Представленный материал собран и записан от детей в Ивановской ,Костромской и Калужской областях в 1965-1975гг.
Знакомство с детским фольклором не только развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, но и многому учит.Исполняя скороговорки, считалки, приговорки, загадывая загадки, играя в игры, у детей развивается речь. Дети получают первые задания по грамматике и математике, культуре и поведению. Они познают природу и животный мир, получают физическое развитие. Например: частые и быстрые повторения скороговорок развивают у детей правильный выговор труднопроизносимых слов и словосочетаний; играя в подвижные игры с припевами, дети не только разыгрывают театрализованные представления, но, и двигаясь – бегая, прыгая, метая в цель, - физически развиваются; считалки-числовки, в которых дети называют числа, складывают и умножают, закрепляют математические знания; загадки, головоломки, задачки на буквы являются устным букварем, помогающим им запомнить буквы и их написание, и.д.
Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию произведения детского фольклора легко запоминаются, знакомство с ними поможет узнать ближе жизнь и творчество сельской детворы, даст возможность использовать этот материал в играх.
РЕПКА КРЕПКА
Приговорки
В один из майских дней Петька не пошел гулять, а перебрав семена репы, побежал в огород помогать бабке Арине сажать овощи. Копаясь на грядке, вдруг услышал за спиной голоса: «Бабка Арина сеяла-садила, Петька помогал, носом землю копал!» - «Чем дразнить, - крикнул Петька, - помогайте урожай растить!». Ребята перелезли через изгородь и, гуськом пробираясь между грядками, начали приговаривать:
-
Матушка-репка,
Уродись крепка,
Ни густа, ни редка,
До великого хвоста.
2.
Сей , сей горох,
Посевай горох!
Уродись, горох,
И крупен, и бел,
На потеху всем;
И сам тридесят –
Для всех ребят!
3.
Уродитесь, бобы,
Велики и круты,
В поле густы,
На столе вкусны.
4.
Капуста виласта,
Не будь голенаста,
Не будь голенаста,
Будь пузаста.
ВЕЙ ВЕТЕРОК!
У ручейков с веселыми криками бегает детвора, пуская по воде лодочки и кораблики. «Кораблик плывет, товары везет, гу-гу-гу, гу-гу-гу, в парус ветра ему, - приговаривает на бегу мальчишка, кораблик которого под парусом из бумаги обогнал все остальные, - в парус ветра ему!»
Приговорки
-
Мотылек-витилек,
Принеси нам ветерок:
От ворот в поворот
Гнать кораблик в ручеек.
2.
Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
Гони стружок1
С запада на восток.
1Стружок (струг) – речное судно, парусное или на веслах
2
Дед Сысой,
Тряси бородой,
Гони ветрило,
Чтобы лодка плыла
3.
Мелки ручейки,
Несите стружки
С тихой воды
До великой реки.
УХНИ, УХ!
Приговорки и трудовые припевки
Пошли ребята на речку купаться, нашли у воды улитку и стали ее уговаривать:
-
Ултика, улитка,
Выпусти рога!
Дам конец пирога
И кувшин творога,
Забодет1 тебя коза.
1Забодет – правильно: забодает.
Ну вот, ухватившись, кто за лодку, кто за плот, потащили их по песку к воде, помогая себе командами:
2.
Дерни, подерни,
Ухни, Ух!
3.
Раз розочек, ходом, ходом!
Дружно, крепче, переводом!
4.
Раз, два, за борта!
Три, четыре, подхватили,
Подхватили да поплыли!
Наплававшись, придумали нырять и крича:
С плота долой,
Катись бородой,
Сталкивая друг друга в воду. А в воде, прежде чем нырнуть, каждый говорил:
Пройду бобром -
По воде плавком,
Трижды окунусь –
Словно белый гусь!
Гребу бобром –
По воде плавком,
Трижды окунусь,
Да не захлебнусь.
Нырком пройду,
Из под воды вон уйду.
На берегу согревались у костра; тот, кому в уши вода попала , наклонив голову, скакал на одной ноге, приговаривая:
Вылейся, водичка,
Да по руковичку:
Под пень, под колоду,
К лягушкам, к болоту.
ПО РУСИ
Приговорки
«Тога-тога-тога – колесом дорога!» - кричали ребята осенью улетающим птицам. А пришла весна, зовут обратно в родные края:» Тига-си, тига-си – ти- ли-ти-ти, до Руси!».И, увидев летящих в родные края журавлей, вторя их голосам, приветствуют:
Ики, ики, ики. Ики –
Крики! Крики! Крики!
Икли, икли, икли –
Это журавли! Это журавли!
-
Курли, курли, курли,
Летят, летят, журавли!
Курлы-си, курлы-си,
По Русти! По Руси!
2.
Ты – латы, ты – латы,
С высоты! С высоты!
То-то-ты, то-то-ты,
Журавли идут в домы!1
1В домы – в дома (устаревшая форма предложного падежа)
Если дети выпускают из неволи пойманных птиц, дают им свое напутствие:
ТИ-ти-кирь,
Фти-фти.
Ти-ти-кирь,
Фти,фти.
Зуек, ти-ли-ти,
Гнездо вити.
А вот озорные , веселые дразнилки о птицах:
3.
Ворон,ворон,
Хвост обломан,
Хвост обломан,
Нос окован.
4.
Скок, сорока,
Скок, сорока,
Слепа с ока,
Крива с бока.
5.
Дрозд, дрозд,
Прост, прост,
Кованый нос,
Железный хвост.
6.
Вьюр – вьюрок,
Кривлен носок,
Кривлен носок,
Ощипан бок.
Просмотр содержимого документа
«Детский фольклор - приговорки»
Представленный материал собран и записан от детей в Ивановской ,Костромской и Калужской областях в 1965-1975гг.
Знакомство с детским фольклором не только развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, но и многому учит.
Исполняя скороговорки, считалки, приговорки, загадывая загадки, играя в игры, у детей развивается речь. Дети получают первые задания по грамматике и математике, культуре и поведению. Они познают природу и животный мир, получают физическое развитие. Например: частые и быстрые повторения скороговорок развивают у детей правильный выговор труднопроизносимых слов и словосочетаний; играя в подвижные игры с припевами, дети не только разыгрывают театрализованные представления, но, и двигаясь – бегая, прыгая, метая в цель, - физически развиваются; считалки-числовки, в которых дети называют числа, складывают и умножают, закрепляют математические знания; загадки, головоломки, задачки на буквы являются устным букварем, помогающим им запомнить буквы и их написание, и.д.
Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию произведения детского фольклора легко запоминаются, знакомство с ними поможет узнать ближе жизнь и творчество сельской детворы, даст возможность использовать этот материал в играх.
РЕПКА КРЕПКА
Приговорки
В один из майских дней Петька не пошел гулять, а перебрав семена репы, побежал в огород помогать бабке Арине сажать овощи. Копаясь на грядке, вдруг услышал за спиной голоса: «Бабка Арина сеяла-садила, Петька помогал, носом землю копал!» - «Чем дразнить, - крикнул Петька, - помогайте урожай растить!». Ребята перелезли через изгородь и, гуськом пробираясь между грядками, начали приговаривать:
Матушка-репка,
Уродись крепка,
Ни густа, ни редка,
До великого хвоста.
Сей , сей горох,
Посевай горох!
Уродись, горох,
И крупен, и бел,
На потеху всем;
И сам тридесят –
Для всех ребят!
Уродитесь, бобы,
Велики и круты,
В поле густы,
На столе вкусны.
Капуста виласта,
Не будь голенаста,
Не будь голенаста,
Будь пузаста.
У ручейков с веселыми криками бегает детвора, пуская по воде лодочки и кораблики. «Кораблик плывет, товары везет, гу-гу-гу, гу-гу-гу, в парус ветра ему, - приговаривает на бегу мальчишка, кораблик которого под парусом из бумаги обогнал все остальные, - в парус ветра ему!»
Приговорки
Мотылек-витилек,
Принеси нам ветерок:
От ворот в поворот
Гнать кораблик в ручеек.
Вей, вей, ветерок,
Натяни парусок,
Гони стружок1
С запада на восток.
Дед Сысой,
Тряси бородой,
Гони ветрило,
Чтобы лодка плыла
Мелки ручейки,
Несите стружки
С тихой воды
До великой реки.
УХНИ, УХ!
Приговорки и трудовые припевки
Пошли ребята на речку купаться, нашли у воды улитку и стали ее уговаривать:
Ултика, улитка,
Выпусти рога!
Дам конец пирога
И кувшин творога,
Забодет1 тебя коза.
1Забодет – правильно: забодает.
Ну вот, ухватившись, кто за лодку, кто за плот, потащили их по песку к воде, помогая себе командами:
Дерни, подерни,
Ухни, Ух!
Раз розочек, ходом, ходом!
Дружно, крепче, переводом!
Раз, два, за борта!
Три, четыре, подхватили,
Подхватили да поплыли!
Наплававшись, придумали нырять и крича:
С плота долой,
Катись бородой,
Сталкивая друг друга в воду. А в воде, прежде чем нырнуть, каждый говорил:
Пройду бобром -
По воде плавком,
Трижды окунусь –
Словно белый гусь!
Гребу бобром –
По воде плавком,
Трижды окунусь,
Да не захлебнусь.
Нырком пройду,
Из под воды вон уйду.
На берегу согревались у костра; тот, кому в уши вода попала , наклонив голову, скакал на одной ноге, приговаривая:
Вылейся, водичка,
Да по руковичку:
Под пень, под колоду,
К лягушкам, к болоту.
ПО РУСИ
Приговорки
«Тога-тога-тога – колесом дорога!» - кричали ребята осенью улетающим птицам. А пришла весна, зовут обратно в родные края:» Тига-си, тига-си – ти- ли-ти-ти, до Руси!».И, увидев летящих в родные края журавлей, вторя их голосам, приветствуют:
Ики, ики, ики. Ики –
Крики! Крики! Крики!
Икли, икли, икли –
Это журавли! Это журавли!
Курли, курли, курли,
Летят, летят, журавли!
Курлы-си, курлы-си,
По Русти! По Руси!
Ты – латы, ты – латы,
С высоты! С высоты!
То-то-ты, то-то-ты,
Журавли идут в домы!1
1В домы – в дома (устаревшая форма предложного падежа)
Если дети выпускают из неволи пойманных птиц, дают им свое напутствие:
ТИ-ти-кирь,
Фти-фти.
Ти-ти-кирь,
Фти,фти.
Зуек, ти-ли-ти,
Гнездо вити.
А вот озорные , веселые дразнилки о птицах:
Ворон,ворон,
Хвост обломан,
Хвост обломан,
Нос окован.
Скок, сорока,
Скок, сорока,
Слепа с ока,
Крива с бока.
Дрозд, дрозд,
Прост, прост,
Кованый нос,
Железный хвост.
Вьюр – вьюрок,
Кривлен носок,
Кривлен носок,
Ощипан бок.
8