Тема: «Дифференциация букв о-а»
Цель: Формирование способности дифференцировать строчные буквы о — а
Задачи:
Коррекционно-обучающающие:
-формировать умение сравнивать и дифференцировать строчные буквы о-а;
-создать условия для формирования умений сравнивать,обобщать,анализировать, моделировать;
-вырабатывать умение выделять ударение в словах;
Коррекционно-развивающие :
-развивать функции анализаторных систем;
-формировать умений запоминать и воспроизводить информацию;
-формировать умения обдумывать свои действия в соответствии с заданными правилами;
-совершенствовать динамическую организацию движений (точно и плавно воспроизводить серию движений);
-совершенствовать пространственно-временные представления;
-укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путём переключения позиций;
-закреплять навык определения последовательности и количества звуков в слове;
-развивать умение вслушиваться в обращённую речь;
-развивать мышление, внимательность и повышать концентрацию внимания.
Воспитательные:
-воспитывать самоконтроль и мотивацию к занятиям.
-учить детей взаимовыручке и взаимоподдержке.
Оборудование: компьютер в сборе, колонки, экран,проектор, короб для пескотерапии, красный песок, кофе, объёмные бумажные буквы о-а, бомбочка для ванны с розой внутри,кьюар код, модель вулкана, пустой аквариум,зажигалка,бутылка воды.
Дети заходят. Играет музыка. На стене откоса висят картинки «губы» (Поём звук Оооо-Аааа), «ладошки» (Делаем из ладошек О-А), «губы-ладошки». Дети выбирают любую картинку.
Логопед: Добрый день, ребята!Выберите картинку.
Ребёнок выбирает. Выполняем действия. Логопед благодарит и приглашает сесть за парту. Меня зовут Оксана Анатольевна.
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Я учитель-логопед. Учитель - логопед в школе помогает подружиться детям с устной и письменной речью, то есть со звуками и буквами.
Логопед: Проверьте свою посадку: ножка стула соединяется с ножкой стола. Между грудью и крышкой стола помещается только кулачок. Вам ничего не должно мешать!
Логопед: Я готовилась к нашей встрече, ознакомилась со свежей прессой, чтобы обсудить с вами последние события. На первой полосе газеты « Очевидное невероятное» статья о том, что в Москве сегодня состоится встреча волшебников, на которой выступят Кот Баюн, Царевна Даша и Царевна Соня с презентацией своего нового заклинания из книги заклятий «Мудроземья». Но баба Яга украла его и Царевну Соню. Нужно найти царевну Соню и спасти её. Если никто не спасёт Соню и новое заклинание, то все буквы, время и события перепутаются и мы больше не сможем читать и писать, превратимся в дикарей и на Земле наступит хаос-это беспорядок. Опять будем жить в холодных пещерах Мы поможем ?
Дети :Да
Логопед: Чтобы быстрее спасти Царевну Соню , послушайте и запомните волшебные слова:
Знаний в мире лучше нет.
Хранят они для нас мечты большой секрет.
Как все преграды устранить,
И чётко смело говорить.
Логопед: А теперь говорим громко все вместе!
Знаний в мире лучше нет.
Хранят они для нас мечты большой секрет.
Как все преграды устранить,
И чётко смело говорить.
К нам на подмогу Из школы волшебников прилетела Сова. Она нашла, подсказку ,которую нам оставляла по дороге Соня,чтобы её быстрее нашли.
Логопед достаёт из красного мешочка красную бомбочку.
Логопед: Ребята, какой необычный шар. Подойдите ко мне. Посмотрите,к нему прикреплен кьюар код. Раскройте,что это. Приходим к ответу, что это кьюар код. Его можно прочесть с помощь специальной программы. В моём телефоне она есть. Передаю детям телефон. Вместе справляемся. Написано «удов в кираш етьсорб» . Кладём шар в заранее подготовленный стеклянный сосуд с широким горлышком. Из «бомбочки» красного цвета появляется появляется красная роза. И знак силы.
Логопед: Как нам разгадать подсказку.
Логопед: Шарик был красного цвета. Красным цветом мы обозначаем какие звуки?
Дети: Гласные.
Логопед: Я думаю,что знак силы обозначает, ударные гласные, мы же силой голоса их выделяем,верно?
Дети : Да!
Логопед: Какой звук ударный в слове РОЗА
Дети: О
Логопед: А в слове шарик?
Дети: А
и дальше слова :бросьте,сова,воду,Соня,Даша,кот.
Логопед: Посмотрите,ребята, чередуются буквы О-А. Думаю, чтобы спасти Соню, нам нужно научиться ещё лучше различать строчные буквы о-а.
Музыка из мультфильма Робокар Полли
К нам на помощь прибыл отряд Полли робокара.
Ребята,какой ударный звук в слове Полли-
Дети: О,
Логопед: а в слове робокар
Дети:- А
Логопед: Значит мы на правильном пути!
Логопед: Полли нашёл ещё одну подсказку.
Шапочка с подсказкой во льду. (
Логопед: Дети,как же нам достать эту подсказку.
Дети дают свои варианты ответов.
Достают. Читают
Запишите строчные буквы о , а затем превратите их в а. И придумайте заклинание, как превращать о в а, но сначала выполните разминку. (Рисунки левого и правого кроссовка)
Логопед: Думаю,нам нужно выполнить такую разминку.
Я прошу вас встать. Выйдите из-за парты,станьте на расстоянии вытянутой руки друг от друга.
Поднимите левую руку вверх.(Логопед стоит к детям спиной,а потом разворачивается лицом).
Логопед: Слева у нас находится сердце,поэтому мы можем сказать,что левая часть тела ласковая сердечная и проводим пальчиками по левой части тела, начиная сверху.
Поднимите правую руку вверх.(Логопед стоит к детям спиной,а потом разворачивается лицом).Справа у нас нет сердца,поэтому мы можем сказать,что левая часть тела бессердечная и с силой проводим кулачком по правой части тела, начиная сверху.
Выполняется разминка по О. А. Ишимовой.
Ребята,присаживайтесь.
Пришло время записать букву О. Ребята буква Обозначает гласный звук или согласный?
Ученик: Гласный.
Логопед: Гласные мы обозначаем красным цветом. Записывать О сейчас мы будем необычно.
Указательный палец - это наша природная ручка, а ручка согнутой, кривой, вялой быть не может. Так как буква О обозначает гласный звук, нам понадобится напальчник красного цвета. О не может смягчать согласные,поэтому наш напальчник сегодня из грубоватой ткани. Наденьте напальчник на указательный палец руки, которой вы пишите.
Представьте,что наше лицо — это строчка. Верх и низ лица– это высота буквы; правая и левая граница лица– это ширина буквы. Посмотрите на меня. Логопед записывает О в воздухе, затем на своем лице. Теперь запишем вместе. Поставьте руку, которой вы пишите на локоть. Приготовьте природную ручку в напальчнике. Поставьте палец в верхнюю правую точку на лбу. Записываем О.
Ребята,продолжаем учиться лучше различать строчные буквы о-а,нам необходимо разместить о и а на листе. Перед началом занятия, мы с вами изображали буквы о-а ладонями. Кот Баюн из наших движений сделал вот такие буквы, но немного не успел всё склеить. Доделайте буквы. Молодцы. Посмотрите,пожалуйста, на листе слева расположены картинки- очки и огурец. Разместите букву О на листе так,чтобы буква О оказалась в правом верхнем углу. Пощупайте букву она объёмная. Обратите внимание, на букве нарисованы такие же рисунки, как и на листе. В слове Облако ударный О. Очки похожи на две о вместе.
Логопед раздаёт второй набор и акцентирует внимание детей на том, что дети только что уже приклеивали такую фигуру. Рассматриваем картинки,анализируем, какие звуки первые. Приходим к выводу,что это часть а.
Логопед: А как же нам сделать из о-а?
Дети дают свои варианты.
Логопед: Верно добавить палку.
Логопед: Вот и заклинание готово!
Получишь а из о легко, лишь к ней добавишь палку.
Приклеивают палку.
Логопед: В левом нижнем углу листа рисунки-акула и ананас. Разместите букву а в правом нижнем углу
Логопед: Теперь с помощью указательного пальца запишем -а. Напоминаю, указательный палец - это наша природная ручка, а ручка согнутой, кривой, вялой быть не может. Так как а буква,которая обозначает гласный звук, нам понадобится напальчник красного цвета. А не может смягчать согласные, поэтому наш напальчник сегодня из грубоватой ткани. Наденьте напальчник на указательный палец руки, которой вы пишите.
Наше лицо — это строчка. Верх и низ лица– это высота буквы; правая и левая граница лица– это ширина буквы.
Посмотрите на меня. Я записываю сначала букву а в воздухе. Теперь на лице. Поставьте руку, которой вы пишите на локоть. Приготовьте природную ручку в напальчнике. Теперь запишем вместе сначала в воздухе. Поставьте палец в верхнюю правую точку на лбу. Записываем О на лице.
Логопед: Ребята,мы отлично справились! Посмотрите,случилось чудо! Ещё одна подсказка!
Логопед: Привлекает внимание детей на подсказку на экране.
Поле боя светлых и тёмных. Что это, дети? Отгадываем вместе,что это шахматная доска.
Логопед: Дети,подойдите к доске. Посмотрите,у доски стоит квадратный аквариум,накрыт тканью на ней рисунок-стол. Ребята,посмотрите, ПОД столом есть что-то. Дети находят конверт. В конверте буквы собранные скрепкой в разные группы. Инструкция: собери из букв слова. Подсказка: Первая буква в слове выделена своим цветом, а потом проверь с помощью вулкана. Работаем у доски с буква и магнитами. Получаются слова: зима,весна ,лето,осень. Закрываю доску.
Идем к вулкану.
Логопед: Маленький вулкан состоит из двух частей о-а. Как мы по другому называем строчные буквы? Маленькие?
Дети: Да.
Ребята, в слове зима,какая буква стоит на четвёртом месте? В слове весна на 5 месте? Далее,мы говорим летА,а пишем лето,значит какая буква будет в слове лето на 4 месте? Какая первая буква в слове осень. На скатерти стоят баночки с картинками времён года.
Логопед: Дети, соберите пазл так, чтобы времена года стояли на своих местах.
Дети собирают.
Логопед: Дети,какое сейчас время года?
Дети: Зима
Логопед: А перед зимой бывает какое время года?
Дети Осень
Логопед: Какое время бывает после зимы?
Дети: Весна.
Назовите месяцы зимы.
Ответы детей.
Логопед теперь нам известно,из какой баночки куда нам нужно лить жидкость. В кратер вулкана О или в кратер вулкана А.
Логопед просит детей немного отойти назад и в аквариуме вливает жидкости. Вулкан реагирует. Значит,мы сделали всё правильно и близки к цели.
Песок намокает и становится заметно,что в песке лежат ещё подсказки. Находим ещё один короб с песком. Массируем руки красным песком вперемешку с кофе. Группы по 5 чел у каждого короба. Находим слова в одном другом коробе и задания.
Запиши карандашом в тетради строчную букву о. С начала и до конца строчки.
Преврати каждую вторую букву о в букву а.
Составь заклинание.
Оживи вулкан.
Логопед:Ребята,Соня вернулась!!! И сможет выступить на встрече волшебников с новым заклинанием для оживления вулкана знаний в каждой школе.
Спасибо вам,ребята!
Логопед: Сейчас я вас прошу подойти к двери. Сейчас вы пойдёте на перемену. Перед выходом,пожалуйста,если вам понравилось занятие,выберите картинку с сердечком,если очень понравилось — ноту, если не понравилось-грустный смайлик.