Конспекты логопедических занятий по коррекции оптической дисграфии
у учащихся второго класса
Занятие 5. Дифференциация букв п - т, П - Т.
Цели: познакомить детей с буквами п - т; научить соотносить буквы со звуками и символами, сравнивать буквы п - т изолированно, в слогах и в словах; развивать у детей навыки слогового анализа и синтеза, звукового анализа, логическое и образное мышление, зрительное восприятие и внимание, умение конструировать и реконструировать.
Оборудование: стилизованные изображения букв п — т; предметные картинки с изображением девочки и мальчика; карточки, на которых различными шрифтами записаны буквы занятия; карточки с записанными на них слогами; альбом 2.
Ход занятия
I. Оргмомент
1. Развитие умения конструирования и реконструирования.
Логопед: Постройте буквы из элементов под диктовку: нарисовать вертикальную палочку высотой в две клетки; отступить одну клетку; рядом начертить параллельно такую же палочку; соединить две параллельные палочки наверху перекладиной. Это печатная заглавная буква П; нарисовать вертикальную палочку высотой в одну клетку; нарисовать наверху перекладину шириной в две клетки так, чтобы она касалась вертикальной палочки. Это печатная строчная буква т.
2. Запись букв га - т по заданию логопеда различным шрифтом. Запись темы занятия.
Логопед: Напишите буквы, которые вы собрали по заданию, различным шрифтом:
рукописная строчная буква п;
рукописная заглавная буква Т;
рукописная заглавная буква П;
рукописная строчная буква тп;
печатная строчная буква п;
печатная заглавная буква П;
печатная строчная буква тп;
печатная заглавная буква Т.
II. Основная часть занятия
1. Сравнение букв занятия.
Логопед: Сравните буквы п – т элементам (сколько элементов, как они расположены?) Нахождение сходства и различия в написании букв п – т.
Соотнесение графемы с артикулемой. Выбор символов для обозначения на письме букв занятия.
Вывод: у рукописной буквы п вертикально пишем две палочки, у рукописной буквы т — три палочки, поэтому можно выбрать для их обозначения цифры, соответствующие количеству элементов: п-2, т–3.
2.Развитие зрительного внимания.
Логопед: Найдите буквы занятия и подпишите под ними цифру 2 или 3:
3.Дидактическая игра «Волшебный ластик». Дифференциация букв п-т в слогах.
Логопед: Однажды в гости к буквам пришел волшебный ластик и стер в буквах пит перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек букв.
//У//а///а//у//////ы
//я//о/// ///а///е/////ё
Логопед: Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги.
Ответы: пу, па, та, пут, ты, пя, пот, тат, ет, пё.
Какое слово спряталось в слогах? (Пот.)
4.Знакомство с героями занятия.
Логопед: Соберите имена детей из букв.
О, П, Л, Я - Поля.
Т, Л, Я, А- Толя.
Чем отличаются имена? (Написанием, значением.) Какое имя принадлежит девочке? А какое мальчику?
Логопед выставляет изображения детей и карточки с их именами.
5. Развитие навыков слогового анализа и синтеза.
Логопед: Однажды Поля и Толя составляли из слогов слова. Каждый из них хотел вставить в слово карточку со своим слогом - ПА или ТА. Давайте разрешим спор детей.
Вставьте карточки со слогами ПА и ТА и прочитайте слова. Назовите имена детей. Назовите самое длинное слово.
6.Игра «Что задумал старичок Лесовичок?» Дифференциация п – т в словах.
Логопед: Однажды Поля и Толя были в лесу. Они собирали грибы и ягоды. Дети уже собирались пойти домой, но тут на лесной дорожке появился маленький старичок. (Логопед выставляет изображение Лесовичка.) Он решил подшутить над ребятами и заколдовал их одежду и обувь.
Прочитайте слова на карточках и «расколдуйте» вещи детей.
7. Физминутка.
На усмотрение логопеда.
8.Развитие зрительного восприятия. Развитие навыков конструирования.
Логопед: Лесовичок видит, что с вами сложно справиться. Он отпускает детей и даёт им картинки. Эти картинки не простые, они разрезаны на части. Сложите картинки из частей и соберите сюжетные картинки: для Поли - изображение детской площадки; для Толи - изображение комнаты.
III. Итог занятия
Логопед: Назовите из тетради слова с буквой, при написании которой вы используете три перекладины-ножки, а теперь такие, в которой есть две перекладины - ножки. Были ли у вас слова, в которых встречаются обе буквы занятия?