«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің Қостанай қаласы әкімдігітехникалық шығармашылық мектебі» МКҚК
ГККП «Школа технического творчестваакимата города Костаная
отдела образования акимата города Костаная»
Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении на занятиях кружка.
Методист Храброва С.П.
Костанай 2015
Происходящие социально-политические и культурные изменения в нашем обществе приводят к тому, что образование и воспитание, к сожалению, существенно отстают от современных требований, а потому нуждаются в глубокой модернизации, жизненно необходимой для страны. Но как преодолеть отставание образования и воспитания от общих положительных перемен? Ответ на этот вопрос педагоги видят во внедрении дифференцированного подхода в обучение.
Дифференцированный подход -это учет педагогом индивидуальных особенностей группы учащихся в процессе обучения. Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся.Если индивидуальные особенности, характерные для одних учащихся, будут наблюдаться и у других, то такие особенности называют типическими, т.е. присущими определенной группе учащихся. Учет типических особенностей учащихся происходит в процессе дифференцированного подхода.
Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка.
Цель дифференциации — адаптация обучения к особенностям различных групп учащихся. Целью индивидуального подхода к обучению является всемирное способствование тому, чтобы подметить в каждом ученике его самую сильную сторону, помочь этой «живинке» претвориться и развиться в деятельность так, чтобы в ребенке засверкала его человеческая индивидуальность, поддержать веру в свои силы, укрепляя его бодрость и волю, помочь достичь свой «потолок»витии, до которого позволяет ему подняться полный расцвет его способностей.
Развитие технического мышления учащихся- одна из основных задач ШТТ.В кружках собраны вместе воспитанники только по возрастному принципу, без учета интеллектуальных и индивидуальных способностей. Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях кружковой деятельности это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.
На практике индивидуальное обучение в чистом виде используется сравнительно редко. Чаще всего индивидуальное обучение сочетается с дифференцированным обучением, то есть реализуется на основе дифференциации. Таким образом, личностно-ориентированное обучение по определению является обучением дифференцированным.
Как строить процесс дифференцированного обучения?Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи ученику. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности учащихся при выполнении учебных действий. Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов. Проходит эта работа в несколько этапов:
1.Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье. Для этого используются личные наблюдения, тестирование, анкетирование, беседы с родителями.
2.Выделение отдельных групп учащихся, учитывая:
- интересы, склонности;
- способности;
- достигнутые результаты;
- проектируемую профессию.
3.Составление или подбор дифференцированных заданий, включающих различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого педагога свой подход к выделению групп учащихся. С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.
1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
Дети 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий. Этим учащимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.
Дети 2 группы более всего устраивают педагогов, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание педагога, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.
Дети 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий.
Как педагогу-практику сделать занятие продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его? Эффективность занятия зависит от целого ряда факторов. Работать над ним педагог начинает ещё при написании календарно-тематического плана. Важно продумать место и роль каждого занятия в теме, связь между занятиями курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.В чем заключается методика дифференцированной работы на занятии?
1 этап. Дифференцированная работа на занятии.Одним учащимся можно предложить задания обязательного уровня усвоения материала, другим тоже самое и добавить более сложную задачу. Ученикам III группы — задания более сложные (например, применить собственные разработки).
2 этап. Учет знаний учащихся на занятии.На этом этапе можно организовать взаимопомощь, посадить слабых учеников с более подготовленными, можно организовать работу консультантов.
3 этап. Организация базового повторения.На этом этапе ликвидируются пробелы в знаниях учащихся через определенную работу с теми учащимися, которые что - то не усвоили, допускают ошибки. В это время другие учащиеся могут работать с заданиями, которые хорошо освоены.
4 этап. Проверка усвоения изученного материала.Она включает самоконтроль и работу консультантов, то есть к/р и с/р — разноуровневые, к принятию зачетов можно привлекать консультантов, которые уже сдали зачет по данной теме.
5 этап. Изучение нового материала.Дифференциация проявляется по отношению ко всем учащимся уже со 2 занятия новой темы. Одни учащиеся работают по образцу, отрабатывая задания обязательного уровня; другие сосредотачиваются на упражнениях, требующих хорошего понимания основных положений темы, а третьи переходят от обязательных заданий к творческим.
Методические рекомендации по реализации дифференциации.
1). Использовать тематический контроль удобнее всего работая крупными блоками. В этом случае весь теоретический материал рассматривается компактно на первых занятиях темы, а затем проводится отработка умений и навыков.
2). Содержание контролирующих, самостоятельных работ должно быть заранее известно учащимся.
3). Изучение теоретического материала, разбор сложных заданий должен проводиться в полном объеме, иначе учащиеся, способные усвоить материал на высоком уровне, не смогут пройти через полноценный учебный процесс. Осуществлять дифференциацию нужно не за счет различного уровня преподавания для различных групп учащихся, а за счет различного уровня требований к усвоению материала.
Вывод:
При работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы.Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставит педагог.Если педагога волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.