ДОКЛАД НА ТЕМУ:
Дифференцированный и индивидуальный подход в воспитании детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий
Воспитатель: Дылыкова Т Д-Д.
Дифференцированный и индивидуальный подход в воспитании детей с ОВЗ с использованием современных инновационных технологий
Проблема индивидуального и дифференцированного подходов воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, различных категорий является одним из ведущих дефектологических принципов.
Все разделы коррекционной педагогики как науки (сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия) построены на определении тех условий воспитания и обучения, которые наиболее адекватно соотносятся с особенностями развития ребенка с ограниченными возможностями и максимально способствуют преодолению имеющихся у него отклонений в психофизическом развитии, при подготовке их к жизни, обучению и труду.
Выделяют два основных направления, определяющих содержание и формы индивидуального и дифференцированного подходов к воспитанию и обучению детей с ОВЗ:
психолого-педагогическое и клинико-физиологическое изучение закономерностей и особенностей развития детей с ОВЗ, зависящих от того или иного дефекта, является основой рационального построения лечебно-оздоровительных мероприятий и корригирующего учебно-воспитательного процесса в школе или дошкольном учреждении;
Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств ведет к снижению успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях. Предупреждение этих пробелов также будет способствовать овладению ими учебным материалом, полностью соответствующим объему материалов школы общего типа в соответствии с ФГОС.
Задержка психического развития (ЗПР) –парциальное недоразвитие высших психических функций, которое может, в отличие от олигофрении, носить временный характер и компенсироваться при коррекционном воздействии в детском или подростковом возрасте. У детей с ЗПР затруднен процесс формирования высших психических функций, страдает личностное развитие. Из-за недостаточного развития внимания дети на уроках рассеяны, не могут работать более 10-15 минут, это вызывает реакцию раздражения, нежелание работать, даже если повествование будет интересным, захватывающим. Отмечается снижeние прoдуктивнocти зaпoминaния и нeустoйчивocть, бoльшaя coxрaннocть нeпрoизвoльнoй пaмяти пo срaвнeнию c прoизвoльнoй, зaмeтнoe прeoблaдaниe нaгляднoй пaмяти нaд cлoвеснoй, низкий урoвeнь caмoконтрoля это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофзическом развитии. ЗПР относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций.
Особенности детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития отмечается:
· Низкий уровень познавательной активности;
· незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;
· преобладание игровых мотивов; сниженная работоспособность к приему и переработке информации;
· ограниченные фрагментарные знания и представления об окружающем мире;
· незрелость мотивации к учебной деятельности;
· низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности;
· ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире;
· снижение работоспособности;
· повышенная истощаемость;
· неустойчивость внимания;
· ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью;
· расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля;
· более низкий уровень развития восприятия;
· отставание в развитие всех форм мышления;
· недостаточная продуктивность произвольной памяти, преобладание механической памяти над абстрактно-логической, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти.
Основным направлением помощи детям с ЗПР является разносторонняя психолого-педагогическая коррекция, направленная на улучшение когнитивного развития и эмоционально-коммуникативной сферы.
1.Целенаправленное педагогическое воздействие в доступной игровой форме.
2.Индивидуальный подход к ребенку.
3.Формирование познавательных мотивов: создать проблемные учебные ситуации; стимулировать активность ребенка на занятии. 4.Обратить внимание на тип семейного воспитания.
Приемы: Создание игровых ситуаций; дидактические и развивающие игры.
Одной из основных проблем таких обучающихся является невозможность долгое время концентрироваться на одном виде работы, а также отсутствие долгосрочной памяти. Поэтому в работе мы чередуем различные виды деятельности и тем самым способствуем поддержанию внимания и усвоению материала.
Как и большинство учителей работающих с подобными детьми отмечаю, что немаловажным фактором является включение интересных моментов в свои логопедические занятия, которые помогают вовлекать детей с низкой мотивацией в учебный процесс, а также индивидуально-дифференцированный подход, который позволяет усваивать в данном случаи адаптированную программу.
Цель коррекционно-развивающих занятий – повышение уровня общего развития обучающихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной деятельности и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Одним из наиболее важных принципов построения педагогического процесса с детьми с ЗПР является принцип дифференцированного подхода. Дифференцированное обучение - относительно новая технология разноуровневого обучения. Она учитывает индивидуальные особенности каждого ребёнка, создает комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности детей, развивает их мышление, самостоятельность.
Дети учатся планировать и доводить работу до конца.
Так, постепенно в ходе целенаправленной коррекционной работы дети с ЗПР переходят на более высокий уровень развития относительно своего начального. Некоторые из них становятся способными участвовать в более сложных видах деятельности. Таким образом, эффект использования данной технологии даёт возможность каждому ребёнку овладеть учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и возможностей, а также индивидуальных особенностей личности каждого воспитанника.
Коррекционные занятия с учетом дифференцированного подхода отличаются рядом особенностей:
· обязательное создание доброжелательной атмосферы, не допускающей критики и упреков, закреплении ситуации успеха;
· усиление роли практической направленности изучаемого материала (процесс получения знаний основан на выполнении определенных действий, все знания, полученные на занятиях сразу закрепляются в деятельности);
· опора на жизненный опыт ребенка;
· постепенное усложнение заданий для каждого ребёнка, поощрение любой инициативы в деятельности;
· соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и достаточности (каждый материал на занятии рассматривается с точки зрения необходимости для ребенка и в дальнейшем закрепляется в опыте самого ребенка);
· опора на сохранные функции анализаторов при изучении нового материала (с учетом нейропсихологии);
· обеспечение каждому ребенку близкой и понятной мотивации любой деятельности.
К каждому ребенку требования предъявляются с учетом его актуального уровня развития и зоны ближайшего развития, уровнем нейропсихологического развития (например, если одному ребенку достаточно словесной инструкции, то другой нуждается в сопроводительном показе, или иногда для конкретного ребенка заканчивается занятие раньше запланированного, если заметно, что ребенок сильно утомлен).
Дифференцированный подход к обучающемуся с задержкой психического развития на уроке осуществляется за счет:
• дозирования индивидуальной образовательной нагрузки как по интенсивности, так и по сложности материала;
• индивидуальной помощи в виде стимуляции к действию, дополнительного пояснения и др.;
• введения специальных видов помощи, а именно:
- зрительных опор на этапе программирования и выполнения задания,
- речевого регулирования на этапах планирования и выполнения задания (сначала педагог задает программу деятельности и комментирует действия ребенка; затем ребенок сам сопровождает свою деятельность речью; на следующих этапах - дает словесный отчет о ней; на завершающих этапах учится сам самостоятельно планировать свои действия и действия других детей);
- совместного с педагогом сличения образца и результата собственной деятельности, подведения итога выполнения задания и его оценки;
- введение элементов программированного обучения и т. д.
Эффективные игры по профилактике и коррекции нарушений письменной речи у обучающихся с ОВЗ - это развивающие игры Воскобовича такие как: «Прозрачные квадраты», « Снеговик из слов» «Яблонька», это не только составление слов из букв, проговаривание каждого звуков, слогов, слов, развитие мелкой моторики, но и индивидуальный подход к занятиям позволяет поддерживать стойкий познавательный интерес у детей с ЗПР и повышает результативность коррекции.
Таким образом, современные технологии индивидуально-дифференцированного подхода при обучении обучающихся с ОВЗ являются условием максимально возможной корректировки нарушений в развитии ребенка с ОВЗ и адаптации его в окружающем мире.
Рекомендации воспитателям при работе с обучающимся имеющими ЗПР :
· Сосредоточьте внимание на сильных сторонах воспитанника и опирайтесь на них в процессе обучения. Одновременно будьте готовы, что придется постепенно заполнять пробелы в знаниях, умениях и навыках ребенка.
· Подавайте содержание учебного материала небольшими частями, используя мультисенсорный подход (слуховой, визуальный, манипуляционный). Как можно больше повторяйте и закрепляйте изученное.
· Заинтересуйте ребенка, поддерживайте позитивную мотивацию обучения.
· Преодоление трудностей в обучении – это результат совместной длительной и кропотливой работы педагогов, логопедов, дефектологов, психологов, родителей и даже педиатров и неврологов.