«Научно-методическая деятельность»
«Дифференциация учебного материала и ее роль в обученности учащихся в процессе преподавания математики».
Дифференциация – это форма организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы, проявившиеся способности. Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Дифференциация в образовании – это создание различий между частями (школами, классами, группами) образовательной системы (общее образование, школа, класс, группа) с учетом одного или нескольких направлений.
История возникновения и развития дифференцированного обучения как формы организации учебной деятельности школьников среднего и старшего звена, при которой учитываются их склонности, интересы и способности, тесно связана с развитием педагогики и приобретает особую значимость на определенных этапах развития образования:
до средины XIX века, когда обучение проходило при непосредственном взаимодействии учителя и ученика (индивидуальное обучение);
в конце XIX века дифференцированное обучение активно внедряется в массовую школу капиталистических стран, в которых из-за увеличения сроков обязательного обучения (8-10 лет) окончание школьного курса стало совпадать с периодом профессионального самоопределения;
в 20-е годы XX века В. Штерном и Э. Клапаредом были разработаны и апробированы различные виды дифференцированного обучения (дифференциация по способностям, дифференциация по интеллекту, дифференциация по неспособностям).
В России необходимость дифференцированного обучения провозглашена еще в 1918 году. В опытно-показательных учреждениях Наркомпроса того времени создавали группы учащихся по степени одаренности. Занятия с одаренными детьми способствовали повышению их творческой активности. К сожалению, в таких группах наблюдалось и перевозбуждение психики детей, их чрезмерная усталость, нервозность, что объяснялось отсутствием опыта работы, недостатком литературы и методик. Одновременно создавали группы слабых учеников – прообраз современных классов коррекции. Учащимся предоставлялась возможность работать по индивидуальным планам, в соответствии со своими способностями и возможностями.
Дифференцированный подход осуществлялся и во внеклассной работе.
Особую актуальность дифференциация получила в 50-60 гг. При этом акцентировалось внимание на создании в старших классах такой системы обучения, которая позволила бы учащимся наряду с получением среднего образования, более углубленно изучать предметы в избранной ими области знаний. В 60-70 гг. единственным видом дифференцированного обучения стали факультативные занятия. В последние годы – профильное обучение, курсы по выбору, факультативы.
Психолого-педагогической сущностью современных отечественных подходов к дифференциации является индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития способностей и интересов каждого школьника.
Социальная сущность заключается в целенаправленном воздействии на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.
Дидактическая сущность проявляется в решении назревших проблем школы путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально новых мотивационных положениях.
В настоящее время в опыте работы общеобразовательных школ обозначилось несколько направлений дифференциации обучения:
по образовательным целям;
по уровням выполнения заданий;
по времени обучения, времени выполнения заданий;
по содержанию обучения;
по последовательности учебного материала;
по структуре учебного материала;
по подходам к обучению;
по видам учебной деятельности;
по способам применения заданий;
по оценке деятельности.
Таким образом, дифференцированное обучение – это такое построение системы обучения, при которой учащиеся на основании каких-либо особенностей объединяются в более или менее гомогенные (относительно однородные) группы (либо в малые группы внутри класса – внутренняя дифференциация) для отдельного обучения (постоянно или временно) по различным специальностям для каждой группы, учебным заданиям, планам, программам.
Внутренняя дифференциация представляет собой различное обучение детей в достаточно большой группе учащихся (класс). Она предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя. Особенностью внутренней дифференциации на современном этапе является ее направленность не только на детей, испытывающих трудности в обучении, но и на одаренных детей. Внутренняя дифференциация может осуществляться как в традиционной форме учета индивидуальных способностей учащихся (дифференцированный подход), так и в системе уровневой дифференциации на основе планирования результатов обучения.
Уровневая дифференциация предполагает такую организацию обучения, при которой школьники, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать ее на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.
Смысл уровневой дифференциации заключается в том, чтобы адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика, предъявить соответствующие уровню его развития требования, программы, учебники, методы и формы обучения. Под уровневой дифференциацией понимается обучение учащихся одного и того же класса на трех уровнях обучения:
базовый уровень – определенный программой и учебником, максимум знаний и умений, достижение которого обязательно учащимися всего класса;
продвинутый уровень – некоторые, выходящие за рамки программы и учебника дополнительные сведения (знания) и формирование прочных умений по применению этих знаний в различных ситуациях;
высокий уровень – дополнительные сведения, углубляющие знания учащихся по теме и формирующие умения решать задачи повышенной сложности.
Успешность и эффективность осуществления уровневой дифференциации зависит от ряда условий:
выделенные уровни усвоения материала и обязательные результаты обучения должны быть открыты для учащихся;
наличие определенных «ножниц» между уровнем требований и уровнем обучения (уровень преподавания должен быть в целом выше, чем уровень обязательной подготовки, каждый ученик должен в полном объеме услышать материал со всеми доказательствами, обоснованиями, рассуждениями);
в обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням;
добровольность в выборе уровня усвоения;
содержание контроля и оценка должны отражать принятый уровневый подход;
формирование мобильных групп.
В педагогической теории и практике наработан большой арсенал методов и средств дифференциации в условиях урочных (общеклассных) форм обучения. Они отличаются по своей сложности и продуктивности:
разноуровневое изложение материала;
вначале упрощенное изложение, затем усложненное;
целостное изложение основного, затем детализация и конкретизация по частям;
варианты лингвистического построения речи учителя в зависимости от типа восприятия ученика (визуалы, аудиалы, кинестетики);
многократное повторение изложенного в течение урока;
использование наглядности;
дифференцированная работа с учебной литературой;
дифференцированные задания с учетом успеваемости, уровня развития, интересов учащихся;
дифференцированная самостоятельная работа;
групповые формы работы с целью взаимообучения и взаимоконтроля;
дозированная помощь со стороны учителя;
индивидуальный опрос;
дифференцированный контроль;
самоконтроль по образцам и критериям;
программированный контроль;
индивидуализация домашней работы;
дифференциация темпов изучения.
Планирование различных видов дифференцированной помощи:
указание типа задачи, правила, на которое опирается задание;
дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция);
указание алгоритма решения или выполнения;
указание аналогичной задачи, решенной ранее;
объяснение хода выполнения подобного задания;
выполнение вспомогательных наводящих заданий;
поиск определенных ассоциаций;
раскрытие причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания;
расчленение сложного задания на элементарные составные части;
постановка наводящих вопросов;
указание правил, на основании которых выполняется задание;
предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания;
Осуществление дифференцированного подхода на уроках
а) набор карточек для разных классов, по разным темам, которые я использую на уроках, это могут быть задания различные по содержанию и по способу выполнения, а может быть одно и тоже задание, например:
алгебра 7 класс 3 уровень: упростить выражение
«Рациональные дроби» 2 уровень: задание с планом его выполнения
1 уровень: заполнить пропуски в решении
б) наборы задач для осуществления зачетов включают в себя, например, 16 заданий, из которых 1 – 5 «3»
6 – 10 «4»
11 – 16 «5»
Таким образом, ученик видит весь набор заданий и может сам выбрать свой уровень, решить для себя будет ли он двигаться дальше или нет (примеры зачетов по а-8, м-6).
в) поэтапное дифференцирование:
1) повторение
уровень 1 – выберите верный ответ, исправьте ошибку;
уровень 2 – назовите используемое правило, закончите решение;
уровень 3 – объясните причину ошибки, сформулируйте определения, используемые
в задаче.
2) изучение нового материала и его закрепление
уровень 1 – отработка навыков на простейших задачах;
уровень 2 – упражнения, требующие хорошего понимания основных положений темы;
уровень 3 – творческие задания, консультанты.
3) контроль знаний
уровень 1 – задания по образцу;
уровень 2 – выделяют главное в решении;
уровень 3 – работают с дополнительным материалом.
г) на своих уроках я очень часто использую, особенно на уроках геометрии, задачи на готовых чертежах. Считаю это универсальной формой работы, которую можно использовать на разных этапах урока, с любым классом, на любую тему. С помощью этих задач:
осуществляется дифференцированный подход, например:
уровень 1 – записать условие, заключение, решение задачи;
уровень 2 – записать только решение с выделением основных свойств и признаков объекта;
уровень 3 – устное решение и формулирование необходимых теоретических положений;
ускоряется процесс работы, можно решить больше задач за урок;
можно очень продуктивно организовать устную работу в процессе повторения в начале урока; математические диктанты; зачеты;
осуществляется повторение и систематизация знаний учащихся; мною разработаны и проводятся уроки 20 задач, на которых нужно успеть за урок проговорить решение 20 задач, а это возможно только на готовых чертежах.
Работа в методическом объединении учителей МОУ Ривзаводской СОШ, работающих по теме: «Дифференциация и индивидуализация процесса обучения»
планы работы МО за 2007-2008 уч.г., 2008-2009 уч.г., 2009-2010 уч.г.
открытые уроки в рамках работы МО: урок алгебры в 8 классе по теме «Построение графика квадратичной функции» (17.03.2008), урок-исследование геометрии в 7 классе по теме «Треугольник. Основные понятия и элементы» (17.10.2008г.)
выступления на МО: творческий отчет (18.12.2007), «под флагом инновации» (17.10.2008 г.), «структура Портфолио ученика и учителя» (19.12.2008), «активные методы преподавания элективных курсов» (05.02.2009).
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Эффективное обучение невозможно без активной и сознательной деятельности самих учащихся. Важно пробудить в них искренний интерес к математике, развивать внимание, логику, активность мышления, сообразительность, творчество. Для этого я использую самые различные приемы:
конструирование из бумаги «Танграм» способствует формированию пространственного воображения, умения мысленно оперировать плоскими и объемными предметами, учит концентрировать внимание, способствует развитию мелкой моторики;
разнообразные формы работы, повышающие активность мышления, развивающие интерес, связанные с дифференциацией материала:
«мозаика», «зашифрованное письмо», «раскрась картинку», «математический лабиринт», «ступеньки»;
составление задач самими учащимися
а) творческая домашняя работа;
б) представить число в виде степени (алгебра 7);
в) найти, все, что возможно (геометрия 8);
г) «часы» (решение уравнений, составление задач);
4) исследовательский подход к введению математических понятий: направлен на формирование нового понятия в целом, при этом можно организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы воспроизвести (в некоторой степени) деятельность ученого-математика, направленную на изучение нового объекта и образование понятия.
5) применение дидактической игры на уроках.
Роль и место дидактических игр в процессе обучения математики.
Дидактические игры можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям, которые ведут учебный процесс, направляя активность детей в определенное русло.
Даже в самой элементарной игре развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность. В процессе игры дети быстрее и лучше усваивают теоретические понятия. Игра учит быть выдержанным.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в виде игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Ее правила, методика, содержание разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса.
Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим.
Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу. снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.
Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.
Использование различных технологий в обучении математике
Термин «технология» педагогически впервые зазвучал в американских и западноевропейских исследованиях еще в 30-е гг. И обозначал он не что иное, как описание способов использования технических средств в процессе обучения для повышения его эффективности.
Намного позднее появляется более созвучное нашему сегодняшнему пониманию определение педагогической технологии, данное в документах ЮНЕСКО: «Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования».
Приведем еще несколько определений педагогической технологии.
Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя
(В. М. Монахов).
Педагогическая технология – это комплекс, состоящий из некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев отбора оптимальной модели для данных конкретных условий (В. В. Гузеев).
Из определений ясно, что понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех уровнях:
Общепедагогический уровень – характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
Частнометодический (предметный) уровень – употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
Локальный (модульный) уровень – представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).
Педагогическая технология должна удовлетворять следующим критериям:
Концептуальность – опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Системность – наличие признаков системы: логики процесса, взаимосвязи всех его частей, целостности.
Управляемость – возможность планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность – гарантия достижения определенного стандарта обучения, эффективность по результатам и оптимальность по затратам.
Воспроизводимость – возможность применения в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Блочно – модульная технология преподавания математики.
Характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрупненными блоками, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов познания. Использование этой технологии дает возможность:
больше внимания уделять основным понятиям математики;
сопоставимые математические действия, понятия, свойства изучаются параллельно;
группировка материала в блоки способствует его компоновке в опорных конспектах.
Модульное обучение преследует цель – формирование у детей навыка самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целеполагания, а уровневая организация учебной деятельности создает ситуацию выбора для ученика.
Технология строится на создании блоков, каждый из которых обладает качествами системности и целостности, устойчивостью к сохранению во времени и быстрым проявлением в памяти.
Каждый блок состоит из модулей:
проблемный модуль;
информационный модуль;
расширенный модуль;
модуль систематизации;
модуль коррекции знаний;
модуль контроля.
Проблемный модуль. Изложение теоретического материала начинается с проблемной задачи, показывается исторически возникшая проблема, которая привела к появлению нового понятия. Такое начало дает возможность показать необходимость изучения данного материала, доказать его значимость, определить его дальнейшее применение.
Информационный модуль. Основой его служит лекция. Далее идет работа над разработкой алгоритмов решения задач и классификация их основных типов, что в дальнейшем дает возможность учащимся решать стандартные задачи самостоятельно.
Расширенный модуль. В этом модуле происходит углубление и расширение теоретического материала, решение нестандартных задач. В этом модуле проводятся уроки закрепления изученного материала и уроки применения знаний и умений, на которых предлагаются учащимся комплексные задания, охватывающие знания, умения и навыки по крупным разделам изучаемой темы. Возможно проведение уроков в нестандартной форме.
Модуль систематизации. Систематизация знаний избавляет учащихся от необходимости запоминать материал как набор, сумму фактов. Происходит это на семинарских занятиях или на уроках обобщения и систематизации, которые предполагают следующую последовательность действий: от восприятия, осмысления и обобщения отдельных фактов к формированию у учащихся понятий, категорий и систем, а от них к овладению основными идеями темы.
Пример применения блочно-модульной технологии.
Глава III. Многочлены. Алгебраические уравнения.
(Ю.М. Колягин, М.В. Ткачева, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин Алгебра и начала математического анализа 10 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, базовый и профильный уровень, Москва, Просвещение 2008)
Блок № 1. Многочлены. Корни многочленов. Алгебраические уравнения.
Блок № 2. Делимость многочленов
на
. Симметрические многочлены. Многочлены от нескольких переменных. Формулы сокращенного умножения для старших степеней. Бином Ньютона.
Блок № 3. Системы уравнений.
Блок № 1. |
Номер урока | Тип модуля | Содержание |
1 | Информационный модуль | Лекция: мотивация изучения темы; определение многочлена степени n; тождественно равные многочлены; задача 1 стр. 93; деление многочленов «уголком»; формула деления; свойства делимости многочленов*; схема Горнера задача 2 стр. 98; деление многочлена P(x) на Q(x) = ax+b*. |
2 | Лекция: пример разделить на . |
3 | Лекция: алгебраическое уравнение; следствия из теоремы Безу; одна формулировка следствий из теоремы Безу; теорема о нахождении целых корней алгебраического уравнения; теорема о рациональных корнях алгебраического уравнения. |
4 | Информационный модуль. Решение задач основных типов | стр. 92 №№ 1-5 (1,2 гр.), 12 (3 гр.), 14, 15, 17, 23, 24, 31, 33 |
5 – 6 | Расширенный модуль | №№ 7, 9-11, 13, 16, 19, 20, 25 – 28, 35, 38, 42, 43 |
7 – 8 | Модуль систематизации | повторение теоретического материала; устная работа; дифференцированная самостоятельная работа |
9 | Модуль коррекции | Работа над ошибками, ликвидации пробелов |
10 | Модуль контроля | Контрольная работа по теме |
Технология дифференцированного обучения
Еще Ушинский писал, что ребенок от природы не имеет душевной лености, он любит деятельность, хочет все сделать сам. Нет детей, ни к чему не способных. Способности можно развивать, не развивать или пригасить. Можно целенаправленно способствовать развитию всех детей и индивидуально каждого, и одним из наиболее эффективных способов является дифференцированное обучение.
Психологи теоретически и экспериментально подтвердили, что при благоприятных социальных условиях у человека создаются предпосылки для развития специальных способностей. Учитывая особенности возрастной психологии и физиологии ребенка, можно управлять процессом развития специальных способностей.
В структуре математических способностей можно выделить и проанализировать две основные группы компонентов: быстроту усвоения и активность мышления.
Быстрота усвоения характеризуется следующими уровнями:
дословное повторение текста;
частичное повторение;
воспроизведение 50% текста;
самостоятельное воспроизведение ранее изученного текста;
воспроизведение текста с помощью учителя;
воспроизведение с ошибками, но основная нить вопроса удерживается;
замедленное, невнятное воспроизведение текста;
умственная отсталость (затухание развития).
Активность мышления характеризуется следующими уровнями:
плодотворная работа на протяжении всего урока;
работа со «вспышками»;
неполная работоспособность;
быстрая утомляемость;
игнорирование заданий.
Рассматривая различные комбинации из уровней быстроты усвоения и активности мышления, можно выделить три группы учащихся с различными математическими способностями:
Группа А – учащиеся, имеющие хорошие математические способности (быстрота усвоения 1-4, активность мышления 1-2);
Группа В – учащиеся, имеющие средние математические способности (быстрота усвоения 4-6, активность мышления 2-3);
Группа С – учащиеся, имеющие низкие математические способности (быстрота усвоения 7-8, активность мышления 4-5).
Проанализировав все данные, в классе можно сформировать три группы учащихся, по-разному относящие к математике. И родители, и дети должны понять, что состав группы не закреплен раз и навсегда. Всегда можно перейти из одной группы в другую в соответствии с результатами обучения. Важным моментом дифференциации обучения является размещение детей в классе в зависимости от вида работы: а) по одному; б) по парам; в) по группа; г) по вариантам; д) по «творческим союзам».
Индивидуально-образовательный маршрут
Работу с индивидуально-образовательными маршрутами я начала, когда у меня был мальчик, находящийся на индивидуальном обучении. Хотелось помочь ребенку овладеть основными знаниями в объеме школьной программы.
Каждый маршрут предназначен конкретному ученику, он может разрабатываться как для сильного, так и для слабого ученика. Маршруты могут быть короткие и длинные, в зависимости от темы.
При проверке оцениваются различные виды работы:
конспектирование учебника;
решение подобранных учителем задач;
самостоятельная работа;
контрольная работа.
Использование индивидуально-образовательных маршрутов помогает решать многие задачи, связанные с развитием личности ученика. Способствует формированию у него познавательного интереса к предмету, умения самостоятельно получать и применять знания. Ребенок учится работать с научной и учебной литературой: выделять необходимые и достаточные условия, выявлять причинно-следственные связи, анализировать и обобщать информацию. Он также учится плодотворно работать и добиваться успеха.
Индивидуально – образовательный маршрут по теме: «Алгебраические дроби» (Алгебра учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др. 2002 г.)
Цель: выработать умение выполнять преобразования алгебраических дробей; повторить действия над обыкновенными дробями.
I этап. Повторение пройденного материала.
1) Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов и др. Математика 6 класс, №№257, 260, 272, 315, 317, 363, 364, 433, 580.
2) Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин и др. Алгебра 7 класс, №№ 352, 354, 370, 371.
II этап. Прочитать §24-27 учебника. Законспектировать
§24 - определение алгебраической дроби, примеры дробей стр. 99;
- допустимые значения, примеры стр. 100
- основное свойство дроби, примеры стр. 100
- как сократить дробь, задача 2 стр. 100, задача 3 стр. 101.
§25 – как привести дроби к общему знаменателю, задача 1 стр. 104, задача 2 стр.105.
§26 – как сложить (вычесть) алгебраические дроби, задачи 1,2,3.4,5 стр. 108-109.
§27 – как умножить (разделить) алгебраические дроби, задачи 1,2,3 стр. 112.
III этап. Решаем вместе
№435(1)
№ 438(4)
№ 440(1)
№ 453(1)
№ 454(3)
№ 456(1)
№ 464(1)
№ 465(3)
№ 468(3)
№ 484(1)
№ 486(3)
№ 498(1)
№ 499(1)
IV этап. Решить самостоятельно следующие номера из учебника (везде – примеры под четными номерами): 435, 436, 438, 439, 441, 443; 452, 453, 454, 455, 456; 462, 464, 465, 467, 471; 481, 482, 484, 486; 498, 499.
V этап. Самостоятельная работа.
Упростить выражение
VI этап. Контрольная работа.
Выполнить действия
Упростить выражение
Упростить выражение и найти его числовое значение:
«Внеурочная деятельность по предмету».
Развитие познавательных интересов у учащихся, воспитание каждой личности и коллектива в целом возможно не только на уроках, но и на внеклассных мероприятиях, которые развивают память, мышление, внимание, кругозор, уверенность в себе, в своих силах, а это, в свою очередь, может привести к большим успехам на уроках.
Проведение недели математики (апрель)
Неделя математики 2007-2008 уч.г. |
№ | Название | Класс |
1. | Счастливый случай | 6 |
2. | Поле чудес | 7 |
3. | Слабое звено | 7 |
4. | Что, где, когда | 8 |
5. | Алфавит | 9 |
Неделя математики 2008-2009 уч.г. |
№ | Название | Класс |
1. | Поле математических чудес | 7-8 |
2. | Игра «Слабое звено» | 7 |
3. | Математическая карусель | 8 |
4. | Абака для математиков | 9-10 |
5. | Интеллектуальный турнир | 10 |
Неделя математики 2009-2010 уч.г. |
№ | Название | Класс |
1. | КВН | 5 |
2. | Математическая викторина | 8 |
3. | Математический турнир | 9 |
4. | Великолепная семерка | 10 |
5. | Игра «Устами младенца» | 11 |
Неделя математики 2010-2011 уч.г. |
№ | Название | Класс |
1. | Игра «Математика вокруг нас» | 5 |
2. | Математический КВН | 6 |
3. | «Звездный час» | 7 |
4. | Математическая викторина «Своя игра» | 9 |
5. | Математическая игра «Что? Где? Когда?» | 10-11 |
«Работа в качестве классного руководителя».
2006-2007 уч.г. классное руководство 6 классом.
Педагогические задачи:
Работать над сплочением ученического коллектива, развивать чувство долга и ответственности у учащихся друг за друга, чтобы понятие «школьная семья» стало для ребят родным.
Способствовать воспитанию культурного человека, через проведение тематических классных часов, бесед об этикете, чтение соответствующей литературы.
Уделять большое внимание взаимоотношениям учащихся друг с другом, со старшими, с родителями, с учителями через опросы, анкетирование, тестирование.
Вести пропаганду о здоровом образе жизни.
Способствовать развитию творчества на уроках и внеурочной деятельности.
2007-2008 уч.г. классное руководство 7 классом.
Педагогические задачи.
каждый ребенок – личность. Главное – воспитать личность, найти в ребенке хорошее и поддержать в нем это хорошее;
формирование и развитие коллектива класса; воспитание в ребенке умения жить в коллективе, считаться с его мнениями;
организация системы отношений к себе и к друзьям через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
формирование навыков здорового образа жизни;
формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
воспитание социально-адаптированного человека, т.е. человека, приспособленного к требованиям общества;
формирование единого коллектива учеников, родителей, классного руководителя;
развитие творческой активности ребят.
2008-2009 уч.г. классное руководство 8 классом.
Педагогические задачи.
каждый ребенок – личность. Главное – воспитать личность, найти в ребенке хорошее и поддержать в нем это хорошее;
совершенствование культуры общения в классе;
совершенствование формы работ микроколлективов, планирование их работ, анализирование своей деятельности;
формирование навыков здорового образа жизни; профилактика вредных привычек и опасных зависимостей;
формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров;
воспитание социально-адаптированного человека;
раскрытие роли правильного выбора профессии.
2009-2010 уч.г. классное руководство 9 классом.
Цели воспитательной деятельности.
Развитие личности ребенка. Содействие ему в определении и совершенствовании его отношения к самому себе, окружающим людям, миру.
Формирование навыков здорового образа жизни. Профилактика вредных привычек и опасных зависимостей.
Помощь каждому школьнику в выборе направления и места дальнейшего обучения путем организации психолого-педагогической диагностики и самодиагностики.
Способствование успешной сдаче экзаменов.
План работы по профилактике безнадзорности среди подростков.
№ | Мероприятие | Сроки | Цель |
1. | Рейды в проблемные семьи, в семьи детей, находящихся на внутришкольном учете | | Обсуждение успеваемости ребенка, общения его со сверстниками и педагогами. |
2. | Индивидуальные беседы с родителями | | Предупреждение пропусков занятий, или выяснение причин отсутствия ребенка в школе. Разрешение конфликтных ситуаций |
3. | Индивидуальные беседы с учащимися | | Регулирование мотивов, самооценки, способов поведения ребенка. Разрешение конфликтных ситуаций. |
4. | Исследование «Сигареты, алкоголь и наркотики в подростковой среде» | март | Выявление подростков, склонных к «группе риска». Выявление причин, видов и последствий употребления табака, алкоголя, наркотиков |
5. | Анкетирование учащихся «Как научиться быть ответственным за свои поступки» | октябрь | Выявление у учащихся проблем их поведения в школе и дома. |
6. | Родительское собрание «Подросток в дворовой тусовке» | октябрь | Информирование родителей, обсуждение возможных вариантов поведения детей и родителей в проблемных ситуациях. Обмен мнениями. |
7. | Родительское собрание «Рифы и мели взросления» | февраль | Помочь родителям понять значение происходящих перемен в их детях. |
8. | Классный час «Культура наших потребностей» | октябрь | Воспитание культуры духовных и материальных потребностей. |
9. | Классный час «Не попасть в зависимость» | ноябрь | Изучение уровня конформности учащихся класса с целью коррекции методов воспитания по вопросам профилактики вредных привычек. |
10. | Классный час «Воля и ее развитие» | февраль | Ознакомление с понятием «воля» и механизмов волевого действия. Формирование навыков социального поведения. Развитие у учащихся способностей к волевой деятельности. |
11. | Классный час «Учитесь говорить «нет»» | май | Формирование социальных навыков. Тренировка умения говорить «нет». |
12. | Классный час «Подростки и наркотики» | ноябрь | Информирование учащихся о видах наркотиков и психотропных веществ. Осведомление о реальных опасностях наркомании. Способствование осознанного неприятия любого рода наркотиков и психотропных веществ. |
13. | Правовая игра «Суд над хулиганством» | декабрь | Способствование формированию у учащихся навыков правомерного поведения, умения самостоятельно принимать решение в различных ситуациях. Ознакомление с одним из юридических институтов общества. |
Взаимодействие с родителями.
Быть хорошим родителем – значит
уметь встать на место ребенка.
Понять его мотивы и возможности,
не испытывая при этом ни злости,
ни обиды…
Сама атмосфера любви без всякого принуждения со стороны родителей
способна снять многие проблемы детства.
Александр Нилл.
№ | Мероприятие | Сроки |
1. | Рейды в проблемные семьи, в семьи детей, находящихся на внутришкольном учете | По мере необходимости |
2. | Индивидуальные беседы с родителями | В течение года |
3. | Праздник «Первое сентября – День Знаний» | Сентябрь |
4. | Родительское собрание «Подросток в дворовой тусовке» | Октябрь |
5. | День открытых дверей | Декабрь |
6. | Анкетирование родителей | Январь |
7. | Родительское собрание «Рифы и мели взросления» | Февраль |
8. | Родительское собрание «Значение предпрофильной подготовки для выбора профиля и места обучения в 10 классе. Профессии, которые выбирают наши дети. Выбор оптимальной стратегии подготовки к экзаменам» | Март - апрель |
9. | Анкетирование родителей | Апрель |
10. | Организация последнего звонка и выпускного бала | Май |
Основные направления и дела классного коллектива.
Всякое дело – творчески!
Иначе зачем?
О.С. Газман
Для успешного протекания процесса формирования личности ребенка необходимо «включение» школьников в различные виды деятельности.
(Л. И. Маленкова, Н. Е. Щуркова).
Познавательная деятельность. Обогащение представлений об окружающем мире, формирование механизма самоорганизации умственной деятельности. Развитие индивидуальных, интеллектуальных возможностей учащихся. Формирование сознания и самосознания учащихся. Профессиональное просвещение. Подготовка учащихся к выбору профессии.
Ценностно-ориентировочная деятельность. Расширение кругозора, знаний об обществе и роли человека в нем. Повышение дисциплины и культуры поведения учащихся.
Трудовая деятельность. Формирование потребности в труде, общетрудовых знаний, умений и навыков, положительного, сознательного и творческого отношения к труду.
Художественно-творческая деятельность. Развитие художественного вкуса; эстетического восприятия окружающей действительности. Развитие творческих способностей учащихся. Формирование их творческого потенциала.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Пропаганда здорового образа жизни. Формирование сознательного отношения к укреплению здоровья. Формирование санитарно-гигиенической культуры.
Коммуникативная деятельность. Формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Способствование формированию позитивной позиции по отношению к окружающему миру. Развитие уверенности в себе, доброжелательности, терпимости.
Игровая деятельность. Сплочение ученического коллектива. Способствование самовыражению учащихся, взаимодействию между всеми членами коллектива. Развитие эмоциональной, интеллектуальной, физической, коммуникативной, нравственной сфер учащихся.
2010-2011 уч.г. классное руководство 10 классом.
План работы по профилактике безнадзорности среди подростков.
№ | Мероприятие | Сроки | Цель |
1. | Рейды в проблемные семьи | | Обсуждение успеваемости ребенка, общения его со сверстниками и педагогами |
2. | Индивидуальные беседы с родителями | | Предупреждение пропусков занятий, или выяснение причин отсутствия ребенка в школе. Разрешение конфликтных ситуаций |
3. | Индивидуальные беседы с учащимися | | Регулирование мотивов, самооценки, способов поведения ребенка. Разрешение конфликтных ситуаций |
4. | Устный журнал «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»» | Октябрь | Воспитание правовой культуры учащихся, профилактика преступлений и правонарушений. Формирование осознанного поведения, осмысления своих поступков. |
5. | Беседа «Наркомания: источники, сущность, последствия» | Октябрь | Профилактика наркомании и формирование здорового образа жизни школьников. |
6. | Классный час «Скажем нет курению» | Декабрь | Формирование отрицательного отношения к курению. Помощь в осознании масштабов вреда курения для здоровья человека. |
7. | Классный час «Скажем нет алкоголю» | Январь | Формирование негативного отношения к употреблению алкоголя. |
Взаимодействие с родителями.
Характер и нравственное поведение ребенка –
это слепок с характера родителей,
он развивается в ответ
на их характер и их поведение.
Эрих Фромм
№ | Мероприятие | Сроки |
1. | Индивидуальные беседы с родителями | В течение года |
2. | Праздник «Первое сентября – День Знаний» | Сентябрь |
3. | Анкетирование «Друзья мои и моего ребенка» |
4. | Родительское собрание «Психофизиологические особенности раннего юношества (15-17 лет)» | Октябрь |
5. | День открытых дверей | Декабрь |
7. | Совместное собрание родителей и учащихся «Характер моего ребенка» | Февраль |
8. | Конференция для родителей «Актуальные проблемы воспитания» | Февраль - март |
9. | День семьи. День здоровья. | Апрель |
10. | Итоговое собрание | Май |