СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференциация парных согласных Б -П.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях; уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными; закрепление  навыков звуко-слогового анализа и синтеза; профилактика буквенных замен.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация парных согласных Б -П.»

 Логопедическое занятие по устранению акустической дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания  у обучающихся 1-го класса на тему:   «Дифференциация звуков и букв «Б» и «П» в слогах, словах и предложениях»    Учитель-логопед МБОУ «СОШ№2» г. Мегион Уразаева Рита Нажавовна  2013-2014 уч.г.

Логопедическое занятие

по устранению акустической дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания

у обучающихся 1-го класса на тему:

«Дифференциация звуков и букв «Б» и «П» в слогах, словах и предложениях»

Учитель-логопед МБОУ «СОШ№2» г. Мегион

Уразаева Рита Нажавовна

2013-2014 уч.г.

Цели:  1. Коррекционно-образовательные :  различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях; уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными; закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза; профилактика буквенных замен. 2 .Коррекционно-развивающие: развитие координации речи с движением; развитие внимания, памяти, воображения и мышления; развитие мелкой моторики; развитие фонематического восприятия. 3. Коррекционно-воспитательные:  воспитание нравственно-этических чувств .

Цели:

1. Коррекционно-образовательные :

различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях; уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными; закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза; профилактика буквенных замен.

2 .Коррекционно-развивающие:

развитие координации речи с движением; развитие внимания, памяти, воображения и мышления; развитие мелкой моторики; развитие фонематического восприятия.

3. Коррекционно-воспитательные:

воспитание нравственно-этических чувств .

Оборудование:     домики (Б-П), буквы-поделки , индивидуальные зеркала; слоговые таблицы, картинный материал для звуко-буквенного анализа,касса букв и слогов, фишки-символы для обозначения звуков П, Б (синяя – звук П, синяя с колокольчиком – звук Б), лист со спрятанными буквами П и Б, фотографии продуктов (баранки, булки, бублики, буханки, пирожки, батоны, плюшки, бисквит, печенье, бутерброды, пряники, конфеты, вафли, торт), предметные картинки (бусы, кепка, бант, панама, пушка, рубашка), карточки со словами для чтения, со слогами для чтения, карточки со схемами предложений, карточки с картинками для составления слова «Буратино» по первым звукам слов, коробка-посылка, письмо от Буратино, картонные сумочки (для игры в «Магазин», карточки для чтения слов с пропущенной буквой.

Оборудование:

домики (Б-П), буквы-поделки , индивидуальные зеркала; слоговые таблицы, картинный материал для звуко-буквенного анализа,касса букв и слогов, фишки-символы для обозначения звуков П, Б (синяя – звук П, синяя с колокольчиком – звук Б), лист со спрятанными буквами П и Б, фотографии продуктов (баранки, булки, бублики, буханки, пирожки, батоны, плюшки, бисквит, печенье, бутерброды, пряники, конфеты, вафли, торт), предметные картинки (бусы, кепка, бант, панама, пушка, рубашка), карточки со словами для чтения, со слогами для чтения, карточки со схемами предложений, карточки с картинками для составления слова «Буратино» по первым звукам слов, коробка-посылка, письмо от Буратино, картонные сумочки (для игры в «Магазин», карточки для чтения слов с пропущенной буквой.

Тип занятия:  комбинированный  (одновременное решение дидактических и коррекционных задач) Этапы занятия:   Оргмомент- психогимнастика, речевая разминка Собщение темы занятия. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. Произношениие и дифференциация изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях. Произношениие и дифференциация изучаемых звуков в словах. Физминутка. Работа над предложением. Итог логопедического занятия. Основные формы работы  Индивидуальная, групповая. Основные методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, работа по алгоритму.

Тип занятия: комбинированный

(одновременное решение дидактических и коррекционных задач)

Этапы занятия:  Оргмомент- психогимнастика, речевая разминка

  • Собщение темы занятия.
  • Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
  • Произношениие и дифференциация изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.
  • Произношениие и дифференциация изучаемых звуков в словах.
  • Физминутка.
  • Работа над предложением.
  • Итог логопедического занятия.

Основные формы работы

Индивидуальная, групповая.

Основные методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, работа по алгоритму.

Психогимнастика. -Сейчас я улыбнусь  вам , а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу.  Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните . Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

Психогимнастика.

-Сейчас я улыбнусь вам , а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните . Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.

Игра:  «Запомни и повтори».  Назовите звуки, которые встречаются чаще других. Белые бараны били в барабаны  У Полюшки — подушка, у Павлушки — плюшка .

Игра: «Запомни и повтори».

Назовите звуки, которые встречаются чаще других.

Белые бараны били в

барабаны

У Полюшки — подушка,

у Павлушки — плюшка .

Введение в тему занятия. - Сегодня мы будем учиться различать звуки П и Б. -Губки мы смыкаем, звук П без голоса называем (дети смыкают губки и разжимают их по подражанию без голоса, с подачей воздушной струи) -Губки снова мы смыкаем, звук Б с голосом называем (выполняют по подражанию). - Какую разницу вы почувствовали при произнесении звуков П – Б? - При произнесении звука П не работает голосовой моторчик, а на звук Б — работает.

Введение в тему занятия.

- Сегодня мы будем учиться различать звуки П и Б.

-Губки мы смыкаем, звук П без голоса называем (дети смыкают губки и разжимают их по подражанию без голоса, с подачей воздушной струи)

-Губки снова мы смыкаем, звук Б с голосом называем (выполняют по подражанию).

- Какую разницу вы почувствовали при произнесении звуков П – Б?

- При произнесении звука П не работает голосовой моторчик, а на звук Б — работает.

Характеристика звуков.    П  Б

Характеристика звуков.

П

Б

Буква Б в берете с козырьком и барабаном. Выглядывает в окно и барабанит. Букву П в спортивном зале Перекладиной назвали. — Ну-ка, милый, не ленись, Подойди да подтянись .

Буква Б в берете с козырьком и барабаном.

Выглядывает в окно и барабанит.

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали. —

Ну-ка, милый, не ленись,

Подойди да подтянись .

Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков П,Б в слогах Игра «Внимательные ушки». - Назовите, сколько звуков вы услышали. Какой был первый звук, второй звук? ПА, АП, БЫ, ПО, УП, БО Игра «Звуковые дорожки». Слушаем, запоминаем, повторяем: ПУ – ПЫ – ПО БО – ПА – БУ ПА – ПЫ – БА – БЫ БА – БО – БУ ПУ – БУ – ПО БО – ПА – ПО – БА

Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков П,Б в слогах

Игра «Внимательные ушки».

- Назовите, сколько звуков вы услышали. Какой был первый звук, второй звук? ПА, АП, БЫ, ПО, УП, БО

Игра «Звуковые дорожки». Слушаем, запоминаем, повторяем:

ПУ – ПЫ – ПО БО – ПА – БУ ПА – ПЫ – БА – БЫ

БА – БО – БУ ПУ – БУ – ПО БО – ПА – ПО – БА

Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков П, Б в словах х.  Игра «Запомни, повтори». Запомните и повторите слово со звуком Б. Бочка – почка, патрон – батон, набор – напор. Запомните и повторите слово со звуком П. Балка – палка, пашня – башня, запор – забор .

Развитие фонематического слуха. Дифференциация звуков П, Б в словах х.

Игра «Запомни, повтори». Запомните и повторите слово со звуком Б.

Бочка – почка, патрон – батон, набор – напор.

Запомните и повторите слово со звуком П.

Балка – палка, пашня – башня, запор – забор .

Звуковой анализ слов со звуками Б – П  (определение местоположения звука в слове). - Ребята, вы любите выбирать подарки? Мы сегодня отправимся в магазин за покупками.  Что хотите выбирайте, Но товары покупайте Лишь со звуком Б в названии, Лишь со звуком П в названии.  -Мы со звуком П играем, слово к слову подбираем. Назвать свои покупки, но лишь те, где звук звучит в начале слова (середине, конце). Мы со звуком Б играем, слово к слову подбираем. Назвать свои покупки, но лишь те, где звук звучит в начале слова (середине).

Звуковой анализ слов со звуками Б – П

(определение местоположения звука в слове).

- Ребята, вы любите выбирать подарки? Мы сегодня отправимся в магазин за покупками.

Что хотите выбирайте,

Но товары покупайте

Лишь со звуком Б в названии,

Лишь со звуком П в названии.

-Мы со звуком П играем, слово к слову подбираем.

Назвать свои покупки, но лишь те, где звук звучит в начале слова (середине, конце).

Мы со звуком Б играем, слово к слову подбираем.

Назвать свои покупки, но лишь те, где звук звучит в начале слова (середине).

Выделение слов со звуками Б — П  из стихотворного текста. У Мальвины есть баранки, Булки, бублики, буханки, Пирожки, батоны, плюшки И плетенки, и ватрушки, Курабье, бисквит, печенье, Бутерброды, чай с вареньем».

Выделение слов со звуками Б — П

из стихотворного текста.

У Мальвины есть баранки,

Булки, бублики, буханки,

Пирожки, батоны, плюшки

И плетенки, и ватрушки,

Курабье, бисквит, печенье,

Бутерброды, чай с вареньем».

Слоговой анализ слов.  Закрепление понятия о слогообразующей гласной.

Слоговой анализ слов.

Закрепление понятия о слогообразующей гласной.

Назовите гласные в слове БАНТ- определите количество слогов.

Назовите гласные в слове БАНТ- определите количество слогов.

БУРАТИНО. Буратино потянулся. Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. А чтоб ключик нам достать, Нужно на носочки встать.

БУРАТИНО.

Буратино потянулся.

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

А чтоб ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Закрепление оптических представлений о буквах П, Б .  Игра «Найди спрятанные буквы» -Найдите в ГОРОДКЕ БУКВ букву, которая соответствует звуку П, звуку Б (дети находят буквы и закрепляют их на доске над фишками-символами звуков) - Буратино прислал нам лист, на котором спрятались буквы Б и П . Найдите их и обведите красным маркером.

Закрепление оптических представлений о буквах П, Б .

Игра «Найди спрятанные буквы»

-Найдите в ГОРОДКЕ БУКВ букву, которая соответствует звуку П, звуку Б (дети находят буквы и закрепляют их на доске над фишками-символами звуков)

- Буратино прислал нам лист, на котором спрятались буквы Б и П . Найдите их и обведите красным маркером.

Найди спрятанные буквы П

Найди спрятанные буквы П

Найди спрятанные буквы Б

Найди спрятанные буквы Б

БУКЕТ  ПАКЕТ  Предупреждение нарушений письма и чтения. (упражнения в чтении слогов и слов с буквами П и Б, в нахождении пропущенной буквы в слове . ) ОП БО ПУ БО БО УПС СПО УП КУБИКИ  ПАНАМА

БУКЕТ

ПАКЕТ

Предупреждение нарушений письма и чтения.

(упражнения в чтении слогов и слов с буквами П и Б, в нахождении пропущенной буквы в слове . )

ОП

БО

ПУ

БО

БО

УПС

СПО

УП

КУБИКИ

ПАНАМА

Прочитайте слово на своей карточке, вставив пропущенную букву П или Б . Что получилось? Какую букву вставили? Хо…от, ка…ан, …усы, ком…ас, су… , ка…уста, …атон, зу…ы, из…а, …астух, …осуда,  са…оги.

Прочитайте слово на своей карточке, вставив пропущенную букву П или Б . Что получилось? Какую букву вставили?

Хо…от, ка…ан, …усы, ком…ас, су… , ка…уста, …атон, зу…ы, из…а, …астух, …осуда,

са…оги.

Перед вами схема предложения.  Составьте предложения к схеме (используйте слова со звуками П и Б) . Сколько слов в твоем предложении? Назови слова со звуками П, Б. .

Перед вами схема предложения.

Составьте предложения к схеме (используйте слова со звуками П и Б) .

Сколько слов в твоем предложении? Назови слова со звуками П, Б. .

Наше занятие подошло к концу. Предлагаю отправить посылку Буратино и его друзьям. В посылку положим рисунки новогодних игрушек, которыми Буратино, Мальвина и Пьеро могли бы украсить новогоднюю ёлку. В названиях игрушек должны звучать звуки П и Б.

Наше занятие подошло к концу. Предлагаю отправить посылку Буратино и его друзьям. В посылку положим рисунки новогодних игрушек, которыми Буратино, Мальвина и Пьеро могли бы украсить новогоднюю ёлку. В названиях игрушек должны звучать звуки П и Б.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!