СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация обучения литературе на уроках разных типов.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференциация учебной деятельности необходима, так как она способствует развитию интереса к  чтению,расширению кругозора.

Дифференцированное обучение позволяет включить в активную познавательную деятельность всех учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация обучения литературе на уроках разных типов.»









Дифференциация обучения литературе

на уроках разных типов













Выполнила:

Самсонова Светлана Юрьевна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 176»

г.Зеленогорска

Красноярского края





г.Зеленогорск 2020



Содержание

Введение.

1. Сущность понятия «дифференциация обучения».

2. Дифференциация на уроках литературы различных типов.


Заключение.


Список литературы.





Введение



В свое время великий педагог Д.Ушинский говорил: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». Его слова на сегодняшний день являются действительно актуальными. К сожалению, многие современные школьники не испытывают интереса к чтению художественной литературы, не способны аргументировано изложить собственные мысли, с трудом работают с различными источниками знаний, поэтому необходимо искать действенные пути решения проблемы. Ведь самое главное в ребенке увидеть личность, дать ему возможность проявить свои способности, наметить траекторию собственного развития. И в этом помогает педагогическое мастерство учителя, которое и заключается в том, чтобы грамотно сочетать различные формы работы, реализовывать принципы индивидуализации и дифференциации обучения. Их суть в том, «чтобы идти в системе образования не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету». Поэтому развитие интереса к чтению высокохудожественных произведений на сегодняшний день возможно в рамках дифференциации и индивидуализации обучения.


1. Сущность понятия «дифференциация обучения».


Принципы индивидуализации и дифференциации обучения основательно разработаны в современных психолого-педагогических науках. Дифференциация обучения - это часть дидактического и развивающего комплекса педагогики сотрудничества и технологии личностно ориентированного обучения.

Г.К.Селявко в своей работе «Энциклопедия образовательных технологий» подробно останавливается на характеристике технологии дифференцированного обучения. Он отмечает, что дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.


Дифференцированное обучение – это:


1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких – либо значимых для учебного процесса общих качеств;


2)часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых.


Технология дифференцированного обучения, по мнению, Г.К.Селявко, представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

Приемы дифференцированного обучения особенно востребованы на уроках, где каждый ученик с учетом потенциальных возможностей способен развиваться, обогащать свои знания, ребята приобретают свободу действий. Они сами способны выбрать себе задания по силам и возможностям.


Школьная практика показывает, что процесс дифференциации наиболее успешно происходит при групповой форме работы, которая учитывает индивидуальные особенности учащихся, организует коллективную познавательную деятельность, обмен способами действия и взаимное обогащение ребят. Групповая работа активизирует учебно - познавательные процессы и способствует рефлексии, побуждающей ученика к оценке и коррекции собственных действий. Именно в группах, подобранных с учетом их индивидуальных особенностей, создается благоприятная атмосфера, побуждающая к совершенствованию школьного литературного образования.


Дифференцированное обучение - это учебно – воспитательный процесс, при котором каждому ученику предоставляется возможность овладеть учебным материалом на разных уровнях: низкий, средний, высокий.


Уровни:

- низкий: это базовый уровень знаний, определенный образовательным стандартом по предмету, задания этого уровня предполагают овладения материалом на уровне воспроизведения;

- средний: на этом уровне ребята овладевают дополнительными сведениями, которые помогают глубже понять изучаемый материал;

- высокий уровень: задания высокого уровня выводят ребят на новую ступень развития, помогают им найти собственное решение проблемы, логическое обоснование и творчески применять полученные знания на практике.

В процессе дифференциации обучения большую роль играет учет личностных качеств и способностей детей. Поэтому сегодня очень важно, чтобы дети самостоятельно находили решения, могли давать оценку разным явлениям и фактам.

Осуществление дифференцированной организации учебной деятельности в личностно- ориентированном образовании потребует:

-изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей;

-умение совершенствовать способности и навыки учащихся при индивидуальном руководстве;

- определение критериев деления учащихся на группы;

-умение совершенствовать способности и навыки учащихся при индивидуальном руководстве;

- умение анализировать их работу, отмечая успехи и трудности;

- перспективное планирование деятельности учащихся, направленное на руководство учебным процессом.

«Таким образом, для повышения качества образования сегодня необходимо сотрудничество учителя и учащихся, диалогичность и деятельностно - творческий характер процесса учения и выбора его содержания и способов, поддержка индивидуального развития ребенка, воспитание в нем потребности для принятия решений». {1}

2.Дифференциация на уроках литературы различных типов

«Дифференциация обучения, с одной стороны, опирается на личностные особенности ученика, с другой стороны – на специфику идейно - эстетической и родо - жанровой природы произведения» {3}.

Поэтому необходимо учитывать возраст, уровень психического развития, уровень познавательной деятельности и литературного развития, интересы и склонности учащихся.

Основная школа должна сформировать понимание специфических законов литературы и природы ее воздействия на читателя. В 5-9 классах идет «системное накопление сведений, представлений, связанных с родовой, жанровой и стилистической спецификой литературы». Выпускник основной школы должен стать читателем, способным « к художественному восприятию, к собственным размышлениям, переживаниям, ассоциациям»{5].

«Важным условием является системность действий, когда дифференциация обучения последовательно осуществляется и на всех этапах изучения произведения, и на всех типах уроков»{1}.

Вступительные уроки.

На вступительных уроках, «когда учитель сообщает новую для учащихся литературную информацию, важна мотивация познавательной активности, для чего необходима дифференциация задания для самостоятельной исследовательской работы». На вступительных уроках информация учителя «должна возбуждать внимание учеников, а их деятельность – дифференцироваться по интересам» .{2}

К примеру, возьмем тему «Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество поэта».

Цель: продолжить знакомство с жизнью и творчеством поэта, начатое в среднем звене; развивать творческие способности учащихся.

Тип урока – лекция учителя.

Предлагаю следующие задания в зависимости от уровня.

Низкий уровень: Ответить на вопрос:

-Каким предстает перед вами жизненный путь Некрасова, путь к вершинам поэтического творчества ( по материалам лекции).

- Средний уровень: Проведите заочную экскурсию по родным местам поэта.

-Высокий уровень: Порассуждайте над вопросом: « Можно ли сказать, что Некрасов – человек сам себя вылепивший?». Прокомментируйте речь Ф.М.Достоевского на могиле Н.А.Некрасова. Почему многие считали, что Некрасова нужно ставить выше Пушкина и Лермонтова?

Домашнее задание может быть следующим:

-Подготовить выразительное чтение стихотворений Н.А.Некрасова тематики мести и печали (НУ)

- Составить викторину о жизни и творчестве Некрасова (СУ)

-Составьте биографический комментарий к стихотворению «Родина» (ВУ)

Каждый ребенок имеет право выбрать то задание, которое его заинтересовало (ученик с низким уровнем литературного развития может выбрать задание повышенной сложности).



Уроки выразительного чтения.


"Уроки обучения выразительному чтению помогают в выявлении функционального назначения стиховедческих категорий, проявляющихся в чтении вслух. Выразительное чтение способствует интенсификации читательского восприятия и становится «контрольным срезом» понимания текста. Хорошо прочитанный текст ускоряет постижение его смысла, а для понимания грамотное чтение дает не меньше, чем смысловой анализ».{3}

В качестве примера возьмем работу над стихотворением М.Ю.Лермонтова « Три пальмы».

Ребята с низким уровнем литературного развития получат следующий вопрос:

- О чем вас заставило задуматься это стихотворение?

Задание для ребят со средним уровнем литературного развития:

- Перечитайте и сопоставьте первую и последнюю строфы стихотворения и опишите картины, которые возникают в воображении. Чем они различаются по настроению?

Задание для ребят с высоким уровнем литературного развития:

Ответьте на вопрос: «Почему стихотворение Лермонтова «Три пальмы» так высоко ценят в восточных странах».

Домашнее задание тоже предполагает дифференцированный подход.

- Нарисовать иллюстрации к стихотворению «Три пальмы» (НУ)

- Попробуйте представить себя в образе караванщиков, придумайте по2-3 реплики. Способны ли они замечать красоту царственных пальм? (СУ)

- В чем близость стихотворения к притчам? (ВУ).



Уроки анализа эпических и лирических произведений.


Работа с текстом – основа любого урока литературы, поэтому учителю очень важно выбрать разнообразные формы работы с классом, с группами.

Возьмем для примера работу с произведением М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

«Зачем я жил? Для какой цели родился?». Урок

- размышление.

Вопросы и задания низкого уровня ориентированы на повторение ранее изученного материала.

- Что такое новелла? Назовите признаки.

- Проведите словарную работу. Выпишите значение слов рок, предписание, фатализм, фаталист. (НУ).

- Заполните сравнительную таблицу «Печорин и Вулич». Ответьте на вопрос: «В чем смысл противопоставления?». (СУ).

И ребятам с высоким литературным развитием предлагается задание исследовательского характера.

- С каким произведением М.Ю.Лермонтова близок эпизод «Пари героев» из романа «Герой нашего времени»?

Домашнее задание может носить

творческий характер для 2-3 уровня.

- Напишите сочинение – размышление на тему: « История души человеческой едва ли не полезнее истории целого народа» (ВУ).

- Ответьте на вопрос: « Полезно ли сегодня чтение романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»? (СУ),

- Прочитайте статью В.Г.Белинского «Герой нашего времени» и составьте конспект по предложенному плану. (НУ)

Уроки сопоставительного анализа

На уроках сопоставительного анализа система дифференцированных заданий позволит включить учащихся низкого и среднего уровня. В результате сопоставления школьники научатся обобщать, составлять таблицы.

В качестве примера возьмем урок по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Тема урока: «Отцы» в романе.

Цель: выяснить позицию старшего поколения героев романа «Отцы и дети» по насущным вопросам того времени.

Критерии сравнения

Николай Петрович Кирсанов

Павел Петрович Кирсанов

Василий Базаров

Образование




Воспитание




Черты характера




Отношение к дружбе




Отношение к любви




Взгляды на народ




Поступки героя






Для учащихся с высоким уровнем литературного развития можно предложить составить словарь крылатых выражений Базарова, распределить крылатые выражения по тематическим группам.

«Эффективность обучения сопоставительному анализу повышается при работе в группах, которые выполняют:

- общие задания, но на материале разных текстов;

- разные задания, являющиеся частью общей учебной задачи;

- задания повышенной сложности.

Дифференциация обучения позволяет включить в активную познавательную деятельность всех учеников, создавая каждому на уроке оптимальную образовательную ситуацию»

Заключение

Таким образом, успех учащихся зависит от организации учебного процесса. Если будут учтены все индивидуальные особенности и возможности ребенка, то легко можно достичь высокого уровня литературного развития.

Применение уровневой дифференциации на уроках литературы необходимо, потому что дифференцированные задания способствуют развитию интереса к чтению, способности к эстетическим оценкам, расширению культурного кругозора.

Важно то, что именно дифференцированные задания помогают ученику определить зону ближайшего развития, создают благоприятные условия для достижения цели в соответствии с индивидуальными способностями. Учащиеся не испытывают страха перед классными и домашними заданиями и равнодушия к образовательному процессу, потому что педагог предлагает выбор заданий, которые помогают им чувствовать себя уверенно. Все это способствует созданию положительной мотивации к учению, повышает активность ребенка на уроке, стремление к самостоятельной работе.

Дифференциация учебной деятельности достигает успеха в контексте развивающего и личностно ориентированного обучения.

Список литературы

1.  Беляева Н. В. Дифференциация обучения как средство повышения уровня литературного развития учащихся // Русская словесность. 2004. № 5. С. 42–50.

2.  Беляева Н. В. Как провести диагностическую работу по литературе? Литература. 2006. № 6.

3.  Беляева Н. В. Дифференциация обучения на уроках литературы. //Литература. 2008. № 17-24.

4.  Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-н//Д., 2000.

5. Концепция в образовательной области «Филология» в 12-летней школе. Проект// Литература в школе.2000.№3.

6.Кульневич С.В.Педагогика личности. От концепций до технологий. Ростов- н //Д,,2001.

7. Леонтьев А.Н.Деятельность, сознание, Личность. М.,1975. С.185-196.

8. Перевозный А.В. Дифференциация школьного образования: сущностные характеристики и структура // Школьные технологии. – 2007. – № 2. – С. 49.

9. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Первая книга учителя. – М., 1999.

10. Методика преподавания литературы: учебник для пед. вузов // Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана: В 2 ч. – М., 1995. – Ч. 1. – С. 258.

11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998. – С. 78, 79.

12. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996.