СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детский фольклор - приговорки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленный материал собран и записан от детей в Ивановской ,Костромской и Калужской областях в 1965-1975гг.

Знакомство с детским фольклором не только развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, но и многому учит.Исполняя скороговорки, считалки, приговорки, загадывая загадки, играя в игры, у детей развивается речь. Дети получают первые задания по грамматике и математике, культуре и поведению. Они познают природу и животный мир, получают физическое развитие. Например: частые и быстрые повторения скороговорок развивают у детей правильный выговор труднопроизносимых слов и словосочетаний; играя в подвижные игры с припевами, дети не только разыгрывают театрализованные представления, но, и двигаясь – бегая, прыгая, метая в цель, - физически развиваются; считалки-числовки, в которых дети называют числа, складывают и умножают, закрепляют математические знания; загадки, головоломки, задачки на буквы являются устным букварем, помогающим им запомнить буквы и их написание, и.д.

Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию произведения детского фольклора легко запоминаются,  знакомство с ними поможет узнать ближе жизнь и творчество сельской детворы, даст возможность использовать этот материал в играх.

 

РЕПКА КРЕПКА

Приговорки

В один из майских дней Петька не пошел гулять, а перебрав семена репы, побежал в огород помогать бабке Арине сажать овощи. Копаясь на грядке, вдруг услышал за спиной голоса: «Бабка Арина сеяла-садила, Петька помогал, носом землю копал!» - «Чем дразнить, - крикнул Петька, - помогайте урожай растить!». Ребята перелезли через изгородь и, гуськом пробираясь между грядками, начали приговаривать:

  1.  

Матушка-репка,

Уродись крепка,

Ни густа, ни редка,

До великого хвоста.

2. 

Сей , сей горох,

Посевай горох!

Уродись, горох,

И крупен, и бел,

На потеху всем;

И сам тридесят –

Для всех ребят!

3. 

Уродитесь, бобы,

Велики и круты,

В поле густы,

На столе вкусны.

4. 

Капуста виласта,

Не будь голенаста,

Не будь голенаста,

Будь пузаста.

  ВЕЙ ВЕТЕРОК!

У  ручейков с веселыми криками бегает детвора, пуская по воде лодочки и кораблики. «Кораблик плывет, товары везет, гу-гу-гу, гу-гу-гу, в парус ветра ему, - приговаривает на бегу мальчишка, кораблик которого под парусом из бумаги обогнал все остальные, - в парус ветра ему!»

Приговорки

  1.  

Мотылек-витилек,

Принеси нам ветерок:

От ворот в поворот

Гнать кораблик в ручеек.

2.

Вей, вей, ветерок,

Натяни парусок,

Гони стружок1

С запада на восток.

1Стружок (струг) – речное судно, парусное или на веслах

2

Дед Сысой,

Тряси бородой,

Гони ветрило,

Чтобы лодка плыла

3.

Мелки ручейки,

Несите стружки

С тихой воды

До великой реки.

УХНИ, УХ!

Приговорки и трудовые припевки

Пошли ребята на речку купаться, нашли у воды улитку и стали ее уговаривать:

  1.  

Ултика, улитка,

Выпусти рога!

Дам конец пирога

И кувшин творога,

Забодет1  тебя коза.

1Забодет – правильно: забодает.

Ну вот, ухватившись, кто за лодку, кто за плот, потащили их по песку к воде, помогая себе командами:

2.

Дерни, подерни,

Ухни, Ух!

3.

Раз розочек, ходом, ходом!

Дружно, крепче, переводом!

4.

Раз, два, за борта!

Три, четыре, подхватили,

Подхватили да поплыли!

Наплававшись, придумали нырять и крича:

С плота долой,

Катись бородой,

Сталкивая друг друга в воду. А в воде, прежде чем нырнуть, каждый говорил:

Пройду бобром -

По воде плавком,

Трижды окунусь –

Словно белый гусь!

 

Гребу бобром –

По воде плавком,

Трижды окунусь,

Да не захлебнусь.

Нырком пройду,

 Из под воды вон уйду.

На берегу согревались у костра; тот, кому в уши вода попала , наклонив голову, скакал на одной ноге, приговаривая:

Вылейся, водичка,

Да по руковичку:

Под пень, под колоду,

К лягушкам, к болоту.

ПО РУСИ

Приговорки

«Тога-тога-тога – колесом дорога!» - кричали ребята осенью улетающим птицам. А пришла весна, зовут обратно в родные края:» Тига-си, тига-си – ти- ли-ти-ти,  до Руси!».И, увидев летящих в родные края журавлей, вторя их голосам, приветствуют:

Ики, ики, ики. Ики –

Крики! Крики! Крики!

Икли, икли, икли –

Это журавли! Это журавли!

 

  1.  

Курли, курли, курли,

Летят, летят, журавли!

Курлы-си, курлы-си,

По Русти! По Руси!

2. 

Ты – латы, ты – латы,

С высоты! С высоты!

То-то-ты, то-то-ты,

Журавли идут в домы!1

1В домы – в дома (устаревшая форма предложного падежа)

Если дети выпускают из неволи пойманных птиц, дают им свое напутствие:

ТИ-ти-кирь,

Фти-фти.

Ти-ти-кирь,

Фти,фти.

Зуек, ти-ли-ти,

Гнездо вити.

А вот озорные , веселые дразнилки о птицах:

3.

Ворон,ворон,

Хвост обломан,

Хвост обломан,

Нос окован.

4.

Скок, сорока,

Скок, сорока,

Слепа с ока,

Крива с бока.

5.

Дрозд, дрозд,

Прост, прост,

Кованый нос,

Железный хвост.

6.

Вьюр – вьюрок,

Кривлен носок,

Кривлен носок,

Ощипан бок.

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Детский фольклор - приговорки»

Представленный материал собран и записан от детей в Ивановской ,Костромской и Калужской областях в 1965-1975гг.

Знакомство с детским фольклором не только развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, но и многому учит.

Исполняя скороговорки, считалки, приговорки, загадывая загадки, играя в игры, у детей развивается речь. Дети получают первые задания по грамматике и математике, культуре и поведению. Они познают природу и животный мир, получают физическое развитие. Например: частые и быстрые повторения скороговорок развивают у детей правильный выговор труднопроизносимых слов и словосочетаний; играя в подвижные игры с припевами, дети не только разыгрывают театрализованные представления, но, и двигаясь – бегая, прыгая, метая в цель, - физически развиваются; считалки-числовки, в которых дети называют числа, складывают и умножают, закрепляют математические знания; загадки, головоломки, задачки на буквы являются устным букварем, помогающим им запомнить буквы и их написание, и.д.

Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию произведения детского фольклора легко запоминаются, знакомство с ними поможет узнать ближе жизнь и творчество сельской детворы, даст возможность использовать этот материал в играх.



РЕПКА КРЕПКА

Приговорки

В один из майских дней Петька не пошел гулять, а перебрав семена репы, побежал в огород помогать бабке Арине сажать овощи. Копаясь на грядке, вдруг услышал за спиной голоса: «Бабка Арина сеяла-садила, Петька помогал, носом землю копал!» - «Чем дразнить, - крикнул Петька, - помогайте урожай растить!». Ребята перелезли через изгородь и, гуськом пробираясь между грядками, начали приговаривать:

Матушка-репка,

Уродись крепка,

Ни густа, ни редка,

До великого хвоста.

Сей , сей горох,

Посевай горох!

Уродись, горох,

И крупен, и бел,

На потеху всем;

И сам тридесят –

Для всех ребят!



Уродитесь, бобы,

Велики и круты,

В поле густы,

На столе вкусны.

Капуста виласта,

Не будь голенаста,

Не будь голенаста,

Будь пузаста.

  • ВЕЙ ВЕТЕРОК!

У ручейков с веселыми криками бегает детвора, пуская по воде лодочки и кораблики. «Кораблик плывет, товары везет, гу-гу-гу, гу-гу-гу, в парус ветра ему, - приговаривает на бегу мальчишка, кораблик которого под парусом из бумаги обогнал все остальные, - в парус ветра ему!»

Приговорки

Мотылек-витилек,

Принеси нам ветерок:

От ворот в поворот

Гнать кораблик в ручеек.

Вей, вей, ветерок,

Натяни парусок,

Гони стружок1

С запада на восток.

  • 1Стружок (струг) – речное судно, парусное или на веслах.

Дед Сысой,

Тряси бородой,

Гони ветрило,

Чтобы лодка плыла

Мелки ручейки,

Несите стружки

С тихой воды

До великой реки.

УХНИ, УХ!

Приговорки и трудовые припевки

Пошли ребята на речку купаться, нашли у воды улитку и стали ее уговаривать:

Ултика, улитка,

Выпусти рога!

Дам конец пирога

И кувшин творога,

Забодет1 тебя коза.

1Забодет – правильно: забодает.

Ну вот, ухватившись, кто за лодку, кто за плот, потащили их по песку к воде, помогая себе командами:

Дерни, подерни,

Ухни, Ух!

Раз розочек, ходом, ходом!

Дружно, крепче, переводом!

Раз, два, за борта!

Три, четыре, подхватили,

Подхватили да поплыли!

Наплававшись, придумали нырять и крича:

С плота долой,

Катись бородой,

Сталкивая друг друга в воду. А в воде, прежде чем нырнуть, каждый говорил:

Пройду бобром -

По воде плавком,

Трижды окунусь –

Словно белый гусь!

Гребу бобром –

По воде плавком,

Трижды окунусь,

Да не захлебнусь.

Нырком пройду,

Из под воды вон уйду.

На берегу согревались у костра; тот, кому в уши вода попала , наклонив голову, скакал на одной ноге, приговаривая:

Вылейся, водичка,

Да по руковичку:

Под пень, под колоду,

К лягушкам, к болоту.



ПО РУСИ

Приговорки

«Тога-тога-тога – колесом дорога!» - кричали ребята осенью улетающим птицам. А пришла весна, зовут обратно в родные края:» Тига-си, тига-си – ти- ли-ти-ти, до Руси!».И, увидев летящих в родные края журавлей, вторя их голосам, приветствуют:

Ики, ики, ики. Ики –

Крики! Крики! Крики!

Икли, икли, икли –

Это журавли! Это журавли!



Курли, курли, курли,

Летят, летят, журавли!

Курлы-си, курлы-си,

По Русти! По Руси!

Ты – латы, ты – латы,

С высоты! С высоты!

То-то-ты, то-то-ты,

Журавли идут в домы!1

1В домы – в дома (устаревшая форма предложного падежа)

Если дети выпускают из неволи пойманных птиц, дают им свое напутствие:

ТИ-ти-кирь,

Фти-фти.

Ти-ти-кирь,

Фти,фти.

Зуек, ти-ли-ти,

Гнездо вити.

А вот озорные , веселые дразнилки о птицах:

Ворон,ворон,

Хвост обломан,

Хвост обломан,

Нос окован.

Скок, сорока,

Скок, сорока,

Слепа с ока,

Крива с бока.

Дрозд, дрозд,

Прост, прост,

Кованый нос,

Железный хвост.

Вьюр – вьюрок,

Кривлен носок,

Кривлен носок,

Ощипан бок.













8