СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дифференцированный подход в обучении спортивным играм на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему" Дифференцированный подход в обучении спортивным играм на уроках физической культуры"

Просмотр содержимого документа
«Дифференцированный подход в обучении спортивным играм на уроках физической культуры»

Доклад на районном семинаре учителей физической культуры

«Дифференцированный и индивидуальный подход при обучении спортивным играм на уроке физической культуре»

Автор: Макаровская Юлия Владимировна - учитель физической культуры

ГБОУ лицей №144 Калининского района Санкт-Петербурга

16 марта 2016 года


В настоящее время сфера образования переживает период качественных преобразований. Внедрение в систему образования ФГОС – это одно из важнейших условий успешного обучения ребенка в условиях современности. Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса индивидуально-личностного подхода и дифференцированного обучения.

Учителю физкультуры бывает, порой, очень удобно проводить урок не разделяя класс на подгруппы, предлагая учащимся одни и те же задания, используя упражнения одной и той же интенсивности, не учитывая разный уровень физической подготовленности детей и их индивидуальность. Однако, обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся является важнейшим требованием современного урока физкультуры, требованием ФГОС. При планировании каждого урока необходимо учитывать и состояние здоровья детей, уровень физического развития, двигательную подготовленность, особенности развития психики ребёнка.

Необходимо и дифференцированное развитие физических качеств учащихся, и

дифференцированное выставление отметки.

Каждый учитель в начале учебного года получает из медицинского кабинета сведения о медицинских группах здоровья класса. Система работы с классом с учетом групп здоровья уже давно проработана и используется учителями физкультуры в практической работе. Существует много методических пособий с рекомендациями для занятий с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Основное правило, которое должно быть законом для учителя – ребенку нельзя делать то, что запрещает врач. Важно помнить, что ребенок может не знать, что ему можно, а что нельзя. Это обязан знать учитель.

Помимо деления обучающихся на основную и подготовительную группы, которые определяют медики при осмотре детей в начале учебного года, в каждом классе условно можно разделить детей ещё на несколько групп.

  1. Дети с ожирением 2 и 3 степени и макросоматики.

Детям с избыточным весом, которые есть почти в каждом классе, многие упражнения даются с трудом (бег на короткие дистанции, прыжки, кросс). Некоторые упражнения для них невыполнимы (подтягивания на перекладине, лазание по канату). Многие упражнения им делать опасно, так как при их выполнении с ошибками могут произойти травмы у этой категории детей (прыжок в глубину, стойка на голове, кувырки). Страдает, как правило, позвоночник. Подобные сложности возникают и у детей, имеющих аномально большой рост и вес (макросоматики). Им трудно справляться со своим большим телом. Как правило, развитие сердечно-сосудистой системы у этих детей не соответствует его размерам. Они тяжелые и неповоротливые. И те и другие, стесняются своей внешности в подростковом возрасте, им трудно выполнять задания учителя, поэтому, они часто отлынивают от урока физкультуры, ссылаясь на плохое самочувствие, отсутствие формы. А ведь этим ребятам урок физкультуры нужен, как воздух. Индивидуальный подход необходим при занятиях с этой группой учащихся.

  1. Дети, имеющие низкий уровень физического развития и слабую физическую подготовленность.

У таких ребят часто не получается выполнение сложных упражнений, они отстают от одноклассников. Дети с низким уровнем физической подготовленности с трудом справляются с заданиями, которые предлагает учитель, тогда как другие ребята демонстрируют свою силу, ловкость и умения. Их оценка, как правило, «3». Интерес к уроку очень низкий.

  1. Дети со средним физическим развитием.


Эта группа наиболее благополучна. Их, как правило, большинство и всё устраивает на уроке физкультуры: нагрузка, рассчитанная на среднего ученика; уровень сложности предлагаемых упражнений.


  1. Дети с высоким уровнем физического развития и физической подготовленности.

Они быстрее других осваивают все упражнения. Нагрузки, рассчитанной на среднего ученика, им явно не достаточно. Эти ребята часто должны ждать, пока другие ученики справятся с заданием, и, так как все легко и просто, речь не может идти о воспитании морально-волевых качеств таких ребят, что является важной задачей урока физической культуры. Они часто скучают на уроке. Есть такие примеры, когда ученик с удовольствием ходит в спортивную школу, а на урок не идет. Ему там не интересно. Для того, чтобы такие дети не скучали на уроке, совершенствовали свои физические качества необходимо дифференцирование.

Я бы еще выделила группу детей, которые есть почти в каждом классе. Это дети с психологическими проблемами. Они, как правило, имеют средний уровень физической подготовленности, но это неуверенные в себе, испытывающие страх при выполнении определенных упражнений, стеснительные дети. Это может быть один ребенок из целого класса, но он не должен остаться без внимания учителя. Он нуждается в поддержке, индивидуальной работе и ним. Наверное, каждый из присутствующих здесь учителей сталкивался с этой проблемой, например, при обучении прыжкам в высоту, когда ребенок боится планки, лазании по канату. Есть дети, которые боятся мяча. И занятия спортивными играми с мячом становятся для них проблемой.

Учитывая, что тема сегодняшнего семинара – это обучение детей спортивным играм, мне бы хотелось остановиться именно на том, как могут быть использованы принципы дифференцирования и индивидуализации в процессе обучения волейболу.

Обучение спортивным играм занимает большое место в программе физической культуры в школе. На уроках физической культуры дифференцирование и индивидуальный подход в этих разделах программы очень важен. Наиболее подготовленные учащиеся должны получать более сложные задания, в то время, когда слабые дети отрабатывают основные приемы игры (передачи, прием мяча). Подача мяча может выполняться с разного расстояния от сетки в зависимости от того, какой уровень подготовки имеет тот или иной ученик. Во время организации игры сильные игроки должны играть против сильных, что бы интерес к игре не был потерян. У слабо подготовленных детей игра, как правило, не получается. Им можно предложить, либо игру по упрощенным правилам, например, когда можно ловить мяч в трудных для его приема игровых ситуациях, либо на площадке рядом с ними поставить помощников. Это сильные игроки, которые получают от учителя задание помогать слабым ребятам, подстраховывать их во время игры. Игра становиться интересней, когда она получается.

Мне хотелось бы вкратце рассказать о приемах, которые можно использовать при индивидуальной работе с детьми с психологическими проблемами, работе с детьми, которые боятся мяча. Во-первых, необходимо выявить таких детей. Сам ребенок может постесняться рассказать о своей проблеме. Во-вторых, разработать индивидуальный план работы с таким ребенком. Самое главное – помочь такому ребенку приобрести уверенность в своих силах, подружить его с мячом и сделать для него игру в волейбол интересным и веселым занятием. Конечно, это необходимо сделать не в 11 классе, а на первых этапах обучения детей игре в волейбол в 5-6 классе.

Вот несколько практических советов для учителей, сталкивающихся с этой проблемой.

1.Индивидуальная работа ребенка с мячом.

В то время, когда учащиеся класса работают в парах или тройках над передачами мяча, ребенок получает индивидуальное задание. Упражнения могут быть самыми разнообразными: подбрасывания и ловля мяча, передача мяча над собой, передача мяча в стену. Работая индивидуально, ребенок сам выбирает темп выполнения упражнения, силу бросков, не зависит от действий партнера. Занимается спокойно, не испытывает чувство страха.

2.Работа в паре.

Важен правильный подбор партнера. Такого ребенка нельзя ставить в пару с детьми не дисциплинированными, импульсивными, которые могут сделать передачу мяча в его сторону сильно и резко. Либо сами встаньте с ним в пару, либо подберите ему наиболее техничного и спокойного партнера, который поможет неуверенному в себе однокласснику.

Необходимо ориентировать сильных детей на то, что они могут помогать слабым, предлагать им подготовить более слабого товарища к успешному выполнению упражнения и ставить ему за это высокую оценку.

3.Участие в играх.

Во время игры в пионербол ставьте такого ребенка всегда к сетке, чтобы ему не пришлось ловить мяч после подачи соперниками. Помните, что эти дети панически боятся быстро летящего к ним мяча. Но, они с удовольствием получат передачу от рядом стоящего с ним ребенка, поймавшего мяч после подачи, и перебросят его через сетку. Таким образом, участие в игре станет для ребенка не пыткой и наказанием, а интересным занятием. И вы не будете слышать слова «я не хочу играть».

Постепенно страх проходит, ребенок начинает чувствовать себя уверенным в своих силах и дальнейший процесс обучения становиться легче и для него и для учителя.

С тех пор, когда мы все впервые услышали о ФГОС, я часто слышу от своих коллег вопрос, как же применить на практике эти новшества в сфере физической культуры в школе? Да все очень просто. Развиваем комуникативность, ответственность, самостоятельность в принятии решений, развиваем индивидуальность ребенка средствами физической культуры.

И главное. Понимая, что все дети очень разные, и по состоянию здоровья, и по уровню физического развития, физической подготовленности, отличаются друг от друга и характером, и разнообразием психических процессов, каждому учителю необходимо построить свою работу так, что бы ни один ребенок с проблемами того или иного характера не остался без особого внимания, развивался в самостоятельную, полноценную и гармонично развитую личность. Это и есть основное требование ФГОС к уроку физической культуры.