СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Детский сад и семья

Нажмите, чтобы узнать подробности

На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными стандартами направление «Физическое  развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место  в  воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно.

Просмотр содержимого документа
«Детский сад и семья»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 54 «Малыш»













Взаимодействие ДОУ и семьи

по формированию здорового образа жизни

у детей дошкольного возраста











Составила:


Инструктор по физической культуре

Домкина Ольга Алексеевна










Осинниковский городской округ

На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными стандартами направление «Физическое  развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место  в  воспитательно-образовательном процессе дошкольников. И это не случайно.

Последние данные Министерства образования и науки Российской Федерации: по статистике, XXI век начался  в  России с резкого ухудшения такого существенного показателя как здоровье дошкольника. На 8,1% снизилось число здоровых детей. На 6,75% - увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии.

На 1,5% - возросла численность детей 3 группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Педагог – новатор в  дошкольном образовании по проблемам здоровья современного ребенка Вера Алямовская отмечает: «Хотя  много  лет  в  практике  дошкольного  образования  проповедуется необходимость комплексного подхода к оздоровлению детей, эта проблема до сих пор должным образом не решена» [4]

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. Это связано с множеством негативных явлений современной жизни: непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников становится особенно актуальной. [2, c.22]

Сегодняшние дети - это будущее государства. В рамках государственной концепции сохранения здоровья детей большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и, прежде всего, формированию здорового образа жизни ребенка.

Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в дошкольных образовательных учреждениях, где ребенок получает базовые знания из многих наук, в том числе и о своем организме, на этом этапе происходит понимание и принятие ребенком ценности здорового образа жизни. Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).[2,c.25]

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.

Сегодня проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста.

В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков, психологии О.С. Осадчук, экологии З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд и педагогики В.Г. Алямовская, Г.К. Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Л. Лазарев, О.С. Шнейдер, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова.

Одновременно с использованием инновационных технологий важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является атмосфера родственных эмоциональных связей. Родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребенка делают его особо восприимчивым к их воздействию.

Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка дошкольника.

Несмотря на многочисленные исследования, проблема формирования здорового образа жизни у дошкольников требует дальнейшего изучения, поиска новых подходов к реализации задач по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста в практической деятельности дошкольных образовательных учреждений.

-Взаимодействие ДОУ с родителями осуществляется на основе деятельностного подхода;

-В дошкольном образовательном учреждении реализуется программа и модель формирования основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Работа взаимодействие ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста будет эффективной, если учитывать:

- возрастные и индивидуальные особенности детей;

-создавать в ДОУ условия для формирования здорового образа жизни дошкольников;

-систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению здорового образа жизни с  семьями воспитанников.

Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое общество (детей-родителей-педагогов), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обязанностей. Следовательно, данную проблему дошкольника можно решить только при поддержке, желании и тесном сотрудничестве с семьёй. Воспитание детей в детском саду, в частности физическое, тесно связано с целями и устремлениями родителей, и зависят от них. А так как большая часть жизни ребёнка проходит в семье, развитие ребёнка тесно связано с образом жизни семьи, и родители должны заботиться о правильном физическом развитии ребёнка, занимаясь регулярно физкультурой, приобщаясь к здоровому образу жизни.

Специалисты детского сада должны дать необходимые педагогические и практические знания - упражнения и подвижные игры, способствующие развитию у ребёнка двигательных навыков, а так же освоить методы обучения этим упражнениям, чтобы в домашних условиях родители могли закрепить приобретённые навыки.

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние.

Термин "взаимодействие", предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

  • приобщение родителей к педагогическому процессу;

  • расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

  • пребывания родителей на занятиях в удобное для них время;

  • создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

  • информационно – педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

  • разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

  • объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания особенности его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

  • проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

  • уважительное взаимоотношение семьи и образовательного учреждения.

  • Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.

В ДОУ мы используем разнообразные современные формы работы с родителями. Что же к ним можно отнести:

Информационно-аналитические:

  • анкетирование;

  • опрос;

  • "почтовый ящик".

Наглядно-информационные:

  • родительские клубы;

  • мини-библиотека;

  • информационный стенд «Спортивный калейдоскоп»;

  • выпуск газеты «Здоровичок».

Познавательные:

  • родительские гостиные;

  • нетрадиционные родительские собрания;

  • устные журналы;

  • экскурсии.

Досуговые:

  • праздники;

  • совместные досуги;

  • акции;

  • участие родителей в конкурсах, выставках.

Так же о жизни группы родителям расскажет информационный сайт. Где отражаются наиболее важные события  праздники и развлечения, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы.

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары – практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как выполнять упражнения на формирование правильной осанки и др.

ДОУ так же используется индивидуальная беседа, консультации - обмен мнениями по тому или иному вопросу. Каждый педагог составляется систему консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации приглашаются родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи ребенка.

«День открытых дверей» родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурном занятии, занятии в бассейне, могут наблюдать организацию питания, сна, закаливающих мероприятий;

Физическое развитие ребенка тесно связано с образом жизни семьи, и родителям необходимо заботиться о правильном физическом развитии детей, регулярно заниматься с ними физкультурой, приобщать к здоровому образу жизни вне ДОУ.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института в воспитании здорового ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.

Формирование здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении, происходит только при постоянном и последовательном применении физических упражнений, регламентируемых соответствующей направленностью и под контролем педагогического коллектива. Только тогда можно добиться, чтобы дети были здоровыми, не имели отклонений от нормального, соответствующего возрасту, уровня физического развития.