СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация целей на практические задания.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный методический материал предназначен для воспитателей коррекционных школ. Он в доступной форме позволяет самостоятельно разобраться, как нужно ставить цели и задачи к этим целям. Особенно рекомендован начинающим педагогам и тем, у кого постановка целей и задач вызывает определённые трудности.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация целей на практические задания.»













Доклад

«Дифференциация воспитательных целей на практические задачи с последующим определением путей их решения (с учётом особенностей возрастной педагогики и актуальных методических рекомендаций)»















В словаре С.И.Ожегова, под целью подразумевается то, к чему стремятся, что надо осуществить.

К.Д.Ушинский в работе «Человек как предмет воспитания» писал: «Что сказали бы вы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос – что он хочет строить – храм ли, посвящённый богу истины, любви и правды, просто ли дом, в котором бы жилось уютно, красивые, но бесполезные торжественные ворота, на которые глазели бы проезжающие, раззолочённую ли обирания нерасчётливых путешественников, кухню для переварки съестных припасов, музей для хранения редкостей, или, наконец, сарай для складывания туда всякого, никому не нужного хлама? То же самое вы должны сказать о воспитателе, который не сумеет чётко и ясно определить вам целей своей воспитательной деятельности.

1. Цели воспитания всегда носили и носят конкретный исторический характер.

2.Цель существует во взаимосвязи со средством. Цель не абстрактная, а реально выполнимая появляется тогда, когда объективно имеются средства для её достижения. В то же время, если цель определена, она обязательно предполагает средства её достижения. Новая цель предполагает новые средства. В противном случае она не может быть достигнута.

3. Цель проходит процесс становления – целеполагания. Оно осуществляется в единстве двух взаимосвязанных моментов: формирования и конкретизации цели. Дальнейший этап целеполагания состоит в конкретизации цели – это уточнение цели с учётом конкретных средств её достижения. Членение её на более частные цели – задачи. Перевод цели – идеала в цель деятельности, это разработка собственно педагогических задач.

При постановке целей и задач необходимо учитывать возможности формирования личности (с учётом возрастных и психолого – педагогических особенностей). Педагог должен знать своих воспитанников. Задача школы сегодня – обеспечить развитие личности каждого обучающегося, создав необходимые для этого условия.

Каждый человек есть личность. Каждая личность -это целый огромный мир. Задача педагога- увидеть каждую личность, подойти к ней индивидуально. Человек это: 1)индивид, 2)личность, 3)субъект, 4)индивидуальность, 5) уникум.

Нужно задать себе вопрос: Для чего я буду что- то показывать, рассказывать, объяснять? Ответ на этот вопрос и будет составлять задачу коррекционного занятия, а именно формировать у детей определённые умения.

Что же касается формулировки как «дать понятие (представление) о, то представление или понятие «дать», а соответственно «взять» невозможно. Их можно только формировать у детей в процессе определённой деятельности.

Алгоритм формулирования коррекционно – развивающей задачи:

Формировать – умения - что делать?

Воспитательные цели – это цели как образования, так и общества в целом. Должно быть сформировано в результате воспитания эмоционально – целостное отношение к окружающему миру, друг к другу, а также к материалу занятия, которое они должны усвоить. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование технологий воспитания, содержания материала занятий, форм организации воспитательной деятельности для формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности.

По мнению известного советского психолога С.Л. Рубинштейна воспитание любого качества должно проходить через следующие стадии:

Возбуждение – побуждение – подкрепление – генерализация.

Поэтому и формулировки основных воспитательных целей для педагога на конкретных занятиях могут приобретать соответствующие выражения:

-вызвать заинтересованность, интерес

-пробудить любознательность

-возбудить готовность решать проблемы, задачи самостоятельно

-побудить к активности

-закрепить уверенность

-выразить своё отношение

-прививать, укреплять навыки.

Не всякое содержание занятия позволяет воспитывать, а лишь то, которое через вызов эмоций и субъективных переживаний затрагивает мотивационную сферу психики ребёнка. Для того, чтобы воспитывать на занятии, содержание должно быть соответствующе подготовлено, тогда и воспитательные цели будут достигнуты.

Дифференциация и индивидуализация нацелены на развитие мотивации, самореализацию и социализацию, активность воспитанников, предотвращение перегрузок, речевое взаимодействие, преодоление проявления темперамента, развитие самостоятельности, достижение функциональной грамотности, уменьшение дискомфорта.

Развивающие цели: содействуют совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, диалога, коммуникативной культуры, осуществлению самоконтроля и и самооценки. Например:

-учить сравнивать

-учить выделять главное.

Образовательные цели предусматривают расширение кругозора учащихся, формирование компетенций. Например:

-рассказать о…

-познакомить с…

-научить ориентироваться в…

У цели или задачи должны быть:

*конечность (указание на результат деятельности)

*определённость (чёткость и ясность постановки)

*технологичность (как бы просматривать способы достижения результата)

*краткосрочность (существование в течение ограниченного периода времени)

-Например 1)Цель: развитие социальных умений , которая предполагает решение конкретных целей (задач)

-готовность к сотрудничеству, умение договариваться, принимать во внимание точку зрения другого. 2) Цель: развитие способности к творчеству (как общая цель), предполагает решение конкретных целей (задач):

-способностями, умениями в какой- то технике рисования, лепки, аппликации и т. п.

А.П. Макаренко определял цели в развитии коллектива «перспективами» близкими, средними и далёкими. Он называл их «завтрашней радостью».

Цель –это то, к чему вы стремитесь, чего хотите добиться, проведя данное занятие. Она должна быть одна и должна звучать конкретно.

Например:

-расширить знания детей о природе Алтайского края

-познакомить детей с юными героями

-профилактика травматизма

Воспитательные, развивающие и образовательные цели достигаются через практическую цель. В цели проектируем деятельность педагога и детей. Чтобы воспитанник сформулировал себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая для него выступит как субъективная. После постановки целей следует определить, как и с помощью чего эти цели будут реализованы. Цель и задачи соотносятся как целое и часть. Задачи можно определить как частное определение цели.

1.Образовательная задача: чему вы хотите обучить.

-дать представление о..

-углубить знания о..

-расширить представления, знания о…

-выявить...

-обобщить…

-познакомить…

2.Коррекционно – развивающая задача предполагает коррекцию и развитие высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, эмоционально- волевой сферы)

Если требуется от детей логически расссуждать, то это мыслительная деятельность, процессы анализа, синтеза, классификации и сравнения.

Если требуется умение развивать воображение и навык работы руками, значит коррекция мелкой моторики.

Если требуется умение запоминать и воспроизводить текстовый материал, значит активизировать процессы запоминания и вербальной памяти.

Коррекционная задача должна быть конкретной, направленной на активизацию максимально задействованной психической функции.

Коррекционно – развивающие задачи:

-корригировать внимание путём выполнения упражнений..

-корригировать и развивать устную речь, пополнять словарный запас, диалогическую и монологическую речь через выполнение…

-корригировать и развивать память

-корригировать и развивать зрительное восприятие

-корригировать и развивать слуховое восприятие

-корригировать и развивать тактильное восприятие

-корригировать и развивать мелкую моторику кисти

-корригировать и развивать мыслительную деятельность (операции синтеза, анализа, установления причинно- следственной и логической связи)

-корригировать и развивать личностные качества. Эмоциональную сферу (навыки самоконтроля, усидчивость, выдержку, умение выражать свои чувства)

3.Воспитательные задачи: воспитывать -бережное отношение к природе -любовь к Родине, гордость за героев -ценностное отношение к здоровью -воспитывать мотивацию, интерес к…

-умение работать в парах, команде -творческую активность –самостоятельность -нравственные качества –трудолюбие -культуру труда -патриотические чувства –толерантное отношение- культуру речи-эстетический вкус.

-

-

-


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!