СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация звуков [Ш -Ж] в слогах, словах, предложениях. (открытое занятие по логопедии в 3 классе )

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке обучающиеся закрепляют навыки различия звуков [ш–ж] в слогах, словах, фразах по глухости-звонкости; умения делить слова на слоги; работать над деформированной фразой, составлять схему предложения.

 

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация звуков [Ш -Ж] в слогах, словах, предложениях. (открытое занятие по логопедии в 3 классе )»

Докучаевская СОШИ №27 МОН ДНР










Дифференциация звуков [Ш -Ж] в слогах, словах, предложениях.


(открытое занятие по логопедии в 3-а классе )









Подготовила: учитель – дефектолог

Л.В.Шаповалова









2017 уч.год

Тема: Дифференциация звуков [Ш -Ж] в слогах, словах, предложениях.

Задачи: 

закрепить навык различия звуков [ш–ж] в слогах, словах, фразах по глухости-звонкости; умение делить слова на слоги; продолжать работу над деформированной фразой, оставлять схему предложения, выделять предлог; закрепить правило написания жи – ши;

развивать фонематический слух, внимание, мышление, мелкую моторику рук; создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта коллективной работы; обогащать и уточнять словарь. активизировать  моторику артикуляционного аппарата мелкую и общую моторику;.

воспитывать самоконтроль; формировать эмоциональную направленность на получение в ходе игры совместного  положительного результата.

Оборудование: логопедические зеркала, образцы букв Ж, Ш, предметные картинки, дидактический материал, мяч, компьютер, геометрические фигуры, кроссворд, индивидуальные карточки, компьютер.

.

Ход занятия.

І. Подготовительный этап.

1. Организационный момент.

На себя вы посмотрите:

Вы по-разному сидите.

Если сжали кулачок,

Если руки на замок,

Значит, вы напряжены,

Безразличны и скучны.

Кулачки вы разожмите

И ладошки покажите.

Вот теперь готов наш класс.

В добрый путь и в добрый час!



2. Психологический настрой.

Эта история произошла в одном сказочном городе, в котором, жили такие дети как и вы. Они все хотели знать, и прилежно учились. Но в соседнем городе жила злая волшебница, и ей не нравилась любознательность этих детей. Разозлилась она, и заколдовала их, забрав имена.

Но оставила такой наказ: «Расколдовать сможет тот, кто приложит много умения и старания, выполнив все задания». 


ІІ. Основной этап.

  1. Артикуляционная гимнастика.

  2. Сообщение темы и цели занятия.

Сегодня будем мы шипеть, жужжать – звуки Ш и Ж – различать.



  1. Характеристика звука.

Перед зеркалами выполняют артикуляцию звука, и дают характеристику.

[Ш] – широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка.

[Ж] – широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка, работают голосовые связки.

Ж – согласный, всегда твёрдый, звонкий. (На доске выставляется символ звука Ж – колокольчик). Мы знаем, что у звука Ж есть дружок, он тоже согласный, всегда твёрдый, но произносим мы его без голоса – глухо. Произнесите этот звук – Ш (дети произносят хором). На доске выставляется символ звука Ш). »

(дети превращаются в жуков и жужжат: ж-ж-ж, в ужей и шипят: ш-ш-ш) – четко произносите оппозиционные звуки.

- А теперь послушайте какие жужжания и шипения бывают в природе. Попробуйте угадать их.

  1. Речевая зарядка (логопед задает ритм хлопками)

жа – жа – жа – жа – мы увидели ужа

ша – ша – ша – ша –  мама моет малыша

жу – жу – жу – жу – поспешим скорей к ежу

шу – шу – шу – шу – Жанне я письмо пишу.


5. Работа над стихотворениями.

- А теперь давайте прочитаем стихотворение. Какой звук чаще других встречается в стихотворении?

Жаба жабе предложила

Ежевичный вкусный джем.

-Ежевичный? – та спросила –

Ну, тогда, пожалуй, съем!

- Обратите внимание, какие знаки препинания здесь встречаются? (Вопросительный знак, восклицательный знак, точка, тире).

- Прочитайте стихотворение, не забудьте про знаки.

-  А теперь давайте прочитаем другое стихотворение. Какой звук чаще других встречается в стихотворении?

Трое маленьких мышат

В тишине ночной шуршат,

Если кошку вдруг услышат,

То шуршат они потише.

- Как надо прочитать это стихотворение? (Надо конец стихотворения читать тише)



6. Буквы Ж, Ш (демонстрация печатной и прописной буквами)

- .Какой буквой на письме обозначается звук [Ж]?

-Звук [Ж] обозначается на письме буквой «ЖЭ».

- Какой буквой на письме обозначается звук [Ш]?

- Звук [Ш] обозначается на письме буквой «ША».



7. Разложи предметы. 

Злая колдунья не только заколдовала детей, но и перемешала все предметы. Вам предстоит разобраться  в каком слове звук [Ж], а в каком [Ш].



Машина, жаба, одежда, флажок, ножи, жук, шар, шкаф, вишни, мышка, кукушка, камыши, ландыш, шапка, кошка мышка, ножницы, жираф, одежда, ежи.



8. Дифференциация звуков Ш – Ж в предложении «Скажи правильно»

(Деформированная фраза).

Женя мыть уши вода.

В сад мыши жить.

Катя бежать с кошка рыжая.

Маша в жакет шкаф вешать.

В писать Женя школа буквы.

На стол лежать желтая груша.

Окошко лежит на рыжей кошке.

У карандашей жёлтая Шура.

У пожарной машинки Паша.

У плюшевого медвежонка Маша.

Большой жук нашел Женю.

В мышонке живёт норка.

Женя положил шерстяной шарф в шкаф.

У кожаного саквояжа в руках был пассажир.

У пассажира в руках был кожаный саквояж.

– Составить схему 4 предложения.



9. Работа с геометрическими фигурами..

Дети называют их цвет и форму ( кружок, треугольник и т.д. ), затем все закрываются, дети по памяти раскладывают фигурки у себя на партах.

- Сколько фигурок вы положили? ( шесть)

- Где находится звук Ш?



10. Гимнастика для глаз.

Сидел со мной рядом за партой сосед

Закрыл я глаза - соседа уж нет!

Теперь головою крути, не крути,

А в классе у нас никого не найти.

Хотим, чтоб учитель скорее сказал:

«давайте, ребята, откроем глаза»

(Посмотрите вверх, вверх, налево, направо, вперед)


11. Работа над ПАРОНИМАМИ.

- Ребята, внимательно послушайте предложения и найдите слова, которые отличаются только одним звуком.

У Саши красный ШАР.

У Миши сильный ЖАР.

У зайца длинные УШИ.

В траве живут УЖИ.



- По значению. Шар –это… Жар - это…. УШИ - это… УЖИ – это…

- Слова запишем, а буквы «ша» и «жэ» подчеркнем. Скажите, какой карандаш нам понадобится? (Синий карандаш, т.к. эти звуки всегда твердые).



12. Составление предложений.

- Вы должны назвать первые звуки в словах, которые я произнесу и из них составить слово. Со словом составить предложение.

Шапка – [Ш], буква «Ша»

Ананас – [А], буква «А»

Жираф – [Ж], буква «Жэ»

Осы - [О], буква «О»

Кран - [К], буква «Ка»

ШАЖОК

Малыш сделал первый шажок. Запишите это предложение.

- Давайте исправим ошибки.

У машы и мишы в чулане жыли мышы.

Составь схему этого предложения.



13. Пальчиковая гимнастика.

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.



Эта птичка – воробей,

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка свирестель,

Эта птичка коростель,

Эта птичка скворушка –

серенькое перышко.

Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну, а эта – злой орлан,

Птички, птички – по домам.



14. Используя цветные пуговицы, выложите буквы, соответствующие звонкому (глухому) звуку этой пары Ж- Ш - по вариантам.

15. Индивидуальная работа – составление звуковой схемы слова (по карточкам).



16. Грамматическая задача.

МАК – К + ША = ?

ЖАРА- РА + БА = ?



17. Собери скороговорку по стрелочкам

Тише, мыши, кот на крыше.



18. Игра с мячом «Закончи слова слогом ШИ или ЖИ»:

Каранда …(ши), камы…(ши), гара… (жи), эта…(жи), ланды…(ши), черте…(жи), кры…(ши), малы…(ши), экипа…(жи), клави…(ши), у…(жи).

19. Ответь правильно на вопрос.

 Давайте вспомним правописание жи – ши.

1. Нужны человеку и животному чтобы слышать. (уши)

2.Кто ходит в иголках?   (ежик)

3.Маленькая, серенькая, живет в норке. (мышка)

4.Она вскакивает на лбу, когда сильно ударишься. (шишка)

5.Ее одевают на голову, в холодное время года. (шапка)

6.Пятнистое животное с длинной шеей. (жираф)



ІІІ. Заключительный этап.

  1. Итог занятия. 

- Вот и закончилось путешествие по лесенки – знаний, вы помогли разрушить колдовские чары, и спасли всех нас от колдовства. Давайте вспомним и назовем свои имена. Как тебя зовут? При общении называйте друг друга по имени, не применяйте обидные слова, прозвища, клички. Живите дружно.

- А теперь мимикой покажите – понравилось ли вам занятие.

2. Оценка работы обучающихся логопатов на занятии.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!