспитание должно осуществляться в коллекти­ве и через коллектив. Осмысливая важность этой зако­номерности, следует иметь в виду два следующих поло­жения.

Первое из них состоит в том, что важной целью школь­ного воспитания является формирование личности в духе коллективизма, развития у нее товарищеских черт и ка­честв. Естественно, что эта цель может быть достигнута только при условии, если личность будет воспитываться в хорошо организованном и здоровом в социальном и духовном отношениях сообществе.

Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь личным влиянием педа­гога на каждого воспитанника. Воспитание по принципу парного воздействия: педагог — воспитанник А.С.Макаренко считал недостаточным. Оно обязательно должно подкрепляться разносторонним влиянием кол­лектива, который не только обеспечивает свободу и за­щищенность личности, но и обогащает ее тем, что высту­пает как носитель здоровой морали и аккумулирует в себе богатство нравственных и художественно-эстетичес­ких отношений. Вот почему в процессе педагогической работы необходимо создавать здоровый и сплоченный воспитательный коллектив и умело использовать его для разностороннего развития учащихся. Без такого коллек­тива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания.

8. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учи­телей, семьи и общественных организаций. Школьни­ки, как правило, находятся под воспитательным влия­нием не одного, а нескольких учителей. В их воспитании активное участие принимают детские и юношеские орга­низации, а также семья и общественность. Нетрудно пред­ставить себе, что если все эти влияния не будут сгармонированы и будут действовать в различных или тем более в противоположных направлениях, воспитательная работа не будет давать желаемого эффекта.

Например, нелегко достичь успеха в воспитании созна­тельной дисциплины, если один учитель добивается от уча­щихся порядка и организованности в работе, а другой прояв­ляет либерализм и нетребовательность. Бывает и так, что учителя в какой-то период времени концентрируют внима­ние на усилении контроля за домашней учебной работой уча­щихся, не опираясь на общественное мнение детского кол­лектива. Ясно, что в таких условиях действенность воспита­тельного процесса в значительной мере снижается и теряет свою эффективность.

То же самое относится к воспитательной работе семьи и школы. Если школа будет воспитывать честность, а в отдельных семьях дети будут свидетелями стяжательства и недобросовестности, трудно рассчитывать на положи­тельные результаты педагогической работы. Только единая линия и согласованность совместных усилий всех учителей, детских организаций, а также семьи и обще­ственности придают воспитанию целенаправленность и действенность. А.С.Макаренко подчеркивал:

«...Ни один воспитатель не имеет права действовать в оди­ночку... Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, еди­ного точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса.»

Таковы общие закономерности воспитания, Они потому и назы­ваются общими, что относятся как к учебной работе, так и к воспитанию у учащихся личностных качеств.





7. Вывод.

Когда начинать воспитание ребёнка? Вопрос, который задают многие. Ответ на него проще чем кажется: воспитанием нужно заниматься с самого рождения ребёнка, или как говорится в одной старой пословице «пока лежит поперёк лавки». Это связано с тем, что после рождения дети только начинают познавать окружающий мир, для них всё вокруг новое и необычное. И на то, каким будет это восприятие в начале жизни и в дальнейшем, влияет воздействие родителей. Они дают фундаментальные знания об окружающих предметах. Затем с возрастом ребёнок постепенно (и на протяжении долгого времени), посредством родителей, начинает узнавать «что такое хорошо, а что такое плохо». Это и является основной частью семейного воспитания. До поступления в детские сады, либо в школу, воспитание со стороны родителей имеет очень большое значение, от того какие фундаментальные знания будут ими переданы, зависит будущий характер ребёнка.

С началом посещения детского сада дети начинают познавать мир общаясь с согрупниками, получая знания от воспитателей, готовятся к вступлению на следующую ступень в познании окружающего – школа. Здесь уже воспитанием занимаются опытные педагоги. Они дают знания разной направленности и имеющих разные цели. На этом этапе охватывается множество видов воспитания (умственное, физическое, эстетическое, трудовое, экологическое и в некоторых случаях коррекционное воспитание…). В старших классах и после поступления в какие либо высшие учебные заведения, человек начинает осваивать общественно необходимые (для конкретного общества) знания, умения, навыки. После чего, начав заниматься какой либо деятельностью, взаимодействуя с другими людьми начинается формирование человека как личности. Здесь не маловажную роль играет самовоспитание человека, его самореализация в обществе.

Таким образом, воспитание является очень сложным и длительным процессом, занимает практически большую часть, а включая самовоспитание, всю жизнь человека.

1