Дифференцированный подход как способ реализации творческих возможностей всех учащихся в условиях классно - урочной системы
Из опыта работы Бутриной М.Н.
В преподавании русского языка особое значение приобретает развитие интереса к предмету у каждого ребенка. Учитель в постоянном поиске. Как предупредить отставание слабых учащихся и добиться успеваемости каждого?
Каждый из нас, преподавателей, знает, что для «сильных» учащихся должны подбираться задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, высокого уровня обобщения и систематизации изучаемого;
для «средних» - задания, способствующие рациональной умственной деятельности,
повышающие активность в процессе восприятия.
а вот для «слабых»- задания, повышающие активность в процессе восприятия.
Рассмотрим особенности таких заданий:
1. Задания с наличием образца выполнения (вначале полный, подобный анализ, потом образец с окрашенной системой операций, затем выполнение без образца, учащийся сам воспроизводит образец, выполняет задания).
2. Задания, в которых учащийся выполняет только отдельные части (определить задание, где уже даны ответы на отдельные вопросы с учетом трудностей).
3. Задания со вспомогательными вопросами (вопросы могут быть направлены на воспроизведение творческой информации, а также практических умений и навыков).
Цель вопросов – помочь учащимся вспомнить знания, которое необходимы для выполнения задания.
4. Задания с сопутствующими указаниями, инструкциями (разъяснения, которые сопутствуют усвоению изучаемого материала).
5. Задания с теоретическими справками направлены на формирование умений обосновывать выбор того или иного действия соответствующей теории, воспитание привычки контролировать выбор формы и орфограммы.
Что же можно предложить «слабым» учащимся? Как заинтересовать их? Поделюсь своими наработками.
На уроках русского языка при изучении нового материала можно предложить следующие виды заданий:
Чтение параграфа учебника (текста)
Составление вопросов по содержанию одними учащимися
Нахождение ответов на эти вопросы в прочитанном параграфе (тексте) другими учащимися
Составление верных и неверных утверждений
На этапе объяснения и закрепления материала (на уроках литературы при изучении биографии писателей этот приём тоже хорошо работает) предлагается совместное составление опорной схемы , кластера, таблицы в «толстых тетрадях» (ученики с 5 класса ведут эти тетради ). Желательно, чтобы в ней было 96 листов, Мы делим ее на 3 части ( по 32 листа), куда ученики записывают
- 1 часть- словарные слова из учебника ( из рамок) с 5 по 9 класс
-во 2 части записываем «словарь корней»( прекрасный !!!материал в методических разработках Г.Богдановой),
3 часть - схемы, таблицы. Их мы составляем вместе с ребятами, а иногда это входит в домашнее задание.
Давно использую в работе при выполнении синтаксического разбора предложения «магические слова»: ЦИОВО, ЦИОС. Так создается рассказ по опоре
|
ЦИОВО | ЦИОС |
Ц- цель высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное) И – интонация (восклицательная\ невосклицательная) О – основа предложения ( простое, подлежащее, сказуемое) В – второстепенные члены (распросраненное/нераспространенное) О-осложнённое/неосложнённое | Ц- цель высказывания И – интонация О – основа предложения(сложное, грамматические основы) С- связь (союзная/бессоюзная) Союзная:сочинительная/подчинительная |
Интересны задания следующего вида:
1.Какие функции выполняет Ь в следующих словах:
лишь, шерстью, полаять, уморительна, заиграешь, мелочь, свеж
обозначение мягкости согласного (орф.9)
- разделительный знак (орф.6)
-указание на форму слова (орф.22),
-принадлежность к определенной части речи (орф.8, 20)
2.Докажите, что букву А не во всех словах можно проверить ударением:
Слагать, картина, травяной, наслаждение, растительность, декламировать, прославлять.
Какие слова не выписали? Почему? Какие орфограммы-гласные нужно вспомнить?
Составление словарных диктантов ( 20-25 слов) «Трудные случаи орфографии» на основе данного текста.
Дымковская игрушка - броская, яркая, горящая цветными пятнами. 2) Она напоминает рисунки, выполненные детьми. 3) В дымковке — бьющая через край полнота ощущения радости жизни.
4) Дымковка — добрая улыбка, а не резкий смех. 5) Серый волк никогда не появляется в Дымковской слободе: он слишком злобен. 6) Мастерицы предпочитают ему доброго барана, покрытого шелковой шерстью. 7) Дымковская собака — безобидная дворняга, которая если и решится полаять, так, верно, лишь от радости. 8) Как добра и торжественна здешняя водоноска в пышном сарафане, идущая с ведрами! 9) Всадник на пятнистом коне так забавен в своем величии!
10) Уморительна пара катающихся в лодке: на нем матросский костюм, бескозырка, у нее густые кудри, румянец во всю щеку и букет цветов в руке. 11) Так и кажется, что мастерица тихо посмеивалась, лепя и расписывая красками своих глиняных человечков.
12) Дымковская игрушка не любит одиночества. 13) Она хороша даже не в паре, а в группе с другими, в близком соседстве со своими братьями и сестрами из слободы на реке Вятке.
14) 3амечательный художник и археолог Аполлинарий Васнецов сравнивал дымковскую игрушку с античной скульптурой.
15) Никогда, пожалуй, в многовековой жизни игрушек не было такого праздника, как осенью 1965 года, когда в Москве была устроена грандиозная выставка. 16) В Манеже разместились куклы, игрушечные звери, сказочные персонажи. 17) Это был праздник детей.
18) Праздник кукол, праздник игрушек. 19) Но среди этого забавного великолепия выделялись куклы, вылепленные из глины мастерицами на берегах Вятки.
20) Они не только не затерялись среди других игрушек,но привлекали внимание живописностью и своеобразием.
Работа с дополнительной литературой
Народные приметы, суеверия
Народных примет и суеверий существует великое множество. Приметы и разного рода суеверия пришли с давних времен, и основаны они на жизненном опыте многих поколений народов, передавались из уст в уста.
Прежде чем привести примеры широко распространенных и весьма популярных народных примет и суеверий, следует разобраться: что такое СУЕВЕРИЕ?
Словарь Ожегова даёт следующее определение слова «суеверие».(Ввести значение).
Заметьте, что слово суеверие состоит из двух слов: вера и суета. Суеверие - это вера в суетное, тщетное, пустое, не имеющее истинной ценности.
( Суеверие - предрассудок, в силу которого многое происходящее представляется проявлением сверхъестественных сил, знамением судьбы или предзнаменованием будущего. Предрассудок (там же) - ставший привычным ложный взгляд на что-нибудь).
Работа « учителем» , «экскурсоводом».
После чтения (2 раза) , записи ключевых слов провести «экскурсию» для учащихся
Техника жостовской росписи
Техника жостовской росписи не проста и чаще всего делится на шесть этапов. Вначале художник наносит замалёвок, то есть обозначает только контуры букета. Широкой кистью в неполную силу краски он рисует силуэты будущих цветов, определяя их размер, форму и расположение. Полученное изображение ещё плоско, блёкло.
Второй этап росписи – тенёжка. Начинается она с прокладки теней тем же цветом, но более тёмным. На наших глазах цветок начинает как бы трепетать. Но роспись не закончена. Цветовые контрасты ещё резки, формы лепестков не всегда определённы.
Затем художник меняет кисть и начинает снимать эти противоречия теми же красками, но более плотными из – за добавленных в них белил. Этот третий этап росписи называется прокладкой. Мастер выявляет быстрыми движениями и плотными мазками формы цветов.
Потом художник слегка меняет палитру. Высветляя краски, он приступает к четвёртой операции – бликовке. Мастер наносит блики белыми пятнами, что усиливает объёмность изображения. Орнаменту возвращается плотность и узорность. Бликовка очень важна для жостовской росписи и всегда разнообразна.
Пятый этап – чертёжка. В нём выделяют посадку семенцов. Легко и быстро касаясь длинной кистью, художник очерчивает лепестки, наносит прожилки на листья, изображает тычинки на цветах.
И наконец, завершающий момент росписи – привязка. Особой привязочной кистью мастер соединяет зелёной или коричневой травкой цветы в один букет, заканчивая композицию всего рисунка.
Так несколько жостовских приёмов, взявшись за руки, вяжут жостовский букет.
Восстановленный диктант с опорой на ключевые слова («самарский метод»).
1. Во время первого чтения выделить слова и словосочетания, подлежащие выписыванию, подготовиться к пересказу.
2. Составить 5-6 вопросов по содержанию текста.
3. Выписать ключевые слова(словосочетания)
4. Пересказать текст (2 уч-ся: сильный, слабый). Отзыв о пересказе.
5. Запись текста.
***Для слабых возможна проверка по тексту
Не просто снеговик, а настоящий дух зимы...
Русская зима преображает мир своим морозным дыханием. Все становится похожим на чудесную сказку: летит белый пушистый снежок, сверкает на солнце укрытая зимним одеялом спящая земля... И в каждом дворе, словно по мановению волшебной палочки, появляются укутанные в шарфы забавные снеговики. Эта веселая зимняя затея известна людям уже не одно столетие.
На Руси снеговиков лепили с древних языческих времен и почитали как духов зимы. К ним, как и к Морозу, относились с должным уважением и обращались с просьбами о помощи и уменьшении длительности лютых морозов.
Кстати, снежные бабы и Снегурочка – это наше, русское достояние. Наши предки верили, что туманами, снегами, метелями повелевают духи женского пола. Не зря существуют выражения «зима-матушка», но «мороз-батюшка». А месяц январь в некоторых местностях так и называли – «снеговик».
На Руси верили, что вылепленные из снега фигуры снеговиков — это сошедшие с небес ангелы, которым можно доверить свою мечту... Для этого снеговика лепили из свежевыпавшего снега и тихонько шептали ему свое заветное желание. Верили, что как только снежная фигурка растает, желание сразу будет доставлено на небеса и вскоре исполнится.
В Европе и на Руси снеговиков всегда лепили рядом с домами как сказочных хозяев двора, щедро украшали гирляндами и домашней утварью, укутывали в шарфы, а в руки вручали ветвистые метлы. В деталях их «одеяния» угадывается мистический характер. Например, нос в виде морковки прикрепляли, чтобы умилостивить языческих духов, посылающих урожай и плодородие. Перевернутое ведро на голове символизировало достаток в доме.
Составление рассказа по картине в группе с опорой на вопросы.
Каждый ученик в группе получает (дети сами распределяют) свой вопрос и готовит на него ответ.

-Какое событие изображено? Какие детали картины это подтверждают?
-Где оно происходит?
-Какую атмосферу помогают создать детали картины?
-Кто привлекает внимание зрителей? Во что одеты люди, пришедшие на ярмарку?
- Какие товары предлагаются для покупки?
Выделите на картине отдельных героев или группы людей, между которыми происходит разговор?
-Какие чувства вызывает у вас картина?
После выполнения работы читаем полученные высказывания, обсуждаем наиболее удачные.
Составление тестовых заданий с вариантами ответов (по образцу).
1. В каком слове пишется одна буква Н?
1) медле..ый 2) ветре..ый 3) броше..ый 4) деревя..ый
2 В каком слове пишется буква Я?
1) стел..щийся тростник 2) подстрел..нная птица
3) насто..нный чай 4) они почу..т опасность
Самостоятельная работа проводится по этапам с обязательной проверкой каждого задания: взаимопроверка, самопроверка
Организации работы над ошибками - важное средство повышения грамотности учащихся.
Предлагаю памятку "Как работать над орфографическими, пунктуационными ошибками". Её можно сделать самим, используя материалы форзацев учебника русского языка 6 класса, добавив орфограммы и пунктограммы, изучаемые в 7 классе. Выношу на поля № орфограммы, пунктограммы. «Слабые» выполняют (по желанию) на доске, остальные могут объединиться в пары.
На уроках литературы предлагается составление вопросов для викторины по аналогии,
составление кроссвордов.
Информационно-коммуникационные технологии сегодня способны стимулировать у учащихся познавательный интерес к предмету, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предметов «Русский язык» и «Литература», индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность школьников. Рассмотрим некотоые из тех, что предлагают образовательные комплексы каталогов ЕК и ФЦИОР. Каждый из этих ресурсов можно просмотреть непосредственно со страницы ЕК или перенести на свой компьютер.
1.Для проведения урока по русскому языку в режиме самостоятельной работы по теме «Причастный оборот» учитель отбирает из ресурсов ЕК следующие ресурсы:
Таблица «Правила обособления причастного оборота»;
Интерактивный текст с заданием «Найдите и выделите причастия в тексте»;
Интерактивный текст с заданием «Найдите в тексте слова, зависящие от причастия»;
Интерактивный текст «Причастный оборот»;
Тест 2.1 «Причастный оборот»;
Статьи словаря лингвистических терминов «Одиночное причастие», «Причастный оборот».
2.Особый интерес вызывают интерактивные тексты, задания, загадки:
ЭОР по русскому языку из набора цифровых ресурсов к учебнику «Русский язык. Теория», 5-9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.: интерактивный текст «Причастный оборот - сложноподчинённое предложение»;
ЭОР по русскому языку из набора цифровых ресурсов к учебнику «Русский язык. Теория», 5-9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.: интерактивная загадка 1 к теме «Имя существительное».
3. Из локальных автономных ЭОР можно ученикам предложить поработать с ресурсами:
Учебные тексты:
ЭОР по русскому языку из набора цифровых ресурсов к учебнику «Русский язык. Теория», 5-9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.: текст «Лингвисты о причастии»;
. ЭОР по русскому языку из набора цифровых ресурсов к учебнику «Русский язык. Теория», 5-9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.: Биографическая статья «Виноградов В.В.».
Словари:
ЭОР по русскому языку из набора цифровых ресурсов к учебнику «Русский язык. Теория», 5-9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.: учебный словарь примеров «Употребление местоимений в речи»;
ЭОР по русскому языку из набора цифровых ресурсов к учебнику «Русский язык. Теория», 5-9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.: учебный толковый словарь «Однозначные и многозначные слова».
Учебные словари необходимы учителю для подготовки к урокам: подбор примеров, составление диктантов и заданий и т.п. Ученик использует данные ресурсы при подготовке докладов, презентаций, сообщений, выполнении заданий.
Использование ЭОР при организации контроля усвоения учебного материала
Мультимедиа урок как средство организации текущего контроля «Образование и правописание имён числительных»
Использование ЭОР по литературе при закреплении и обобщении материала
«О поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» «История создания поэмы «Мцыри»
Иллюстрация И. Глазунов к поэме «Мцыри»
Дополнительные ЭОР для домашнего задания:
Задание: проверьте знания о поэме «Мцыри».
Задание: соотнесите пейзажи и события в поэме «Мцыри», расположив их по порядку, в соответствии с развитием сюжета.
Задание: определите стихотворный размер и вид рифмовки отрывка из поэмы «Мцыри» 3. Формирование универсальных учебных действий на основе использования ЭОР в процессе обучения русскому языку и литературе
Надеюсь, что некоторые рекомендации, сформировавшиеся в процессе моей педагогической работы, помогут кому-то из моих коллег организовать свое дифференцированное обучение.