СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация букв Л-М, Б-В

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленные занятия могут быть использованы логопедом в работе с учащимися, имеющими нарушения письменной речи (оптическая дисграфия).Коррекционная составляющая занятий направлена на более эффективное иправление данных речевых нарушений.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация букв Л-М, Б-В»

Занятие.



Тема: "Дифференциация букв Л - М"

Цели:

коррекционно-образовательные:

    • формировать умение сравнивать и различать буквы Л-М по начертанию, соотносить эти буквы с символами и звуками, дифференцировать буквы в слогах и словах, словосочетаниях, предложениях и тексте;

    • развитие зрительного анализа и синтеза;

    • формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;

    • формировать навыки слогового анализа и синтеза;

    • формировать навыки анализа слов-паронимов;

коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное восприятие и зрительный гнозис (узнавание);

  • развивать зрительно-слуховую и зрительно-двигательную память и самоконтроль;

  • формировать пространственное восприятие и пространственные представления;

  • развивать зрительно-моторные координации и пространственные ориентации,

  • развивать общую и мелкую моторику, графические навыки.

воспитательные:

  • воспитывать умение слушать себя и окружающих;

  • воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы;

  • развивать интерес к содержательной и смысловой сторонам речи.



ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

  • Упражнение для рук «Лезгинка». Описание: упражнение выполняется сидя. Левая рука согнута в локте и находит­ся в вертикальном положении, пальцы сжаты в кулак, за исключением большого пальца, направленного влево (ку­лак повёрнут ладонью к себе). Правая рука согнута в локте и находится в горизонтальном положении ладонью вниз. Собранные в ладонь пальцы касаются мизинца ку­лака левой руки. Положение рук чередуется под счёт или с одновременным проговариванием любого стихотворе­ния с чётким ритмом.

  • Знакомство с гостями занятия.

Есть на свете кот один, он учёный господин.

Если грустно станет вдруг – вспомни, он хороший друг.

Для него не страшен труд. Знаешь, как его зовут?

-Это кот Леопольд и его приятели мыши.

Выделите первые буквы в словах мыши и Леопольд.



  1. Основная часть.

  1. Сравнение букв Л и М по начертанию и произнесению. Конструирование и реконструирование букв занятия.

Постройте из элементов печатную строчную и заглавную букву Л, затем «превратите» их в букву М. Выложите из верёвочки рукописную букву Л, затем перестройте её в букву М. Для буквы Л — выберем один элемент (по количеству верхушек), для буквы М - два элемента. При произнесении звука Л язык прижимается к внутренней стороне верхних зубов, при произнесении звука М- смыкаются губы.


  1. Прочитать слова. Найти в них и записать слоги с буквами Л-М.

Дом, Лида, мука, лодка, лапа, палас, муха, ломоть, мокнет, ливень, мина, мох.


  1. Узнать слова по описанию.

  • Замёрзшая вода (3б)

  • Городской транспорт (5б)

  • Часть головы человека (3б)

  • Розыгрыш по билетам(7б)

  • Растение с красными цветками (3б)

  • Домашние животные, которых используют для перевозки людей или грузов (6б)

  • Сооружение в форме башни с сигнальными огнями, ориентир для судов(4б)

Слова для справок: лошади, метро, лотерея, лёд, мак, лоб, маяк.


  1. Напиши под цифрой-символом букву М и Л.

1

2

2

1

1

2

1

2

2

л

м









  1. Записать слова в три столбика. Найти и подчеркнуть обобщающее слово.

Майя, Кирилл, Мария, Михаил, Людмила, Алиса, Галина, Владимир, Матвей, имена, Максим



  1. Вставить пропущенные буквы в слова, записать их.

-ипа, -арка, -ента, -етро, -ираж, -ев, -ягушка, -ороз, -атрос, -опата, и-я, пи-от, ба-ет, ро-ашка, васи-ёк, ар-ия, со-ат, -ас-о, -а-ыш, -и-он, -арша-, па-ь-а, -а-ина, -а-ютка, -о-ко, фа-и-ия, шко-а, -о-одец, -ебе-ь.


  1. Работа со словами - паронимами.

Мошка – ложка, мак- лак, мама – лама, миля – Лиля, молоть – ломоть.


  1. Подобрать и записать слова (слова должны начинаться на букву Л или М):

  1. противоположные по значению:

плюс -…, правда - …, война - …, сухой - …, глубокий - …, старый (человек) - …, говорил -

  1. близкие по значению:

черта - …, холод - …, колдун -…, умный - …, сильный - …, влажный - …, желал - …


  1. Вставить буквы Л-М в словосочетания:

-етний -есяц, -овкий -атрос, -окрая -иства, -ощный -отор, -юби-ая -ожка, -а-енький -яч, -иповый -ёд, -ебельный -агазин.


  1. Соединить линией начало и конец предложений.

Летит

сладостями.

Лакомится

на самолёте.

Мастерит

пол.

Метёт

кормушку.

Лежит

о лете.

Лакает

на матрасе.

Мечтает

молоко.


  1. Соединить линией части пословиц.

Лучше меньше,

мука будет.

Всё перемелется-

да и та работает.

Молва без крыльев,

да лучше.

Пчела мала,

а летает.


Крупномоторное упражнение «Перекрёстные прыжки — 1». Описание: упражнение выполняется стоя. Исходное по­ложение: руки направлены в стороны ладонями вниз, ноги вместе. Чередование прыжков под счёт. Ноги врозь — руки в хлопке внизу перед телом. Ноги вме­сте — руки в стороны. Выполняется под счёт.






  1. Работа с текстом. Прочитать. Списать. Подчеркнуть буквы Л-М.

Ворона

У леса Миша увидел большую ворону. У вороны было сломано крыло. Мальчик взял её домой. Дома он смастерил клетку. В клетку Миша поставил миску с водой и впустил ворону. Скоро ворона привыкла к людям. Она стала выходить из клетки и гулять по комнате. Так она прожила всю зиму. Весной Миша её выпустил на волю.



III. Итог занятия.


































Занятие.

Тема: "Дифференциация букв Б - В"

Цели:

коррекционно-образовательные:

    • формировать умение сравнивать и различать буквы Б-В по начертанию, соотносить эти буквы с символами и звуками, дифференцировать буквы в слогах и словах, словосочетаниях, предложениях и тексте;

    • развитие зрительного анализа и синтеза;

    • формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;

    • формировать навыки слогового анализа и синтеза;

    • формировать навыки анализа слов-паронимов;

коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное восприятие и зрительный гнозис (узнавание);

  • развивать зрительно-слуховую и зрительно-двигательную память и самоконтроль;

  • формировать пространственное восприятие и пространственные представления;

  • развивать зрительно-моторные координации и пространственные ориентации,

  • развивать общую и мелкую моторику, графические навыки.

воспитательные:

  • воспитывать умение слушать себя и окружающих;

  • воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы;

  • развивать интерес к содержательной и смысловой сторонам речи.

ХОД ЗАНЯТИЯ



  1. Организационный момент.

Упражнение для рук «Лезгинка». Описание: упражнение выполняется сидя. Левая рука согнута в локте и находит­ся в вертикальном положении, пальцы сжаты в кулак, за исключением большого пальца, направленного влево (ку­лак повёрнут ладонью к себе). Правая рука согнута в локте и находится в горизонтальном положении ладонью вниз. Собранные в ладонь пальцы касаются мизинца ку­лака левой руки. Положение рук чередуется под счёт или с одновременным проговариванием любого стихотворе­ния с чётким ритмом.



  1. Основная часть.

  1. Сравнение букв Б и В по начертанию и произнесению. Конструирование и реконструирование букв.

Первая буква - строчная рукописная, обозначает согласный твёрдый, звонкий звук. Для её написания нужно два элемента: первый - овал, а второй хвостиком наверх. (Б- картинка белки) . При произнесении ориентир – губы.

Вторая буква - строчная рукописная, тоже обозначает согласный, твёрдый, звонкий звук. Для её написания нужно два элемента: сначала, как у первой буквы овал, а затем петелька идёт вверх. При произнесении – нижняя губа касается верхних зубов.


  1. Дописать недостающий элемент у букв Б и В.

о

о

о

о

о

о

о

о

о

о


  1. Записать слова в три столбика, заполнить таблицу, найти обобщающие слова.

Выдра, одуванчик, вобла, камбала, буйвол, бархатцы, цветы, кабан, рыбы, гвоздика, верблюд, животные, гербера, вербена.

с буквой Б

с буквой В

с буквами Б, В








  1. Вставить в слова букву Б или В. Записать слова.


-ата, -еседа, -агаж, -осток, -окал, -осход, по-еда, за-трак, ме-ель, оду-анчик, о-ощи, жи-отные, оши-очный, -ер-а, -ер-люд, -ре-но, -ук-а, -ль-ар, лю-о-ь, -оро-ей, -о-ла, а-томо-иль, с-о-ода.


  1. Вставить в словосочетания буквы Б, В. Записать их.


-олнистые -олосы, -елый -ант, -есенний -ечер, -ыстрая -елка, -ыносли-ый -ол, -ольшое -людо, -ежли-ый -одитель, -лизкий -ерег, -зрослый -нук, -ерёзо-ая

-ереста, -ысокая -олна, -лестящие -усы.


  1. Придумать и написать слова:


  1. противоположные по значению:

утро -…, запад - …, закат - …, польза - …, низкий - …, бедный - …, далёкий - …, здоровый - …, садиться -…, назад - …

  1. близкие по значению:

колдун - …, ураган - …, свобода - …, свидание - …, радость - …, почтительный - …, пугался - …, защищался - …, рядом - …, скоро - ….


  1. Соединить линией начало и конец предложения. Записать предложения.

Беседовал

ветрянкой.

Болел

с товарищем.

Возвращался

бороду.

Брил

по берегу.

Бродил

в воду.

Бросал

из вагона.

Вышел

с выставки.



  1. Соединить линией части пословиц. Прочитать пословицы.

Волков бояться-

не кормят.

Соловья баснями

в лес не ходить.

Всякое дело мастера боится,

вода и будет.

Воду в ступе толочь -

а от иного и мастер бегает.


Крупномоторное упражнение «Перекрёстные прыжки — 1». Описание: упражнение выполняется стоя. Исходное по­ложение: руки направлены в стороны ладонями вниз, ноги вместе. Чередование прыжков под счёт. Ноги врозь — руки в хлопке внизу перед телом. Ноги вме­сте — руки в стороны. Выполняется под счёт.


  1. Узнать слова по описанию.

  • Время года после зимы (5б)

  • Зимнее жилище медведя (7б)

  • Ростки семян, показавшиеся от земли (6б)

  • Боковой отросток, побег ствола дерева (5б)

  • Дерево с пушистыми белыми почками (5б)

  • Смесь газов, из которых состоит атмосфера Земли (6б)

  • Хищный пушной зверь с острой мордой и длинной шерстью (6б)

  • Тот, кто приносит вести (7б)

Слова для справок на доске: ветка, барсук, весна, верба, всходы, берлога, воздух, вестник.


  1. Вписать в текст слова из предыдущего задания.


Весна

Весело в лесу. В __________ запахло ________ . Появились белые пушистые почки на ________. Они очень красивы и нежны. Просыпается медведь в ___________. Прилетел грач - ________ весны. Вышел из норы __________. У него шерсть жёсткая, длинная, блестящая. На полях зеленеют __________. Все рады приходу __________.


  1. Работа с текстом.

Грибы

Много грибов в лесу. Под берёзами и осинами свои грибы. Они называются подберёзовики и подосиновики. Но подберёзовик может расти и далеко от берёзы. А вот подосиновик крепко связан с осиной. Красный гриб подосиновик очень стройный. Красивы его шляпка и ножка.



III. Итог занятия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!