Занятие.
Тема: "Дифференциация букв Л - М"
Цели:
коррекционно-образовательные:
формировать умение сравнивать и различать буквы Л-М по начертанию, соотносить эти буквы с символами и звуками, дифференцировать буквы в слогах и словах, словосочетаниях, предложениях и тексте;
развитие зрительного анализа и синтеза;
формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;
формировать навыки слогового анализа и синтеза;
формировать навыки анализа слов-паронимов;
коррекционно-развивающие:
развивать зрительное восприятие и зрительный гнозис (узнавание);
развивать зрительно-слуховую и зрительно-двигательную память и самоконтроль;
формировать пространственное восприятие и пространственные представления;
развивать зрительно-моторные координации и пространственные ориентации,
развивать общую и мелкую моторику, графические навыки.
воспитательные:
воспитывать умение слушать себя и окружающих;
воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы;
развивать интерес к содержательной и смысловой сторонам речи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
Упражнение для рук «Лезгинка». Описание: упражнение выполняется сидя. Левая рука согнута в локте и находится в вертикальном положении, пальцы сжаты в кулак, за исключением большого пальца, направленного влево (кулак повёрнут ладонью к себе). Правая рука согнута в локте и находится в горизонтальном положении ладонью вниз. Собранные в ладонь пальцы касаются мизинца кулака левой руки. Положение рук чередуется под счёт или с одновременным проговариванием любого стихотворения с чётким ритмом.
Знакомство с гостями занятия.
Есть на свете кот один, он учёный господин.
Если грустно станет вдруг – вспомни, он хороший друг.
Для него не страшен труд. Знаешь, как его зовут?
-Это кот Леопольд и его приятели мыши.
Выделите первые буквы в словах мыши и Леопольд.
Основная часть.
Сравнение букв Л и М по начертанию и произнесению. Конструирование и реконструирование букв занятия.
Постройте из элементов печатную строчную и заглавную букву Л, затем «превратите» их в букву М. Выложите из верёвочки рукописную букву Л, затем перестройте её в букву М. Для буквы Л — выберем один элемент (по количеству верхушек), для буквы М - два элемента. При произнесении звука Л язык прижимается к внутренней стороне верхних зубов, при произнесении звука М- смыкаются губы.
Прочитать слова. Найти в них и записать слоги с буквами Л-М.
Дом, Лида, мука, лодка, лапа, палас, муха, ломоть, мокнет, ливень, мина, мох.
Узнать слова по описанию.
Замёрзшая вода (3б)
Городской транспорт (5б)
Часть головы человека (3б)
Розыгрыш по билетам(7б)
Растение с красными цветками (3б)
Домашние животные, которых используют для перевозки людей или грузов (6б)
Сооружение в форме башни с сигнальными огнями, ориентир для судов(4б)
Слова для справок: лошади, метро, лотерея, лёд, мак, лоб, маяк.
Напиши под цифрой-символом букву М и Л.
Записать слова в три столбика. Найти и подчеркнуть обобщающее слово.
Майя, Кирилл, Мария, Михаил, Людмила, Алиса, Галина, Владимир, Матвей, имена, Максим
Вставить пропущенные буквы в слова, записать их.
-ипа, -арка, -ента, -етро, -ираж, -ев, -ягушка, -ороз, -атрос, -опата, и-я, пи-от, ба-ет, ро-ашка, васи-ёк, ар-ия, со-ат, -ас-о, -а-ыш, -и-он, -арша-, па-ь-а, -а-ина, -а-ютка, -о-ко, фа-и-ия, шко-а, -о-одец, -ебе-ь.
Работа со словами - паронимами.
Мошка – ложка, мак- лак, мама – лама, миля – Лиля, молоть – ломоть.
Подобрать и записать слова (слова должны начинаться на букву Л или М):
противоположные по значению:
плюс -…, правда - …, война - …, сухой - …, глубокий - …, старый (человек) - …, говорил -
близкие по значению:
черта - …, холод - …, колдун -…, умный - …, сильный - …, влажный - …, желал - …
Вставить буквы Л-М в словосочетания:
-етний -есяц, -овкий -атрос, -окрая -иства, -ощный -отор, -юби-ая -ожка, -а-енький -яч, -иповый -ёд, -ебельный -агазин.
Соединить линией начало и конец предложений.
Летит | сладостями. |
Лакомится | на самолёте. |
Мастерит | пол. |
Метёт | кормушку. |
Лежит | о лете. |
Лакает | на матрасе. |
Мечтает | молоко. |
Соединить линией части пословиц.
Лучше меньше, | мука будет. |
Всё перемелется- | да и та работает. |
Молва без крыльев, | да лучше. |
Пчела мала, | а летает. |
Крупномоторное упражнение «Перекрёстные прыжки — 1». Описание: упражнение выполняется стоя. Исходное положение: руки направлены в стороны ладонями вниз, ноги вместе. Чередование прыжков под счёт. Ноги врозь — руки в хлопке внизу перед телом. Ноги вместе — руки в стороны. Выполняется под счёт.
Работа с текстом. Прочитать. Списать. Подчеркнуть буквы Л-М.
Ворона
У леса Миша увидел большую ворону. У вороны было сломано крыло. Мальчик взял её домой. Дома он смастерил клетку. В клетку Миша поставил миску с водой и впустил ворону. Скоро ворона привыкла к людям. Она стала выходить из клетки и гулять по комнате. Так она прожила всю зиму. Весной Миша её выпустил на волю.
III. Итог занятия.
Занятие.
Тема: "Дифференциация букв Б - В"
Цели:
коррекционно-образовательные:
формировать умение сравнивать и различать буквы Б-В по начертанию, соотносить эти буквы с символами и звуками, дифференцировать буквы в слогах и словах, словосочетаниях, предложениях и тексте;
развитие зрительного анализа и синтеза;
формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;
формировать навыки слогового анализа и синтеза;
формировать навыки анализа слов-паронимов;
коррекционно-развивающие:
развивать зрительное восприятие и зрительный гнозис (узнавание);
развивать зрительно-слуховую и зрительно-двигательную память и самоконтроль;
формировать пространственное восприятие и пространственные представления;
развивать зрительно-моторные координации и пространственные ориентации,
развивать общую и мелкую моторику, графические навыки.
воспитательные:
воспитывать умение слушать себя и окружающих;
воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы;
развивать интерес к содержательной и смысловой сторонам речи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент.
Упражнение для рук «Лезгинка». Описание: упражнение выполняется сидя. Левая рука согнута в локте и находится в вертикальном положении, пальцы сжаты в кулак, за исключением большого пальца, направленного влево (кулак повёрнут ладонью к себе). Правая рука согнута в локте и находится в горизонтальном положении ладонью вниз. Собранные в ладонь пальцы касаются мизинца кулака левой руки. Положение рук чередуется под счёт или с одновременным проговариванием любого стихотворения с чётким ритмом.
Основная часть.
Сравнение букв Б и В по начертанию и произнесению. Конструирование и реконструирование букв.
Первая буква - строчная рукописная, обозначает согласный твёрдый, звонкий звук. Для её написания нужно два элемента: первый - овал, а второй хвостиком наверх. (Б- картинка белки) . При произнесении ориентир – губы.
Вторая буква - строчная рукописная, тоже обозначает согласный, твёрдый, звонкий звук. Для её написания нужно два элемента: сначала, как у первой буквы овал, а затем петелька идёт вверх. При произнесении – нижняя губа касается верхних зубов.
Дописать недостающий элемент у букв Б и В.
Записать слова в три столбика, заполнить таблицу, найти обобщающие слова.
Выдра, одуванчик, вобла, камбала, буйвол, бархатцы, цветы, кабан, рыбы, гвоздика, верблюд, животные, гербера, вербена.
с буквой Б | с буквой В | с буквами Б, В |
| | |
| | |
Вставить в слова букву Б или В. Записать слова.
-ата, -еседа, -агаж, -осток, -окал, -осход, по-еда, за-трак, ме-ель, оду-анчик, о-ощи, жи-отные, оши-очный, -ер-а, -ер-люд, -ре-но, -ук-а, -ль-ар, лю-о-ь, -оро-ей, -о-ла, а-томо-иль, с-о-ода.
Вставить в словосочетания буквы Б, В. Записать их.
-олнистые -олосы, -елый -ант, -есенний -ечер, -ыстрая -елка, -ыносли-ый -ол, -ольшое -людо, -ежли-ый -одитель, -лизкий -ерег, -зрослый -нук, -ерёзо-ая
-ереста, -ысокая -олна, -лестящие -усы.
Придумать и написать слова:
противоположные по значению:
утро -…, запад - …, закат - …, польза - …, низкий - …, бедный - …, далёкий - …, здоровый - …, садиться -…, назад - …
близкие по значению:
колдун - …, ураган - …, свобода - …, свидание - …, радость - …, почтительный - …, пугался - …, защищался - …, рядом - …, скоро - ….
Соединить линией начало и конец предложения. Записать предложения.
Беседовал | ветрянкой. |
Болел | с товарищем. |
Возвращался | бороду. |
Брил | по берегу. |
Бродил | в воду. |
Бросал | из вагона. |
Вышел | с выставки. |
Соединить линией части пословиц. Прочитать пословицы.
Волков бояться- | не кормят. |
Соловья баснями | в лес не ходить. |
Всякое дело мастера боится, | вода и будет. |
Воду в ступе толочь - | а от иного и мастер бегает. |
Крупномоторное упражнение «Перекрёстные прыжки — 1». Описание: упражнение выполняется стоя. Исходное положение: руки направлены в стороны ладонями вниз, ноги вместе. Чередование прыжков под счёт. Ноги врозь — руки в хлопке внизу перед телом. Ноги вместе — руки в стороны. Выполняется под счёт.
Узнать слова по описанию.
Время года после зимы (5б)
Зимнее жилище медведя (7б)
Ростки семян, показавшиеся от земли (6б)
Боковой отросток, побег ствола дерева (5б)
Дерево с пушистыми белыми почками (5б)
Смесь газов, из которых состоит атмосфера Земли (6б)
Хищный пушной зверь с острой мордой и длинной шерстью (6б)
Тот, кто приносит вести (7б)
Слова для справок на доске: ветка, барсук, весна, верба, всходы, берлога, воздух, вестник.
Вписать в текст слова из предыдущего задания.
Весна
Весело в лесу. В __________ запахло ________ . Появились белые пушистые почки на ________. Они очень красивы и нежны. Просыпается медведь в ___________. Прилетел грач - ________ весны. Вышел из норы __________. У него шерсть жёсткая, длинная, блестящая. На полях зеленеют __________. Все рады приходу __________.
Работа с текстом.
Грибы
Много грибов в лесу. Под берёзами и осинами свои грибы. Они называются подберёзовики и подосиновики. Но подберёзовик может расти и далеко от берёзы. А вот подосиновик крепко связан с осиной. Красный гриб подосиновик очень стройный. Красивы его шляпка и ножка.
III. Итог занятия.