М. А. Аннаева,
учитель начальных классов, МБОУ «Луховицкий лицей»
г. о. Луховицы Московской области
Дифференцированное обучение: опыт практической реализации.
Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня. Дифференцированное обучение предполагает индивидуальный подход в обучении, так как является одной из форм организации учебной деятельности для различных групп обучающихся. Индивидуальный подход - важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. Обучающиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ребенок в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями. Психофизиологические особенности обучающихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ребенка или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы обучения это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.
Как строить процесс дифференцированного обучения? Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ребёнку. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности обучающихся при выполнении учебных действий. Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:
1.Изучение индивидуальных особенностей обучающихся - и
физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том
числе особенностей мыслительной деятельности и условий жизни
в семье.
2.Выделение отдельных групп обучающихся, отличающихся:
- различным уровнем усвоения материала на данный момент;
- уровнем работоспособности и темпом работы;
- особенностями восприятия, памяти, мышления;
- уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
3.Составление или подбор дифференцированных заданий,
включающие различные приёмы, которые помогают
обучающимся самостоятельно справиться с заданием, или
связанных с увеличением объёма и сложности задания.
4. Постоянный контроль за результатами работы обучающихся, в
соответствии с которыми изменяется характер
дифференцированных заданий.
Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению групп обучающихся.
У меня нет деления детей на «слабых» и «сильных». Для себя определила три условные группы. Состав каждой группы может меняться.
1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий
срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.
Дети 2 группы более всего устраивают учителя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание учителя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.
Дети 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий.
Одна из важнейших задач начального образования - это создание условий для того, чтобы каждый обучающийся мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.
Индивидуальные различия проявляются и в типах мышления: у одних детей преобладает практически действенное мышление, у вторых – наглядно - образное, а у третьих - словесно-логическое. В реальной жизни все три вида мышления взаимосвязаны, и процесс обучения должен быть направлен на формирование каждого из них.
Отсюда следует вывод о необходимости использования в обучении, особенно при подаче нового материала, широкого арсенала средств наглядности - схем, чертежей, картин, плакатов, опорных карточек и т.п. Наличие обучающихся с различными типами мышления предъявляет особое требование к изложению учебного материала, оно должно быть не только информативным, доступным, но и эмоциональным, ярким, вызывающим у детей определенные представления, ассоциации, зрительные образы. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности, наиболее полного учета индивидуальных различий обучающихся. Путем создания таких условий стала дифференциация обучения
Дифференциация в переводе с латинского “difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих полноценное обучение в различных группах обучающихся. Целью дифференциации является обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, адаптации обучения к особенностям различных групп обучающихся.
Положительные стороны дифференцированного обучения:
- сильным обучающимся можно уделить время;
- слабым обучающимся можно уделить внимание и контроль;
- повышается уровень Я-концепции (ситуация успеха, повышается
самооценка у слабого);
- повышается уровень мотивации у сильных учеников.
Отрицательные стороны дифференцированного обучения:
- слабые не имеют возможности тянуться за сильными;
- понижается уровень мотивации в слабых группах.
Выделяют два основных вида дифференциации обучения школьников:
1. Внешняя дифференциация (дифференцированное обучение) -
предполагает создание особых типов школ и классов
2. Внутренняя дифференциация (дифференциация учебной работы)
- предполагает организацию работы внутри класса
Организация внутриклассной дифференциации включает несколько этапов:
1. Определение критериев, в соответствии с которыми создаются
группы.
2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев.
(Наиболее полную диагностику дают разноуровневые контрольные работы).
3. Распределение обучающихся на группы в соответствии с
диагностикой.
4.Определение способов дифференциации, разработка
дифференцированных заданий.
5.Реализация дифференцированного подхода на различных этапах
урока.
6. Диагностический контроль над результатами, в соответствии с
которыми могут изменяться состав группы и характер
дифференцированных заданий.
Как в этом случае может быть организован урок? Одним из вариантов может быть создание трех групп и индивидуальная работа с каждой (численность и состав группы может меняться).
Работа на уроке ведется в малых группах по 6-8 человек. Каждая из групп работает на любом уроке с учителем от 7 до 10 минут (это оптимальная продолжительность эффективной интенсивной работы). Таким образом, за 45 минут каждая группа (а значит и каждый ребенок) имеет шанс работы с учителем.
Преимуществом этого варианта является то, что педагог получает возможность более равномерно распределить свое внимание между детьми каждой группы. В тот момент, когда учитель работает с очередной группой, остальные либо самостоятельно готовятся к работе с учителем, либо также самостоятельно выполняют задания. При такой индивидуальной работе с каждым ребенком, этот вариант не создает дополнительных трудностей и позволяет варьировать характер подачи нового материала, темп изучения материала, количество заданий, скорость работы и т.п. Данный вариант позволяет учесть функциональное состояние ребенка, его работоспособность, утомляемость и при необходимости дать возможность даже в процессе уроков передохнуть, сменить позу, эффективно провести физкультпаузы и снять напряжение.
При этом состав группы может и должен изменяться, он будет разным на разных занятиях, так как дифференциация может быть проведена по разным критериям.
Определение способов дифференциации.
Нужна ли на уроке дифференцированная работа, учитель определяет, учитывая тип урока, его цели и содержание. На уроках закрепления и повторения ранее изученного материала дифференциация используется гораздо чаще, чем на уроках ознакомления с новым материалом.
Дифференциацию содержания учебных знаний:
- по уровню творчества (не творческое выполнение заданий -
работа по образцу, работа по воспроизведению знаний).
К творческим заданиям относятся упражнения , отличающиеся от
стандартных);
- по уровню трудности;
- по объему (выполняется - кроме основного - дополнительное
задание аналогичное основному). Это обусловлено разным
темпом работы обучающихся. Дифференциация по объему
сочетается с другими способами, могут быть творческие или
более трудные задания. Дополнительные задания - на
смекалку, задачи игрового характера);
- степени самостоятельности (все дети выполняют одно задание, но
одни это делают под руководством учителя, а другие
самостоятельно);
- характеру помощи обучающимся (эта работа не предусматривает
фронтальную работу под руководством учителя). Все
обучающиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем
детям, которые испытывают затруднения, оказывается помощь в
виде:
1) вспомогательных карточек,
2) подготовительных упражнений,
3) записей на доске.
Карточки - помощники должны быть одинаковыми для всех детей группы, или можно подобрать индивидуально. Ребёнок может получить несколько карточек с нарастающим уровнем помощи. От урока к уроку степень помощи обучающемуся уменьшается.
На карточках могут быть представлены различные виды помощи:
- образец выполнения задания, показ способа решения, образец
рассуждения;
- справочные материалы;
- алгоритмы, памятки;
- иллюстрации, краткая запись, схема;
- разъяснение слов, указание на какую- либо деталь;
- вспомогательные вопросы;
- план решения;
- начало решения;
- характеру учебных действий.
Способы дифференциации могут сочетаться друг с другом, а задания могут предлагаться по выбору.
В условиях уровневой дифференциации в большей степени, чем при применении традиционной методики, уделяется внимание индивидуальному подходу в обучении, учитываются способности и возможности каждого обучающегося.
Как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп обучающихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?
Тут на помощь пришли разработанные разноуровневые карточки для организации дифференцированного обучения на уроках.
Для учителя и обучающихся такой вид работы очень удобен.
Во-первых, предлагая разноуровневые задания, учитель обеспечивает достаточный интерес к работе и выполнение ее как слабыми, так и сильными обучающимися.
Во-вторых, у всех детей вырабатываются устойчивые умения и знания, которые зависят от их возможностей и предпочтений.
В-третьих, учителю легко увидеть общую картину усвоения темы в классе.
В-четвертых, в процессе сравнения результатов выполненной работы с эталоном обучающийся научится самооценке, самоанализу и исправлению ошибок.
Представленные карточки можно использовать для индивидуальных личных заданий, для организации работы по ликвидации пробелов в знаниях обучающихся по конкретным темам программы, для организации самостоятельной работы у доски, небольших проверочных работ на этапе закрепления изученного материала на уроках.
Основные требования к заданиям.
Задания 1 уровня. Задания направлены на припоминание и актуализацию уже имеющихся усвоенных знаний без их видоизменения, когда обучающийся демонстрирует базовые знания, умения, навыки, выполняет задания: «Сделай по образцу; вставь пропущенную букву; найди значения выражения, реши задачу, прочитай текст, прочитай выразительно»
Задания 2 уровня. Задания в измененной ситуации, на сравнение, описание и упорядочение ранее изученного материала, т.е. решение аналогичных задач, требующих преобразования полученных знаний, проверочные задания, выполняющие функцию обратной связи. К таким заданиям относятся: решение кроссвордов, ребусов, логических задач. На этом уровне оучающиеся способны самостоятельно воспроизводить информацию и применять ее в различных ситуациях: «Пронаблюдай, раздели по каким-либо признакам на группы; измени вопрос задачи так, чтобы она решалась большим количеством действий; исключи лишнее».
Задания 3 уровня. Задания познавательно - поискового характера, в процессе выполнения которых обучающиеся приобретают новые знания. Такая работа требует выполнения следующих видов мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения и систематизации: «Приведи свои примеры на какие-либо правила, закон; сделай вывод, заполни таблицу своими примерами, сочини; придумай; подбери».
Для распределения заданий по этим 3 уровням можно использовать конверты разных цветов:
чем светлее цвет конверта, тем задание в нём легче, т. е. 1 уровня;
чем темнее цвет, тем, соответственно, сложнее 2 или 3 уровня. Дети самостоятельно выбирают, какой конверт им взять.
При выборе конверта даётся инструкция:
1. Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал -
выбирает задание в более светлом конверте.
2. Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно - выбирает
задание в более темном конверте.
3. Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и
возможности – выбирает задание в самом темном конверте.
Проверку индивидуальной деятельности обучающихся можно осуществить на перемене.
Русский язык
Тема « Безударные гласные».
Уровень 1. Вставь пропущенные буквы.
Выбери из предложенных слов проверочные слова.
Запиши.
В…лна, в..сна, д..мишко, Волнистый, волноваться,
л..сной. с..сновый, в..дичка волны, вёсла, домище,
весенний, домовой, дом,
лесок, лес, сосны, вода,
сосенки, водный.
Уровень 2. Вставь пропущенные буквы, используя алгоритм.
Запиши проверочные слова.
б-гун Алгоритм.
х-дить 1. Прочитай слово.
сл-ды 2. Поставь ударение.
в-да 3. Выдели корень.
б-да 4. Измени слово или подбери однокоренные,
в - да найди проверочные слова.
5. Напиши слово, вставь букву.
6. Обозначь орфограмму.
Уровень 3. Вставь пропущенные буквы.
Подбери и запиши проверочные слова.
прол-тать -
д-ждливый -
в-сенний -
гр-зовой -
тр-винка -
стр-ла -
Тема: «Парные звонкие и глухие согласные звуки.
Обозначение парных согласных звуков на конце слова.
Уровень 1. Выбери и подчеркни согласную на конце слов.
Пиро(г,к), шка(в,ф), заво(д,т), моро(з,с), ё(ж,ш), ено(т,д).
Уровень 2. Подбери проверочное слово.
Допиши согласные на конце слов.
Подчеркни лишнее слово.
Хле…-…, голу..ь-…, медве..ь - …, дом – … .
Уровень 3. Запиши три слова с парными согласными на конце.
Составь с одним из этих слов предложение и запиши его.
Математика.
Тема: «Однозначные и двузначные числа».
Уровень1. Даны числа: 10, 93, 5, 18, 5, 56, 1, 8, 57, 3
Раздели их на группы.
Уровень2. Даны цифры 5, 9, 0, 2.
Запиши при помощи этих цифр все возможные
двузначные числа.
Замени одну цифру так, чтобы двузначных чисел можно
было составить больше, чем из данных цифр.
Уровень3. Определи, сколько знаков потребуется, чтобы
зашифровать заданные числа: 46, 64, 44, 66, 76, 67,
77, 17.
Тема: «Умножение числа на 1 и 0. деление числа на 1».
Уровень1. Выполни действия.
1:1 7:1 0*9 10*1 0:1 17*0 10:1 1*1
Раздели выражения на группы.
Уровень2. Какое число надо написать, чтобы равенства стали
верными?
7 * … = 0 7 * … = 7
Уровень3. Определи значения выражений. Найди «ловушку».
Ψ*1 λ:1 Λ*1 λ:λ 0*Ω Σ*0 0:Λ 1*λ
Окружающий мир
Уровни | Опорные слова |
Фактологический | Назови, покажи, выдели, подчеркни, расставь, расположи, перечисли |
Описательный | Опиши, расскажи, сравни, приведи примеры |
Доказательный | Докажи, аргументируй, обоснуй, спрогнозируй, выскажи свою точку зрения, предложи эксперимент или опыт, что будет – если… |
Творческий | Нарисуй, изобрази, слепи, предложи как… |
Таким образом, при дифференциации обучения осуществляется учёт индивидуально типологических особенностей личности в форме группировки обучающихся и различное построение процесса обучения в выделенных группах.
Понимание идей дифференциации и индивидуализации открывает широкое поле деятельности как для учителя, так и для обучающихся:
создаются возможности для развития творческой, целенаправленной личности;
формируется новое прогрессивное педагогическое мышление;
учитель освобождается от шаблона в оценках и мнениях относительно способностей обучающихся;
ребёнок учится замечать то положительное, что может (особенно при активной помощи учителя) привести к оптимальному раскрытию потенциальных возможностей школьника.
Литература
1. Баранова, Н. Н. Технология уровневой дифференциации и
индивидуализации обучения / Н. Н. Баранова // Начальная
школа. - 2016. - № 2 - С. 46-49.
2. Кургина, Н. И. Дифференцированный подход в начальном
обучении / Н. И. Кургина // Начальная школа. - 2016. - № 10
- С. 27-30.
Уровни | Фактологический | Описательный | Доказательный | Творческий |
 | 1.Что это? 2. Можно потрогать? 3. Из каких частей состоит прибор? 4. Для чего они нужны? 5. Нужно ли заводить механические часы? А электронные? 6. В каких литературных произведениях упоминается о часах.
| 1. Назови типы часов. 2. Опиши механические часы. 3. Какая стрелка самая «быстрая»? 4. Какая стрелка самая «медленная»? 5. В каких случаях может пригодиться секундная стрелка? | 1. Почему были изобретены часы? 2. Какие часы были изобретены раньше – водяные или механические? 3. Почему эти часы называются механическими? 4. Какие недостатки имеют механические часы? 5. В чем проблема использования солнечных часов? 6. Что можно сделать за минуту? 7. Можно ли потрогать время рукой, рассмотреть его? | 1. Изобрази стрелки часов. 2. Попробуй показать мимикой и жестами время. 3. Летом вместе с взрослыми попробуй измерить время с помощью солнечных часов. |