Тема: Дифференциация гласных "А" — "Я"
Цель: учить детей различать гласные А-Я устно и на письме.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- закреплять знания детей о гласных звуках и буквах А-Я;
- познакомить детей со сравнительной характеристикой звуков, нормами их артикуляции;
- учить выделять звуки [А], [Й,А] в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки с буквами, и символами;
Образовательные:
- развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;
- формировать произвольное слуховое и зрительное восприятие, внимание и память;
- развивать словарь в экспрессивной речи по лексической теме: « Семья».
- развивать умение составлять словосочетания, закреплять знание норм орфографии;
Воспитательные:
- развивать навыки самоконтроля;
- совершенствовать умение оценивать результаты работы по заданию;
- воспитывать культуру поведения при фронтальной работе и индивидуальной работе;
Методы: продуктивный и репродуктивный, частично поисковый, наглядности, постановки проблемы, поиска решения, подводящий диалог, метод контроля и самоконтроля.
Приёмы: активизации внимания, мотивирующий прием, игра
Оборудование
Доска, видеопроектор, компьютер, мультимедийная презентация, рабочие тетради, карандаши, ручки, индивидуальные карточки.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Приготовились к занятию. Посмотрели в глаза друг другу и улыбнулись.
А сейчас сядет тот кто назовет свое имя
Р ебята послушайте загадку
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится?
2. Вступительная беседа.
- Ребята, скажите, пожалуйста, кто может жить в семье? (ответы
Как папу и маму можно назвать одним словом? (родители)
Кто девочка для родителей? (дочка)
Кто мальчик для папы и мамы? (сын)
Как сын и дочка могут ласково называть своих родителей? (мамочка
Как папа и мама ласково могут называть свою дочку? (доченька)
И СЕГОДНЯ НАШЕ ЗАНЯТИЕ НАМ ПОМОГУТ ПРОВЕСТИ ГОСТИ ГЕРОИ МУЛЬТФИЛЬМА ПРОСТОКВАШИНО.
Сегодня на нашем занятие мы будем выполнять их задания.
1 Уточнение произношения звуков [а], [я].
Назовите последнюю букву слова семья.
Работа с индивидуальным дидактическим материалом.
-Ребята, что мы выяснили, сравнивая парные гласные по таблице?
- Эти гласные отличаются в написании.
Что выяснили при произношении звука [а] и звука [й,а]?
Эти гласные отличаются в написании, но сходны в произношении.
Запомни образование буквы «Я».
Сегодня на уроке мы будем учиться различать буквы А-Я.
2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3 Развитие фонематического анализа и синтеза. Игра: «Скажи наоборот».
Задание от Шарика и дяди Федора
ма-мя ся-са ва-вя ка-кя дя-да фа-фя
тя- та ла-ля пя-па зя-за ба-бя гя-га
Как звучат согласные перед гласной а ? (Твердо)
Как звучат согласные перед гласной я? (Мягко)
4 Развитие орфографического навыка писъма
Задание от Папы
Соедини картинку с буквой, сделай подписи к картинкам.
Продолжим знакомство с вашей семьей.
Как зовут ваших дедушек и бабушек?
Кто девочка для дедушки и бабушки? (внучка)
Кто мальчик для дедушки и бабушки? (внук)
Кто бабушка для мамы и папы?
Кто дедушка для мамы и папы?
5 Дифференцированный поиск букв “А” и “Я”.
А теперь задание от почтальона Печкина. Он принес письмо, а в нем стихотворение о маме.
В начале прослушайте стихотворение “Материнские руки”
Мамины руки
У мамы, как солнышко, теплые руки,
Так нежно умеют они приласкать,
Излечат от боли, избавят от скуки,
В любую минуту готовы обнять.
Играя, мне волосы нежно взлохматят,
Пекут пирожки в выходной по утрам,
И весело ножки щекочут в кровати,
Когда не хочу просыпаться я сам.
Погладят все платья, рубашки и брюки
И тут же другую работу найдут…
Я глажу уставшие мамины руки, –
Пускай хоть немного они отдохнут.
-А теперь в стихотворении подчеркните букву “А”, а букву “Я” зачеркните.
6 Физминутка.
7.Развитие слогового анализа и синтеза
Чтение слогов, слов.
Ребята вы любите играть зимой в снежки.
Задание «Игра в снежки»
- А сейчас мы поиграем в снежки. Найдите половину слова. (Карточки).
Соберете у доски
Откройте тетради запишите число.
Прочитайте имена детей запишите через запятую и выделите буквы занятия.
Назовите имена своих братьев и сестер.
8 Составление словосочетаний
Задания от Галчонка. Он давно учится читать и просит вас ему помоч.
Найдите в каждой строке по два слова (карточки)
Б р л р п д в л а с к о в а я д л д п м а м а з д
См п ф к ц с и л ь н ы й л в п а п а
Д л ш в е с ё л ы й п к ц й д е д у ш к а в к
Ж ш р н д о б р а я д л н в б а б у ш к а д ж
- А теперь их прочитаем. Запишите словосочетания в тетрадь подчеркните буквы урока и согласные перед ними синим и зеленым карандашом.
Сами составьте словосочетания о ваших родных.
9 Работа на уровне предложения
Задание от Печкина
-Вставь пропущенные буквы А – Я.
Вставь пропущенные буквы А- Я
Когд_ одн_жды детей спросили, что т_кое семь_, то ответ их был т_ким: «Семь_ – это т_кое сообщество людей, в котором живёт сч_стье». В этом сообществе нет р_внодуши_, _ есть любовь, добро и вз_имопомощь.
- Запишите второе предложение в тетради. Подчеркните гласные А и Я.
Как вы думаете какая должна быть семья.
10 задание.
Печкин принес нам послание, но оно зашифровано. Вот вам шифр.
Семейное согласие всего дороже
- Ребята, прочитайте, что у вас получилось?
- Как вы думаете, почему так говорят?
Итог урока.
- Мы сегодня выполнили все задания наших героев
- Скажите какие задания выполняли.
Печкин прислал нам посылку, а в ней подарок для вас .
ПРИЛОЖЕНИЯ
Соедини картинку с буквой, сделай подписи к картинкам.
КАРТОЧКА 1
Мамины руки
У мамы, как солнышко, теплые руки,
Так нежно умеют они приласкать,
Излечат от боли, избавят от скуки,
В любую минуту готовы обнять.
Играя, мне волосы нежно взлохматят,
Пекут пирожки в выходной по утрам,
И весело ножки щекочут в кровати,
Когда не хочу просыпаться я сам.
Погладят все платья, рубашки и брюки
И тут же другую работу найдут…
Я глажу уставшие мамины руки, –
Пускай хоть немного они отдохнут.
КАРТОЧКА 2
Подчеркни в каждой строке два слова .
Б р л р п д в л а с к о в а я д л д п м а м а з д
См п ф к ц с и л ь н ы й л в п а п а
Д л ш в е с ё л ы й п к ц й д е д у ш к а в к
Ж ш р н д о б р а я д л н в б а б у ш к а д ж
КАРТОЧКА 3
Вставь пропущенные буквы А- Я
Когд_ одн_жды детей спросили, что т_кое семь_, то ответ их был т_ким: «Семь_ – это т_кое сообщество людей, в котором живёт сч_стье». В этом сообществе нет р_внодуши_, _ есть любовь, добро и вз_имопомощь.
снежки
О-
КО- -ЛЯ
ТО-
ВА-
МИ-
ПА- -ША
СА-
ГО-
А-
МА- -НЯ
ТА-
СО-