Докучаевская СОШИ №27 МОН ДНР
Дифференциация звуков [Ш -Ж] в слогах, словах, предложениях.
(открытое занятие по логопедии в 3-а классе )
Подготовила: учитель – дефектолог
Л.В.Шаповалова
2017 уч.год
Тема: Дифференциация звуков [Ш -Ж] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
закрепить навык различия звуков [ш–ж] в слогах, словах, фразах по глухости-звонкости; умение делить слова на слоги; продолжать работу над деформированной фразой, оставлять схему предложения, выделять предлог; закрепить правило написания жи – ши;
развивать фонематический слух, внимание, мышление, мелкую моторику рук; создать положительное психоэмоциональное настроение, способствовать приобретению опыта коллективной работы; обогащать и уточнять словарь. активизировать моторику артикуляционного аппарата мелкую и общую моторику;.
воспитывать самоконтроль; формировать эмоциональную направленность на получение в ходе игры совместного положительного результата.
Оборудование: логопедические зеркала, образцы букв Ж, Ш, предметные картинки, дидактический материал, мяч, компьютер, геометрические фигуры, кроссворд, индивидуальные карточки, компьютер.
.
Ход занятия.
І. Подготовительный этап.
1. Организационный момент.
На себя вы посмотрите:
Вы по-разному сидите.
Если сжали кулачок,
Если руки на замок,
Значит, вы напряжены,
Безразличны и скучны.
Кулачки вы разожмите
И ладошки покажите.
Вот теперь готов наш класс.
В добрый путь и в добрый час!
2. Психологический настрой.
Эта история произошла в одном сказочном городе, в котором, жили такие дети как и вы. Они все хотели знать, и прилежно учились. Но в соседнем городе жила злая волшебница, и ей не нравилась любознательность этих детей. Разозлилась она, и заколдовала их, забрав имена.
Но оставила такой наказ: «Расколдовать сможет тот, кто приложит много умения и старания, выполнив все задания».
ІІ. Основной этап.
Артикуляционная гимнастика.
Сообщение темы и цели занятия.
Сегодня будем мы шипеть, жужжать – звуки Ш и Ж – различать.
Характеристика звука.
Перед зеркалами выполняют артикуляцию звука, и дают характеристику.
[Ш] – широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка.
[Ж] – широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка, работают голосовые связки.
Ж – согласный, всегда твёрдый, звонкий. (На доске выставляется символ звука Ж – колокольчик). Мы знаем, что у звука Ж есть дружок, он тоже согласный, всегда твёрдый, но произносим мы его без голоса – глухо. Произнесите этот звук – Ш (дети произносят хором). На доске выставляется символ звука Ш). »
(дети превращаются в жуков и жужжат: ж-ж-ж, в ужей и шипят: ш-ш-ш) – четко произносите оппозиционные звуки.
- А теперь послушайте какие жужжания и шипения бывают в природе. Попробуйте угадать их.
Речевая зарядка (логопед задает ритм хлопками)
жа – жа – жа – жа – мы увидели ужа
ша – ша – ша – ша – мама моет малыша
жу – жу – жу – жу – поспешим скорей к ежу
шу – шу – шу – шу – Жанне я письмо пишу.
5. Работа над стихотворениями.
- А теперь давайте прочитаем стихотворение. Какой звук чаще других встречается в стихотворении?
Жаба жабе предложила
Ежевичный вкусный джем.
-Ежевичный? – та спросила –
Ну, тогда, пожалуй, съем!
- Обратите внимание, какие знаки препинания здесь встречаются? (Вопросительный знак, восклицательный знак, точка, тире).
- Прочитайте стихотворение, не забудьте про знаки.
- А теперь давайте прочитаем другое стихотворение. Какой звук чаще других встречается в стихотворении?
Трое маленьких мышат
В тишине ночной шуршат,
Если кошку вдруг услышат,
То шуршат они потише.
- Как надо прочитать это стихотворение? (Надо конец стихотворения читать тише)
6. Буквы Ж, Ш (демонстрация печатной и прописной буквами)
- .Какой буквой на письме обозначается звук [Ж]?
-Звук [Ж] обозначается на письме буквой «ЖЭ».
- Какой буквой на письме обозначается звук [Ш]?
- Звук [Ш] обозначается на письме буквой «ША».
7. Разложи предметы.
Злая колдунья не только заколдовала детей, но и перемешала все предметы. Вам предстоит разобраться в каком слове звук [Ж], а в каком [Ш].
Машина, жаба, одежда, флажок, ножи, жук, шар, шкаф, вишни, мышка, кукушка, камыши, ландыш, шапка, кошка мышка, ножницы, жираф, одежда, ежи.
8. Дифференциация звуков Ш – Ж в предложении «Скажи правильно»
(Деформированная фраза).
Женя мыть уши вода.
В сад мыши жить.
Катя бежать с кошка рыжая.
Маша в жакет шкаф вешать.
В писать Женя школа буквы.
На стол лежать желтая груша.
Окошко лежит на рыжей кошке.
У карандашей жёлтая Шура.
У пожарной машинки Паша.
У плюшевого медвежонка Маша.
Большой жук нашел Женю.
В мышонке живёт норка.
Женя положил шерстяной шарф в шкаф.
У кожаного саквояжа в руках был пассажир.
У пассажира в руках был кожаный саквояж.
– Составить схему 4 предложения.
9. Работа с геометрическими фигурами..
Дети называют их цвет и форму ( кружок, треугольник и т.д. ), затем все закрываются, дети по памяти раскладывают фигурки у себя на партах.
- Сколько фигурок вы положили? ( шесть)
- Где находится звук Ш?
10. Гимнастика для глаз.
Сидел со мной рядом за партой сосед
Закрыл я глаза - соседа уж нет!
Теперь головою крути, не крути,
А в классе у нас никого не найти.
Хотим, чтоб учитель скорее сказал:
«давайте, ребята, откроем глаза»
(Посмотрите вверх, вверх, налево, направо, вперед)
11. Работа над ПАРОНИМАМИ.
- Ребята, внимательно послушайте предложения и найдите слова, которые отличаются только одним звуком.
У Саши красный ШАР.
У Миши сильный ЖАР.
У зайца длинные УШИ.
В траве живут УЖИ.
- По значению. Шар –это… Жар - это…. УШИ - это… УЖИ – это…
- Слова запишем, а буквы «ша» и «жэ» подчеркнем. Скажите, какой карандаш нам понадобится? (Синий карандаш, т.к. эти звуки всегда твердые).
12. Составление предложений.
- Вы должны назвать первые звуки в словах, которые я произнесу и из них составить слово. Со словом составить предложение.
Шапка – [Ш], буква «Ша»
Ананас – [А], буква «А»
Жираф – [Ж], буква «Жэ»
Осы - [О], буква «О»
Кран - [К], буква «Ка»
ШАЖОК
Малыш сделал первый шажок. Запишите это предложение.
- Давайте исправим ошибки.
У машы и мишы в чулане жыли мышы.
Составь схему этого предложения.
13. Пальчиковая гимнастика.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки,
Разомните пальчики.
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка свирестель,
Эта птичка коростель,
Эта птичка скворушка –
серенькое перышко.
Эта – зяблик,
Эта – стриж,
Эта – развеселый чиж.
Ну, а эта – злой орлан,
Птички, птички – по домам.
14. Используя цветные пуговицы, выложите буквы, соответствующие звонкому (глухому) звуку этой пары Ж- Ш - по вариантам.
15. Индивидуальная работа – составление звуковой схемы слова (по карточкам).
16. Грамматическая задача.
МАК – К + ША = ?
ЖАРА- РА + БА = ?
17. Собери скороговорку по стрелочкам
Тише, мыши, кот на крыше.
18. Игра с мячом «Закончи слова слогом ШИ или ЖИ»:
Каранда …(ши), камы…(ши), гара… (жи), эта…(жи), ланды…(ши), черте…(жи), кры…(ши), малы…(ши), экипа…(жи), клави…(ши), у…(жи).
19. Ответь правильно на вопрос.
Давайте вспомним правописание жи – ши.
1. Нужны человеку и животному чтобы слышать. (уши)
2.Кто ходит в иголках? (ежик)
3.Маленькая, серенькая, живет в норке. (мышка)
4.Она вскакивает на лбу, когда сильно ударишься. (шишка)
5.Ее одевают на голову, в холодное время года. (шапка)
6.Пятнистое животное с длинной шеей. (жираф)
ІІІ. Заключительный этап.
Итог занятия.
- Вот и закончилось путешествие по лесенки – знаний, вы помогли разрушить колдовские чары, и спасли всех нас от колдовства. Давайте вспомним и назовем свои имена. Как тебя зовут? При общении называйте друг друга по имени, не применяйте обидные слова, прозвища, клички. Живите дружно.
- А теперь мимикой покажите – понравилось ли вам занятие.
2. Оценка работы обучающихся логопатов на занятии.