СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация и индивидуализация как средство эффективности развития потенциала школьника

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

  

 

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация и индивидуализация как средство эффективности развития потенциала школьника»

Доклад на тему:















« Дифференциация и индивидуализация как средство эффективности развития потенциала школьника» .





































Дифференцированный подход к учащимся при обучении и воспитании. В каждом классе в начале года как у мальчиков, так и у девочек составляются группы. На самых первых занятиях можно сохранить состав отделений прошлого года, но как только закончится тестирование, состав групп уточняют. Рекомендуется комплектовать не более 2-3 групп мальчиков и девочек, иначе группы будут слишком малочисленными и их придётся объединять. Лучше ограничиться 2 группами, но обязательно взять на отдельный учет как наименее, так и наиболее подготовленных учеников. Например, могут быть, с одной стороны, школьники, длительное время пропускавшие занятия по болезни, а с другой, хорошие спортсмены. Учащиеся подготовительной медицинской группы занимаются в составе отделений и тоже берутся на индивидуальный учет. В ходе занятий учитель подбирает упражнения и дозирует нагрузки с учетом состояния, направленности физического развития (типа телосложения) и особенностей физической подготовленности

( развития двигательных качеств) школьников. Принимаются во внимание также особенности высшей нервной деятельности (в том числе темперамента), интересы и способности каждого ученика.

Учащиеся основной медицинской группы имеющие хорошее и среднее физическое развитие, как правило, отличаются соответственно высоким уровнем развития двигательных качеств. Но у одних превалирует выносливость, у других - сила, у третьих – скоростно – силовые качества. Это необходимо учитывать и при проведении упражнений. Той группе учащихся, у которой наиболее развиты силовые качества, можно увеличивать отягощения и число повторений соответствующих упражнений, той группе учащихся, у которой недостаёт общей выносливости, следует давать домашние задания по длительному бегу и т. п.

Среди учащихся основной группы могут быть мальчики и девочки без систематической физической подготовки, хотя и не имеющие отклонений в состоянии здоровья. Таким учащимся рекомендуется не только давать конкретные домашние задания, но и приучать их к самостоятельным занятиям. Временно можно несколько снизить к ним требования на уроках. Если учащиеся выполняют упражнения, требующие проявления смелости , неуверенно, то нужно облегчить условия их выполнения. Например, поддержать ученика, при спусках на лыжах перевести на менее крутое направление или на более короткий склон.

По характеру физического развития среди школьников выделяются 2 типа : равномерно растущие и с преобладанием какого-либо одного или двух размеров тела – длины, массы, окружности груди. По скорости прироста размеров тела различают: замедленно, средне, ускоренно( интенсивно) растущих людей. Естественно, рослые гармонично развитые подростки имеют преимущество при выполнении упражнений перед столь же гармонично развитыми, но менее высокими. Однако акселерированные мальчики и девочки негармоничного телосложения ( высокие, но узкие в груди, со слаборазвитой мускулатурой) показывают более низкие результаты при выполнении большинства упражнений, чем их сверстники среднего роста, но пропорционально сложенные.

Дифференцированный подход к учащимся при дозировании нагрузок требует соблюдения следующих правил. Если всему классу даётся одинаковое задание, надо ориентироваться при выборе нагрузки в первую очередь на слабых учеников. Тогда задание будет посильно всем. Так обычно поступают в водной и в заключительной части урока. Но при обучении технике движений и развитии двигательных качеств задания лучше дифференцировать. Сначала можно дать классу одно несложное задание, например добиться попадания мячом в баскетбольное кольцо, бросая одной рукой с места. Когда часть учеников достаточно хорошо усвоит это упражнение, даётся дополнительное – делать броски уже не с места, а после ведения мяча. В это время учитель продолжает заниматься с той частью учеников, которая ещё не научилась броскам с места. Другой пример: даётся задание бежать 6 раз по 50 м. Тот, кто легко выполнит это задание, может пробежать ещё 2-3 раза. Второй вариант дозирования: классу даётся достаточно трудное задание, но тем, кто не в состоянии с ним справиться, оно облегчается. Например, задание - сделать 2 кувырка назад; тем кому это, как считает учитель, сразу будет трудно, вначале делать 1 кувырок.

Возможны 3 способа дозирования заданий по трудности:

  1. Учитель указывает степень трудности и сам выбирает для каждого отделения учеников посильный вариант. Например, при совершенствовании в спусках с гор на лыжах учитель прокладывает 3 лыжни: одну – прямо, вторую – слегка наискось и третью – под большим углом к направлению прямого спуска. Группе, которую он считает наиболее подготовленной, предлагает спускаться прямо, менее подготовленной-по второй лыжне и самой неподготовленной – по третьей, где скорость наименьшая.

  2. То же, но учащиеся сами ( индивидуально)выбирают себе задания.

  3. Ученики сами оценивают трудность и выбирают себе задания. В приведённом примере спуска с горы каждый сам прокладывает себе лыжню под таким углом, чтобы суметь благополучно спуститься вниз.

Применяют групповой и индивидуальный способы дозирования нагрузок.

В первом случае учитель в зависимости от задач урока определяет для каждой группы учащихся дистанцию бега или величину отрезков, число повторений пробеганий этих отрезков и называет ориентировочно показатели времени для контроля правильной скорости бега. В случае силовых упражнений учитель определяет для каждой группы величину отягощений и число повторений упражнений.

При индивидуальном способе каждый ученик вначале пробегает указанную учителем дистанцию с наивысшей скоростью. Точно измерять дистанцию нет необходимости. Желательно, чтобы она была круговой. Со старта ученики выходят или одновременно все, или группами. На финише учитель каждому объявляет время. Не обязательно точно, но можно называть время с 5- секундным интервалом.

Каждый ученик должен запомнить своё время. После завершения первой пробежки учитель объявляет: « Теперь пробегите эту же дистанцию 2 раза, но уже не в полную силу, а слабее» . Когда учитель даёт старт второй пробежке все бегут вместе, но каждый в свою силу. Учитель на месте финиша опять называет время по 5- секундным интервалам, и каждый ученик сверяет по нему правильность своей раскладки сил. Если у учащихся есть наручные часы, то время пробегания дистанции каждый может контролировать самостоятельно.

Как уже говорилось, выработка у школьников умения заниматься самостоятельно – один из главных путей приобщения к регулярным занятиям физическими упражнениями. Как этого добиться? Во-первых, когда учащиеся занимаются на уроке по отделениям , не надо давать им задания всегда строго по предписаниям. В некоторых случаях желательно ставить только общую задачу, а подбирать упражнения, придумать, как провести игру, выбрать снаряды и инвентарь, измерять результаты. Определять победителей соревнований могут сами ребята. Школьники в таких условиях могут быть очень изобретательными, активными, и чем больше мера ответственности и самостоятельности, тем выше интерес к уроку.